"Совершенствование коммуникативной компетенции школьников. Из опыта работы"
методическая разработка на тему

Савенкова Светлана Вячеславовна

Материал может быть использован как методическая разработка, в которой дан ответ на вопрос:" Как совершенствовать устную и письменную речь учащихся?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование коммуникативной компетенции школьников

Из опыта работы Савенковой С.В., учителя русского языка и литературы МБОУСОШ№15

                                         

                                          Мичуринск, 2014

      В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего и среднего (полного) общего образования встаёт вопрос о том, как строить обучение русскому языку и литературе  в новых условиях. Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь участников образовательного процесса.

Какой он, современный учитель? На мой взгляд, это педагог, готовый постоянно совершенствовать свое мастерство, а значит, методы и приемы в области преподавания русского языка и литературы.

          Как помочь ученику успешно сдать  ГИА? Как учителю обеспечить самореализацию школьников в процессе подготовки к олимпиадам, творческим конкурсам? Как выработать для себя систему обучения словесности в рамках модернизации современной школы?

Необходимо осмыслить новые требования к выпускникам на итоговой аттестации. Эти требования подталкивают учителя к реализации деятельностного подхода в обучении, развитию общеучебных умений, формированию функционально грамотного выпускника.

           Требование создать текст на итоговой аттестации в 9-11 классах отнюдь не случайно:  конечной целью работы словесника в школе является умение учащихся воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства. На практике мы видим, что это и является самым сложным для выпускника: написание рецензии (выполнение задания С1, русский язык, ЕГЭ) – задание повышенной сложности, о чем свидетельствует кодификатор в демоверсиях.  Обратите внимание, итоговое сочинение этого года носило надпредметный характер, т.е. в очередной раз выпускник должен был продемонстрировать умение создать доказательный, аргументированный ответ на поставленный вопрос, создать текст-рассуждение.

            Современные потребности развития всех сфер общества требуют компетентного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Воспитание культуры доказательного, аргументированного ответа (текст-рассуждение) рассматривается как важнейшая задача всей системы обучения русскому языку и литературе, образования в целом.

Готовы ли наши дети создавать текст-рассуждение, писать рецензию на прочитанный текст?  Не в полной мере. Как помочь ребятам излагать свои  взгляды и убеждения в доказательной манере, видеть позицию автора, особенности стиля автора, языка произведения? Ответ очевиден. Многолетняя кропотливая работа по совершенствованию коммуникативной компетенции школьников даст положительный результат: учащийся сумеет выразить свои мысли, чувства, убеждения как в письменной, так и в устной форме. Уровень коммуникативных умений и навыков - показатель сформировавшегося духовного мира ученика.

В течение многих лет я работаю над проблемой «Совершенствование коммуникативной компетенции школьников».

Технология опыта обобщена и опубликована на различных  уровнях:

1.«Совершенствование коммуникативной компетенции школьников: методические рекомендации»/Автор-составитель С.В. Савенкова. – Тамбов: ТОГОАУДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010 – 42с.

2.Коллекция педагогического опыта: сборник информационно-методических материалов/ Сост. Праздникова Г.З., под ред. Г.А.Шешериной, ректора ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – 67 с.  (с. 22 -26).

3.  Публикации методического материала:

  • aвторский конспект урока русского языка в 10 классе гуманитарного профиля на тему «Выразительные словообразовательные средства языка» (с презентацией) –  «Учительский портал» (http://www.ucportal.ru, 2013)
  • методическая разработка «Из опыта работы с одаренными детьми» («Социальная сеть работников образования»: http://www.nsportal.ru, 2013)

        4.Мастер-класс «Рецензирование текста» (11 класс). Материалы урока литературы в профильном гуманитарном классе на тему «Черты постмодернизма в рассказе Т.Н. Толстой «Соня»»,  Мичуринск:  УМиИЦ, 2012.

               Содержание данных методических рекомендаций опирается на основные положения методики развития связной речи, теории речевой деятельности, лингвистики текста, законы риторики, логики. Среди всего многообразия изученной мною литературы хотелось бы выделить методические пособия Пахновой Т.М., Пленкина Н.А., Павловой Т.И., Ранневой Н.А., Львовой С.И., Сметанниковой Н.Н. . Именно наработки этих методистов легли в основу личного педагогического опыта.

