программа профессионального самообразования на 2011-2013 гг
материал ( класс) на тему

      Современная концепция модернизации образования определяет переход к организации учебного процесса в рамках развивающего обучения, учитель должен обеспечивать внутреннее принятие учащимися большого объема материала. Исследовательский подход в обучении дает возможность самостоятельного поиска расширения той или иной проблемы, выработки творческого мышления. Личностно-орентированное обучение определяет  сопровождающую позицию учителя на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении его образовательных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_2011-2013_gg.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кондинская средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА

 профессионального самообразования на 2011-2014 гг.

«Совершенствование качества и эффективности обучения биологии, географии, химии, посредством формирования у учащихся навыков проектно- исследовательской деятельности»

Составитель:

Корзан Е.С.

2014

Пояснительная записка

                Современная концепция модернизации образования определяет переход к организации учебного процесса в рамках развивающего обучения, учитель должен обеспечивать внутреннее принятие учащимися большого объема материала. Исследовательский подход в обучении дает возможность самостоятельного поиска расширения той или иной проблемы, выработки творческого мышления. Личностно-орентированное обучение определяет  сопровождающую позицию учителя на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении его образовательных целей. При реализующем школой общеобразовательном  профиле предмет биология является востребованным, многие выпускники выбирают его для сдачи ЕГЭ. Изучение биологии  на базовом уровне, который предусмотрен данным  профилем, не даёт нужного объема знаний для сдачи ЕГЭ, однако применение исследовательского подхода в обучении способствует более глубокому изучению темы, а это значительно облегчает дальнейшую подготовку учащихся к экзамену.

               Сделать учащихся активными участниками учебного процесса помогают современные образовательные технологии, в том числе проектно-исследовательский метод обучения.  Учебный  курс биологии, химии и георафии  является одним из наиболее подходящих разделов для изучения его в рамках исследовательской деятельности. В процессе изучения этого раздела учащиеся привлекаются к наблюдениям за местными, локальными изменениями в окружающих их экосистемах, учатся выявлять причины этих изменений.

                Самостоятельные исследования школьниками вполне доступны. В исследовательской деятельности применяется дифференцированный подход к учащимся. С учениками, имеющими низкие учебные возможности, проводятся простые наблюдения за природными объектами. С более сильными учениками – работы исследовательского характера, постановка несложных экспериментов. В результате учащиеся занимаются творческой работой, в ходе которой становятся в ситуацию «первооткрывателя», добывающего «новые» знания. В результате групповой формы организации познавательной деятельности, ученики переходят от пассивного объекта обучения к активной творческой деятельности, каждый ученик опирается на свои способности, склонности, интересы.

       Овладев навыками исследования на уроках, учащиеся с высоким уровнем развития выполняют конкурсные  работы исследовательского характера, которые затем проходят экспертизу на региональном и областном уровнях. Неоднократно данные школьники становились призерами как районных, так и областных олимпиад и конкурсов исследовательских работ.    

Цели программы:

Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя, совершенствование качества и эффективности обучения биологии, химии и георафии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Улучшение подготовки обучающихся к экзаменам и выпускников к ЕГЭ путем использования современных образовательных технологий и исследовательской деятельности  на уроке биологии.
  • Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение качества образования учащихся с применением информационных технологий.
  • Совершенствование качества и эффективности обучения посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности.
  • развитие поисково-лабораторной деятельности учащихся, направленной на формирование соответствующих умений и навыков;
  • участие в олимпиадах, научных конференциях,  конкурсах различного уровня.

