Методические рекомендации
статья ( класс) на тему

Сенчукова  Юлия Сергеевна

Методические рекомендации по формированию орфографической зоркости у учащихся с помощью современных методов и приёмов

Данная статья поясняет презентацию по теме "Формирование орфографической зоркости у учащихся с помощью современных методов и приёмов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx65.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию орфографической зоркости у учащихся с помощью современных методов и приёмов

Орфография – раздел языкознания, который изучает и разрабатывает систему правил, обеспечивающих единообразие написания. Термин «орфография» обозначает также сами правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме. [1,с.171]

Целью изучения орфографии в школе является формирование орфографической грамотности. В школе формируется относительная орфографическая грамотность – умение применять изученные в школьном курсе русского языка правила и безошибочно писать словарные слова, включенные в школьный учебник. Помимо относительной грамотности, выделяют абсолютную грамотность – умение пользоваться всеми правилами орфографии и писать безошибочно  любые словарные слова.

Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс, поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место.

Для достижения основной цели формирования относительной орфографической грамотности в средней школе необходимо реализовать следующие частные цели:

1) познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;

2) на основе этих понятий сформировать у них орфографические умения;

3) научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;

4) сформировать у учащихся потребность и умение пользоваться орфографическим словарём;

5) создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии. [2,с.187]

Формирование грамотного письма начинается и закладывается в начальной школе. Это одна из ведущих проблем в курсе русского языка.

Лингвисты, психологи и методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от умения учащихся находить в словах «опасные» места.

«Опасное» место – это место в слове, где может быть допущена ошибка.

Окончив начальную школу, большинство учащихся не овладевают навыками грамотного письма. Поэтому проблема формирования орфографической зоркости является актуальной и в средних классах.

Что такое орфографическая зоркость? Рассказываю учащимся пример, связанный с «тихой» охотой.

Зорким бывает и ум.  Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только  зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чём – то эти люди похожи… на настоящих грибников.

Давайте вспомним, как собирают грибы. «Грибная удачливость» у всех разная. Одни возвращаются из леса с корзинками, донышки которых едва покрыты грибами, у других корзины полны и оттягивают руки. Эта «грибная удачливость» зависит от того, как люди собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немалое количество грибов останется незамеченным. другие старательно осматривают каждый метр земли. Они тоже соберут немного грибов, так как потратят напрасно немалую часть времени. А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и быстро. «Грибное счастье» им улыбается. [4]

Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать «грибные места» в словах. Место, где может быть ошибка, мы называем «опасным». Чтобы его увидеть, нужно понимать, почему оно возникает. Для этого надо изучить тайны морфем.

На уроках я использую различные методы и приёмы обучения грамотности учащихся – это использование таблиц, алгоритмов, кластеров, кейсов, лингвистических игр и задач, весёлых стихов-правил, синквейнов и многое другого.

Одним из важных приёмов формирования орфографической зоркости считаю подробную работу над ошибками, которые учащиеся допускают в творческих и контрольных работах, домашних упражнениях. В начале учебного года учащиеся заводят тетради для работы над ошибками (оформление тетради см. табл.1,2). После каждой письменной работы мы заполняем данную тетрадь.

Табл. 1. Учет ошибок (для 5 класса)

Название правила

Итого

1

Проверяемые безударные гласные в корне слова

2

Непроверяемые гласные и согласные

25

Буквы Е, И в окончаниях глаголов I и II спряжения

Табл. 2. Моя ошибка

Дата

Моя ошибка

(слово в исправленном виде)

№ орф.

Формулировка орфографического правила

Пример

При изучении словарных слов и  на этапе обобщения знаний использую приём синквейн. Составление синквейна требует от ученика резюмировать учебный материал в кратких выражениях. Правила написания синквейна таковы:

  1. на первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.
  2. на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  3. на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  4. на четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата в контексте темы.
  5. на пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Учащиеся с удовольствием работают над составлением синквейна.

Приведём пример  синквейна на тему «Чередующаяся гласная в корне   и словарные слова», составленного учащимися:

Заря

Алая багряная

Горит разгорается догорает

Начало нового дня

Зорька.

На уроках обобщения и закрепления знаний пользуюсь кейсовым методом.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. [3]

   Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Подбираю тексты с заранее допущенными ошибками, учащиеся должны эти ошибки найти и исправить, объяснив правописание данных орфограмм.

Пример задания для 5 класса.

Найдите в тексте ошибкоопасные места, объясните.

На горной дороге.

