Главные вкладки

    Творческий отчет учителя русского языка и литературы за 2015-16 уч.год
    статья на тему

    Гайфутдинова Станислава Вячеславовна

    Творческий отчет учителя русского языка и литературы за 2015-16 уч.год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchyot.doc220.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Творческий отчёт учителя  русского языка и литературы Гайфутдиновой С.В. за  2015 – 2016 учебный год

    Анализ профессиональной деятельности педагога

    • В сентябре 2015 года приняла участие во Всероссийской дистанционной педагогической олимпиаде «ФГОС в терминах и на практике» и получила Диплом Победителя I Степени.
    • В октябре 2015 года создала в социальной сети работников образования nsportal.ru и разместила свое электронное портфолио.
    • Приняла участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием. В номинации «Лучшая рабочая программа» получила Диплом Победителя I Степени.
    • Участвовала во Всероссийской педагогической олимпиаде «Профессиональная компетентность педагога» (учитель русского языка) и получила Диплом Победителя II Степени.
    • Получила сертификат по ИКТ-компетентности.
    • 16 апреля приняла участие в Международной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант-2016».
    • 13 мая 2016 года приняла участие в проведении исследования компетенций учителей литературы (Приказ №311 от 04.05.2016 г. Ростов-на-Дону)

    25 декабря 2015 года получила первую квалификационную категорию.

    Качество знаний по предметам и по классам

    предмет

             класс

    5 класс

    7 класс

    9 класс

    Русский язык

     44%

    47%

    21%

    Литература

    83%

    80 %

    29%

    В течение учебного года было дано 2 открытых мероприятий:

    Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Как образуются слова в русском языке»

    Открытое внеклассное мероприятие по литературе «И.А. Бунин. Жизнь и творчество первого русского нобелевского лауреата» 23.10.15 7,9 классы.

     Оформлены стенды:

    1. «Готовимся к ОГЭ-2016»
    2. Стенд по литературе
    3. Стенд по русскому языку

    В течение учебного года были выпущены стенгазеты:

    1. 145 лет со дня рождения русского писателя и поэта И. А. Бунина;
    2. 120 лет со дня рождения русского поэта С.А. Есенина;
    3. 145 лет со дня рождения русского писателя А. И. Куприна;
    4.  115 лет со дня рождения автора «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова;
    5. 100 лет со дня рождения русского поэта К. М. Симонова.

    Предметная неделя

    С 30.11. по 04.12.2015 г. проводилась неделя русского языка и литературы.

    В рамках недели русского языка и литературы были проведены следующие мероприятия:

    Внеклассное мероприятие на тему « Экология слова –  экология души» 9 класс 30.11.15;

    КВН «Знатоки русского языка» 5 класс  03.12.15;

    «Жди меня, и я вернусь…» Внеклассное мероприятие, посвященное 100-летию К.М.Симонова 7 класс 04.12.15.

    В течение недели была оформлена выставка тетрадей учащихся 5, 7 классов «Пишу красиво».

    Результаты урочной и внеурочной деятельности обучающихся в олимпиадах, конкурсах и т.д.

    • II Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием (русский язык и литература). Приняли участие 7 обучающихся;
    • II Всероссийская викторина «Отблески лета». Принял участие обучающийся 7 класса Зорин Максим;
    • V Всероссийский конкурс юных чтецов "Живая классика" (2016). Обучающаяся 5 класса Костюкова А. и обучающийся 7 класса Зорин М.
    • Учащиеся 7, 9 классов приняли участие в VII  Международной Акции «Читаем детям о войне».

    Организация работы со слабоуспевающими обучающимися:

    План работы со слабоуспевающими учащимися на 2015-2016 уч. год  

    Мероприятия

    Срок

    1.   Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

    Цель:

    а) Определение фактического уровня знаний детей.

    б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

    Сентябрь

    2. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися

    В течение учебного года.

    3. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, ШМО)

    В течение учебного года.

    4. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

    Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

    5.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

    В течение учебного года.

    6. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учета знаний по предмету детей всего класса.

    В течение учебного года.

    7. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

    В течение учебного года.

    Работа  ученика   по заданию учителя

    Русский язык

    1. Выполнение заданий на самоподготовке

    а) Выучить теоретический материал заданного параграфа, конспекта.

    б) Выполнить упражнение в соответствии с заданием.

    а)  Выборочный опрос.

    б) Прове0рить наличие выполненного упражнения в тетради.