Программа самообразования рассчитана на 3 года обучения и включает в себя:

  1. Целевой компонент
  2. Содержательный компонент
  3. Процессуальный компонент
  4. Технологический компонент
  5. Диагностический компонент

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕТ:

Цель: Совершенствование качества и эффективности обучения биологии, географии, химии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности

Задачи:

  1.  Планировать учебно-воспитательный процесс с учетом выбранной методики исследовательской деятельности
  2.  Формировать у учащихся компетенции, необходимые для самостоятельного поиска решений в нестандартных ситуациях
  3.  Повысить качество проведения уроков с использованием ИКТ
  4.  Принять участие в олимпиадах, НОУ, конкурсах и конференциях
  5.  Оценить результаты собственной деятельности с целью определения новых задач на следующий учебный год

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Реализация программы предусматривает деятельностный и исследовательский подходы, которые реализуются через такие содержательные принципы, как:

  1.  Принцип научности
  2.  Принцип гуманизма и личностно-ориентированного подхода
  3.  Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Содержание программы построено с учетом профессиональных функций учителя, каждая функция раскрывается через виды учебной деятельности и формы её реализации.

Профессиональные функции учителя

Виды учебной деятельности

Формы реализации

Информационная

Работа с научной, психолго-педагогической, методической литературой.

Самообразование

Проектировочная

Разработка приемов обучения по данной теме, дидактических средств обучения

Самообразование

Конструктивно-интегративная

Разработка технологических карт уроков, создание учебно-методического комплекса к теме

Самообразование

Коммуникативная

Участие в моделировании элементов учебно-воспитательного процесса

Посещение других учебных заведений

Развивающая

Разработка проблемных заданий, методик работы с интерактивной доской

Самообразование

Исследовательская

Разработка, апробация дидактических средств обучения с целью дальнейшего мониторингового изучения

Кафедра естественных наук, самоподготовка

Организаторская

Проведение открытых уроков.

Работа с одаренными детьми

Самоподготовка

Результативно-оценочная

Участие в обсуждении, анализе различных литературных источников, учебных заданий, полученных результатов, самооценка своей деятельности

Кафедра естественных наук

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Процессуальный компонент включает в себя 3 этапа:

  1.  Мотивационный, который реализуется посредством создания настроя на самостоятельную работу, выбор цели и осмысление плана работы
  1.  Теоретический – изучение научной литературы, анализ передового педагогического опыта
  2.  Практический – постановка экспериментов, творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях кафедры естественных наук.

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ                                    (2011 – 2012 уч.год.)

Вид деятельности

Сроки выполнения

Формулирование индивидуальной темы самообразования

Сентябрь 2011г.

Формулирование целей и задач, достижение и решение которых предполагается в результате работы над темой самообразования

Октябрь 2011г.

Разработка плана работы с одаренными детьми

Октябрь 2011г.

Составление плана работы по выбранной теме самообразования

Ноябрь 2011г.

Учеба на курсах по выбранной тематике

Декабрь 2011г.

Отчет по итогам реализации мотивационного этапа на заседании МО

Январь 2012г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(2012 – 2013 уч.год.)

Вид деятельности

Сроки выполнения

Анализ литературных источников по теме самообразования

Январь 2013г.

Внедрение выбранной методики в свою профессиональную деятельность

В течение года

Анкетирование учащихся с целью  выявления творческих способностей и наклонностей учащихся по проблеме

Февраль 2013г.

Диагностика удовлетворения учащихся учебно-воспитательным процессом

Март 2014г.

Отчет по итогам реализации теоретического этапа на заседании МО

Май 2015г.

ПРАКТИЧЕСКИЙ  ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     (2013 – 2014 уч.год.)

Вид деятельности

Сроки выполнения

Корректировка плана работы по теме самообразования

Сентябрь 2013г.

Внедрение выбранной методики в свою профессиональную деятельность

В течение года

Подготовка учащихся для участия в олимпиадах и научно-практических конференциях

В течение года

Проведение открытых занятий по заявленной теме самообразования

В течение года

Приобретение методической литературы по теме самообразования

В течение года

Участие в работе МО естественнонаучного цикла

В течение года

Подготовка публикации опыта работы

Апрель 2014г.

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Май 2014г.

Определение перспектив дальнейшей работы по выбранной теме самообразования

Май 2014г.

Творческий отчет по результатам профессиональной деятельности

Май 2014г.

Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ЕГЭ по биологии в 11 классе.

