Интеллектуально-психологическая игра для старшеклассников "МЕГАМОЗГ"
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему

Алякина Елена Ивановна

Игра состоит из двух частей. В первой части между собой будут сражаться две команды.
Первая часть игры состоит из несколько этапов. В каждом этапе командам будут даны 2 вопроса-задания (математика + другой предмет). За каждый верный ответ команда получает 1 балл, т.е. максимум получает 2 балла. Если команды набрали по 0 баллов или по 1-му баллу, то каждая команда теряет одного игрока «закрытым голосованием (каждый участник 1-й команды на листочке пишет имя участника, без которого может продолжать игру, аналогично и 2-я команда). Если команды набрали по 2 балла, то все игроки продолжают игру. Если одна команда набирает больше баллов чем другая, то она продолжает играть с тем же составом, а проигравшая – теряет одного игрока.
Вторая часть игры состоит из этапов, содержащих только математические задания. Участники игры не имеют права голосовать против участника-победителя каждого этапа (он будет иметь защитный «татем»). В конце второго этапа и определится победитель. Когда останется 3 человека, то все участники будут голосовать за самого самого, на их взгляд, «знатока».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_dlya_starsheklassnikov_megamozg.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Апраксинская СОШ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ИГРА

для старшеклассников

(математика + другие предметы)

Учитель математики        Алякина Е.И.

Интеллектуально-психологическая игра «МЕГАМОЗГ»

Цели и задачи.

1. Повышения статуса старшеклассников с положительной мотивацией и выраженными успехами в предметных областях.

2. Активизировать мыслительную деятельность школьников; раскрыть их творческий потенциал; оптимизировать межличностные отношения.

3. Усилить у учащихся интерес к учебной деятельности, расширить их кругозор, ассоциативное мышление.

4. Воспитывать у подростков стремление к победе.

Ход игры

Учитель. Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем игру «МЕГАМОЗГ» и выявим самого эрудированного ученика нашей школы.

Игра состоит из двух частей. В первой части между собой будут сражаться две команды.

Приглашаются капитаны команд. Затем, каждый из них должен набрать себе достойную команду (они по очереди приглашают учащихся в свою команду).

Команды придумывают название своей команды.

Первая часть игры состоит из несколько этапов. В каждом этапе командам будут даны 2 вопроса-задания (математика + другой предмет). За каждый верный ответ команда получает 1 балл, т.е. максимум получает 2 балла. Если команды набрали по 0 баллов или по 1-му баллу, то каждая команда теряет одного игрока «закрытым голосованием (каждый участник 1-й команды на листочке пишет имя участника, без которого может продолжать игру, аналогично и 2-я команда). Если команды набрали по 2 балла, то все игроки продолжают игру. Если одна команда набирает больше баллов чем другая, то она продолжает играть с тем же составом, а проигравшая – теряет одного игрока.

Вторая часть игры состоит из этапов, содержащих только математические задания. Участники игры не имеют права голосовать против участника-победителя каждого этапа (он будет иметь защитный «татем»). В конце второго этапа и определится победитель. Когда останется 3 человека, то все участники будут голосовать за самого самого, на их взгляд, «знатока».

Первая часть

1 этап

МАТЕМАТИКА + РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Проведи прямую, которая пересекает все стороны четырехугольника.

                                                        (это четырехугольник невыпуклый

                                                        

2. Укажите, чем является выделенное слово в следующем отрывке из стихотворения С.Есенина «Письмо матери».

а) архаизмом;        б) неологизмом;        в) жаргонизмом;        г) диалектизмом.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

(Шушун – диалектизм, в южнорусских говорах

старинная женская одежда вроде кофты, телогрейки)

2 этап

МАТЕМАТИКА + БИОЛОГИЯ

1. Как изменится площадь прямоугольника, если длину увеличить на 20%, а ширину уменьшить на 20%?                (уменьшится на 4%, т.к. 1,2х*0,8у=0.96ху)

2. В 1784 году из Америки в Испанию доставили необыкновенно красивые цветы. Испанский король решил сохранить тайну заморского цветка, но немецкий натуралист Александр Гумбольд, исследователь южной Америки, невольно раскрыл эту тайну, привезя клубни мексиканского растения. Клубни какого растения он привез?                                                (клубни георгинов)

3 этап

МАТЕМАТИКА + ФИЗИКА

1. Миша 12 часов спал, половину дня рисовал, третью часть дня смотрел мультики, шестую часть играл. Остальное время делал уроки. Сколько часов Миша делал уроки?                (Миша не делал уроки, т.к. 12 + 6 + 4 +2=24)

2. В XVII веке русскому царю было подарено несколько пудов сушеных листьев этого растения. Напиток, приготовленный из листьев, очень понравился русскому народу. Его «уважают» и до сих пор. Как это растение называется? На каком явлении основано его употребление?

