В помощь учителю-предметнику: знакомство со средой Excel и ее использование в педагогической деятельности
методическая разработка на тему

Мочалова Марина Владимировна

Данный материал создан как краткое пособие по работе с электронными таблицами в среде MS Excel. Основное его назначение - помочь учителям-предметникам, не владеющим навыками работы с электронными таблицами, помочь в каждодневной рутинной работе, связанной с вычислениями итоговых результатов поверочных работ и оформлению наглядного представления этих результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл et_-uchit-predmetn.docx608.74 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь учителю-предметнику: знакомство со средой Excel и ее использование
в педагогической деятельности

1. Назначение электронных таблиц (ЭТ);

2. Знакомство со средой MS Excel;

3. Возможности использования среды Excel в педагогической деятельности учителя

3.1. Обработка результатов диагностической работы в параллели;

3.2. Построение гистограммы по результатам диагностической работы;

3.3. Вычисление СОУ, КЗУ и среднего балла по итогам четверти.

1. Назначение электронных таблиц (ЭТ)

Электронные таблицы (ЭТ) позволяют автоматизировать вычисления, обрабатывать большие объемы информации, использовать до четырехсот готовых формул, а также составлять свои любые формулы для вычислений, оформлять таблицы и отчеты, строить диаграммы и графики для наглядного представления результатов вычислений, легко осуществлять поиск нужных данных, если даже объем их очень велик. Также достоинством ЭТ является то, что при изменении табличных данных программа автоматически пересчитает все формулы, которые содержат эти данные и обновит диаграммы и графики, построенные с учетом этих данных.

2. Знакомство со средой MS Excel

Среда Excel – это прикладная программа, предназначенная для работы с электронными таблицами.

Документ Excel называется книгой, которая состоит из листов (лист1, лист2 и т.д.).  Листы можно переименовывать, копировать, удалять, добавлять новые.

Лист представляет собой таблицу из поименованных столбцов (А, В, С и т.д.) и пронумерованных строк (1, 2, 3 и т.д.). На пересечении столбца и строки – ячейка, ее имя (или  ее адрес) состоит из имени столбца и номера строки (например, А3, С2, В7). Активная ячейка это та, в которой стоит курсор. Она выделяется черной рамкой (например, В2). В правом нижнем углу этой рамки – маленький черный квадратик, называется маркером. Маркер нужен для автозаполнения таблицы и для копирования формул.

Над таблицей расположена строка формул – длинная полоса, в которой отображается содержимое активной (выделенной) ячейки. Используется не только для ввода данных, но и для редактирования данных, введенных в ячейку ранее.

Ячейка ЭТ может содержать:

  • числа (последовательность цифр, которая может имеет в начале знаки «+» или «-», в середине запятую для разделения целой и дробной частей, в конце символ %);
  • формулы (начинается со знака «=» и содержат числа, знаки арифметических операций, адреса ячеек, имена функций и круглые скобки для изменения порядка действий);
  • текст (все, что не является числами или формулами).

Адрес ячейки, стоящий в формуле, называется ссылкой. Например, в ячейку С3 введена формула:
=(А1 + А2) * А3. Это значит, что в ячейке С3 будет находиться число, равное сумме чисел, введенных в ячейки А1 и А2,  умноженное на число из ячейки А3. При изменении чисел, введенных в ячейки электронной таблицы, автоматически будут пересчитаны все формулы, содержащие ссылки на эти ячейки.

3. Использование среды Excel в деятельности учителя-предметника

Среда Excel очень удобна для вычислений и наглядного представления различных итоговых результатов.

Например, по итогам  четверти  всем нам нужно по каждому классу посчитать СОУ, КЗУ, средний балл. Для этого в Excel можно сделать заготовку для этих вычислений и в конце четверти нужно будет  только ввести  количество учащихся и  различных оценок.

Все мы проводим мониторинговые, диагностические, контрольные работы. По результатам работ часто требуется составить отчет, в котором будет дано сравнение результатов контрольных работ  по классам внутри одной параллели. Как правило, такие сравнения представляют в виде диаграмм или гистограмм, поскольку они дают визуальное, наглядное, быстрое сравнение классов между собой.

Можно также внутри одного класса с помощью диаграммы или гистограммы показать количественное соотношение оценок.

