Конкурсное задание "Методическое портфолио"
материал ( класс) на тему

Стародубец Яна Александровна

пояснительная записка и презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПЕДАГОГ ГОДА – 2016».

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО»

Стародубец Яна Александровна, учитель истории и обществознания,

                МКОУ СОШ п.Ола

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нестандартные формы и методы преподавания истории и обществознания как способ активизации познавательной деятельности учащихся.

Актуальность. Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные, интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого найти новые формы и причины позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и образования учащихся на всех этапах обучения. Учителю необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирование личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значительной степени творческими, нестандартными и в то же время эффективными.

Проблема. В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой низкой познавательной активности учащихся: ученики стремились механически воспроизвести информацию, но не осмыслить ее; испытывали трудности в понимании взаимосвязей между явлениями и процессами; затруднялись обобщать, сравнивать разные точки зрения, выражать свою точку зрения и аргументировать её.

Цель. Данная ситуация показала, что требовалось активизировать познавательную деятельность через развитие мышления, повышение мотивации с помощью нестандартных форм и методов, используемых на уроках, которые бы затронули учащихся, вызвали бы у них интерес к изучению истории и обществознания. Это соотносится с требованиями ФГОС: «Развивать мыслительную активность учащихся, включающую умение искать, анализировать, обобщать, применять, интерпретировать информацию, содержащуюся в различных источниках, о событиях и явлениях прошлого и настоящего». Таким образом, требуется активизировать познавательную деятельность учащихся посредством нестандартных форм и методов преподавания на уроках истории и обществознания.

Примеры использования нестандартных форм и методов преподавания на уроках. Для активизации познавательной деятельности учащихся использую в своей работе:

1.Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики преподавания в школе. Это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.  Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

- способствуют повышению мотивации учения, рассмотрению явления с нескольких сторон, формированию целостной научной картины мира и познавательного интереса учащихся;

- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

  1. Интегрированный урок английского языка  и обществознания для 7–х классов по теме: «Проблемы современной молодежи: поиск дополнительного заработка». На уроке использовались различные приёмы – беседа, работа с презентацией, с раздаточными материалами, по группам, индивидуально. Ученики в начале урока работают с раздаточным материалом по группам. Каждой группе предложено прочитать и перевести часть письма на английском языке от друга Мартина, который рассказал о своём дополнительном заработке. Каждая из групп освещает свою работу на русском языке. При этом ученики знакомятся с новыми словами, которые встречаются в письме, и записывают их в тетрадь. Далее в беседе с учащимися затрагивается вопрос о зароботке молодёжи в свободное от учёбы время, о том, для чего он нужен, как найти ту профессию, которая будет нравиться и приносить дополнительные деньги молодёжи на карманные расходы, какова роль труда в современном мире и что такое высоко- и низкоквалифицированный труд. Также ученики знакомятся с особенностями профессий молодёжи, работающей в Англии и США. Закреплять материал ученикам предлагалось так: в картинках соотнести профессии со словами на ангийском языке, разгадать загадки о профессиях путём отгадки слова на английском языке и т.д. Творческим домашним заданием для школьников стало создание собственного резюме или резюме кого-то из родных или знакомых.
  2. Интегрированный урок истории, обществознания, георафии и английского языка для 7 класса по теме: «Колонизация или мирное освоение англичанами Северной Америки?». Урок проводился в форме путешествия, при котором учащиеся работали с интерактивной доской, раздаточным материалом, презентацией, документом, географической картой. Перед учащимися ставилась проблема – найти ответы на проблемный вопрос: «Так что же в действительности стало причиной появления Америки – освоение или колонизация?». Урок-путешествие начинается с разговора и работы по геогафической физической карте мира о том, какие и где распологаются материки на планете Земля, какие существуют части света и плавно переходя к непосредственно к государству США. Ученикам задаётся вопрос: «Какова история появления этого государства?» и в ходе урока эти события открываются ученикам. На уроке дети работают индивидуально, выполняя задания и самостоятельно внося в листы оценивания свои результаты. Этими заданиями становятся: работа с интерактивной доской (соотнести флаги и государства), перевод предложений с ангийского на русский язык, послушивание текста исторического документа и ответы на тест, соотнесению русских терминов с английскими. С помощью наводящих вопросов из курса обществознания,  учащиеся приходят к мнению, что Америка была колонизирована англичанами. Творческое домашнее задания ученики выполняли в виде рисунков, кросвордов, ребусов по данной теме урока.
  3. Интегрированный урок истории, обществознания и английского языка для 8-х классов по теме: «Духовная сфера общества: исследование космоса». Изучение нового материала строилось на основе групповой работы учащихся с различными источниками и литературой, видео материалом на английском языке, беседы по различным заданиям. Данный урок начинался с прослушивания аудиозаписи. Учащиеся по ней высказывали своими мнения – с чем ассоциируется данный музыкальный фрагмент. «Какова роль открытия космоса для человечества?» - данный проблемный вопрос был поставленн перед учениками, которые на протяжении урока искали ответ на него. Урок проводился в виде исследования, работы по 3 группам – филологи, литераторы, обществоведы. Каждая из групп выполняла свои задачи, путём работы со словарями, текстами, книгами. Три группы по окончанию выделенного времени должны были осветить результаты своей работы. Были введены новые термины на английском языке, проводилась беседа по рассказам каждой группы. Также учащимся предлагалось посмотреть видеосюжет о Ю.Гагарине на английском языке. В конце урока дети аргументировано и доказательно выссказывали своё мнение по проблемному вопросу, который был поставленн в начале урока.

