Конкурсное задание "Методическое портфолио"
статья на тему

Венгер Дарина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Я - учитель».

Учителя истории и обществознания Венгер Д.А

МБОУ «Депутатская СОШ с УИОП»

«Дарина, сколько  учеников в твоем  классе? У меня двадцать пять, а  Степанов Петр сегодня опять баловался у меня на уроке!». Эти слова  принадлежат моей дорогой старшей сестре Диане, они отпечатались в моей памяти, как будто они прозвучали только вчера,  а ведь  прошло  уже 20 лет… В  детстве мы играли в школу, сколько себя помню  - всегда играли.  Осенью наступала школьная пора, мы, перейдя в новый класс, шли в школу, а дома нас ждала наша, импровизированная школа, где мы с сестрой не ученики, а учителя. За окном осень.  Мокрая ветка рябины с ярко – красными кистями ягод бьется о стекло, в воздухе ощущается свежеть после недавно прошедшего дождя, по комнате  раздается веселый  треск  догорающих дров в печи - вокруг уют и комфорт дорогого сердцу дома, а две девочки сидят за письменным столом друг против друга и увлеченно творят:  они увлечены процессом, они учат детей.

Моя мама учитель начальных классов, вот уже 40 лет занимается она обучением подрастающего поколения. Своим мастерством, творчеством, трудолюбием,  особым отношением к  ученикам она  впечатлила и вдохновила  нас в выборе будущей профессии. Сама того не замечая, она с детства  привила  нам любовь к профессии учителя. За что я ей чрезмерно благодарна. Я очень любила приходить на работу к маме, особенно осенью, потому что в школе царила праздничная, волнующая атмосфера, пахло свежей краской, свежевыбеленные потолки радостно отражали солнечный свет, радуя глаз всех тех,  кто приходил в этот храм знаний. Я помню такой момент из  детсадовского детства. Школа и сад в нашем селе находились в одном здании. Мама пришла ко мне в группу перед тихим часом, я просилась с ней на работу, на что мама ответила, что сейчас в школе будет проходить линейка и ей пора. Помню, как я лежала, глядя в потолок, и представляла, как большая, желтая линейка идет по коридору, и все вокруг восхищенно смотрят на нее.  И мне хотелось там оказаться и смотреть на нее, мне хотелось оказаться в этом волшебном мире, в этой сказке, где происходит чудесное волшебство : дети приходят в школу маленькими, совсем несмышленышами, а выходят личностями, готовыми к покорению  вершин, к открытию чего-то нового, прекрасного. Но мне нужно было ждать  еще целых два года.

        И вот я – учитель.  Я работаю в школе уже восьмой год. Я не работаю в обычной школе, для меня школа это нечто другое, что-то волшебное, сказочное - все, что происходит в ней, имеет светлый смысл и несет с собой только чистые помыслы. Несмотря на немного детское представление о ней,  я пред собой и обучающимися ставлю цели и  задачи, которые нужно решить, применяя различные методы и приемы, стараюсь реализовывать серьезные проекты.

Говорят: «Дети – цветы жизни».  Я согласна с этим высказыванием. Наша задача сделать все возможное и невозможное, чтобы жизнь наших учеников  удалась. Несмотря на мой небольшой педагогический стаж и жизненный опыт,  я считаю что школа должна помогать родителям воспитывать в детях самое лучшее. Учитель  сочетает в себе разные качества, но в первую очередь он должен быть другом, который в трудную минуту всегда поможет, поддержит и подбодрит словом. В моем представлении ученики  - это росточки, которые тянутся к свету знаний, а я – учитель,  который должен поливать их свежей водой, т.е. обучать детей,  используя современные педагогические технологии.  Своей непреложной задачей  считаю развитие абсолютно в каждом ребёнке тяги к знаниям, необходимость поддерживать в нём искру интереса к предмету, не дать ей погаснуть. Я уверена, что каждый ребёнок по-своему талантлив. Именно поэтому, основным качеством настоящего учителя является умение найти общий язык со своими учениками. Ведь мы, учителя, должны не только учить, но и воспитывать. И ещё я убеждена, что мы должны не только учить, но и учиться сами. Учиться у своих воспитанников.  Поверьте, это необыкновенное чувство – научиться чему-то у своих учеников! 
        Став учителем, я поняла, как это сложно и важно найти тот самый ключик к ранимой детской душе и сохранить его, не потерять. И поэтому твёрдо уверена, что наша профессия, профессия учителя – самая нужная и важная на Земле. Мы даём детям знания, а вместе с ними – путёвку в такую длинную и такую интересную жизнь!



Предварительный просмотр:

Объяснительная записка

Методического семинара

на тему «Технология  проблемного обучения как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС»

Опыт моей педагогической деятельности сформировался на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «МБОУ Депутатская СОШ с УИОП».  В данной школе работаю   с 2010 года. Общий стаж педагогической деятельности составляет 7 лет. На протяжении уже 3 лет  я работаю по технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания.

