Музыкально – эстетическое воспитание для детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по теме

Берлова Ксения Владимировна

 

Музыкально – эстетическое воспитание для детей с ограниченными возможностями здоровья
Методическое пособие для студентов педагогического колледжа и учителей музыки. Выполнила выпускница ЧПК № 1 Берлова Ксения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx33.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

К.В. Берлова

Музыкально – эстетическое воспитание для детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическое пособие для студентов педагогического колледжа и учителей музыки

Челябинск, 2015

Министерство образования и науки в Челябинской области

ГБПОУ Челябинской педагогический колледж №1

Берлова К.В. студентка педагогического колледжа №1

Музыкально – эстетическое воспитание для детей с ограниченными возможностями здоровья

Челябинск, 2015

Берлова К.В. Социализация молодых инвалидов средствами музыкального искусства в рамках досуговой деятельности.- Челябинск.: Муз.пед, 2015, с.

Методическое пособие  предназначено для использования на практике студентами педагогических колледжей и в учебной деятельности учителя музыки.

Содержание                                                                           стр.

Аннотация                                                                                               5

 1.1. Эстетическое воспитание и развитие детей.                      6

          1.2. Методика изучения музыки.                                                  6

1.Теоретическая часть                                                                          7 - 8

2.Практическая часть                                                                           8 - 10

Заключение                                                                                             10

 


Список литературы                                                                                 11

Аннотация

Музыка - высшее в мире искусство.

Музыка — самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств. Музыка способна оказывать огромное воздействие на душу человека;

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Ребенок знакомится с музыкой уже в самые первые дни своей жизни, когда мама напевает ему колыбельные…

Далее, приобщение ребенка к музыкальному искусству происходит в детском саду и должно начинаться оно должно интересно, занимательно.

Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) особенно нуждаются в эстетическом воспитании. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребёнка очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно – ритмических занятий ребёнок может проявить те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Она играет существенную роль в формировании и развитии их эстетического вкуса, пробуждает и активизирует творческое воображение, стремление к эстетическому самовыражению. Другими словами – формулирует и развивает эстетический мир ребёнка.

В данном методическом пособии вы узнаете …………..

1.1. Эстетическое воспитание и развитие детей.

Полноценное развитие личности ребенка  в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции – это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды («Основы коррекционной педагогики» А.Д.Гонеев). Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта является недостаточная способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности. Эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения, которые (по мнению Г.Ф. Бреслава) проявляются в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни в вымышленной, в отсутствии чувства вины как специфического явления эмоциональной саморегуляции, в негативных эмоциях, страхах, замкнутости, агрессивности, гиперактивности как проявлении нарушений системы эмоциональной регуляции. Коррекции эмоционального развития способствует эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое развитие определяет эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты» («Педагогика» Б.Т. Лихачев). Эстетическое воспитание и развитие детей должно осуществляться с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства. «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того, чтобы проявляться в сжимании кулаков и дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии».

1.2. Методика изучения музыки.
Изучение музыки направлено на решение  следующих задач: 
- Освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;  
- Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицирование, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;  воспитание интереса и эмоционально-ценностного отношения к музыке
.

Музыкально – коррекционные занятия благотворно сказываются на нравственном и эстетическом развитии учащихся, что очень важно для успешной реализации общепедагогической методической задачи школы по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.Теоретическая часть.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.

Цель программы: создание условий для развития эстетических чувств у детей с нарушением интеллекта средствами искусства.

Задачи программы: формирование представлений о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры; овладение учащимися специальной художественно-творческой деятельностью; способствовать развитию  художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, способности оценивать окружающий мир «по законам красоты»;  воспитание средствами искусства творческой активности, устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Предлагаемая программа развивающих занятий  предназначена для учащихся 5 класса в системе коррекционно-развивающего воспитания. Она предполагает преимущественно игровую форму занятий, наиболее доступную для детей в начале этапа смены ведущей деятельности (перехода от игровой деятельности к учебной). Комплекс занятий носит название «Творческая прогулка». Содержание раскрывает картину  необыкновенного, доброго мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что повсюду звучит музыка – в природе, в сказках, в мультфильмах, театральных постановках,  мир расцвечен различными красками, эмоциями, настроением.