        Методические разработки данных уроков представлены на сайте (http://nsportal.ru/yanamelnik).

2. Метод «Кроссенс». Одним из нестандартных  методов, который можно применять на уроках и занятиях, является  метод «кроссенса». Слово "кроссенс" означает  "пересечение смыслов" и этот метод разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Девять изображений - картинок, символов  расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными. Задача  учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений и дать название логической цепочке.

Кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы в истории и обществознании, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений. Кроме того, что немаловажно, он позволяет оживить исторические процессы образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников, символами.        

Так, например, на уроке истории в 7 классе по теме «Дворцовые перевороты» использую такой кроссенс:

 

C:\Users\Леся\Desktop\Кроссенсы\notitle5.JPG

эпоха дворцовых переворотов, правители. (Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Анна Леопольдовна, Иван VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II. Пётр Первый помещён в середину как деятель способствовавший началу этой эпохи, создавший предпосылки для неё своей политикой и указом о порядке престолонаследия).

Урок обществознания в 6 классе по теме: «Человек и его деятельность» может быть закреплен следующим кроссенсом:

C:\Users\Мяка\Desktop\20150202_220849-kdcollage.jpg

учащиеся называют существующие виды деятельности человека – умственная, творческая, трудовая, интеллектуальная, общение, игра, а по количеству участников - коллективная, индивидуальная. Центром кроссенса является синоним слова «деятельность» - труд.

        Результативность.  Результативность урока направлена на достижение образовательных результатов (ЗУНы):

  • работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и другое.

О результатах говорит уровень успеваемости и уровень качества знаний учащихся  по истории и обществознанию с 2012 по 2015 гг. По истории успеваемость составляет 100%, качество знаний учащихся в выросла с 62,3% до 75,5%. По обществознанию качество выросло с 73,5% до 80,7%, успеваемость -100%.

Убеждена, что нестандартный подход к преподаванию истории и обществознания пробуждает в учащихся познавательный интерес. Это проявляется в желании участвовать в конкурсах, олимпиадах, конференциях, а также в волонтёрской деятельности в рамках школьного клуба «Подросток и Закон».

Таблица 1. Достижения моих  учащихся

Год

Название конкурса

Ф.И участника, класс

Результат

Ноябрь

2012

ООО «ИРШОО» всероссийская олимпиада «Мультитест»

Смоленцев Владимир 6«А»

Скуратова Марина 6«А»

Лопатина Анастасия 6 «А»

Новикова Анастасия 6 «В»

Лауреаты

Декабрь

2013

Всероссийская дистанционная олимпиада по Всемирной истории

проекта «Инфоурок»

Михайлова Елизавета,

6 «А»

3 место

Декабрь

2013

Всероссийская дистанционная олимпиада по Всемирной истории

проекта «Инфоурок»

Шиляева Кристина,

7 «В»

2 место

Декабрь

2013

Всероссийская дистанционная олимпиада по Всемирной истории

проекта «Инфоурок»

Першенкова Светлана,

6 «А»

1 место

Декабрь

2013

Всероссийская дистанционная олимпиада по Обществознанию

проекта «Инфоурок»

Лопатина Анастасия,

7 «А»

3 место

Май

 2014

Международный дистанционный конкурс по Всемирной истории

проекта «Новый урок»

Лопатина Анастасия,

7 «А»

1 место

Май

 2014

Международный дистанционный конкурс по Обществознанию

проекта «Новый урок»

Скоробогатова Ирина,

7 «Б»

3 место

Декабрь 2014

III районная научная конференция учащихся образовательных учреждений МО «Оьский район»

Лопатина Анастасия,

8 «А»

3 место

Январь

2015

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки - 2015»

Лопатина Анастасия,

8 «А»

2 место

Ноябрь

2015

Всероссийская дистанционная  олимпиада по Обществознанию

проекта «Мега талант»

Смоленцев Владимир

9«А»

2 место

Важно отметить, что использование данных приемов способствовало и формированию у учащихся общих учебных умений, развитию самостоятельности и освоению универсальных учебных действий, что в условиях развития современного образования в рамках метапредметного подхода немаловажно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Конкурсное задание "Методическое портфолио".

Собственное понимание смысла педагогической деятельности...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Я - учитель» (эссе)

Данный материал представлен  в рамках районного профессионального конкурса "УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА - 2017" (заочный тур "Методическое портфолио", конкурное задание "Я - учитель"). В нем раскрыты...

Пример составления конкурсного портфолио отделения дополнительного образования детей

В данной работе представлено примерное содержание портфолио ОДОД на районный конкурс отделений дополнительного образования детей....

Конкурсное задание "Методическое портфолио"

1.Эссе на тему "Я - учитель". конкурсное задание;2. Интерне - ресурс;3.Методический семинар...

Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание Эссе «Я – Учитель»

Заочный конкурс Эссе "Я - учитель" "Постоянно думая о детях Василий Александрович говорил, что школа должна быть школой радости. Только тогда ученики будуб учиться так, как п...