По итогам учебного года с помощью графиков можно показать динамику изменения КЗУ или СОУ по четвертям.

Также использование диаграмм или графиков может потребоваться учителю при его аттестации, поскольку представление итоговых результатов необходимо представлять в наглядном виде. 

Для всех своих задач, решаемых с помощью Excel,  учителю достаточно один раз сделать заготовку документа, в который затем в течение учебного года остается только вносить новые результаты и получать автоматически обновленные таблицы, гистограммы, диаграммы и пр.

3.1. Обработка результатов диагностической работы в параллели (автоматизация вычислений итоговых результатов)

Перед нами стоит задача: после проведения диагностической работы в параллели требуется посчитать по каждому классу средний балл.

Заполняем таблицу исходными данными.

В ячейку А3 вводим текст - 7А, в ячейку А4 – 7Б, в А5 – 7В, в А6 – 7Г. В ячейку В2 вводим текст «Кол-во уч-ся». В ячейки C2, D2, E2, F2вводим текст «Кол-во 5», «Кол-во 4», «Кол-во 3», «Кол-во 2». В ячейку G2 вводим текст «средний балл». Чтобы введенный текст был виден полностью, увеличим ширину столбцов В, C, D, E, F. Чтобы увеличить ширину столбца В, нужно подвести  курсор к строке с названиями столбцов между именами В и С и в момент, когда курсор изменит свой вид на двунаправленную стрелку, нажать левую кнопку мыши и перетащить границу между В и С вправо. Аналогично изменить ширину остальных столбцов.

Заполняем таблицу исходными данными (ячейки В3-Е6). Для перехода к очередной ячейке можно пользоваться мышкой или клавишами управления курсором на клавиатуре (стрелки влево-вправо, вверх-вниз).

Переходим к вычислениям. В ячейке F3 должен быть вычислен средний балл по 7А классу. Он равен:

средний балл = (кол-во «5»*5 + кол-во «4»*4 + кол-во «3»*3 + кол-во «2»*2)/кол-во уч-ся

Количество различных оценок содержится в ячейках C3-F3, количество учащихся – в ячейке В3.

Щелкаем мышкой в ячейку G3, делая ее активной. В ней будет формула вычисления среднего балла. Формула начинается со знака «=». Далее ставим круглую скобку, затем щелкаем в ячейку с количеством «5», ее адрес появится в формуле. Вводим знак умножения (*), знак сложения (+). Щелкаем на ячейку с количеством «4» (ее адрес появится в формуле), далее умножить на 4 (*4).а

Аналогично добавляем для оценок «3» и «2». Закрываем круглую скобку. Теперь нужно получившееся выражение разделить на количество учащихся, писавших работу (ячейка В2). Знак деления - /. После введения всей формулы нажимаем клавишу Enter(Ввод). Программа произведет вычисления, результат которых будет в той ячейке, где мы набирали формулу, т.е. в ячейке G3.

В ячейке G3 должна быть формула:       =(C3*5+D3*4+E3*3+F3*2)/B3

Вычисления произведены с большой точностью (много цифр в дробной части). Чтобы оставить один знак после запятой (посчитать средний балл с точностью до одной десятой), вновь делаем активной ячейку G3 и щелкаем в ней правой кнопкой мыши, вызывая контекстное меню. Выбираем Формат ячейки – Числовой – Число десятичных знаков – 1 - Ok.

Для вычисления средних баллов для остальных 7-х классов, мы не станем заново набирать формулы, а скопируем формулу из ячейки G3 в ячейки G4 G5,G6. Для этого нужно щелкнуть на ячейку G3, ухватить  мышкой маркер (черный квадратик в нижнем правом углу ячейки) и, не отпуская левую кнопку мыши, протащить его вниз на ячейки G4 G5,G6. Формула скопируется, в ячейках появятся результаты вычислений (средние баллы для 7Б, 7В и 7Г классов).

Оформим таблицу, прорисовав границы. Выделяем мышкой ячейки с А2 по G6, находим на ленте (над рабочим полем таблицы) в группе кнопок Шрифты кнопку Границы и выбираем вариантВсе границы.

