ПРОГРАММА логопедического клуба «ЛОГОЦВЕТИК»
рабочая программа

Соловьева Ольга Владимировна

 

Программа логопедического клуба "Логоцветик по развитию и коррекции речи составлена для детей старшей и подготовительной группы.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание артикуляционного упражнения.

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, лепка по мотивам русских народных сказок, дидактические игры и упражнения с использованием нестандартного оборудования и т. д.).

3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания.

4. Физминутка.

5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

логопедического клуба

«ЛОГОЦВЕТИК»

                                                                                                           

                                                                                        «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.

                                       Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку —

                                                          можно творить”

                                                                                                                                       К. С. Станиславский

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

(информационная карта)

Наименование программы                                               Клуб: «Логоцветик»

Тип программы                                                                 Модифицированная, экспериментальная, авторская

Направленность программы                                            Эстетическая, коррекционно-развивающая                    

Образовательная область                                                 Логопедия

Срок обучения                                                                  1 год

Возраст воспитанников                                                    5-7 лет

Уровень реализации программы                                     дошкольное образование

Организация деятельности                                              подгрупповая

Продолжительность реализации                                     одногодичная

С какого года реализуется программа                            2014г.

Содержание программы

  1. Информационная карта программы  ……………………………….……………………………………………..1                      
  2. График работы………………………………………………………………………………………………………3
  3. Пояснительная записка

Цель и задачи………………………………………………………………………………………..........................6

Основные принципы………………………………………………………………………………………………..6

       4. Ожидаемые результаты………………………………………………………………………………………….…9

       5.  Перспективный план занятий………………………………………………………………………………….….10

       6.  Условия реализации программы………………………………………………………………………………….20

       7. Список используемых источников……………………………………………………………………   …………21                              

Пояснительная записка.

                                                                          «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.

Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку — можно творить”

                                                                                                                                                                  К.С.Станиславский

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.

Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов т.д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.

Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.

Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.

И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.

Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).

1.Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

  1. Формирование правильного речевого дыхания;

  Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

  1. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки.

        Основные принципы при разработке программы:

• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

• Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

• Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

• Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

•Принцип  построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог

2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)

4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.

5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж. для укрепления физического здоровья детей

7. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (лепка с использованием техники «тестопластика», рисование, конструирование)

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Программа логопедического клуба «Логоцветик» по развитию и коррекции речи составлена для детей старшей и подготовительной группы.

Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 25 минут.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание артикуляционного упражнения

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, лепка  по мотивам русских народных сказок, дидактические игры и упражнения с использованием нестандартного оборудования и т. д.)

3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания.

4. Физминутка

5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.

При составлении программы были использованы методические разработки ряда известных авторов, а также собственные разработки по развитию мелкой моторики рук у детей с нетрадиционными предметами.

Ожидаемые результаты:

В конце учебного года у детей выработана четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). 

Результаты коррекционно – развивающего процесса фиксируются в диагностической карте по итогам диагностики (первичной, итоговой).

Перспективный план занятий логопедического клуба «Логоцветик»  

Неделя

Мероприятия

Цель

Сентябрь

3

1. «Лягушка»;

  «Окошко»

2. Использование  

   Су-Джок терапии

3.«Кто дальше загонит  

    мяч?»

4. Игра «Тишина»

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ.

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

1 Этап. Знакомство  детей с массажером , правила его использования.

Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

Задачи:      

-Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

- Содействовать снижению двигательной  и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

4

 1. «Лягушка»,

   «Слоник»

2. Использование

   Су-Джок терапии

3. Игра "Лебеди"

4. Игра «Угадай инструмент»

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ.

Цель: выработать подвижность и активность губ.

2.    Этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

Задачи:      

-Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

- Содействовать снижению двигательной  и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

-  Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

Октябрь

1

1. «Месим тесто"

2. Использование техники «Пластилинография»

3. «Рыбка-плыви»

4. Игра «Узнай по звуку»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Задачи: Активизировать словарный запас по теме «Грибы». Понятие  «Один - много". Учить рассматривать грибы, подбирать слова признаки"

Цель: Развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей  и пальцев рук, умение сотрудничать.

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

2

1.«Вкусное варенье»,

2. Использование техники «Пластилинография»

3. «Голуби»

4. Игра «Шумовые баночки»

Цель: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

Цель: Развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей  и пальцев рук, умение сотрудничать.

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

3

1. «Лопаточка»

2.  Игры "Пальчиковые шаги"

3. «Лебеди»

4.Игра «Где хлопнули?»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.

Задачи: подготавливать  руку ребенка к письму; развить его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность;  способствовать развитию речи.

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

4

1. «Мост»

2. Использование Су-Джок терапии

Логосказка "Ёжик"

3. «Чей кубик подымиться выше?»

4. Игра «Где позвонили?»

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

Задачи:      

-Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

- Содействовать снижению двигательной  и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

-  Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Цель: развивать диафрагмальное дыхание.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

Ноябрь

1

1. «Месим тесто», «Иголочка»

2.  Лепка

3. «Фокус»

4. Игра «Кто быстрее?»

