мастер-класс
материал на тему

Полухина Наталья Викторовна

материал к мастер- классу для конкурса "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

                         Мастер-класс по теме:

 « Применение  технологии критического мышления на различных уроках».

Данная технология стала известна в России с 1997 года. Она развивалась в рамках проекта Института «Открытое общество». Технология предлагает путь, помогающий усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности. Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией – чтение и письмо.

    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это один из способов интеллектуальной деятельности человека, характеризующийся следующими умениями:

● определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

● выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения;

● уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения или личного мнения;

● подвергать сомнению логическую непоследовательность устной и письменной речи;

● отделять главное от несущественного в тексте или в речи, уметь акцентироваться на первом;

● определять суть проблемы и альтернативные пути ее творческого решения;

● понимать, что простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов;

● уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;

● избегать категоричности в утверждениях;

● быть честным в своих рассуждениях.

 Все это позволяет формировать ключевые компетентности, необходимые для социализации личности.

Выделяются три основных стадии:

• вызов,

• осмысление,

• рефлексия.

Задача первой стадии: заинтересовать учащегося, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать его.

На второй стадии идет работа непосредственно с информацией. Ученик должен воспринять информацию, усвоить ее. Приемы и методы технологии критического мышления позволяют сохранять активность ученика, делают чтение осмысленным.

На третьей стадии, рефлексии, информация анализируется, творчески перерабатывается.

На каждой стадии выделяются свои приемы и методы.  Рассмотрим некоторые из них.

  •  СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
  • СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Цели проведения:

  • Обогащает словарный запас.
  • Подготавливает к краткому пересказу.
  • Учит формулировать идею (ключевую фразу).
  • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
  • Получается у всех.

Правила написания:

  • 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
  • 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
  • 3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
  • 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
  • 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.  Синоним.

Все мы с вами носим гордое звание «Учитель».  Кто же такой учитель?  Я предлагаю ответить на этот вопрос,  составив синквейн.

 Для этого разделитесь на  3 группы. Правила написания синквейна перед вами. (Участники составляют синквейны, затем представляют их.)

  Учительский труд очень сложен, но вместе с тем очень интересен, так как позволяет проявить все свои качества и таланты. Скажите, а где их можно проявить?  Конечно же, участвуя в конкурсе «Учитель года».  И я вам предлагаю решить такую проблему «Нужно ли участвовать в конкурсе  «Учитель года», используя такой прием как ФИШБОУН (рыбий скелет)

В «голове» этого скелета обозначают проблему, которой посвящена работа с текстом. В зависимости от содержания учебного материала или ракурса его изучения могут совершаться следующие действия:

● на верхних «косточках» отмечаются причины того или иного события, а на нижних «косточках» - соответствующие им следствия;

● в верхней части «рыбьего скелета» указываются экономические причины, а в нижней части – связанные с ними социально-политические факторы;

● в одной части помещаются главные факты темы, а в другой – самостоятельно оценить их значение.

На «хвосте» «рыбьего скелета» помещается общий вывод.  

Итак, в голове у нас обозначена проблема: «Нужно ли участвовать в конкурсе?». На верхних  «косточках» мы отметим положительные моменты, которые дает конкурс.  На нижних «косточках»  отрицательные, а в  «хвосте» «рыбьего скелета» поместим вывод,  ответив на вопрос: «Нужно ли участвовать в конкурсе «Учитель года»?   Сейчас вы поделитесь на 2 группы.  Одна группа будет выделять положительные результаты, отмечая, что дает конкурс. Вторая группа будет выделять негативные моменты. Сначала вы обсуждаете это в группах, а затем результаты выведем на доску.

(проводится фишбоун).

КЛАСТЕР – (в переводе с англ. «кисть, пучок, гроздь»). В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.

  План подготовки кластера при работе с текстом учебника:            1)прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы;

  1. после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;
  2. на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках (это «веточки» кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам;
  3. попытаться установить связи между отдельными блоками  и/или «веточками» кластера и соединить их стрелками;
  4. на основе других источников или после обсуждения в группе дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике, но необходимыми для представления данной проблемы.

Проблемный характер работе школьников придаст сопоставление кластеров, выполненных на основе вариативных учебников  истории. В этом случае предметами обсуждения в группах или фронтально могут стать следующие вопросы:

А) основные смысловые блоки параграфов, посвященных одной и той же теме;

Б) факты, раскрывающие содержание каждого блока, их достаточность, объективность, направленность;

      В) аксиологические (ценностные) акценты темы в разных учебниках;

      Г) логика изложения вопросов в вариативных текстах, допускающая или, наоборот, исключающая возможность формирования необоснованных суждений, предвзятого мнения;

        Д) выводы, вытекающие из анализа предъявленной информации, в том числе отсутствующие в учебниках и сформулированные учениками самостоятельно;

       Е) возможность или необходимость привлечения дополнительных источников по изучаемой теме  для более глубокого и целостного освещения темы.

     На заключительном этапе лабораторной работы старшеклассники в группах разрабатывают общий вариант кластера и защищают его.

