программа кружок Мой край ФГОС
рабочая программа на тему

Программа внеурочной деятельности "Мой край" ПРИЗВАНА ПОМОЧЬ УЧИТЕЛЮ РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ О РОДНОМ КРАЕ,  УВИДЕТЬ ЕГО В ОБЩЕМ  ХОДЕ ИСТОРИИ, ОЩУТИТЬ СВОЮ СВЯЗЬ С ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ СТРАНЫ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moy_kray_fgos.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

                          Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мой  край!»  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов  общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

        В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся  сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

       Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мой  край » призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Воронежской области, Воробьевского района, герои Воронежской  земли в годы Великой Отечественной войны.  Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

       Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

       Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

         Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

        Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение истории родного края.

Цели программы:


• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала; 
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае; 
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ; 
• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:


• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков; 
• овладение начальными навыками исследовательской работы; 
• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; 
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни; 
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

 
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; 
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Программа  предусматривает теоретические и практические занятия:


1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся начальных классов.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

2. Содержание программы

Направленность данной внеурочной  образовательной программы: проектная деятельность.

Класс: 5.  Наполняемость группы  – 4человека.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один  год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 35 часов.

Количество часов в 1-ой четверти- 9 ч.;

Количество часов во 2-ой четверти-7 ч.;

Количество часов в 3 –й четверти-10 ч.;

Количество часов в 4-ой четверти-9 ч.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий,  олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:

  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсии, поездки, походы;
  • трудовые дела.

          Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

        • с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,

с географией: работа с картами.   

Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

3. Содержание тематического планирования

«Мой край»

Раздел I.  Введение в ИКТ.  (5 часов).

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Программа  текстовый редактор  Word. Программа  PowerPoint.  Работа с интернетом, знакомство с сайтом «Википедия». Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Раздел II.История Воронежской области.(12 часов)

Раздел  посвящен  истории родного  края.

Раздел III. Воронежская область  в  годы  Великой  Отечественной  войны. (10 часов).

Раздел  посвящен  историческим  событиям  нашего  государства  и  родного  края  периода  Великой Отечественной  войны. Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад. Героизм воронежцев  на фронтах войны. Земляки – Герои  Советского Союза. Вклад воронежцев  в победу над врагомЗнакомство с  книгой памяти Воробьевского района.

Раздел IV. Ратные  и  трудовые  подвиги  земляков (5 часов).

 Сбор материала  о  земляках.

Раздел V. Итоговое занятие. (3ч.)

Оформление  и  защита  творческих  работ.  Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.

Открытое мероприятие.   Всего: 35 часов

           

                 Структура курса     

     Введение. Что такое краеведение (1 час).

Тема 1.  Малая родина (12 часов).

С чего начинается родина. Страницы истории села Елизаветовка. . . Село Елизаветовка  в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны. Труженики тыла, вдовы ветеранов ВОВ. Священные места в селе. История и современность.

    Тема 2. Я и моя семья (7 часов).

     Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейныео реликвии. Памятные вещи.

Тема 3.Фольклор моего края,села(5 часов)

Устное народное творчество села. Семейно-бытовые обряды. Национальные игры,праздники. Детский фольклор.

    Тема 3. Наша школа (8 часов).

История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции. Директора школы. Знаменитые выпускники.

Подведение итогов (2час).

Результатами изучения курса краеведения являются умения:

  • объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
  • называть 2-3 достопримечательности края;
  • рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
  • охранять природу родного микрорайона;
  • наблюдать и выделять характерные особенности природы;
  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  • добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Тематическое планирование курса (35 часов)

Название разделов, тем, занятий

Количество

часов

Тема1. Введение в курс. 

Что такое краеведение

Тема 2. Малая родина

2.С чего начинается родина. Страницы истории села .

3.Село Елизвветовка в годы ВОВ

4.Земляки-участники ВОВ.

5-6. Встреча за чашкой чая. Встреча с участниками ВОВ, тружениками тыла, вдовами ветеранов.

7. Создание колхозов. История и современность. Экскурсия в сельскую библиотеку.

8.Экскурсия в сельскую библиотеку.

9.Священные места в селе.

10-11.Экспедиция по селу. Встреча со старожилами.

12-13.Защита проекта «Мое родное село»

Тема 3. Я и моя семья

14.Моя семья.

15.Типы и происхождение фамилий.

    16.«Старая фотография рассказала».

17.Семейные реликвии. Памятные вещи.

18.Составление родословной семьи, рода    

19.Экспедиция по селу. Сбор материалов.

20.Защита проекта. Моя родословная.

Тема 4.Фольклор моего края, села

21.Устное народное творчество села

22.Семейно-бытовые обряды

23.Национальные праздники

24.Национальные игры

25.Детскийфольклор: колыбельная песня…

Тема 5. Наша школа

26.История моей школы.

27.Символика родной школы.

28.Школьные традиции

29.Директора школы.

    30.Знаменитые выпускники школы   

31.Трудовой десант. Уборка возле обелиска.

32.Возложение цветов к обелиску.

Тема 6.Подведение итогов

33.Не исчезай моё село…

34.Устный журнал «С чего  начинается  Родина»

35. Итоговое занятие

     

1 час

1 час

12 часов

1 час

1 часа

1 часа

2 часа

1 час

1 часа

1 час

1 час

2 часа

2 часа

1 час

1 час

1 час

    1 час

1 час

1 час

      5 часов

      1 час

       1 час

      1 час

     1 час

     1 час

8 часов

     1 час

     1 час

     1 час

     1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Программа "Мой край" (ФГОС).

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

кружок "Наш край"

Программа и календарно-тематическое планирование кружка дополнительного образования "Наш край"...

Программа курса внеурочной деятельности ФГОС . Кружок " Поваренок"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с ФГОС ООО.Рабочая программа является частью ООП ООО МБОУ СОШ № 13 и конкретизирует содержание и особенности реализации курса ...

Кружок "Мой край родной"

РП кружка по географии "Мой край родной"...