Сделаем заголовок таблицы. В ячейку А1 набираем текст «Результаты  диагностической работы в 7-х классах», подтверждаем ввод клавишей Enter. Заголовок должен располагаться над всей таблицей по ее центру. Выделяем ячейки с А1 по G1, в группе кнопок Выравнивание нажимаем на кнопкуОбъединить и поместить в центре. Заголовок расположится над таблицей.

Результат работы:

3.2. Построение гистограммы по результатам диагностической работы

Для наглядного представления итогов диагностической работы (например, для отчета на заседании кафедры, для портфолио, при аттестации) построим столбчатую диаграмму (гистограмму).

Самый простой путь – делаем активной вкладку Вставка, выбираем Гистограмма, в выдающем меню – первый вариант гистограммы. По всем столбцам таблицы будут построены столбики с данными. Справа от гистограммы будет размещаться Легенда, она показывает, каким цветом построены столбики для 7А класса, для 7Б и т.д.

Построим гистограмму, которая покажет только средний балл по классам. Для построения такой гистограммы необходимо выделить мышкой столбец с названиями классов (ячейки А3-А6), нажать клавишу Ctrlи, не отпуская ее, выделить ячейки со средними баллами (ячейки G3-G6). Таким образом, будет выделен диапазон с теми данными, которые должны быть отражены в гистограмме. Далее – тот же алгоритм: делаем активной вкладку Вставка, выбираем Гистограмма, в выдающем меню – первый вариант гистограммы.

Построим круговую диаграмму. Выделяем вновь диапазоны ячеек А3-А6 и G3-G6 (с нажатой клавишей Ctrl), выбираем Вставка, Круговая, первый вариант. Поставим значения средних баллов у секторов: выделяем диаграмму (появится вокруг нее рамка), над Лентой появится  надпись Работа с диаграммами, щелкаем на вкладке Макет, выбираем Подписи данных, вариантУ вершины, снаружи. Для создания заголовка диаграммы здесь же, в Макете, левее кнопки Подписи данных, нажимаем кнопку Название диаграммы  и в появившемся перечне выбираем вариантНад диаграммой. Останется только ввести название диаграммы и подтвердить ввод клавишей Enter.

3.3 Вычисление СОУ, КЗУ и среднего балла по итогам четверти

Для облегчения вычисления качественных показателей успеваемости по классам по итогам четверти можно создать в Excelтаблицу, в которую нужно будет только вводить количество учащихся и количества различных оценок и получать результаты, которые программа посчитает автоматически. Для следующих классов достаточно  будет только изменить исходные данные.

Создать таблицу с исходными данными для одного класса.

СОУ:                      =(B3+C3*0,64+D3*0,36+E3*0,16)/A3

КЗУ:                       =(B3+C3) /A3

ср.балл:         =(B3*5+C3*4+D3*3+E3*2)/A3

В ячейках с СОУ и КЗУ должен быть процентный формат данных. Выделяем ячейку с СОУ и на Ленте нажимаем кнопку %. Дробное число будет представлено целым числом в %. Аналогично поступаем с КЗУ. Средний балл выводим с точностью до 1 знака после запятой (см. практическую работу №1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Система работы учителя предметника в интерактивной информационной среде Moodle" учителя химии ГБОУ ЦО "Школа здоровья" №1941 Шушляпиной Юлии Петровны

Для повышения интереса к предмету и развития познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время в Центре образования №1941 широко используются различные формы обуч...

Использование ЭОР (ЦОР) в учебной деятельности учителя предметника.

Выступление на семинаре "Использование ЭОР (ЦОР) в учебной деятельности учителя предметника....

Использование в педагогической деятельности развивающих технологий

Представлен опыт работы педагога по использованию в педагогической деятельности развивающих технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Использование в педагогической деятельности литературных произведений, как фактор формирования личности и развития интеллекта учащихся

Использование в педагогической деятельности литературных произведений, как фактор формирования личности и развития интеллекта учащихся...

Презентация "Использование технологии педагогического дизайна в работе учителя-предметника"

Основной целью педагогического дизайна является создание и поддержка для обучающегося среды, в которой, на основе рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных р...

Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы, образовательной деятельности учителя-предметника.

«Корень учения горек», - говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняется время, меняется взгляд на жизнь. Меняются нравы, и мы в...

Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы, образовательной деятельности учителя-предметника.

Использование икт в преподавании русского языка и литературы, образовательной деятельности учителя-предметника...