Технология Развитие критического мышления
статья ( класс) на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_rkm.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технология « Развитие критического мышления»

Работу подготовила:

учитель математики

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская общеобразовательная средняя школа Мезенского района»

Авдеева Людмила Сергеевна

2016

Технология «Развитие критического мышления»

В настоящее время знание и владение современными образовательными технологиями, использование их в процессе обучения являются показателями профессиональной компетентности педагога.

Современный урок – это урок, соответствующий требованиям подготовки конкурентного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в условиях, отличных от школьной образовательной среды.

Методическая цель учителя – «создание условий для проявления познавательной активности  учащихся как основы формирования и развития учебной компетенции и ключевых компетенций»[2] обучающихся. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности самого обучающегося.

Одной из технологий организации учебного процесса, которая позволяет учащимся не блистать эрудицией, а научиться ориентироваться в информационных потоках, устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся, является технология развития критического мышления (далее РКМ или РКМЧП).

Разработчиками технологии являются американские ученые – педагоги. Халперн Д., Хьюелл Л., Зиглер Д. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл и др.

С 1997 года начала свой путь в педагогическом сообществе России в рамках проекта института «Открытое общество».

Цель технологии РКМ – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Преимущество технологии  -  развивает навыки критического анализа. Кроме этого данная технология активизирует образовательный процесс; повышает самостоятельность; обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучаемых.

Начинать технологию можно на самых ранних ступенях процесса обучения, и продолжать при обучении учеников среднего и старшего звена.

Применять можно для одного школьного предмета или комплекса предметов. Выстраивать изучение курса целиком и тогда использование технологии становится системным и методичным.

Структура урока по технологии РКМ включает три этапа (стадии, фазы).

Отличительной чертой данной образовательной технологии является существование специальных стратегий, т.е. способов, приёмов достижения необходимых результатов обучения.  Стратегий очень много, поэтому учитель всегда сможет выбрать оптимальные варианты для конкретного класса, для конкретной группы или конкретного учащегося. Следует отметить, что стратегии данной технологии хорошо сочетаются с приёмами других технологий, например, стратегию технологии РКМ «Тонкие» и «толстые» вопросы можно использовать с учётом технологии уровневой дифференциации.

Рассмотрим некоторые стратегии технологии РКМ на каждом из этапов урока.

Фаза Вызова

Фаза вызова – это первый этап  изучения теоретического материала по учебному тексту (этап ДО чтения). На этапе работы с текстом ДО чтения можно использовать следующие стратегии:

  1. Знакомство с заголовком

Любое чтение любого источника начинается со знакомства с заголовком. Прочитав заголовок, мы обдумываем: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?».

Задание учащимся: Прочитайте заголовок. Какое слово вам уже знакомо? Что оно означает? (Ответы детей). А что нам предстоит узнать?

  1. Глоссарий 

Просмотрите текст и определите слова, словосочетания, которые мы сегодня узнаем или повторим (слова в тексте выделены).

  1. Ориентиры предвосхищения

Тема урока определена.  Учащимся предлагается ряд утверждений. Задание: Отметьте «+» те, с которыми вы согласны:

Например, тема «Равносоставленные многоугольники. Площадь многоугольника»

Утверждения

Начало урока

Конец урока

Равносоставленные многоугольники – это многоугольники составленные из равных частей

Площадь многоугольника – величина занимаемой части плоскости

Единица измерения площади – квадратный сантиметр

Равные многоугольники имеют равные площади

Равные многоугольники называются равновеликими

Замечание: вернуться к утверждениям на фазе рефлексии. Узнать изменился ли ответ, и если изменился, то почему.

Вариациями данной стратегии являются приёмы «Верите ли вы?», «Знаете ли вы, что…».

  1. Задай вопрос 

Задание ученикам: подготовьте два вопроса по тексту, ответ на которые дадим сегодня на уроке, изучая данную тему.  

  1. «Тонкие» и «толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся  (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать сообщение, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.

Форма таблицы «тонких»  и «толстых» вопросов

«Тонкие» вопросы    

«Толстые» вопросы

Кто?  Что?  Когда?  Где?

Согласны ли вы, что?

Почему?

Как вы можете объяснить?    

В чем отличие ….?

Что такое аксиома?

Через сколько точек, не лежащих на одной прямой можно провести плоскость?

Верно ли утверждение: если три точки окружности лежат в плоскости, то и вся окружность лежит в плоскости?

Как вы можете объяснить, что стул на четырёх ножках шатается, а на трёх – нет.

 

6. Кластер

Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.

Использование на уроке рисунков  способствует развитию критического мышления, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем.

7. Мозговой штурм

8. Оценка текста

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа.

Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик «приподнялся» над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации.