    2.Пятиминутки русского языка

    Записать и выучить слова.

    а) Провести пятиминутку или проконтролировать работу ассистентов

    б) Выборочный опрос.

    в) Проверка наличия записанных слов.

    3. Работа над ошибками

    Выполнить работу над ошибками в соответствии с требованиями  учителя.

    Проверить наличие работы над ошибками.

    4. Индивидуальные задания

    После проверки учителем тетради выполнить указанное задание (повторить…, выучить…, переделать …).

    а) Выборочный опрос по указанному материалу.

    б) Проверить наличие выполненного задания.

    5. Каникулярные задания

    а) Выучить указанный учителем теоретический материал.

    б) Выполнить указанные упражнения.

    а) Выборочный опрос по теории.

    б) Проверить наличие выполненного задания.

    6. Дополнительные занятия

    а) Задать вопросы по непонятному материалу.

    б) После объяснения  учителя выполнить указанное задание.

    Контролировать посещение занятий слабоуспевающими   учащимися

    Литература

    1. Выполнение занятий на самоподготовке

    а) Прочитать указанные произведения или эпизоды.

    а) Выборочный опрос на знание текста произведения.

    б) Проверка наличия выполненного задания.

    Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

    С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система должна включать следующие виды деятельности:

    1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).

    2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

    3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

    4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий. Активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)

    Подготовка к ОГЭ

     С сентября текущего года велась подготовка к ОГЭ в 9 классе.  На уроках русского языка при закреплении и повторении материала использовались тренировочные и контрольные тесты из ОБЗ (ФИПИ). Итоговые контрольные работы проводились в формате ОГЭ.

    Обучающиеся подробно познакомились со структурой тестовых работ, со спецификой заданий, тренировались выполнять тесты онлайн на различных сайтах по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

     В кабинете оформлен стенд по подготовке к ОГЭ-2016.

    У каждого учащегося заведены дополнительные тетради по подготовке к ОГЭ, в которых выполняются тренировочные работы, и индивидуальные папки со справочным материалом, карта успеха ученика, памятки.

    В феврале 2016 года приняла участие в классном родительском собрании 9 класса по вопросам организации подготовки к ОГЭ, рассказала об особенностях ОГЭ-2016. Индивидуальная работа, консультации с учащимися проводились в течение года постоянно.

    В ходе подготовки к экзамену использовались различные дидактические пособия:

    1. Бисеров А.Ю., Маслова И.Б. ОГЭ 2016. Русский язык. Тематические тренировочные задания
    2. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Егораева Г.Т. ОГЭ 2015. Русский язык. 50 вариантов типовых тестовых заданий
    3. Нефедова Н.А., Алешникова Е.Л. и др. ОГЭ 2016. Русский язык. 9 класс. Типовые экзаменационные задания
    4. Сенина Н.А. (ред.). Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год 
    5. Степанова Л.С. ОГЭ-2016. Русский язык. 30 вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ в 9 классе

    1. Цыбулько, Зверева: ОГЭ-2016. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. Национальное образование, 2016. (ФИПИ-школе)

     Занятия по этим пособиям помогли освоиться со структурой теста, формулировками заданий, понять их суть.

    Перечень сайтов, полезных для подготовки к ОГЭ-2016:

    • fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный открытый банк заданий, а также демоверсии заданий ОГЭ по всем предметам
    • edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
    • ege.edu.ru/  - Официальный портал Единого Государственного Экзамена, содержит общую информацию о ЕГЭ, экзаменационные материалы,   нормативные документы.
    • gia.edu.ru/ — Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы,   нормативные документы.
    • ege.ru   - Сервер информационной поддержки «ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА»   Базовые тесты по предметам; инструкции по подготовке и участию выпускников ОУ в ЕГЭ; кодификаторы элементов содержания по базовым школьным предметам, проверяемые на ЕГЭ; нормативные документы
    • reshuoge.ru - образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
    • ege.yandex.ru — официальный проект Яндекс ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ГИА-2016: они помогут получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
    • 4ege.ru  - ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ
    • examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
    • school.edu.ru  - Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
    • gotovkege.ru/ -  Проект «Подготовка к ЕГЭ».  ЕГЭ- тесты онлайн. Предлагается всем желающим пройти на сайте пробное тестирование по русскому языку, математике, истории, обществознанию, физике, географии, оценить уровень своих знаний и готовность к сдаче предстоящего единого государственного экзамена
    • alleng.ru/ - сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое
    • diary.ru/ -  сайт, где вам помогут решить задачу по математике, посоветуют нужное пособие для подготовки к экзаменам, которое там же и можно найти.

