Игры с нестандартным оборудованием для развития мелкой моторики
картотека ( класс) на тему

Картотека составлена по материалам книги О.А. Зажигиной "Игры для развития мелкой моторики рук с нестандартным оборудованием".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_melkaya_motorika_s_nestandartnym_oborudovaniem.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Игры

с массажными мячиками.

Бежит ежик по дорожке.

1.1.

Бежит ежик по дорожке,

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, -

Жалко ежика до слез.

К. Шефер

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Ходит ежик без дорожек.

1.2.

Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу

И иголками своими

Колется, колется.

А я ежику-ежу

Ту дорожку покажу,

Где катают мышки

Маленькие шишки.

О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Серый ежик.

1.3.

Серый ежик весь в иголках,

Словно он не зверь, а елка.

Хоть колюч молчун лесной,

Ежик добрый, а не злой.

Г. Ладонщиков

Дети кладут мяч на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

        

Колючий ежик.

1.4.

Гладь мои ручки ежик, ежик.

Ты колючий, ну и что же.

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Катают мячик по правой и левой ладони круговыми движениями.

Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Урок.

1.5.

Нажимаем на звонок,

Начинается урок:

Дзинь (5 раз).

Вот разгладим мы ладошки,

Поработаем немножко.

И по кругу поведем, каждый пальчик разомнем.

Вот опять звенит звонок.

И кончается урок:

Дзинь (5 раз).

О. Крупенчук

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Катают мячик по правой и левой ладони круговыми движениями.

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Я мячом круги катаю.

1.6.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук.

О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Катают мячик по правой и левой ладони круговыми движениями.

Поочередно крепко сжимают и разжимают мячик в ладонях.

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Передают мяч из одной руки в другую.

Улитка.

1.7.

Улитка-недотрожка

Высунула рожки.

Медленно ползет,

Домик везет,

Листики жует.

О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Держат мячик в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.

Катают мячик по правой и левой ладони круговыми движениями.

1.8.

Мой веселый круглый мяч,

Щеки круглые не прячь,

Я тебя поймаю,

В ручках покатаю.

О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Надувают щеки.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Мой веселый круглый мяч.

Мячики.

1.9.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Мячики прощаются,

В ладошку возвращаются.

И. Лукина

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Мячик-крошка.

1.10.

Посмотри, мяч какой-

Круглый он и небольшой!

Этот мячик – крошка,

Спрятался в ладошке.

И. Лукина

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Убирают мячик за спину.

Ежик мой колючий.

1.11.

Ежик, ёжик мой колючий,

Кончился мороз трескучий.

Вылезай из теплой норки

И проветривай иголки.

Т. Шапиро

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Дуют на мячик.1

Еж.

1.12.

-Что ты еж такой колючий?

-Это я на всякий случай.

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

В. Степанов

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Чистый еж.

1.13.

Дождик вылился из тучки,

Вымыл ежику колючки.

Еж доволен-сыт, умыт!

На кроватке сладко спит.

Т. Шапиро

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Дети кладут мячик на правую ладонь и накрывают мячик левой ладонью.

Ежонок.

1.14.

На жаре в лесу спросонок

Умывается ежонок.

Мать-ежиха таз берет.

Мордочку ежонку трет.

Г. Виеру

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Мячик.

1.15.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Вперед-назад его качу,

Вправо-влево, как хочу!

Сверху-левой, снизу-правой.

Я его катаю, браво!

С. Ерошкина

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Игры

с прищепками.

Ах, крапива…

2.1.

-Ах, крапива жжется,

В руки не дается!

Злая ты, колючая

Да еще кусучая!

Не дала цветок сорвать,

Чтобы маме показать!

-нет я не кусаюсь,

Просто защищаюсь!

Р. Федина

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой руки, а затем левой на каждый ударный слог-от большого пальца к мизинцу.

Белые гуси.

2.2.

Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: «Га-га-га!»

Е. Пожиленко

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой руки, а затем левой на каждый ударный слог-от большого пальца к мизинцу.

Гусь.

2.3.

Гусь стоит и все гогочет-

Ущипнуть тебя он хочет.

Га-га-га!

В. Цвынтарный.

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой руки, а затем левой на каждый ударный слог-от большого пальца к мизинцу.

Гусенок.

2.4.

Вот проснулся,

Встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок:

-Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне.

О. Крупенчук

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой руки, а затем левой на каждый ударный слог-от большого пальца к мизинцу.

Жук.

2.5.

Жук летит.

Жуж –ж-ж-ж-жит,

Жуж –ж-ж-ж-жит

И усами шевелит!

В. Цвынтарный

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой руки, а затем левой на каждый ударный слог-от большого пальца к мизинцу.

Игры

с резиночками для волос.

Пальчиковая гимнастика №1.

3.1.

Я - пальчик первый, я большой!

Указательный-второй!

Третий пальчик средний!

Четвертый – безымянный!

А пятый мизинчик –

Самый маленький, румяный!

И. Лопухина

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Пальчиковая гимнастика №2.

3.2.

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил!

С этим братцем щи варил!

С этим братцем кашу ел!

С этим братцем песни пел!

А маленького братика спать укладывал!

О. Крупенчук

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Пальчиковая гимнастика №3.

3.3.

Раз, два, три, четыре, пять –

Пошли пальчики гулять!

Этот пальчик - по дорожке!

Этот пальчик-по тропинке!

Этот пальчик –за грибами!

Этот пальчик-за малинкой!

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

Н. Нищева

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Пальчиковая гимнастика №4.

3.4.

Тук-тук молотком!

Строим, стоим новый дом!

Этот дом для Маши!

Этот дом для Саши!

Этот дом для Даши!

Этот для Наташи!