                Несомненно, составляющие успеха в деятельности учителя - это  оптимальное использование УМК и умение учителя спроектировать свою деятельность, т.е. учитель не должен допускать стратегических просчетов: изучение словесности в школе направлено не только на получение необходимых языковых и социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции, но и на формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации. Я уверена, переход к работе по УМК под редакцией С.И. Львовой, М.М Разумовской в основной школе поможет словеснику подготовить ученика, способного решать самые сложные языковые задачи, успешно сдавать экзамены по русскому языку в 9,11 классах. А это, в свою очередь,  залог удачи и на экзамене по литературе в 11 классе, потому что их методика обеспечивает достижение цели – совершенствовать коммуникативные умения и навыки учащихся.

                Что касается моей практики, то в классах гуманитарного профиля с 2011 года  используется линия учебников УМК нового поколения Г.Ф. Хлебинской, обеспечивающая преподавание русского языка на профильном уровне в старшей школе. Учебник помогает реализовать личностно-ориентированный, компетентностный подходы к обучению. Дидактический материал учебника способствует не только развитию учебных навыков и умений учащихся, повышению культуры их устной и письменной речи, но и  прежде всего решению одной из главных задач словесника – самореализации школьников в гуманитарной сфере.

    Преподавание литературы в 1011 классах с 2011г. осуществляется по УМК С.А. Зинина, В.А.Чалмаева, предназначенного для базового и профильного уровней.

    В 2010–2011 уч.г.  мною было апробировано методическое пособие Пахновой Т.М. «Русский язык: интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом».   Экспериментальная работа велась 1 год. Итоговый отчет по апробации был отправлен в ТОИПКРО (2011г.), размещен на сайте  http://www.proshkolu.ru. Изучение курса русского языка в 11 классе  с привлечением в качестве дополнительного пособия книги Т.М. Пахновой  способствует  достижению высоких  результатов обучения. Старшеклассники получили возможность пользоваться пособием в качестве справочного материала при решении языковых затруднений, что позволило им более эффективно организовать работу, связанную с информационной обработкой, анализом текстов.

   Совершенствование коммуникативных умений и навыков школьников – это, прежде всего, совершенствование их устной и письменной речи.  Считаю, что планомерная работа по развитию речи приводит к умению учащихся пользоваться языком в разных сферах его применения, дает возможность им реализовать свои творческие способности, стать полноправными членами общества.

          Если раньше мы могли сказать, что уроки развития речи играют решающую роль в формировании умений и навыков школьников, обеспечивающих подлинно богатую, правильную, уместную речь, то в современной методике считается, что каждый урок русского языка и литературы должен быть уроком развития речи. Актуальные методологические идеи в обучении русскому языку и литературе – это  текстоцентричность, интегративность.        Совершенно закономерно, что одной из актуальных методологических идей в обучении словесности в школе является текстоцентричность. Комплексный анализ текста, принципы и методика проведения которого сформулированы в работах Т.М. Пахновой, стал одним из основных видов деятельности учащихся на уроках русского языка. Он позволяет развивать все виды предметных компетенций, общеучебные умения, навыки и способы действия (организационные, коммуникативные, интеллектуальные, информационные). Следовательно, на всех ступенях образования ученик должен владеть умением работать с текстом, анализировать текст, определяя тему, основную мысль, тип речи, а также создавать текст с опорой на его функциональную характеристику.

Подхожу к оценке своих уроков с этой точки зрения и организую их так, чтобы они соответствовали следующим принципам:

  1. Современный урок русского языка включает 4 вида деятельности:

чтение (чтение теории, художественного текста, эпиграфа и т. д.);

письмо;

говорение (ответы на вопросы, устный пересказ лингвистического текста, связные рассказы на лингвистическую тему и т. д.);

слушание (умение пересказать текст, воспринятый на слух, кратко или подробно).