    Позитивные тенденции:

    • Владение различными методами и приёмами технологии проблемно-диалогического обучения  и их внедрение в практику работы, владение игровыми технологиями, владение ИКТ.
    • Применение на уроках различных способов  активизации познавательной деятельности.
    • Сотрудничество с учениками,  родителями, учителями-предметниками.
    • Ведется систематическая работа по созданию мониторингового исследования  достижений обучающихся.

    ЗАДАЧИ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД:

    1.Создание оптимальных условий для развития личности учащегося в различных видах деятельности сообразно с его интересами, способностями, возможностями, а также потребностями обществ.

    2. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.

    3.Применение современных педагогических технологий для реализации новой педагогической концепции образования.

    4.Применение новых образовательных программ и фонда учебников, соответствующих государственным стандартам.

    5.Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы.

    6.Участие в городских, региональных и Всероссийских конкурсах, олимпиадах, смотрах.

    7.Повышение профессионального уровня, изучаение образовательных стандартов и нормативно-правовой базы.

    8.Прохождение курсов повышения квалификации.

    9.Повышение показателей  качества обучения и воспитания через внедрение инновационных форм преподавания и воспитания.

    10. Работа по созданию мониторингового исследования достижений обучающихся.

    Отчет по теме самообразования.

    Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

           Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

    Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

    Задачи:

     • провести теоретический анализ литературы по данной теме;

    • изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

    • изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;

    • разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.

    Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:    

    1. Комментированное письмо. 

    Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

    2. Письмо с проговариванием.

    Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

    3. Письмо с пропуском орфограмм. 

    Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

    4. Какографические упражнения. 

    Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

    5. Письмо по памяти. 

    Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

          1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

          2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

          3. Упражнение в запоминании.

          4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.

          5. Запись.

          6. Проверка.

    6. Работа с группой предложений по системе Федоренко. 

    Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному  предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок. 

     

    7. Списывание.

    Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

    - Внимательно прочитай предложение.

    - Повтори его не заглядывая в текст.

    - Подчеркни в предложении все орфограммы.

    - Прочитай предложение орфографически.

    - Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

    - Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

    - Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

    Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

    1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д.

     2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

     3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

    4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

    5. Спиши слова определённой части речи.

    6. Выпиши словосочетания.

     

    8.  Скоростное письмо.
         Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:


    1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
    2. Самостоятельное чтение хором.
    3. Объяснение орфограмм (коллективно).
    4. Считают количество предложений в тексте.
    5. Чтение по предложениям.
    6. Орфографическое чтение.
    7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
    8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
    9. Проверка написанного.

     

    9.  Диктанты.

           - Предупредительный диктант.

           - Объяснительный диктант.

           - Выборочный диктант.

           - Свободный диктант.

           - Самодиктант.

    10. Задания на развитие внимания,  зрительной памяти. 

    На уроках русского языка пользуюсь дидактическим материалом Шишкиноой Т.В. карточки по темам «Орфография», «Пунктуация» (5-9 кл.)

    К теме «Правописание слов с основой на шипящую» (5-6 кл.)

    Карточка

    Перепишите слова, раскрыв скобки.

            Рож(?), силач(?), брош(?), плач(?), доч(?), помощ(?), неуч(?), много задач(?),  дрож(?),  из-за туч(?), крепеж(?), полноч(?);

            Могуч(?), трескуч(?), пахуч(?), плакуч(?);

    Не плач(?), выучиш(?), не береч(?), напишеш(?), сделаеш(?), стрич(?), прикрепиш(?), сош(?)ём.

    К теме «Правописание слов с основой на шипящую» (7-9 кл.)

    Карточка

    Перепишите слова, раскрыв скобки.

            Рож(?), силач(?), брош(?), плач(?), доч(?), помощ(?), неуч(?), много задач(?), дрож(?), из-за туч(?), крепеж(?), полноч(?);

            Могуч(?), трескуч(?), пахуч(?), плакуч(?);

    Не плач(?), выучиш(?), не береч(?), напишеш(?), сделаеш(?), стрич(?), прикрепиш(?), сош(?)ём;

    Вскач(?), уж(?) замуж(?), навзнич(?), наотмаш(?), невтерпеж(?), сплош(?).