Разработка памятки для обучающихся 11 класса «Как подготовиться к ЕГЭ».

Ноябрь-декабрь 2014г.

Широкое использование на уроках компьютерных презентаций и видеоматериалов, накопленных в собственную видеотеку.

В течение года

Подготовка учащихся к участию в олимпиадах и научно-практических конференциях

В течение года

Участие в научно-практическом семинаре ««Система работы с одаренными детьми в ОУ и ДОУ п. Кондинское» (Доклад «Индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей»).

2014г.

Участие в районных, региональных олимпиадах по биологии и экологии, географии, химии .

В течение года

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Март 2014г.

Определение перспектив дальнейшей работы по выбранной теме самообразования

Апрель 2014г.

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей учащихся с помощью новых технологий в образовательном процессе: совершенствование работы в НОУ.

Выстраивание индивидуального образовательного маршрута для учеников, готовящихся к участию в олимпиадах различного уровня.

Разработка дидактического материала для интенсификации образовательного процесса.

Сентябрь - ноябрь 2014г.

Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ЕГЭ по биологии, химии, георафии в 11 классе.

Декабрь 2014г.

Участие во Всероссийском конкурсе «Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий».

Февраль 2014г.

Участие во Всероссийском конкурсе «Подготовка к ЕГЭ, ГИА и творческим предметным конкурсам»

Май – сентябрь 2014г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Технологии:

  1.  Учебно-исследовательская деятельность
  2.  ИКТ

Методы:

  1.  Объяснительно-иллюстративный
  2.  Репродуктивный
  3.  Частично-поисковый
  4.  Исследовательский

Форма организации деятельности учащихся:

  1. Индивидуальная
  2. Фронтальная  
  3. Парная
  4. Групповая

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По окончании работы над темой самообразования:

  1.  Будет сформирован определенный базисный комплекс форм организации учебных занятий, способствующий самореализации и самоутверждению личности, формированию положительного отношения к предмету биологии
  2.  Произойдет смещение акцентов у учащихся в плане практической значимости и применимости изучаемого в школьном курсе материала
  3.  Будут проведены открытые уроки, раскрывающие сущность работы по данной методике
  4.  Будет разработан и создан комплект педагогических разработок уроков, предполагающих использование исследовательской деятельности на уроках

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2002.
  2. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.
  3. Барановская Л. А. Использование исследовательского метода при обучении биологии / Биология в школе.- 2009.- № 9 с.23-26
  4. Биология. Допол. материалы к урокам и внекл. мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.
  5. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст]. – М.: Вербум-М, 2001.
  6. Зенкина С. В., Борис С. И. Интерактивные объекты в электронных образовательных ресурсах по биологии/ Биология в школе.- 2010. - № 2 с. 25 -30
  7. Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шатков Э. В. Биологические экскурсии: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1983.- 224 с., ил.
  8. Кузина, В. М. Технология научного и учебного исследования: учебное пособие [Текст]. – Новокузнецк: РИО НГПИ, 2001.
  9. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. пед. учеб. завед. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 608 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

Программа профессионального самообразования

Программа профессионального самообразования...

Программа профессионального самообразования учителя английского языка

Программа профессионального самообразования  учителя английского языкаЧурковой Анастасии ВладимировныМБОУ СОШ № 35г.Брянскана 2012-2015 уч. год «Специфика ФГОС на уроках английского яз...

Программа профессионального самообразования учителя английского языка Нестерук Е. В. МБОУ «СОШ» пгт. Синдор на 2014 – 2017 гг.

Программа профессионального самообразования  учителя английского языка Нестерук Е. В. Тема  самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках английского языка для развити...

программа профессионального самообразования

В работе изложен материал по самообразованию учителя русского языка и литературы...

Программа профессионального самообразования

Данная публикация посвящена программе самообразования, рассчитанного на 2 года (этапа). Сформулированы: актуальность программы, цели и задачи; указаны основные направления работы: по профессии, в обла...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...