В настоящей работе  опишу свою методику преподавания, которая, во-первых, основывается на современных требованиях образовательного стандарта, а во-вторых, является результатом моих собственных разработок, которые я определила для себя в процессе трудовой деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)  предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. ФГОС побуждает учителя к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире.

Актуальность технологии проблемного обучения  также связана с постоянно растущими требованиями к квалификации и мобильности современного работника. Общество ждет от него не просто выполнения работы по заданной схеме, но и самостоятельных, оригинальных решений поставленных задач.

Поэтому уроки, проведенные по технологии проблемного обучения, позволяют научить ребят нестандартно решать сначала поставленные перед ним учебные задачи, а в последствии использовать полученные навыки для решения жизненных ситуаций.

Чтобы решить основные задачи подготовки выпускников, на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии.

Проблемное обучение - это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.Ж. Руссо.

Это в первую очередь больше возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретенных знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.

Проблемное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как:

1. Учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески.

2. Делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения.

3. Как правило, более эмоционально вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах, поэтому увлекает школьников, формирует серьезный интерес учащихся к научному знанию.

4. Установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания, самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.

Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся.

Устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:

1.Работа должна проводиться систематически.

2.Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы над текстом.

3.Задания должны быть посильными.

4. Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.

5.Эффективность работы определяется тем, в какой мере ее выполнение активизирует познавательные способности учащихся.

К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у ученика, поэтому на его осмысление и поиски решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени.

     Вместе с тем проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать, исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т. е. реализовывать основную задачу педагогического труда.

Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Гипотеза исследования подтверждена, цель и задачи выполнены.

V. Список использованных источников        

1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. /С.-П.: КАРО, 2004, - 142 с.

2.А.Т. Степанищев. Методический справочник учителя истории./ М.: ВЛАДОС, 2001. - 127 с.

3.Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991

4.Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М, 2007

5.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 2007

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема методического семинара: Технология проблемного обучения как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС Венгер Дарина Анатольевна у читель истории и обществознания первой категории МБОУ «Депутатская СОШ с УИОП»

Слайд 2

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.

Слайд 3

Принцип технологии проблемного обучения 1.Учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждающие их искать пути и средства решения. 2. Эффективно сочетает индивидуальную и групповую работу учащихся на уроке. 3. Работа учителя должна нести систематический характер. Проблемная ситуация развивается там, где учащиеся обладают минимумом необходимых для решения задач знаний.

Слайд 4

Этапы осуществления проблемного подхода 1 – й этап. Подготовка к восприятию проблемы – актуализация знаний. Проводится воспроизведение имеющихся у школьников знаний, полученных из предыдущих этапов обучения, в процессе изучения других учебных предметов, из повседневной жизни; они необходимы и актуальны для изучения нового материала, для решения новых учебных проблем.

Слайд 5

2-й этап. Создание проблемной ситуации. Это самый ответственный сложный этап проблемного подхода, он характеризуется тем, что учащийся не может выполнить задачу, поставленную перед ним учителем, используя свои знания и способы действий, он должен дополнить их новыми. Учащийся обязан осознать причину своего затруднения. Однако проблема должна быть посильной. Класс может быть готов к ее решению, но учащиеся должны получить установку к действию. Они начнут выполнять задания, если будет четко сформулирована проблема.

Слайд 6

3 –й этап. Формулировка проблемы – итог возникшей проблемной ситуации, сформулированной в виде познавательной задачи, которую ставит учитель пред учениками. Определяется, на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ. Если учащиеся постоянно учувствуют в решении проблемы, они могут сформулировать проблему и найти способ ее решения.

Слайд 7

4 –й этап. Процесс решения проблемы. Состоит из нескольких ступеней: ф) осознание проблемы, выявление противоречий, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно – следственных связей; б)формулирование гипотезы, в поиск путей доказательства предложения; в)доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание; г)Общий вывод, в котором изучаемые причинно следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Слайд 8

5-й этап. Доказательство правильности решения, подтверждение его, если возможно на практике. Учащиеся доказывают правильность своего решения, подтверждают е го фактами, аргументами, приводят примеры.

Слайд 9

Например. Тема урока : «Можно ли назвать поход Е рмака колониальным завоевание Сибири? Вид урока : урок - семинар с решением проблемной задачи. Проблемная задача (раздается в распечатанном виде каждому ученику). Многие современные историки считают, что покорение Сибири Е рмаком во главе своего казачьего отряда ничем не отличалось от завоевания Мексики и Перу европейцами: также горсть людей, стреляя огнем, побеждала тысячи вооруженных стрелами и копьями. Ибо северные моголы и татары не умели пользоваться изобретением пороха в конце XVI века, они действовали единственно оружием времен Чингис – хана». В процессе семинара разбираются в этой исторической проблеме.