    К теме «Правописание приставок при-\ пре-»

    Карточка

    1.  Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

    2. В словах с пре- и при-, являющимися частью корня, подчеркните орфограмму, а в словах с приставками пре- \ при- выделите эти приставки.

            Пр..мирять, пр..кращение, пр..выкать, пр..ветствовать, пр..одолеть, пр..родный, пр..вратиться, пр..огромный, пр..ложить, пр..пятствие, пр..образовать, пр..обрести, пр..следовать, пр..усадебный, пр..зирать, пр..ятный, пр..сутствовать, пр..возносить, пр..унывать.

    К теме «Орфография» (5-9 кл.)

    Карточка

    Вставьте пропущенные буквы.

    Рассвет в лесу.

    Если ночу..ш    в лесу, то всегда проснеш..ся раньше. Но не  потому, что спиш.. не на    мягкой постели. Удивительный мир начина..т(?)ся  рядом с твоей палаткой. Вот по тропинке бежит ежик. Вот ягодка душистой земляники, и солнечный луч игра..т на её влажном от росы пушке. Мотылек проснулся раньше вас и уже завтрака..т, погружа..т в сладкий сок свои губы. Сидиш.. у палатки, дыш..ш.. и  (не)надыш..ш..ся   легким, свежим медовым воздухом.

    К теме «Пунктуация сложного предложения» (9 класс)

    Карточка 1

    Спишите,  выделив грамматические основы и расставив знаки препинания.

    1.Медленно наступает зима в этом году но птицы уже прилетели. 2. Когда ребята пришли в школу там их уже ждал тренер. 3. Луна  сияла звезды мерцали в тишине ночной даже в лесу было необыкновенно тихо.  4. Прошёл сильный дождь и воробьи купались в тёплых лужах. 5. Налетел ветер поднял пыль и унёс обрывки газет и сухие листья.  6. У малины ягоды мелкие за это она и получила своё название. 7. На море шторм разбушевался корабль накренило и он зачерпнул воду правой стороной что привело к панике среди пассажиров.

    Карточка 2

    Спишите,  выделив грамматические основы и расставив знаки препинания.

    1.Когда приехали гости Людочка встретила их и проводила в  гостиную потому что в саду было сыро. 2. Сияет солнце воздух свеж деревья зеленью сияют. 3. Пришли ребята в хвойный лес который был на картах всех отмечен.  4. Последний лист осины срывается с ветки плавно кружится в потоке воздуха и опускается к моим ногам.  5. Бушует море волны плещут и мачта на корабле скрипит. 6. Если правильно всё сделать то полученный результат порадует.  7. Прибежали соседи примчался председатель но Михаил упорно стучал в дверь.

    В качестве самостоятельной работы можно предложить такое задание:

    Найдите и исправьте ошибки в диктанте (перепишите текст в исправленном виде).

    За вершинами леса скрылась сонце. Прахладно и сыро в лесу. Оживаит земля. Пахнет весенними почьками. Вот сам собой шевильнулся на земле мокрый лесток. Под ним паказалась из земли зеленая стрелка моладой травке.

    Много звуков слышется в чорном лесу. Заливаются на деревъях пефчие дрозды. На вершине старова дуба громко воркует дикий голубь. Около прозрачнай лужи сидят лягушки.

    Вытинув длинные шеи, пролетели над темным лесам утки. Страшна захохотал филин. Пронеслись над макушками деревъев лесные кулички.

    Наступаит весенняя прахладная ноч.

    Неоднократно применяла в работе интересную дидактическую игру  «Найди слово»

    Автор: Шилова Марина Анатольевна.

    Тема  «Гласные в корнях –раст,  - ращ,  - рос».

    Задание: Найди в таблице 6 существительных с корнями – раст, - рос.

    Й

    Ц

    У

    К

    Е

    П

    Н

    Г

    Ш

    Щ

    Ъ

    Р

    Ы

    В

    А

    Р

    О

    С

    Т

    О

    В

    Э

    О

    С

    В

    О

    З

    Р

    А

    С

    Т

    М

    И

    С

    А

    П

    Р

    Л

    О

    Д

    Ж

    Э

    Х

    Е

    Т

    У

    В

    Р

    А

    С

    Т

    Е

    Н

    И

    Е

    О

    Т

    Р

    А

    С

    Л

    Ь

    А

    Р

    Н

    М

    К

    А

    Н

    Г

    Щ

    Ь

    Х

    Е

    С

    И

    Л

    (Росток, поросль, Ростов, возраст, отрасль, растение).

