Социальный заказ как определяющий фактор в развитии образовательной среды в ЦДТ
статья на тему

Арсенал комплексных методик педагогической работы с детьми-инвалидами и их семьями, направленных на преодоление проблем чрезвычайно широк, и выбор педагогической технологии зависит как от самого ребенка, так и от квалификации и личных предпочтений педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komnata_ladushki.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Педагог дополнительного образования

                                                            МОУ ДОД «Центра детского творчества»

                                        Казакова Елена Владимировна



Тема:

Социальный заказ как определяющий фактор в развитии образовательной среды в ЦДТ.

Детская инвалидность является более тяжелым явлением, чем инвалидность у взрослых. Это обусловлено тем, что у детей инвалидность накладывается на процесс развития психики, приобретения навыков, усвоения знаний и интеграции в общество сверстников и взрослых.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными, по прежнему являются:
ухудшение экологической обстановки;
рост детского травматизма;
патология течения беременности и родов;
высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей;
неблагоприятные условия труда женщин;
недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений.
Определение инвалидности детям производит Медико-социальная  комиссия, в которую входят врачи, психологи, социальные педагоги и другие специалисты. И в зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности ребенка) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья.
Необходимо отметить высокий рост детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью. Умственная отсталость является основным заболеванием или сопутствующим у детей со статусом инвалидности.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975г.) инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной  личной  или социальной жизни в силу недостатка, быть то врождённое или нет ,его (или её) физических или умственных возможностей..
Инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, социальными, культурными, законодательными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.
В 1989г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества
на особую заботу и помощь
на обеспечения неполноценному ребенку доступа к услугам в области образования
на восстановления здоровья
на общение                          
на любовь                      
                         
        Главная роль в реабилитации детей - инвалидов с умственной отсталостью принадлежит педагогическому процессу. Поэтому необходим контакт родителей с врачами, педагогами, психологами. Родители должны понять, что наилучшая адаптация возможна лишь в том случае, если программа обучения будет соответствовать возможностям ребенка.
        Дети с умственной отсталостью легкой степени (IQ = 60-80) в течение 8 лет обучения проходят программу, основанную на конкретно-наглядных методах обучения. Они овладевают несложными трудовыми навыками и способны адаптироваться в окружающей обстановке.
         Дети с умственной отсталостью умеренной (IQ = 45-59) и тяжелой (IQ = 30—44) степени при относительно хорошей механической памяти способны овладеть написанием и чтением букв и порядковым счетом, но вследствие косности и застойности мышления пользуются знаниями как заученными штампами, то есть не могут творчески их применять. Они могут овладеть навыками самообслуживания и простейшими трудовыми навыками. В некоторых случаях для них возможно участие в элементарных трудовых процессах под контролем.
             Дети с умственной отсталостью глубокой (IQ ниже 30) степени характеризуются почти полной неразвитостью мышления и речи, снижением реакции на окружающее; они не умеют или затрудняются стоять и ходить, поэтому нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

        Детская реабилитационная комната «Ладушки» организовывает  и проводит занятия для детей-инвалидов
Цель занятий– адаптировать и интегрировать неорганизованных детей-инвалидов  в общество.
Задачи занятий:
оказание квалифицированной помощи детям-инвалидам с помощью комплексных методик;
организация и проведения занятий направленных на восстановления социального статуса ребенка-инвалида.
Решая предусмотренные задачи, проводятся следующие мероприятия:
организация и проведение занятий для неорганизованных детей-инвалидов дошкольного возраста по направлению «Умелые ручки» и «Оригами», группы сформированы из 6- 8 детей, организация и проведение занятий для детей-инвалидов школьного возраста по направлению «Забавные поделки», группы сформированы из 8 - 10 детей.
Так же проводятся и организуются культурно-массовые мероприятия для детей-инвалидов
Дни рождения детей,
«открытые занятия»,
Новый год, 8 Марта, 23 февраля
выставки посвященные таким праздникам как «День Матери», «Декада инвалидов»
Все занятия проводятся согласно утвержденным учебным программам, а мероприятия по утвержденному плану.
. Дети, посещающие детскую реабилитационную комнату, приобретают навыки общения в коллективе
Анализируя педагогическую работу с детьми-инвалидами необходимо отметить высокий спрос родителей на занятия по декоративно - прикладному искусству. Многие дети находятся на домашнем обучении, они лишены общения со сверстниками, с обществом. Такие дети очень стеснительные, робкие, неуверенные в себе и может быть даже агрессивными. А на таких занятиях детям предоставляется возможность общаться со сверстниками, с другими детьми, находиться в обществе, учиться работать в коллективе. Так же регулярно проводятся различные выставки, где дети показывают поделки сделанные своими руками. Выставки являются результатом плодотворной работы детей и педагога. С помощью таких выставок дети самоутверждаются. Матери отмечают в своих детях положительные изменения: дети становятся уверенными, активными, общительными и раскрепощенными, что помогает в дальнейшей социализации ребенка и интеграции в общество.
Дети с задержкой психического развития требуют к себе особого внимания со стороны преподавателей. В определённой мере занятия декоративно-прикладным искусством (ДПИ) способствуют коррекции поведения детей такой группы, т.к. предметно – практическая деятельность, связанная с ДПИ и художественным трудом, способствует эстетическому воспитанию, развитию мышления, памяти, воображения, а так же мелкой моторики рук.
За это время значительно увеличилось количество детей-инвалидов посещающих эти занятия, за  год занятия посетило 50 детей-инвалидов. Необходимо отметить, что  данный показатель является  результатом доверия со стороны родителей к педагогам.
В педагогической работе с семьей, с детьми-инвалидами  очень важна роль педагога, пользуется ли он авторитетом в этой семье, является ли он человеком, которому семья доверяет. Если специалист пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность наибольшего общения с семьей.
Все виды педагогической помощи семье с детьми-инвалидами индивидуальны, и их надо осторожно подбирать к каждому типу семьи. Самым сложным вопросом в работе с семьями является вовлечение родителей в социально-педагогическую работу с детьми-инвалидами. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна.
Таким образом, арсенал комплексных методик педагогической работы с детьми-инвалидами и их семьями, направленных на преодоление проблем чрезвычайно широк, и выбор педагогической технологии зависит как от самого ребенка, так и от квалификации и личных предпочтений педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников как фактора способствующего развитию образовательного учреждения

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. ...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примеры форм социального партнерства в условиях детского эколого-биологического центра на обоюдо выгодных условиях....

Материалы по теме "Формирование и развитие образовательной среды"

Типы воспитывающей среды, характеристики личности ребенка по Лесгафту, компоненты образовательной среды на примере СОШ №1 г.Белоярский...

Тематическая статья на тему "Развитие образовательной среды школы и повышения мотивации к обучению учащихся в условиях реализации ФГОС"

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...

Социальное партнёрство школы, как средство достижения эффективности образовательной среды.

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуал...