Консультация "Активизация словаря через чувственное восприятие"
консультация

Колесник Татьяна Викторовна

  Здесь подобран материал по активизации словаря через чувственное восприятие. Приведены конкретные приемы и игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ЧЕРЕЗ ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ»

C:\Users\User\Desktop\Картинки нарисованные\3.jpg

                                       Подготовила учитель-логопед

                                                                   Колесник Т.В.

Материальные объекты со стороны их явления отражаются в ощущениях, восприятиях и представлениях. С помощью органов чувств организм отражает свойства материальных объектов, изменения в окружающей среде, регулирует свои реакции на эти изменения. Человек, лишенный органов чувств, вообще не мог бы познавать, более того, он вообще не мог бы существовать. Каждый орган чувств биологически приспособлен для реагирования на определенные внешние воздействия.

Исходная форма чувственного познания – ощущение. Ощущение – это отражение отдельного свойства объекта, результат воздействия объекта на тот или иной орган чувств. У нас имеются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные ощущения.

Вторая форма чувственного познания – восприятие. Восприятие – это целостный образ объекта. Этот образ формируется на основе синтеза отдельных ощущений. Психологи выделяют ряд признаков восприятия: целостность (объект отражается как единое целое), избирательность (объект выделяется из ряда других), константность (относительная устойчивость образа), апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния человека), осмысленность (воздействие на восприятие предыдущих знаний).

Третья, высшая форма чувственного познания – представление. Под представлением понимается наглядный образ объекта, возникающий без непосредственного контакта организма с объектом. Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта. Представление, с одной стороны, являясь синтезом чувственных предыдущих образов, богаче их по содержанию. Но с другой стороны, в представлении происходит отвлечение, абстрагирование от некоторых конкретных аспектов отображаемых объектов. 

Способность ребенка успешно включиться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия, или сенсорного развития.
Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Природа специально подарила нам разного рода ощущения. На их основе складывается восприятие окружающего мира и формируются представления.

Таким образом, ощущения являются важным способом накопления активного словаря., развития речи, познавательной деятельности, а значит и интеллектуального развития.

 Но современный мир и научно-технический прогресс ограничивают развитие ощущений, т.е. маленький ребенок получает очень мало жизненного опыта, чтобы сложить картину окружающей нас действительности. А значит плохо накапливается словарь, плохо формируется речь, плохо формируется познавательная деятельность. Если плохо формируется познавательная деятельность, страдает интеллектуальное развитие.

Давайте активизировать словарь, развивать речь, формировать познавательную деятельность через чувственное восприятие.

Почему это так важно? Потому что полученный личный опыт через тактильные вкусовые, обонятельные ощущения помогает быстрому формированию значения слова, быстрому запоминанию этого слова и активному употреблению в речи.

Часто, работая над активизацией словаря, мы предлагаем дошкольнику новое понятие через словесное объяснение и удивляемся, что он его не запомнил после многократного повторения. Ничего удивительного нет. На данный возрастной период у детей преобладает наглядное и наглядно-образное мышление. Дети должны пробовать на вкус, трогать, нюхать и т.д., и только на основе этого у них появляются представления о чем-либо, и к концу дошкольного возраста начинает формироваться образное мышление. Тогда можно давать словесные описания.

                                          ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Занятия по окружающему миру проводить с естественными предметами. Дети должны обязательно взаимодействовать с этими предметами (ощупывать, нюхать, пробовать на вкус, выполнять разные манипуляции с ними- сжимать, катать, определять вес, слушать издаваемые звуки ит.д.). Только так можно сформировать понятия легкий-тяжелый, гладкий-шершавый, мягкий-жесткий, кислый-сладкий и т.д.

 После этого можно давать иллюстрированный материал. Дети будут легко давать ответы.

  1. Наблюдения природных явлений, объектов в натуре дают богатые представления и ощущения.

                                    ПРИЕМЫ РАБОТЫ

Познакомить детей с органами чувств: нос, рот, глаза, уши, руки. Выяснить, что может делать каждый орган. Провести игровые упражнения:

- попробовать на вкус яблоко, апельсин, лимон, лук, помидор и т.д.

Подобрать слово, какой на вкус? (кислый, сладкий, горький) – активизация словаря.

Что еще бывает такого вкуса? – развитие мышления, операции сравнения.

Какой орган чувств помогал получать ощущения? -  закрепление способа получения информации.

Аналогичные упражнения проводятся с другими органами чувств.

Эти виды работ нужно начинать с младшей группы.

В старшей, подготовительной группе, когда уже есть некоторый опыт, можно использовать игровые упражнения по методике ТРИЗ:

Волшебный нос»

«Угадай по запаху»

Возьмите различные объекты с ярко выраженными запахами – духи, кофе, апельсин, различные пряности и т.д. Завяжите ребенку глаза плотным платком. Поднесите один из ароматов к носику малыша и предложите угадать, что это за запах. Пусть опишет характер своих ощущений. Дальше разложите предметы на два подноса – по принципу «съедобное и несъедобное».