2) В центре урока – работа с текстом, которая обеспечивается 5 этапами:

1)подготовительная, дотекстовая работа (определение темы, идеи текста, словарная работа);

2)ознакомительное чтение текста, цель которого – достижение более точного понимания;

3)изучающее чтение;

4)выразительное чтение;

5)пересказ.

Современные методики рекомендуют нам по возможности больше времени уделять сочинениям-миниатюрам, желательно на каждом уроке. Если это 5-6 классы, то сочинение-миниатюра в объеме 2-3 предложений. Например, дается предложение: «Если в городе исчезло электричество, то…» и предлагается ребятам написать текст по данному началу. Таким образом в сознании ребенка фиксируется лингвистическая модель, которая впоследствии позволит ему избежать грамматической ошибки при конструировании подобных предложений. Для того чтобы мои уроки соответствовали современным требованиям, я использую систему упражнений, предложенную   С.И. Львовой: «Пишем творческую работу», «Речевой этикет», «Проводим наблюдение», «Конкурс художников», «Русский язык и литература на других предметах». В старшей школе активизируют языковые компетенции учащихся задания, предусмотренные разработанной мною программой для 10-11 классов профильной школы:

1.Выберите среди известных общественных деятелей такого, чьи убеждения, идеи вам не близки. Подвергните его взгляды критическому опровержению, приводя убедительные аргументы.

2.Докажите на примере текста (отрывка) писателя, поэта, драматурга, литературного критика, что знаки препинания отражают особую стилистическую манеру, индивидуальный стиль автора.

3.Лингвистический анализ текста и т. п.

Достигнуть поставленных целей помогают принципы:

1)        креативности (работа учащихся носит не репродуктивный, а продуктивный характер);

2)        от простого к сложному (постепенное усложнение коммуникативной задачи).

               Активность учащихся должна быть продуктивной, творческой. На уроке решаются такие коммуникативные задачи, которые могут встретиться ученикам в жизни. Предполагаемая реальная ситуация (7 класс): «У вас пропала собака. Необходимо написать объявление о пропаже, описав внешний вид и особые приметы животного». Учащиеся должны понять, что урок русского языка – это не отвлеченное явление. Умения, приобретенные ими, пригодятся в жизни. Реализация принципа креативности позволяет воспитывать в ученике не пассивного слушателя и исполнителя, а активного участника совместной речевой деятельности.

               Постепенное нарастание коммуникативных задач – необходимое условие успешности образовательного процесса. Рациональный отбор приемов работы – фактор, влияющий на оптимизацию урока. Это обеспечивает достижение каждым учеником уровня развития речевых умений, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне его ближайшего развития. Использую такие приемы работы, как чтение (слушание) текста с определенной установкой, анализ текста-образца, сбор рабочих материалов, их анализ, стилистический эксперимент, редактирование текста, расширение и сжатие текста, составление плана и др. Важно, чтобы способ применения выбранного приема работы соответствовал этапу обучения, тем образовательным, развивающим, воспитательным задачам, которые поставлены, и продвигал ученика вперед.

               Излюбленная форма проверки знаний – диктант – на сегодняшний день может быть заменена изложением-миниатюрой. Это не означает, что диктанты нужно искоренить. Нет, это означает только то, что иногда вместо диктанта целесообразно дать изложение. Продуктивен, на мой взгляд, диктант с творческим заданием, что соответствует требованиям нового стандарта. Форма итоговой аттестации в 9 классе предполагает наличие у ученика, прежде всего, умений и навыков, позволяющих ему достаточно свободно и успешно создавать тексты.  Информационной обработке текста учу с 5 класса.

             Сочинение-миниатюра, изложение-миниатюра, диктант с творческим заданием – вот основные способы проверки знаний школьников. Учитель, отдающий предпочтение тестам уже в основной школе, допускает методический просчет.

              Технология опыта предполагает определенную систему. В 5-7 классах идет практическое усвоение учащимися системы речеведческих понятий: текст и его признаки; тема и основная мысль текста; план текста (простой и сложный); типы текстов; стили речи; языковой анализ текста; подробное, сжатое, выборочное воспроизведение текста. Организуется работа по формированию соответствующих умений в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.  