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Задачи: Понятие "Один-много. Закрепить число 5. Учить подбирать слова признаки, умение сравнивать, развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать"

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 x 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2 – 3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

2

1. «Вкусное варенье»

 

2. Дидактические игры и упражнения с использованием нестандартного оборудования

3. «Капитаны»

4. Игра «Полянка»

Цель: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

 

Задачи: Понятие "Один-много. Закрепить число 5. Учить подбирать слова признаки, умение сравнивать, развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать"

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

3

1. «Лопата копает»

2.  Игра с мешочком:

«Следопыт»

3. «Паровозик свистит»

4. Игра «Высоко-низко»

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторки

Цель: выработка плавной, непрерывной струи

 Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Должен получиться свист.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

4

1. «Холодный ветер»

2. Массаж пальцев кистей рук эластичным кольцом.

(Су Джок терапия)

3. «Охотник идёт по болотам»

4. Игра «Тихо-громко»

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [ с ] по подражанию.

Задачи:      

-Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

- Содействовать снижению двигательной  и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

-  Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Цель: распределение воздушной струи по бокам

 

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

Декабрь

1

1. «Грибок»

2. .   Использование техники «Пластилинография»

3. «Гонки»

4. Игра «Метель»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

Задачи: Активизировать словарь по теме "Зимующие птицы". Учить подбирать слова-признаки, сравнивать, развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать.

Цель: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка

 Коробка оборудована, как дорожки для бегунов - «горошин», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее доведет своего бегуна до финиша.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

1. «Индюк»

2. Использование техники «Пластилинография»

3. «Чья фигурка дальше улетит»

4. Игра «Дует ветер»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.

Задачи: Активизировать словарь по теме "Зимующие птицы". Учить подбирать слова-признаки, сравнивать, развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать.

Цель: развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ

 

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

3

 1. «Часики»

 «Качели»

2. Физминутка "Две лягушки хохотушки"

3. «Горох против орехов»

4. Игра «Громко-тихо»

Цель. Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево.

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха

 Проводится матч на «футбольном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2 — 3 горошины и 2 — 3 ореха предварительно разбросаны по всему полю

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

Январь

2

1. «Лошадка»

2.  Лепка

3. «Новогодние трубочки — шутки»

4. Игра «Лебеди»

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Задачи: Активизировать словарь по теме "Новогодние праздни ки". Учить подбирать слова-признаки, сравнивать. развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать.

Цель: развитие длительного плавного и сильного выдоха

 Под воздействием выдыхаемого воздуха лебеди плывут.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

3

1.«Наказать непослушный язычок»

2.  Лепка

3. «Кораблик»

4. Игра «Близко-далеко»

Цель: способствовать расслаблению мышц языка.

Задачи: Активизировать словарь по теме "Новогодние праздники". Учить подбирать слова-признаки, сравнивать. Развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать.

Цель:  учить чередованию с сильного и длительного плавного выдоха.

 

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

4

1. «Часики»

 «Качели»

2. "Выложи из палочек"

3. «Вертушка»

4. Игра «правильно-неправильно»

Цель. Продолжать выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево.

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Цель: формировать элементарные математические представления в знакомстве с геометрическими фигурами, цветом. Развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры.

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

Февраль

1

1. Чередование «Слоник - лягушка»

2.  Использование техники «Пластилинография»

3. «Мыльный пузырь»

4. Игра «Слушай и выбирай»

Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

Задачи: Активизировать словарь по теме "Домашние животные". Знакомство с числом 7.  Учить подбирать слова-признаки, сравнивать. развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

2

1.«Барабанщик

2.  Использование техники «Пластилинография»

3. «Горка»

4. Игра «Какое слово отличается?»

Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.

Задачи: Активизировать словарь по теме "Домашние животные". Знакомство с числом 7.  Учить подбирать слова-признаки, сравнивать. развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать.

Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки».

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

3

1. «Маляр»

2. Использование Су-Джок терапии.

Пальчиковая игра "Черепаха"

3. «Снег идёт»

4. Игра «Одинаковые или разные?»

Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [ р ], [ л ], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

Задачи:      

-Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

- Содействовать снижению двигательной  и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

-  Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

4

1. «Парус поднимается»

2."Игры с прищепками"

Игра "построй заборчик"

3. «Вертушка»

4. Игра «Похлопаем»

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [ р ], [ л ].

Задачи: развитие мелкой моторики (тонких движений рук) и речевое развитие ребенка взаимосвязаны

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

Март

1

1.«Холодный ветер»

2.   Дидактические игры и упражнения с использованием нестандартного оборудования

3. «Песня ветра»

4. Игра «Что лишнее?»

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [ с ] по подражанию.