Мы ехали по горной дороге. В одном месте мы увидели маленькое тихое озерко.

Шофёр остановил машину. Тут мы и заметили в воде страшных зверей. Самих зверей почти не было видно. Только огромные ноздри да круглые глаза лежали на воде.

Шофёр свистнул. Озерко пошло кругами. Над водой поднялись огромные головы с острыми прямыми рогами. Потом показались толстые шеи, широкие, сильные ноги. Это были рабочие быки – буйволы. Они наелись сочной травы на горной лужайке. А в озере спрятались от сильной жары.

(По А. Некрасову)

Учащимся 7 класса при повторении пройденного в 5-6 классах предлагаем такой вариант: запишите текст в соответствии с действующими в русском языке правилами орфографии и пунктуации.

Степинь

Многалет прослужыла штатныя Иденица бизидин ава замичянея инужнажы была как та атмететь иё зослуги! Па этаму Иденицу ришыли вазвисти фстепинь.

С ночяло вазвили вафтарую степинь. Думоли этеми аграничется, - наапять Иденица служет прележьна азамичянее ходьбыадно!

Вазвили Иденицу фтретю степинь. Иапять неаднаво замичянея. Вазвили фчитвортую. Неаднаво замичянея! Падумыть толька.

Вазвили фпятыю степинь фшыстую фдисятаю фсотую Нет замичяней.

Долико пашла Иденица Типерь ана Иденица фтысичьнай степине.

Ашто изминилась атэтава? Не чиво ровном щётом. Вить Иденица фтысичьнай степине тажы Иденица.

И натысичьнаю долю нибольшы!

(Ф. Кривин)

Очень интересен учащимся и мозговой штурм.

Задача состоит в том, кто быстрее из учащихся ответит на заданный вопрос. Вы спросите, в чём различие данной работы от известного нам теста? Различие в том, что ученики на слух и быстроту мышления должны правильно выбрать ответ из предложенных вариантов. Данный пример для учащихся 7 класса на повторение изученных ранее тем.

Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

  1. сверкающих
  2. золотом
  3. зелёного
  4. расстилалась

В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё следует звонкий согласный?

  1. расставлены
  2. разбивались
  3. вниз
  4. отражали

В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

  1. бесчисленные
  2. зеленого
  3. стеклянная
  4. длинных

В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. зв..зда, оч..ровательный
  2. выб..рать, с..лдат
  3. т..лант, д..бро
  4. с..дьмой, р..сток

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ со словом пишется слитно?

Не(1)добрый человек не(2)знает покоя, но винить не(3)кого: не(4)надо желать зла другим.

  1. 1, 4
  2. 1, 3, 4
  3. 1, 2, 3, 4
  4. 1, 3

     Учащимся 6 класса в начале учебного года предлагаем такое задание: запишите словарные слова.

Арена, балкон, баскетбол, восклицательный, впереди, вскоре, костюм, лиловый, маршрут, матч, пианино, платформа, повествовательный, посетить,   почерк,  правильный, расчет,  расчетливый,  ремень,  республика, рюкзак, салют, слева, соревноваться,  состязаться,  спартакиада, стремиться, телевизор, телефон, тренер, тренироваться,  фиолетовый, фотоаппарат, футбол, хоккей, чернила, чехол, шоколад, шоссе.

На последних уроках изучения раздела «Имя существительное», «Лексикология» и т.д. использую кластер. Учащимся нужно вспомнить все орфографические правила из данного раздела и привести на них примеры.

Учащимся нужно вспомнить все орфографические правила из д раздела  «Имя существительное» и привести на них примеры. Вот что получилось у одного из учащихся:

Данная работа даёт учителю отследить усвоение учебного материала учениками и понимание изученных тем.

Также на протяжении всего учебного года учащиеся выполняют неизменяемое домашнее задание – списывание с готового текста, что очень способствует запоминанию правильного написания слов.

Все эти приемы и методы помогают учащимся в формировании их орфографической зоркости.

Литература:

1.Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку : учеб. пособие для вузов/ / Т.М. Воителева. – М. : Дрофа, 2006. – 319, [1] c.

2.Теория и практика обучения русскому языку : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /  [Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.] ; под ред. Р.Б. Сабаткоева. -  2 – е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.

3.Технологии обучения студентов в ВУЗе: Учебное пособие для студентов магистратуры. Под ред. Г. П. Синицыной.- Омск, 2002.

4. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/01/11/formirovanie-orfograficheskoy-zorkosti-uchashchikhsya-5-9_klassov 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...