Задача учителя на этом этапе – научить определять тип речи и создавать текст определенного типа.  Особое внимание уделяется тексту-рассуждению. Учащиеся знакомятся с классической структурой рассуждения: тезис, доказательства (аргументы), выводы.

             В 5 классе ребята начинают вести словарь литературоведческих терминов. Умение обнаружить в тексте то или иное языковое средство формируется в основном на уроках литературы. Но уже к 7 классу учащиеся начинают осознавать, что литература – это искусство слова, что у каждого писателя, поэта свой стиль и что при создании своего текста нужно использовать ресурсы языка.  В 7 классе мои ученики различают виды метафоры и т. п. Все это способствует совершенствованию языковых умений и навыков школьников на определенном этапе.

          В 8- 9 классах приобретенные речевые умения совершенствуются при решении более сложных коммуникативных задач, связанных как с осмыслением прочитанного или прослушанного текста, так и с устным и письменным продуцированием своих высказываний. Практикуются уроки формирования речеведческих понятий;

коммуникативных умений; контроля, цель которых - обучение восприятию и пониманию «чужих» текстов.

          В качестве примера приведу урок словесности по теме «Функциональные стили речи. Стилистический анализ текста» (9 класс). В ходе урока систематизируем уже известное о стилях речи, осознаем функции и признаки каждого стиля в их совокупности, производим стилистический анализ текста.

К стилистическому анализу приходим не сразу: вначале – словарный диктант, осложненный стилистическим заданием, затем – стилистический анализ предложения. Только планомерная работа по оценке языковой единицы формирует прочные умения в области анализа текста:

словарный диктант,

осложненный стилистическим заданием

                                                   ↓

исследовательская работа «Языковые средства стилей речи» (ученический проект)                                 ↓

стилистический разбор предложения

                                                   ↓

стилистическое редактирование текста

                                                   ↓

стилистический анализ текста по данному плану

 Причем, домашнее задание дифференцировано. Дети могут в полной мере  реализовать себя.

       Для успешной подготовки учащихся в 9 классе к ОГЭ целесообразно обратиться к методике Львовой С.И.: в ней заложена система обучения написанию сочинения-рассуждения, в том числе и сочинения рассуждения  на лингвистическую тему, – вот ключ к успешному выполнению задания на экзамене. Сама форма высказываний малой формы (упражнение «Сочинение-миниатюра») направлена на развитие умения использовать единицы языка в речи стройно, логично, аргументированно излагать свои мысли. Типы заданий: напишите миниатюру «О чем рассказывает словообразовательная модель?»; проблемный вопрос лингвистического характера «Докажите, что фонетика и орфоэпия связаны между собой»; поясните высказывание лингвиста « Письмо – необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания» (Я.К. Грот) и др.

Таким образом, активное использование на уроках русского языка фрагментов методики Львовой С.И.  позволяет решать задачи творческой, познавательно-коммуникативной деятельности учащихся на качественном уровне. Умение создавать текст – рассуждение малой формы обеспечивает полноценное образование и  продуктивное речевое развитие личности – результат, который выпускники демонстрируют на экзаменах.

         Вы найдете все необходимые вам шаблоны, образцы в работах Нарушевича Андрея Георгиевича, кандидата филологических наук, доцента ... экономического университета («РИНХ»), специалиста отдела русского языка издательства «Легион»: «Сочинение на лингвистическую тему в 9 классе», «Написание рецензии в 11 классе». «Итоговое сочинение в 11 классе»

    В 9 классе необходимо углубить знания учащихся о тезисе, дав информацию об опровержении тезиса. На итоговой аттестации в 9, 11 классах учащимся предлагаются тексты, в которых им надо доказывать выдвинутый автором тезис, то есть соглашаться с предложенным мнением. Однако развивать у школьников умение доказывать выдвинутый автором тезис недостаточно.