Слайд 10

Условия для использования проблемной ситуации в предметном обучении: 1) наличие определенного минимума у учащихся; 2) некоторый опыт активной познавательной деятельности у учащихся; 3) Благоприятная и комфортная эмоциональная атмосфера на уроке.

Слайд 11

Ожидаемый результат работы с технологией 1 ) Повышение познавательной активности учащихся 2)Постепенное усложнение методов проблемного обучения, практических заданий проблемно-поискового характера. От ведущей роли учителя к самостоятельной познавательной деятельности (частично-поисковой) учащихся 3 ) Стремление развивать(совершенствовать) критичность мышления, способность к творческому мышлению, опираясь на эмоционально-ценностный компонент учебно-познавательной деятельности . 4 ) Повышение качества знаний по предмету 5 ) Улучшение результативности участия в предметных олимпиадах и конкурсах

Слайд 12

Трудности и проблемы при использовании данного опыта. вызывает затруднение у учащихся в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении; Разработка технологии проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени.

Слайд 13

Преимущества проблемного обучения В работу включается весь класс, (учащиеся с ОВЗ получают более легкий вариант проблемного задания)что гарантирует усвоение нового материала; Реализуется на любой степени обучения; Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность; Мощный источник мотивации познавательной деятельности учащихся.

Слайд 14

Результативность опыта Повышение уровня обученности моих обучающихся. (данные за 3 года)

Слайд 15

Участие и победы на предметной олимпиаде Учебный год Название олимпиады уровень Участник Результат 2015-2016 Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по истории муниципальный Рябичко Е 3 место 2016-2017 Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по истории Каратунов Александр 3 место 2017-2018 Всероссийской олимпиады по обществознанию Всероссийской олимпиады по истории Всероссийской олимпиады по праву Школьный и муниципальный Бойчук Наталья ; Реброва Раиса ; Горбовский Андрей; Сабадаш Айза , Кучерова Мария ; Спиридонова Е; Степанов Иван; Агапова Ксения ; Прежитова Е; Ковтун Алевтина; Ахмедова Айшат -, Спиридонова Екатерина ; 1 место 2 мест 3 место 2 место 3 место 3 место 3 место 1 место 2 место 3 место

Слайд 16

Участие в научно – практических конференциях Учебный год Название конференции ФИУ частника Школьный Муниципальный Республиканский Российский 2015-2016 НПК «Шаг в будущее» Р НПК «Открытие Рябичко Евгения - 1 место 2 место участие 2016-2017 НПК «Шаг в будущее» Рябичко Евгения - Направленеа к участию участие - 2017-2018 НПК «Шаг в будущее» Бупнашов Захар Федотов Богдан Ковтун Алевтина 2 место 1 место 1 место 2 место 1 место 1 место рекомендована- -

Слайд 17

Положительная динамика результатов Единого государственного экзамена и ВПР (за 2 года) Уровень Средние показатели 2014-2015 2016-2017 ВПР (класс) История обществознание История обществознание История % успеваемости 80% 87,5% 100% 73% 83% % качества 0% 50% 25% 27,2 57% Ср.балл 2,8 3,2 3,38 3 3,5 Степень обученности 32% 50% 47,6% 38,18 55,48

Слайд 18

Адресная направленность 1. Опыт универсален в использовании, так как может быть применим учителям с опытом работы и начинающим педагогами; Технология проблемного обучения применима на любом предметном содержании и любой ступени, в классах с различным уровнем подготовки

Слайд 19

Литература 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г.№ 273 –ФЗ «Об образовании Российской Федерации»; 2.. Т.И. Сечина , В.В. Головцова , М.В. Ремчукова , Ж.И.Умбеткалиева ./Методическое пособие для учителей истории и обществознания Волгоград.:2017 . – 219 с. 3 .А.Т . Степанищев. Методический справочник учителя истории./ М.: ВЛАДОС, 2001. - 127 с. 4 .Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991 5 .Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М, 2007

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Конкурсное задание "Методическое портфолио".

Собственное понимание смысла педагогической деятельности...

Конкурсное задание "Методическое портфолио"

пояснительная записка и презентация...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Я - учитель» (эссе)

Данный материал представлен  в рамках районного профессионального конкурса "УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА - 2017" (заочный тур "Методическое портфолио", конкурное задание "Я - учитель"). В нем раскрыты...

Пример составления конкурсного портфолио отделения дополнительного образования детей

В данной работе представлено примерное содержание портфолио ОДОД на районный конкурс отделений дополнительного образования детей....

Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание Эссе «Я – Учитель»

Заочный конкурс Эссе "Я - учитель" "Постоянно думая о детях Василий Александрович говорил, что школа должна быть школой радости. Только тогда ученики будуб учиться так, как п...