А этот для Андрюши!

Все соседи, все друзья!

Жить без дружбы нам нельзя!

Е. Пожиленко

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Хлопают в ладоши.

Пальчиковая гимнастика №5.

3.5.

Где ладошки? Тут, тут!

На ладошке пруд, пруд!

Палец большой-это гусь молодой.

Указательный гуся поймал!

Средний гуся ощипал!

Этот пальчик щи варил!

А мизинчик нас кормил!

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот.

Н. Гребнева

Дети берут резиночку для волос, кладут ее на ладошку.

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Пальчиковая гимнастика №6.

3.6.

Маша шла, шла, шла

И игрушки нашла!

Кошку,

Матрешку,

Шишку,

Мартышку,

Мышку,

Машинку,

Пушку,

Зайчишку,

Шар, неваляшку!

И, Лопухина

Дети хлопают в ладоши.

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Пальчиковая гимнастика №9.

3.7.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы друзей идем искать!

Этот мальчик под кроватью,

Этот мальчик под диваном,

Этот мальчик под столом,

Этот мальчик за углом,

Этот мальчик встал у стенки,

У него дрожат коленки.

А. Савушкина

Дети хлопают в ладоши.

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Пальчиковая гимнастика №10.

3.8.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы идем грибы искать!

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик грибы съел,

Оттого и потолстел!

Е. Карельская

Дети хлопают в ладоши.

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

3.9.

-Мальчик-с –пальчик, где ты был?

-Долго по лесу бродил!

Встретил я медведя,

Волка,

Зайку,

Ежика в иголках!

Встретил белочку,

Синичку,

Лося,

Мышку,

И лисичку!

И. Лопухина

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Дети меняют руку.

Пальчиковая гимнастика №11.

Пальчиковая гимнастика №12.

3.10.

Этот пальчик-самый большой,

Самый веселый, самый смешной!

Этот пальчик указательный-

Он солидный и внимательный!

Этот пальчик средний-не первый, не последний!

Этот пальчик безымянный-

Он не любит каши манной.

Самый маленький –мизинчик-

Любит бегать в магазинчик!

И. Аверина

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Супчик.

3.11.

Суп решили мы сварить,

Маму с папой накормить!

Мы морковку поскоблили,

Мы картошку раздобыли.

Поперчили,

Посолили,

Помешали.

Маму с папой угощали!

Е. Савельева

Дети хлопают в ладоши.

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Прогулка.

3.12.

Мы по улице гуляли,

Дружно мы ворон считали:

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо всех пересчитать!

Сосчитать мы их хотели,

Но вороны улетели!

С. Бойкова

Дети хлопают в ладоши.

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Ягоды.

3.13.

Заходите, дети в сад!

Тут крыжовник,

Виноград.

А в лесу растет черника,

Земляника,

Ежевика!

Варит бабушка варенье,

Будет внукам угощенье!

О. Крупенчук

Дети хлопают в ладоши.

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Кладут резиночку на ладонь. Резиночка – «кастрюля», указательный палец другой руки - «поварешка». Делают круговые движения указательным пальцем – «варят варенье».

Игры

 с шестигранным карандашом.

Карусели.

4.1.

Карусели, карусели,

Сели, сели, полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились!
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались.
Как захватывает дух,
Ух!

А. Кулешова

Дети берут в руки шестигранный карандаш.

Вращают карандаш пальчиками обеих рук, вверх – вниз, вправо – влево.

Затем вращают карандаш пальчиками одной руки.

Правой и затем левой.

Подъемный кран.

4.2.

Карандашик поднимаю,

Крепко пальцами сжимаю!

А. Сурикова

Дети кладут карандаш на правую ладонь, поднимают его большим и указательным пальцами, затем большим и средним, затем большим и безымянным, затем большим и мизинцем левой руки.

Затем выполняют эти же движения правой рукой.

 

Веселый карандаш.

4.3.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

С. Ерошкина

Дети крутят карандаш между ладонями.

Пропускают карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживают его в определенном положении в правой и в левой руках.

Крутят карандаш между ладонями.

Качели.

4.4.

Карандашик в руки взяли,

Вправо-влево покачали.

Что такое? Неужели

Мы попали на качели?

Е. Колесникова

Дети качают карандаш вправо-влево сначала двумя руками, затем – держа в правой руке, потом – держа в левой руке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями интеллекта как средство подготовки руки к письму

СодержаниеВведение…………………………………………………………...3Глава I. Теоретические основы овладения детьми навыками письма…………………………………………………………………….51.1 Характеристика процесса письма……………………………51.2 Предпосылки форм...

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования»

Значение игр для развития мелкой моторики в жизни ребенка-дошкольника, практический материал для использования родителями, воспитателями, логопедами....

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук через использование нестандартного оборудования

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием оборудования стимулируют познавательную деятельность,способствуют хорошему эмоциональному настрою, развивают речь ребенка раннего возраста....

Развитие мелкой моторики с использованием нестандартных материалов и оборудования

Примеры пальчиковых игр с применением необычного оборудования...

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Дети развиваются в движении. Поэтому дети с раннего возраста так любят пальчиковые игры, а также игры на координацию движения и речи. Помимо речевого развития, игры с пальчиками развивают эмоциональну...

Статья "Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования в работе с детьми с ТМНР"

В статье подобраны упражнения с нестандартным оборудованием для развития мелкой моторики рук для детей с ТМНР: массажными мячиками для рук, эспандерами, крупными бигудями, зубными щетками и.т.д.....

Семинар - практикум для педагогов " Развитие мелкой моторики у детей с использованием нестандартного оборудования "

Материал раскрывает традиционные и нетрадиционные методы работы над мелкой моторикой руки у дошкольников...