Необходимо совершенствовать практику публичного, научного выступления  школьников. Ребята в ходе выступлений учатся отстаивать свою точку зрения, собственное видение проблемы. Это адекватно условиям развития и социализации личности, задачам развития коммуникативной личности. В современной жизни необходимо умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на собственное мнение).

           В 10-11 классах (гуманитарного профиля) большое внимание уделяю развитию лингвистической компетенции учащихся. Глубокие знания появляются у школьников при системном обучении языку и литературе, изучении серьёзных лингвистических вопросов («Русский язык как объект научного изучения»; «Виднейшие ученые-лингвисты»; «Основные этапы развития русского языка»; «Языковая норма, ее функции и типы»; «Динамика языковой нормы»; «Основные фонетические процессы» и т. д.). Прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности обучающихся при  освоении труднейших вопросов языкознания. Углублённое изучение русского языка и литературы обеспечивается такими методами, при которых обучение, где главным действующим лицом является учитель, переводится во взаимо - и  самообучение школьников. Этому способствуют такие активные формы уроков, как практикумы, семинары, зачёты, а также исследовательская, проектная деятельность учеников.

             Творческие способности учащихся развиваются при решении лингвистических задач, понимании « чужого» текста и подтекста, создании аннотаций, рецензий, эссе. При этом максимально учитываются интересы ребят, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения, что создаёт условия для гуманистического управления процессом становления личности.

                     В основе моей методики развития устной и письменной речи –  принципы текстоцентричности, интегративности.   Я полагаю, что на уроке словесности учитель может решить все актуальные задачи преподавания русского языка и литературы. Современный урок литературы не может сводиться исключительно к читательским впечатлениям учащихся, изучению биографии и творчества писателя. Моя задача – научить ребят создавать текст, содержащий глубокий анализ литературного произведения, то есть научить рецензированию текста. Не все дети способны написать рецензию на предложенное произведение, но если несколько человек в классе самостоятельно пишут эссе, отзыв, рецензию, я довольна результатом своей педагогической деятельности.

                 Для оптимизации образовательного процесса мною созданы программы по русскому языку и литературе (профильный уровень), программы элективных курсов «Трудные случаи русской орфографии», «Культура речи», «Деловой русский язык». Например, элективный курс «Трудные случаи русской орфографии», в рамках которого изучаются самые сложные вопросы русской орфографии на текстах произведений русской классической литературы, не только расширяет и углубляет диапазон сведений учащихся в области теории языкознания, но и способствует совершенствованию умений и навыков школьников, позволяющих им создавать тексты разных типов речи и стилей. Программы элективных курсов для 11 класса « Деловой русский язык », «Культура речи» направлены не только на получение необходимых языковых и социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции, но и на формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах деловой коммуникации (курс для старшей профильной школы). 

    Средства     актуализации языковых компетенций: опережающее обучение,  дифференциация, ИКТ, элементы технологии РКМЧП, проектная деятельность, опорные схемы.

    Приемы активации критического мышления детей (ТРКМЧП): прием «Инсерт» и таблица «Инсерт»(старшая школа), «мозговая атака», чтение с остановками, прогнозирование по названию, эссе (на всех ступенях образования). Структура данной технологии соответствует закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Данная технология позволяет одинаково продуктивно работать как с информационными текстами, так и с художественными. Технология РКМЧП позволяет соотносить произведения (тексты) одной тематики у разных писателей (публицистов, общественных деятелей), выявлять различия в художественном методе мастеров слова, особенности авторской позиции.

Раскрепостить школьников, снизить детскую тревожность, усилить познавательную активность, творческую самостоятельность, изменить характер взаимоотношений между воспитанниками помогает ряд методических приёмов: перспективная подготовка (элементы опережающего обучения), опорные схемы (ребята используют их во время устных ответов). При использовании опорных схем отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план рассказа, вести сам рассказ и мысленно обрабатывать материал; упрощается оперирование новыми терминами; строго очерченные рамки обязательного рассказа полностью исключают случайные срывы, способствуют возникновению чувства уверенности в успехе и тем самым благотворно отражаются на психологическом уровне урока. Например, схема «Классификация средств выразительности» помогает ребятам в ходе анализа текста.

