Волонтёрская деятельность в нравственном воспитании школьников.
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Базарова Александра Игоревна

В статье рассматривается возможность волонтёрской деятельности как средства воспитания и развития духовно-нравственных качеств школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:

Волонтёрская деятельность в нравственном воспитании школьников.

Проблема воспитания является одной из актуальных проблем современной школы. Это обусловлено объективными причинами. Во-первых, изменилась страна, в которой мы живём. Быстро были разрушены принципы советской системы, но взамен ничего предложено не было. Несмотря на то, что с 1991 года прошло больше 20 лет, фактически система образования реформироваться начала не так давно. До сих пор ведутся споры, что же лучше - модернизировать систему, скорее вводить инновации, или, наоборот, вернуться к «советской системе». Причём у каждой из сторон достаточное количество аргументов. Но вторая объективная причина проблемы воспитания,- это изменение самих воспитуемых, т.е. детей. И вот об эту причину и разбиваются все аргументы сторонников вернуться «назад».  Современные дети не такие, как были раньше. Это не является ни достоинством, ни недостатком. Эти перемены – объективная реальность, с которой нужно считаться, иначе все реформы останутся на бумаге и не будут реализованы на деле.

Попытками решить проблему воспитания «сверху» можно назвать Концепцию духовно-нравственного воспитания и введение в школах дисциплины Основы религиозных культур и светской этики. Если обобщить материал концепции, то всё получается достаточно просто. В ней прописаны базовые национальные ценности (патриотизм, гражданственность, наука, семья и др.) и ответственность за их воспитание ложится на школу. Таким образом, школа как социальный институт, должна выпустить «готовый продукт»  в виде правильно сформированной личности, с нужными государству качествами. Для реализации этого необходимо использовать урочную, внеурочную, внешкольную деятельности, изучать основы культуры традиционных религий. Изучать эти основы помимо уроков истории можно на уроках ОРКиСЭ, - самой неоднозначно оцениваемой  дисциплине в современной школе.

Одной из важнейших проблем воспитания является, - что необходимо воспитывать в современных детях. У педагогов и воспитателей нет времени ждать, когда государство разработает реформы и концепции, изобретёт новую идеологию или национальную идею. Поэтому всё, что остаётся работникам школ, это воспитание самых простых и понятных ценностей, которые всегда были, есть и будут значимы. Любовь, доброта, милосердие, трудолюбие, мужество. Если воспитывать в детях эти качества, то вопрос о патриотизме или гражданственности отпадёт сам собой. Решением как воспитать эти качества в детях может стать волонтёрская деятельность. Принято считать, что в волнтёрство вовлечены только студенты, а школьники способны разве что на субботник несколько раз в год. Но если условно разделить волонтёрскую деятельность на несколько направлений, таких как: оказание помощи людям, нуждающимся в ней (старики, дети-сироты и др.), благотворительные акции, творческая деятельность, помощь животным, трудовая помощь, то по каждому из этих направлений можно провести какое-то совместное дело или акцию. Это имеет смысл, если дети участвуют добровольно и понимают, зачем они это делают. Подготовить школьников к такой деятельности непросто, но результаты должны окупить моральные и физические затраты педагога.

Волонтёрство позволяет создать условия для формирования в детях нравственных качеств, которые признаются значимыми в обществе. В своей деятельности волонтёры в первую очередь выходят на такую ценность как «милосердие». В словаре Ожегова милосердие – это готовность помочь кому-нибудь  или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. В христианстве милосердие это одна из важнейших добродетелей. Начинать воспитание подрастающего поколения в современной России необходимо именно  с этой ценности. На мой взгляд, милосердие является источником нравственности, как таковой. Если ребёнок чувствует в себе бескорыстное желание помогать, то сформировать в нём социальную солидарность, гражданственность, готовность к межконфессиональному диалогу и другие базовые национальные ценности будет не такой уж непосильной  задачей.

 На уроках можно много и интересно рассказывать о том, что такое добро, милосердие, любовь, сотрудничество. Но пока ребёнок не прочувствует, что означают эти понятия в действии, они так и останутся словами. Волонтёрская деятельность способна стать немаловажным видом воспитательной деятельности в школе и ответить на вопрос как воспитать нравственные ценности в учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности»

В статье рассказывается об обобщении опыта по духовно – нравственному воспитанию школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности» ...

Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...

"Духовно-нравственное воспитание школьников через социально-творческую деятельность"

Методическая разработка. Посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочное время, через социально-творческую деятельность....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства МОБУ «Еленовская СОШ»

Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра ...

Доклад на РМО "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

Перед общеобразовательной школой, семьёй стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окр...

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности по английскомй языку.

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности по английскому языку....

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы отдела инновационных проектов Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону в процессе проектно-исследовательской деятельности

Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для духовно-нравственного воспит...