В условиях современной общеобразовательной школы значение внеклассной работы по музыкальному образованию бесспорно. Музыкально-педагогический опыт показывает, что хоровое и сольное исполнение песен детьми младшего, среднего и старшего возраста, постановка детских музыкальных спектаклей, участие в общешкольных мероприятиях благотворно сказывается и на развитии учащихся с нарушением моторики и эмоционально-волевой сферы.
На внеклассных занятиях музыка помогает преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, активизировать его, настроить, заинтересовать,  а также развивает коммуникативные и творческие возможности учащихся. 
Такой вид деятельности дает положительные эффекты использования музыки в работе с проблемными детьми:

-  музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи  и напряженность, ребенок испытывает положительные переживания;
-  замкнутые дети становятся более общительными;
- развивается координация движений, мелкая моторика пальцев, чувство метроритма, повышается общий жизненный тонус;
-  развивается эмоциональная отзывчивость ребенка, расширяется его кругозор;
-  в каждом учащемся раскрывается творческий потенциал;
-  формируется любовь к музыке, вырабатываются элементы музыкального  вкуса
Использую формы занятий: 
- групповые
Дети присутствуют всем классом. Здесь я формирую культуру хорового пения. Работаю по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки, но больше всего занимаюсь речевыми, пальчиковыми играми и играми на шумовых инструментах. Все это нравится детям. 
- индивидуальные
Очень мало наших  детей имеют от природы хорошие вокальные данные, развитый музыкальный слух, чувство ритма и чистоту интонации. И все же они есть! Таких детей я привлекаю на индивидуальные занятия. Для каждого ребенка это большая радость, это возможность проявить себя, показать свои лучшие способности,  свою индивидуальность, возможность выступить самостоятельно не только в стенах школы, но и за ее пределами.
Непосредственная работа с песенным материалом включает в себя:
- знакомство с песней, прослушивание в моем исполнении, на диске или кассете;
- дается характеристика песни самим ребенком и дополняется мной;
- работа над текстом (заучивание);
- выработка четкого произношения текста, дикция;
- правильная вокализация текста, распевы, работа над чистотой интонирования;
- правильное воспроизведение ритмического рисунка.
- массовые
( общешкольные праздники, посвященные календарным датам, смотры песни и строя, выступления на родительских собраниях и городских фестивалях)

3.Практическая часть.

«Творческая прогулка»       

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и репертуар композиторов-песенников. Отбор музыкальных произведений должен быть осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности,  образовательной и воспитательной направленности.
Теоретические сведения наряду с практикой присутствуют на каждом занятии  в допустимом для них объеме в работе с умственно-отсталыми детьми.
          Используемые виды музыкально-творческой деятельности. 
Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества.    
Пение. Хоровое, ансамблевое, сольное пение.    
Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными.    
Инструментальное музицирование. 
Драматизация музыкальных произведений. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.   
Во время одного занятия исполняется 1-3 песни, используются 1-2 произведения для слушания. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания   должны звучать не более одной-двух минут.   
Элементы  музыкальной  грамоты даются на занятиях 1, 3, 7, 12  в следующем объеме:  три «кита» в музыке: танец, марш, песня,  знание нот октавы (до-ре-ми-фа-соль-ля-си), понятия: форте – громко, пиано – тихо и в последующем закрепляются.   
 Занятие 24 «Рисуем музыку» - комплексное занятие с возможностью привлечения  педагога по ИЗО. Занятия: «Ярмарка», «Сумка почтальона» - музыкально-театрализованные игры.