Опережающее обучение также психологически готовит учеников к усвоению более сложного материала. В 5 классе изучаю типы речи. На протяжении нескольких лет материал отрабатывается. В итоге в 10 классе ребята изучают тему «Текст.  Типы речи» на продвинутом уровне.

Уровень подготовки старшеклассников, обучающихся в профильных гуманитарных классах, демонстрировался на уроках русского языка и литературы (городские семинары, 2006 г., 2008 г.). Уроки были одним из этапов реализации педагогического проекта «Формирование ведущих языковых компетенций школьников в профильном гуманитарном классе», цель которого – совершенствовать уровень коммуникативных умений и навыков учащихся в старшей профильной школе, развивая лингвистическую компетенцию; помочь школьникам успешно сдать ЕГЭ,  сориентироваться в выборе профессии гуманитарной направленности, реализовать творческий потенциал в олимпиадном движении.

            Урок русского языка в 10 классе: «Выразительные словообразовательные средства языка». На уроке ребята продолжают знакомство с выразительными средствами языка, а именно: с эмоционально-окрашенными морфемами, видят, как «работают» суффиксы субъективной оценки, расширяя пределы поэтического словаря. Стилистический анализ предложения, совершенствование классификации средств языка, защита творческой работы «Стилистическая окраска словообразовательных средств языка», лингвистические анализы текстов из художественной литературы, в ходе которых определяем функции морфем субъективной оценки в литературе, исследование «С какой целью использует А.Н. Островский оценочную лексику в драме «Гроза»? – вот то, что совершенствует коммуникативные умения и навыки школьников в старшей профильной школе.

           Урок литературы в 11 классе: «Поэтика рассказа Т.Н. Толстой «Соня». Черты постмодернизма в нем». Посредством приемов проблемного обучения, использования ИКТ (слайдовая презентация) «погружаю» детей в художественный мир писательницы. Расширяю диапазон сведений школьников о теории литературы: « реминисценция», «аллюзия», «компоненты интертекстуальности», «постмодернизм». Моя задача – дать урок так, чтобы после него школьники оставались под впечатлением от услышанного и увиденного, в течение всего занятия подвожу их к написанию рецензии на рассказ Т.Н. Толстой. А если ребята справляются с этим непростым заданием, то непременно удачно сдадут ЕГЭ по русскому языку и литературе…

             Совершенствование коммуникативной компетенции помогает реализовать творческий потенциал учащихся, что очень актуально  в связи с повышенным интересом государства к качеству образования.

              Итак, от сочинения-миниатюры в объеме 2-3 предложений в 5-6 классах до сочинения-рассуждения, отзыва, эссе, рецензии, лингвистического анализа текста (профильный уровень) в старшей школе – путь, который предстоит пройти учителю русского языка и литературы вместе со своими подопечными, чтобы сформировать социально адаптированную, разностороннюю личность.

                           Результаты   ЕГЭ  по русскому языку

11 класс

11В, 2009

(гуман. кл.)

11В,2011

(гуман. кл.)

11А,2011

(физ.-мат. кл.)

11В,2013

(гуман. кл.)

11Б,2013

(хим.-биол.кл.)

Сдавали (чел.)

16

14

23

15

22

% обученности:

100

100

100

100

100

Средний тестовый  балл:

71

выше обл. показателей

69,3

выше обл. показателей

73

выше обл. показателей

64,7

выше среднего балла по России

72,9

выше обл. показателей

Количество учащихся, понизивших итоговую оценку

0

0

0

0

0

Количество учащихся, подтвердивших итоговую оценку

10

8

15

12

14

Количество учащихся, повысивших итоговую оценку

6

6

8

3

8

Количество учащихся, получивших баллы: от 80 до 98

3

6

8

0

3

Качество знаний учащихся по результатам ЕГЭ по русскому языку  (2009-2013гг)

                     

                     Результаты   ЕГЭ  по литературе

Год

Количество сдававших

Тестовые баллы

2009

2

Гугняева О.(сдавала во 2 потоке, в июле)

81(лучший тест. балл по Мичуринску среди СОШ)

Куликова Л.

