ПРОГРАММА КУРСА профориентационной работы с учащимися 9 класса "мой выбор"
элективный курс (9 класс) на тему

Данная программа составлена на основе программы "Мой выбор" "Студенческого научного сообщества" школьных психологов. Внесены изменения в аудиторную нагрузку.

 

В соответствии с «концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Сегодня необходимо сделать акцент на столь важное направление, как помощь молодому человеку в поиске своего места в обществе, планирование перспектив своего профессионального и личностного развития.Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы "Мой выбор" "Студенческого научного сообщества" школьных психологов. Внесены изменения в аудиторную нагрузку.

В соответствии с «концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Сегодня необходимо сделать акцент на столь важное направление, как помощь молодому человеку в поиске своего места в обществе, планирование перспектив своего профессионального и личностного развития.

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией.

Таким образом профориентационная работа со школьниками - это также вклад в решение острых социальных проблем. Программа элективного курса предназначена для учащихся  9 классов. В 9 классе актуальным становится вопрос  профессионального выбора,  поэтому продолжая профориентационную работу мы знакомим учащихся  с профессиями, профессиональным пространством региона.

Содержание элективного курса предполагает  включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был личностно значимым для подростка, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действования при решении своих проблем, связанных с профессиональным и профильным самоопределением.

Данный элективный курс  позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности  и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;

расширить знания учащихся о мире профессий;

обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.

Учебный  план  курса  

Разделы

Итого (час)

1.

Предмет и задачи курса

1

2.

Мир профессий

7

3.

4.

5.

Профессиональное самоопределение

Подготовка к будущей карьере

Обобщение

4

4

1

4

Итого:

17

Содержание курса

1. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика (1 час) и профконсультирование (первичная диагностика образовательного запроса)

Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса.  Цель и задачи курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса  и краткая информация о содержании каждого раздела.

2. Мир профессий (7 час)

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

3. Профессиональное самоопределение (4 часов)

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

4. Подготовка к будущей карьере (4 часа)

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

5. Обобщение (1 часа)

Планируемые результаты

По прохождению данной программы учащиеся должны быть готовы к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

раскрывать психологические особенности своей личности;

выявлять свои способности и профессиональные интересы;

составлять личный профессиональный план.

Используемая литература.

1. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г.

2. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». М, 2007 г.

3. Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М, 1984 г.

4. Кон И.С. «В поисках себя» М, 1990 г.

5. Макаева О.А. Григорьева Е.С. «Я выбираю профессию» М., 2002 г.

6. Мелибруда М. «Я-Ты-Мы» М., 1986 г

7.  «Методические рекомендации по проведению профоиентационной работы»Сост. И.В. Кузнецова – Ярославль, 1986 г.

8. Орлов Ю.А. «Самопознание и самовоспитание характера», М., 1987 г.

9. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М., 1998 г.

10. «Профессиональная ориентация на рынке труда. Образовательная программа» Сост. Бендюков М.А. Александрова О.Е.

11. Пряжников Н.С. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Комплект из 4 методических пособий». М.-Воронеж, 1997.

12. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия программа профессионального самоопределения для подростков”.М, 2000 г.

автор: Ахметова Светлана Аглямовна, педагог-психолог (источник)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЯМБИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

                    Утверждено  

                                                                 директор МОУ "Лямбирская СОШ №2"

                                                            __________________Добряева М.В.

                                                          __________________________2011г


 

 ПРОГРАММА КУРСА

профориентационной работы с учащимися 9 класса

"мой выбор"


 
 

Составитель: учитель математики

Ж.А. Боброва.


 
 

2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме :"Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья".

Тема: «Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья» ...

Элективный курс профориентационной работы в 9 классе

Материал будет полезен для классных руководителей и психологов...

План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.

План работы классных руководителей   по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...

Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов

Рабочая программа составлена  на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н....

Программа по информационной, профориентационной работе с учащимися в рамках предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор»

Программа элективного курса предназначена для организации учебного процесса с учащимися 8-10 классов в рамках  предпрофильной  подготовки учащихся.Проведение элективного курса предполагает п...

Программа профориентационной работы для учащихся 8-11 классов "Путь в профессию".

Поурочные разработки профориентационных уроков для учащихся 8-11 классов....

Проект: «Профориентационная работа с учащимися при изучении курса «География России»

В данной работе  раскрывается проблема подготовки подрастающих поколений к труду и роль профориентационной работы учителя на уроке географии. Школа, как важный социальный институт, играет неотъем...