 

«Можно ли нарисовать запах?»

Для развития обонятельного восприятия поиграйте с ребенком в следующую игру. Возьмите альбом, краски, кисточки, духи, разные эфирные масла. Дайте ребенку понюхать ароматы, пусть найдет один из самых любимых для себя. Предложите ребенку нарисовать этот запах, передавая его как в цвете, так и в форме.

- «Волшебное ухо»

Слух помогает нам различать разные звуки тихие и громкие, высокие и низкие, далекие и близкие.

Прослушивание звуков леса на диске «Малыш в лесу»

Игра «Узнай по голосу»

Для этой игры нужно несколько человек. Дети становятся в круг и держатся за руки. В центре круга один ребенок (Маша, например). Дети водят хоровод вокруг Маши со словами:

Маша, ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: Ау!

Ну-ка глазки  закрывай,

Кто зовет тебя, узнай.

Маша закрывает глаза. Один ребенок из круга зовет ее по имени. Маша должна узнать, кто ее позвал. Если угадала, дети меняются местами. Если нет, игра продолжается. Игра развивает слуховое восприятие.

 

«Звуки природы»

Развить чувственное восприятие ребенка можно с помощью игры «Звуковое лото». Предложите ребенку послушать запись шума ветра или голоса животных и рассказать о своих ощущениях. Если звук угадан, спросите у ребенка, где можно услышать такой звук.

 

- «Волшебная рука» Тактильные ощущения.

   Через кожу мы получаем тактильные ощущения. Кожей мы чувствуем горячее и холодное, сухое и мокрое, твердое и мягкое, гладкое и шершавое, острое и тупое. Давайте подойдем к столу с крупами и определим, какие они на ощупь.

- Ощупывать манку, пшено, рис, гречка;

- поскользить ладонями по крупе, сделать те же движения ребром ладоней, сделать отпечатки кулаком, костяшками пальцев, кончиками пальцев, пройтись по крупе отдельно каждым пальцем, двумя, тремя пальцами;

- рассказать об ощущениях: манка мягкая, мелкая,нежная, воздушная, похожая на песок, на ней легко остаются рисунки;

   Гречка острая, впивается в ладошки, колкая, оставляет колючие ощущения, рассыпчатая, жесткая;

   Рис округлый, жесткий, твердый, гладкий, приятный на ощупь, ладони легко скользят по рису;

  Пшено круглое, мелкое, не острое, приятное на ощупь, ладони легко скользят по пшену.

- «Волшебный язык»

Язык помогает почувствовать вкус: кислый, сладкий, горький, соленый, кисло-сладкий, пресный, острый.

Игра «Угадай по вкусу» - приготовить кусочки разных продуктов на шпажках. Ребенок закрывает глаза, взрослый кладет ему в рот кусочек яблока, лимона, апельсина, лука, свеклы и т.д.

После того, как дети научились чувствовать и различать вкус продуктов, научились обозначать вкус словом, можно предлагать дидактические игры с картинками.

- найди предметы, про которые можно сказать :кислый, соленый и т.д.

- подобрать подходящее слово к предметам: торт, конфета, печенье – какие на вкус и т.д.

- «Волшебный глаз»

Зрительное восприятие помогает нам воспринимать цвет, форму, размер предметов и объектов.

- Найди предметы одинаковые по форме. Что бывает такой формы?

- Найди предметы одинаковые по цвету. Что бывает такого цвета.

- Найди предметы одинаковые по размеру. Сравнить предметы по размеру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование музыкальной культуры через развитие восприятия свойств музыкального звука у детей младшего возраста

Как же добиться того, чтобы ребёнок, будущий взрослый, стал музыкально-культурным? Что значит обладать музыкальной культурой? Это значит, что музыку надо понимать! Что такое музыка?  [[...

Восприятие Москвы через экологический аспект

План урока по экологии 10 класс «Восприятие города»Тип урока: комбинированныйЦель: сформировать представления учащихся об особенностях  восприятия городской и природной среды.Задачи:Обучающие:- о...

Развитие эстетического восприятия окружающего мира через творческие коллективные работы

Презентация и разработка на тему "Развитие эстетического восприятия окружающего мира через творческие коллективные работы"...

Развитие зрительного восприятия и формирование предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста

Из опыта работы учителя-  логопеда с детьми старшего   дошкольного возраста, имеющими диагноз   амблиопия, косоглазие, в условиях группы  компенсирующей направленно...

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ ОБОГАЩЕНИЕ, НАКОПЛЕНИЕ И СТИМУЛЯЦИЮ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА

Воспитывая и обучая особого ребенка родитель и педагог сталкивается с многими трудностями начиная с первых контактов, задаваясь вопросами как и чему учить, как помочь ребенку познать окружающий его ми...

«Игры для развития фонематического восприятия, речевого дыхания и обогащения словаря»

laquo;Игры для развития фонематического восприятия, речевого дыхания и обогащения словаря»...