                Предлагаемый музыкальный материал для слушания. 
П. Чайковский. Марш. Из балета  «Щелкунчик».
А. Вивальди Времена года. Аллегро из концерта 1 ми мажор, Le Primavera. Пластилиновая ворона. Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова.
Д. Шостакович. Вальс-шутка.
Марш деревянных солдатиков. Болезнь куклы. Новая кукла. Песня жаворонка. Из  «Детского альбома» П. Чайковского.
Ходит месяц над лугами. Из фортепианного цикла «Детская музыка». С. Прокофьев.
А. Лядов.  Музыкальная табакерка.
Ю. Чичков. Полька.
М. Старокадомский. На зарядку!
М. Огинский. Полонез.
Спят усталые игрушки. Музыка А. Островского.
                                 
Предлагаемый материал для пения.
Падают листья.  Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен.
Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.
Антошка. Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Веселый музыкант. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Кто пасется на лугу. Музыка А. Пахмутовой, слова Неваляшки.
Музыка З. Левиной, слова Л. Мироновой.
Голубые санки.  Музыка М. Иорданского, слова З. Александровой.
Дед Мороз. Музыка Г. Гладкова, слова Т. Волгиной.
Мы запели песенку. Музыка Р. Рустамова, слова Л. Мироновой.
                               
Игра на  музыкальных инструментах.
Коробейники. Русская народная песня.
Ах вы, сени. Русская народная песня.
Эхо. Музыка Е. Поплянова, слова Н. Пикулевой.

Заключение.

Большие возможности открывают совместная работа музыкального руководителя и специалистов. Комплексный характер деятельности требует объединения усилий музыкального руководителя, специалистов и воспитателей. Художественно-эстетическое воздействие является сквозным, интегральным компонентом коррекционной работы в ходе решения специалистами своих специфических задач – сфере логопедии, дефектологии, социальной работе и т.д. Все это делает музыкально-эстетическое воспитание важным и действенным элементом в организации коррекционной работы средствами музыкального искусства.
Праздничные утренники, развлечения занимают особое место в системе эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Они способствуют эмоциональной разрядке, предупреждают ситуацию безразличия к окружающему, повышают эмоциональный тонус. Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки и проведения праздников и развлечений. Вся проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников. Выступление на праздниках развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребёнок с нарушениям развития ощущает себя творческой социально значимой личностью. Музыкально – эстетическое воспитание помогает развивать психоэмоциональное состояние дошкольников, повышает интерес к познанию окружающего мира, позволяет ощутить ребёнку себя комфортно и успешно. Можно назвать ряд методических рекомендаций, связанных с реализацией комплексного подхода, это, прежде всего использование различных форм и жанров музыки, способов их в применении на занятиях. Полезно также сочетать музыкальные средства с элементами других видов искусств – поэзии, пантомимики, театрализации, живописи и т.д. Большие возможности открывают совместная работа музыкального руководителя и специалистов. Комплексный характер деятельности требует объединения усилий музыкального руководителя, специалистов и воспитателей. Художественно – эстетическое воздействие является сквозным, интегральным компонентом коррекционной работы в ходе решения специалистами своих специфических задач – сфере логопедии, дефектологии, социальной работе и т.д. Всё это делает музыкально – эстетическое воспитание важным и действенным элементом в организации коррекционной работы средствами музыкального искусства.

Список литературы.

1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М.: Издательство «Просвещение», 2004.

2. Горькова И.Г. Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников. М.: Издательство «Вако», 2007.

3. Нестоев И.В. Учитесь слушать музыку. М.: Издательство «Знание», 1986.

4. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Издательство «Интерпракс», 1994.
 

Интернет ссылки:

1.http://bibliofond.ru/detail.aspx?id=564557

2.http://kmosewer.ru/

3.http://orenik.odtdm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=533:2014-12-02-10-58-47&catid=45:2011-02-16-13-15-19&Itemid=65



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...

Коррекционное воздействие экологического воспитания на детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и подросткового возвраста.

Индивидуальный план по самообразованию Толмачевой Тамары Ивановны – воспитателя коррекционной школы интернат 8 видана 2010-2015г.1.  этап Диагностический (0,5 года)Диагностика и выявление экологи...

Статья "Формирование гражданско-патриотического воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...