В младших и средних классах работа над кластером является одним из компонентов комбинированного урока и частью домашнего

задания. Тогда учащиеся в начале следующего урока знакомятся в парах с работами друг друга, по очереди озвучивают отдельные «гроздья», отвечают на уточняющие вопросы одноклассника-эксперта. В результате каждый ученик может продемонстрировать не только знание новой темы, но и умения: ясно и доходчиво объяснять учебный материал, представлять его под иным, чем в учебнике углом зрения, формулировать собственные выводы и оценочные суждения, вести диалог, слушать другого, корректно обсуждать спорные идеи, уважительно относиться к иной точке зрения. Все эти умения составляют основу критического мышления и носят методологический характер. По заранее установленным критериям школьники оценивают работы друг друга. В качестве примерных ориентиров оценивания ответа ученика по кластеру могут быть предложены следующие требования:

1) ПОЛНЫЙ ОТВЕТ, СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ НА ГЛАВНОМ В ДАННОЙ ТЕМЕ,

2) ПОНЯТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ВОПРОСА;

3) СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ИЗЛАГАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ;

4) АККУРАТНОСТЬ И ЧЕТКОСТЬ ОФОРМЛЕНИЯ КЛАСТЕРА;

5) СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ;

6) ДРУГИЕ ДОСТОИНСТВА ОТВЕТА.

Методическими условиями представления учебной информации в кластерах являются следующие обстоятельства:

1) описательный или объяснительный стиль основного текста, представляющий факт-явление или факт-процесс. Кластер помогает учащимся выделить узловые моменты темы, разделить информационный текст на основной и дополнительный, сосредоточиться на главном и использовать частные примеры в качестве иллюстраций, доказательств т. д.

2) оценочный или обобщающий вывод, вынесенный в название параграфа в качестве исходного пункта рассуждений авторов учебника об историческом факте. Кластер помогает школьникам осознать смысл заявленного авторами учебника обобщения, проследить логику обоснования ими своего дедуктивного вывода, оценить полноту и объективность приведенных в учебнике доказательств, найти дополнительные факты, подтверждающие или опровергающие выводы авторов учебника и т. д.

3) многоплановость развития исторического сюжета, сложность и разнообразие связей, объединяющих на первый взгляд совершенно различные аспекты исторического прошлого и исторических деятелей. Кластер помогает школьникам осознать актуальность и структуру изучаемой темы,  выделить главные направления исследования учебной проблемы, отделить главную информацию от второстепенной, сосредоточиться на существенном, проследить развитие разновекторных тенденций, наметить альтернативные выходы из складывающейся исторической ситуации и т.п.

 Сейчас я предлагаю вам составить кластер «Конкурс «Учитель года», ответив, что проявляется в личности при реализации основных этапов конкурса. Для этого разделитесь, пожалуйста, на 3 группы. Каждая группа будет работать над своей «веточкой» кластера.  А потом мы сделаем общий вывод.

( группы работают над составлением кластера, затем ответы обобщаются).

                                   

                                       Кластер

                           Конкурс «Учитель года»

Обмен опыта             урок                     мастер-класс

   Сейчас я попрошу вас всех поставить руки на локти,  открыв мне ладони. Я буду поочередно произносить  несколько предложений.   Если  вы согласны полностью с предложением, то ладони открыты, если согласны частично – одна ладонь открыта, другая сжата в кулачок; если совсем не согласны – два кулачка. Предложения следующие :

мне понравилось работать на уроке в группе;

решать задачи лучше вместе, чем в одиночку;

группа помогла мне справиться с трудностями;

наша группа была успешнее всех.

Подобную технологию можно применять на разных уроках, по разным темам. Особенно полезно применять данную технологию в старших классах школы, так там учитель имеет дело с содержательным обобщением материала. При существующей в современной школе концентрической структуре учащиеся уже познакомились с основным фактическим материалом и на второй ступеньки концентра они должны изученный материал, прежде всего, вспомнить, затем обобщить и систематизировать. Поэтому три стадии данной технологии позволяют учителю эффективно проводить уроки в старших классах.

           Диагностика сформированности критического мышления

Так как же диагностировать развитие навыков критического мышления? Для этого мы владеем большим разнообразием методических инструментов. Чтобы проверить степень развития когнитивных навыков можно воспользоваться классификацией Б. Блума.  В основном педагогические цели формулируются в когнитивной (познавательной) области, в которой Б.Блум выделил следующие уровни:

-знание (употребляемых терминов, конкретных фактов, понятий и т.д.);

-понимание (понимание фактов, интерпретация материала, схем);

-применение (использование понятий в новых ситуациях, применение):

-анализ (проведение разграничений между фактами и следствиями и т.д.):

-синтез (написание творческого сочинения, составление плана исследования и т.п.):

-оценка (оценивание логики построения материала, значимости продукта деятельности и т.д.).

Уровень «знание понимание применение» – это репродуктивный уровень знаний, чтобы проверить эти знания, надо использовать задания типа: «прочитайте», «назовите», «расскажите». Задача технология развития критического мышления не только обратить внимание современного педагога на необходимость формирования у школьников мыслительных умений более высокого уровня, по и дать инструментарий для диагностики этих навыков.

Инструментом диагностики может стать работа с различными типами вопросов. Например:

• Простые вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

• Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова: «Почему?» Они направлены на установление причинно-следственных связей.

• Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

• Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...