                        (Чай. Употребление чая основано на явлении диффузии)

4 этап

МАТЕМАТИКА + ЛИТЕРАТУРА

1. Сравните произведения  20132013*201420142014 и 20142014*201320132013.

(произведения равны, т.к. 20132013*201420142014=2013*1001*2014*1001001,

а 20142014*201320132013=2014*1001*2013*1001001))

2. Перед вами атрибуты божества, которые можно встретить в любой мифологии. По атрибутам определите имя божества и мифологию:

1) крылатые кони, запряженные в колесницу;

2) белая одежда, хлебные колоски.

(1. Гелиос – бог солнца, Древнегреческая (античная) мифология;

2. Ярило – бог весеннего солнца, Древнеславянская мифология)

5 этап

МАТЕМАТИКА + ХИМИЯ

1. 29 пауков ловят 29 мух за 29 секунд. Сколько потребуется пауков, чтобы поймать 87 мух за 87 секунд?

(29 пауков, т.к. 1 паук ловит 1 муху за 29 сек,

за 87 сек 1 паук поймает 3 мухи, а 29 пауков 87 мух)

2. Что означает эмблема змеи в медицине?

(Я дарую жизнь, долголетие, здоровье (древние цивилиз.

Востока, Египта, Греции, Нового света)

6 этап

МАТЕМАТИКА + ИСТОРИЯ

1. Сколько сейчас времени, если до конца суток осталось 2/3 того, что уже прошло от начала суток?        (14ч24мин,=14, т.к. х+х=24, , х=)

2. Римляне были искусными воинами и свои военные победы они отмечали с большой пышностью. Если полководец торжественно выезжал в Рим на колеснице в пурпурной одежде, увенчанный лавровым венком, то это означало, что ему устроили ... (?) А если он выезжал в Рим верхом, одетый в тогу претексту, увенчанный миртовым венком, то это означало, что ему устроили ... (?)

Вставьте пропущенные слова.                                (ТРИУМФ. АВАЦИЯ)

7 этап

МАТЕМАТИКА + ГЕОГРАФИЯ

1. Сколько человек в семье, если у двух сестер по три брата и по одному отцу, а у каждого брата по одной матери?                                                (7 человек)

2. Этот российский ученый-энциклопедист написал две большие книги о природе и географических зонах СССР, создал классические труды по эволюции жизни, ихтиологии (учение о рыбах). Его классификация климатов Земли во взаимосвязи с учением о ландшафтах до сих пор актуальны в географии. Он объяснял опустынивание деятельностью человека, а оледенение – «факторами космического порядка». В память о нем названы 4 природных объекта и научно-исследовательское судно. Назовите этого ученого.

                                (Академик Лев Семенович Берг )

8 этап

МАТЕМАТИКА + РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Какую из цифр 1, 2 или 3 можно поставить вместо (*) в записи числа 552*0, чтобы оно делилось на 6?                                                                (3)

2. Выпишите словосочетания, в которых присутствует метафора:

тяжёлые мысли; сочный арбуз; читать Пушкина; горячий конь; завоевать «золото»; удачная импровизация; светлая мансарда; крылатая вера; далёкие облака.                                (тяжёлые мысли; горячий конь; крылатая вера)

9 этап

МАТЕМАТИКА + БИОЛОГИЯ

1. Разность двух смежных углов составляет 200. Найдите меньший угол.

                                                                (800, т.к. х+у=180, а х – у=20)

2. Загадочный зверь. Я прекрасно лазаю по деревьям и очень неохотно брожу по земле. У меня плохо развит слух, но зато отлично развито зрение и обаяние, а моя голова способна совершать повороты на 2700. Моему «маскировочному костюму» завидуют многие, ведь зеленовато-бурый мех трудно различить среди листвы. А вот прозвище люди мне дали незавидное, даже обидное. А вы знаете как меня зовут?                                                                (ленивец)

10 этап

МАТЕМАТИКА + ХИМИЯ

1. Сколько потребуется столбов, если их надо ставить через каждые 20м на расстоянии 3км?                        (151м, т.к. 3км=3000м, 3000:20=150, 150+1=151)

2. Напишите формулу следующего соединения ВИСМУТ АЗОТНОКИСЛЫЙ.