65

Средний балл

73

2011

2

Муравьева Татьяна

72

Дроздова Анна

87

Средний балл

79,5

2013

Кучин Владимир, итоговая оценка «5»

78

                     

Всероссийская олимпиада  школьников по русскому языку и литературе (II, III этапы)

                 Информационно - методическая среда

  • Участвую в работе сетевых сообществ: "Служенье муз не  терпит суеты" (сообщество учителей-словесников Тамбовской области); «Не говори шершавым языком»; «Урок искусства XXI века»; сообщества педагогов-воспитателей "Класс.рu" (http://www.openclass.ru).
  • Являюсь членом Интернет-клубов, где размещены мои материалы: «Клуб учителей русского языка и литературы», «Клуб классных руководителей», «Клуб методистов», «Подготовка к ЕГЭ по литературе» (http://www.proshkolu.ru); творческой группы учителей «К вершинам мастерства» (http://www.nsportal.ru).

мини-сайт (сертифицирован в 2013 г.)  –http://www.nsportal.ru/savenkova-svetlana-vycheslavovna

«странички» на сайтах 

http://www.openclass.ru, http://www.proshkolu.ru,    http://www.ucportal.ru,                        http://it-n.ru

                 http://www.zavuch.info.ru

                   

                             

                           

                           Научно-методические ресурсы

  1. Арефьева С.А. Сочинение по прочитанному тексту.//Русский язык. – 2006. – №5;
  2. Булавина М.А. Обучение школьников определению функционально-смысловых типов речи.// Русская словесность. – 2008. – №4;
  3. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С). – М.: Издательство «Экзамен», 2008;
  4. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы: Кн. для учителя. – М.: Линка –Пресс, 1994;
  5. Львова С.И. ГИА – 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс. – М.: Эксмо, 2008.
  6. Огай О.Н. Как написать экзаменационное сочинение в 11 классе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006;
  7. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка//Русский язык. – 2007. – №8.
  8. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009;
  9. Пахнова Т.М. В пространстве текста…//Русский язык. – 2008. – №1;
  10. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. Для учителя. – М.:     Просвещение, 1996;
  11. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М.: Школьная библиотека, 2005.
  12. Третьяков П.И., Шамова Т.И. Педагогические технологии

Справочные, научные материалы:

  • www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
  • http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал
  • http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»
  • http://mlis.ru – Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы

 Электронные библиотеки, архивы, пособия:

  • www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы
  • www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Index_Lit.php/ – Электронная библиотека Гумер. Литературоведение
  • http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом
  • http://lib.prosv.ru – «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте
  • http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/index.htm/ – Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя / Под ред. В.П. Журавлева. – 3-е изд.
  • http://www.gumfak.ru/russian.shtml/ – Учебные материалы по русскому языку

 Издательский дом «Первое сентября»:

  • http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
  • http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
  • http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка
  • http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы

 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):

 

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык
  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort/ – Литература

 Олимпиады, конкурсы:

  • www.rsr-olymp.ru/ – «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр. (http://test.rsr-olymp.ru/olympiads)
  • www.mk.ru/msu/?p=pavila3/ – Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»
  • http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Турнир имени М. В. Ломоносова
  • www.svetozar.ru/ – Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар»
  • www.eidos.ru/olymp/olymp-list.htm/ – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады
  • http://www.desc.ru/show.html?id=614/ – Интернет-карусель (on-line соревнования)

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.

Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...

Презентация "Совершенствование коммуникативной компетенции школьников"

Презентация выступления по теме "Совершенствование коммуникативной компетенции школьников"...

Доклад на тему "Ансамблевый этюд - одно из средств развития коммуникативной компетенции учащихся" (из опыта работы)

В докладе представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетенции при  постановке спектаклей...

2016 г. Мастер-класс на ГМО. «Работа с одарёнными детьми как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (из опыта работы)»

В течение 2 лет я вела занятия с детьми по подготовке к олимпиадам разного уровня. Приказ управления образования г. Покачи  от 26.06.2015 г. «О создании и организации деятельности пред...