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?

Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?

Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.

Фаза реализации (осмысления)

Второй этап изучения теоретического материала по учебному тексту – фаза реализации (осмысления). На этапе работы с текстом ВО ВРЕМЯ чтения можно использовать следующие стратегии:

  1. Чтение с остановками

Используется  для пробуждения у детей и подростков  интереса к чтению. Учитель читает текст,  не спеша, с перерывами, чтобы подумать -  поразмышлять о прочитанном, делает пометки, задает себе и окружающим вопросы по тексту.

  1. Кластер
  2. Инсерт

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.

Прием используется на фазе реализации (работа с текстом), таблица с информацией используется на фазе рефлексии. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

Чтение индивидуальное: 1.Читая, ученик делает пометки в тексте:

V – уже знал, + – новое, – – думал иначе, ? – не понял, есть вопросы.

2.Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект.

Учитель после заполнения учащимися таблицы обобщает результаты работы в режиме беседы. При этом учитель сам может прояснять затруднения, возникшие у учащихся. Отвечать на трудные вопросы, фиксируя при этом на доске в таблице ИНСЕРТ.

Активное чтение способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

Стратегию «Инсерт» автор использует при изучении нового материала, когда у учащихся есть знания в этой области, но на данном уроке они должны расширяться, уточняться.

Пример, 8 класс. Геометрия. Тема урока: «Многоугольники»

Учащиеся  читают, делают пометки карандашом в учебнике, заполняют таблицу в тетради. После индивидуальной работы идет процесс обсуждения, учитель фиксирует версии учащихся на доске.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

Многоугольник.

Вершина многоугольника.

Р многоугольника.

Диагональ многоугольника.

Угол многоугольника.

Противоположные стороны, вершины четырехугольника.

Внутренняя, внешняя область многоугольника

Выпуклый многоугольник: (n – 2) . 180°

Определение многоугольника

Не понял как получили формулу

4. «Тонкие» и «толстые» вопросы

На стадии осмысления содержания этот прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания.

5. ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»)

Стратегия «ЗХУ» применяется с использованием таблицы:

Знаем        

Хотим узнать        

Узнали

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

Осталось узнать

1.

2.

3.

Заполняя графу «З», учащиеся  составляют список знаний.   Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х».  Слушая лекцию, читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Это обусловливает активность при восприятии лекции, при чтении текста.

Слушая лекцию, учащиеся имеют возможность корректировать некоторые знания, находящиеся в графе «З». В графу «У»  они записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания. Заполняя графу «Что осталось узнать», учащиеся формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования.Пример. Тема урока: «Сложение, вычитание обыкновенных дробей», 6-й класс.

Знаю        

Хочу узнать

Узнал новое

Как складывать дроби с разными знаменателями?

Как вычитать дроби с разными знаменателями?

Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями.

      Понятия: наименьший общий знаме-натель, дополнительные множители.

      Чтобы сложить, вычесть  дроби с раз-ными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.

      Алгоритм +, – дробей с разными знаменателями.

Фаза рефлексии

Третий этап изучения теоретического материала по учебному тексту – фаза рефлексии. На этапе работы с текстом ПОСЛЕ чтения можно использовать следующие стратегии:

  1. Кубик (ромашка) Блума

Учитель или ученик бросает кубик. Учитель задает соответствующие вопросы по тексту (когда данная стратегия будет отработана, вопросы могут формулировать и сами ученики).

Примеры вопросов:

- Почему? Объясни? Назови? Предложи? Придумай?  Поделись?

-  Тема «Тела вращения», «Многоугольники»: На что это похоже? Чем отличается?; Опиши форму, размеры или др. характеристики; Как это сделано? Как и где применяется?

  1. «Тонкие» и «толстые» вопросы

При рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких»  и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

  1. Работа с выводами
  2. Кластер
  3. Сиквейн

Стратегий  в технологии РКМ очень много.

На каждой фазе стратегии применяются с использованием индивидуальной или групповой работы, работы в парах.

Закончить хочу словами Артюхиной Т.Ю. «Как правило, педагоги начинают использовать отдельные стратегии технологии, а позже, увидев результаты применения отдельных «приёмов», приобретают опыт по разработке фрагментов, блоков, систем учебных занятий. Происходит это обычно потому, что стратегии технологии развития критического мышления неплохо согласуются с привычными циклами занятий»[1].

Список использованных источников

  1. Артюгина, Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. - метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина.- Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.
  2. Школа молодого учителя. – Вып. 2 / сост. Л.Б. Бударникова, В.В. Гордеева, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
  3. Янчевская Л.А. Приемы технологии критического мышления на уроках математики [Электронный ресурс].- Режим доступа :  http://www.festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....