                                                        (Bi(NO3)3)

11 этап

МАТЕМАТИКА + ИСТОРИЯ

1. Альбом стоит 40 рублей. Какое наибольшее число таких альбомов можно будет купить на 900 рублей после повышения цены на 10%?                (20)

2. Кто и в каком качестве осуществлял общее руководство советскими войсками в сражении под Прохоровкой? (Курская битва)

(командующий Воронежским фронтом генерал армии Николай  Фёдорович Ватутин. Представитель ставки Верховного Главнокомандования Маршал Советского союза Александр Михайлович Василевский (до 14.07.43г.). С 14 июля координацией действий фронта со Ставкой занимался Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков)

12 этап

МАТЕМАТИКА + ГЕОГРАФИЯ

1. В забеге участвовало 37 спортсменов. Число спортсменов, прибежавших раньше Васи, в 5 раз меньше числа тех, кто прибежал позже него. Какое место занял Вася?                (7, т.к. х до него, 5х после него, всего 36, 6х=36, х=6 – до него)

2. Зимой 1968-1969гг. на Кубани в Поволжье разразилась катастрофа, которая длилась 25 дней. Она «съела» значительную часть плодородного слоя почвы. Что это за стихийное бедствие?                                (пыльные или черные бури)

13 этап

МАТЕМАТИКА + РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Какое число нельзя записать с помощью трех пятерок, знаков действий и скобок: 1; 2; 3; 4?

(3, т.к. (5:5)5=1; (5+5):5=2; 5–(5:5)=4)

2. Найдите среди этих фрагеологизмов синонимы: без сучка без задоринки, как ветром сдуло, воспрянуть духом, зарубить на носу, тянуть время, как по маслу, пасть духом, поминай как звали, тянуть канитель, прокрустово ложе.

(тянуть время – тянуть канитель; как по маслу – без сучка без задоринки;

как ветром сдуло – поминай как звали)

Вторая часть

1. Из проволоки длиной 40см согнули прямоугольную рамку с целочисленными длинами сторон. Сколькими способами это можно сделать?

(10, т.к. стороны могут быть: 1и 19; 2 и 18; 3 и 17;

4 и 16; 5 и 15; 6 и 14; 7 и 13; 8 и 12; 9 и 11; 10 и 10)

2. Лиса и Волк ловили рыбу. Закончив ловлю, Лиса сказала Волку: «если ты отдашь мне одну рыбку, у меня будет в два раза больше рыбок, чем у тебя. Волк ответил: «Дай ты мне одну, и у нас рыбок будет поровну». Сколько рыбок наловили Лиса и Волк всего?

                                        (12 рыбок, т.к. х+1=2(у–1), а х–1=у+1, х=7, у=5)

3. В трех коробках 5, 15 и 40 мячей. Требуется путем перекладываний уравнять число мячей в этих коробках, но из одной коробки можно перекладывать в другую столько мячей, сколько имеется во второй коробке. Как это сделать? И сколько потребуется перекладываний?

(сначала из 2-й в 1-ю 5 мячей: 10. 10, 40, затем из3-й в 1-ю 10 мячей: 20, 10, 40,

затем из 3-й вол 2-ю 10 мячей: 20, 20. 40. Потребуется 3 перекладывания)

4. Дано некоторое натуральное число А, которое может принимать значения от 1 до 9. Расставь знаки арифметических операций «+», «–«, «*», «:» и скобки так, чтобы выполнялось равенство:

А А А А = 2;                А А А А = 3;                А А А А А = 10.

А:А+А;А=1+1=2;        (А+А+А):А=3А:А=3;        АА:А–А:А=11–1=10)

5. Во сколько увеличится трёхзначное число, если к нему приписать два раза такое же число?

(в 1001001 раз, т.к. например, 123: 123123123, 123123123:123=1001001)

6. Сколько существует трёхзначных чисел, сумма цифр которых равна5?

(15. это числа: 104, 113, 122, 131, 140, 203, 212, 230, 302, 311, 320, 401, 410, 500)

Подведение итогов.

Награждение победителя и остальных участников игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры

формирование и совершенствование  речевых навыков, активизация  лексики...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...

«Игра, игра, Игра»

Цель мероприятияПоказать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на занятиях.Задачи:Осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавател...

Интеллектуально-психологическая готовность старшеклассников к ОГЭ

Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно для детей. Психологическая подготовка к ЕГЭ, ОГЭ позволяет ученику избежать излишнего волнения, повысить эффективность запоминани...