Задачи: Активизировать словарь по теме «Мамин праздник». Учить подбирать слова признаки, сравнивать. Развивать  темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

2-

1. «Мост»

2. Лепка

3. «Катись карандаш»

4. Игра «Хлопни-топни»

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Задачи: Активизировать словарь по теме «Мамин праздник». Учить подбирать слова признаки, сравнивать. Развивать  темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

3

1. «Пароход»

«Пароход гудит»

 2."Игры с прищепками"

Игра "Поможем маме"

3. «Весёлые шарики»

4. Игра «Что просит белка?»

Цель: подготовка артикуляции для звука [л ].

Цель: вызвать звук [л] смешанным способом.

Задачи: развитие мелкой моторики (тонких движений рук) и речевое развитие ребенка взаимосвязаны

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

4

1.«Приклей конфетку»

2.»Выложи из палочек»

3. «Воздушные шарики»

4. Игра «Доскажи словечко»

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Цель: формировать элементарные математические представления в знакомстве с геометрическими фигурами, цветом. Развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры.

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

 

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

Апрель

1

1. «Барабан»

2.  Использование техники «Пластилинография»

3. «Фокус»

4. Игра «Звук заблудился»

Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.

Задачи: Активизировать словарь по теме «Аквариумные рыбки». Учить подбирать слова признаки, сравнивать. Развивать  темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Цель: развитие плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

2

1. «Дятел»

2.  Использование техники «Пластилинография»

3. «Уточки»

4. Игра «Чей голос?»

Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].

Задачи: Активизировать словарь по теме «Аквариумные рыбки». Учить подбирать слова признаки, сравнивать. Развивать  темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

3

1.«Пулемёт»

«Комар»

2. «Выложи из палочек»

3. «Голуби»

4. Игра «Найди звук»

Цель. Продолжать выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево.

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Цель: формировать элементарные математические представления в знакомстве с геометрическими фигурами, цветом. Развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры.

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

4

1. «Слоник» - «Лягушка»

3. «Расти, пена!»

4. Игра «Отстукивание слогов»

Цель: продолжать добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

Май

1

1. «Цокает лошадка»

2.  Лепка

3. «Вертушка»

4. Игра «Слоговой поезд».

3. «День рождения»

Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].

Задачи: Развивать связанную речь. Учить употреблять слова-признаки, сравнивать. Развивать  темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

2

1. «Пулемёт»

2.  Лепка

3. « Свистки»

4. Игра «Чудесная удочка»

Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р].

Развивать связанную речь. Учить употреблять слова-признаки, сравнивать. Развивать  темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Цель: развивать слуховую память и слуховое  внимание.

Условия реализации программы:

  • помещение, рассчитанное для подгрупповых занятий;
  • столы;
  • стулья;
  • индивидуальные  зеркала;
  • логопедические зонды;
  • учебно -  методические пособия;
  • настольные игры;
  • ИКТ.

Список используемых источников

  1. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М.: изд. Дом «КАРАПУЗ», 2001.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», /А.Е.Белая, В.И. Мирясова // Творческий центр  «Сфера», М. -2002.

  1. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания. – Санкт- Петербург: «КАРО», 2000.
  2. Воробьева В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие /В.К. Воробьева// —2006. — С158.

  1. Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика. – Санкт-Петербург: Изд. «ЛИТЕРА», 2010. – с. 63.

  1. Дурова, Н.В. Фонематика.  – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.

  1. Епифанова, О.В. Автоматизация шипящих звуков. – Волгоград: ООО «ЭКСТРЕМУМ», 2006. – с. 256.

  1. Кондратенко, И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М.: «АЙРИС – ПРЕСС», 2010. – с. 60.

  1. Коноваленко В.В.: Коноваленко С.В. Хлоп-топ: нетрадиционные приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми 6-7 лет. – М.: Изд. «ГНОМ и Д», 2004. – с. 20.

  1. Коти, Т. Ю. Считалки. – М.: изд. «РОСМЭН – ЛИГА», 1997. – с. 10.

  1. Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Развитие речевого восприятия. – М.:  Изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009. – с. 85.

  1. Новоторцева, Н.В. Логопедическая тетрадь. – Ярославль: Академия развития, 1996. – с. 64.
  2. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников. Логопедия сегодня./О.В. Сингаевская//- 2011г. - №2. - С.26-30

  1. Столярова, А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.

  1. Ткаченко, Т.А. Физкультминутки. – М.: Изд. «ГНОМ» и «Д», 2001.
  2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина//— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы Клуба любителей исторических открытий

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЕ г. МОСКВЫГосударственное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа  с углубленным изучением английского...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДРАВСТВУЙ, МИР! ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!» ( программа деятельности Клуба международной дружбы)

Программа "Здравствуй, Мир! Здравствуй, Друг!" является образовательной программой детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества г. Абакана Р...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА работы клуба по интересу ‘Английский-клуб’

Данный курс не только знакомит с культурой стран изучаемого языка,но и   знакомит с общечеловеческими ценностями В ходе работы осуществляется организация праздников, ролевых игр, меропр...