    Тема  «Гласные в корнях –раст,  - ращ,  - рос, - лаг, - лож».

    Задание: Найди в таблице 9 глаголов с корнями – раст, - рос, - лаг, -лож.

    П

    У

    Б

    П

    Щ

    Ф

    Я

    К

    А

    Ш

    Щ

    Н

    Т

    Й

    О

    В

    В

    О

    З

    Р

    А

    С

    Т

    А

    Л

    А

    Ю

    Ц

    Л

    С

    Л

    Д

    Д

    Й

    Ц

    У

    М

    Г

    Д

    Р

    Б

    У

    А

    М

    Ш

    Р

    О

    С

    Л

    И

    И

    О

    Ю

    Л

    У

    К

    Г

    А

    Р

    А

    С

    П

    О

    Л

    О

    Ж

    И

    Л

    С

    Я

    А

    К

    Г

    С

    Ю

    Ъ

    Ы

    В

    П

    Ь

    З

    В

    Л

    Е

    Л

    Е

    О

    Т

    З

    Х

    В

    Ы

    Р

    О

    С

    Ё

    О

    Н

    И

    З

    Л

    А

    Г

    А

    Т

    Ь

    Е

    Т

    Ж

    Ъ

    Ж

    Г

    Н

    П

    Ь

    Т

    Ж

    Э

    Ч

    С

    Н

    Р

    Э

    Х

    И

    Ш

    Р

    И

    Т

    Ь

    П

    Р

    Е

    Д

    Л

    О

    Ж

    И

    Л

    Ъ

     

    (Подрастать, возрастал, росли, расположился, излагать, вырос, сложил, полагал, предложил).

    Тема  «Гласные в корнях –раст,  - ращ,  - рос, - лаг, - лож».

    Задание: Найди в таблице слова по его лексическому значению.

    1. Низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель, листья.
    2. Человек, который даёт деньги в долг под большие проценты.
    3. Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из воздуха и почвы.
    4. Математическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел  получают новое, содержащее столько единиц, сколько было во всех данных числах вместе.
    5. Отдельная область деятельности, науки, производства.
    6. Письменное упражнение (обычно школьное), перелагающее содержание прочитанного или услышанного.
    7. Число или  выражение, которое складывается с другим (другими).
    8. Частый кустарник, которым заросло  какое-нибудь место.

    Й

    С

    А

    Ф

    Ы

    В

    А

    П

    Р

    И

    М

    Н

    Ш

    Ц

    Л

    М

    Р

    В

    Е

    Н

    Г

    Щ

    З

    Ц

    Я

    В

    В

    О

    Д

    О

    Р

    О

    С

    Л

    И

    Л

    С

    З

    М

    У

    Ж

    Т

    С

    У

    Ч

    У

    Н

    Л

    О

    Д

    А

    И

    К

    Е

    О

    Т

    Р

    А

    С

    Л

    Ь

    Ж

    Н

    Р

    Т

    Е

    Н

    Ш

    О

    К

    Ц

    Л

    Н

    Ш

    Е

    М

    О

    Ь

    Н

    И

    О

    В

    Е

    Д

    А

    П

    О

    Н

    П

    С

    Б

    Г

    Е

    Л

    Щ

    Р

    Л

    Г

    И

    Е

    И

    Г

    Л

    Ю

    Ш

    А

    Д

    И

    О

    Р

    А

    С

    Т

    Е

    Н

    И

    Е

    О

    Е

    Б

    К

    Л

    О

    Е

    М

    Е

    Г

    Ш

    Е

    Н

    Т

    Г

    Ю

    Ъ

    Д

    У

    М

    У

    П

    Р

    Б

    А

    Г

    И

    З

    Э

    Щ

    Ж

    Е

    О

    Л

    Е

    Ф

    Ю

    К

    Д

    Р

    Х

    Ъ

    Й

    У

    К

    Е

    П

    А

    П

    Н

    Й

    Х

    ( Водоросли, ростовщик, растение, сложение, отрасль, изложение, слагаемое, заросли).

    Считаю, что огромную роль в формировании орфографической зоркости играет организация работы над ошибками.

    Полезно использовать памятку «Работа над ошибками», которая выдаётся каждому ученику.

    Изучая правила, в памятках постепенно появляются новые записи орфограмм. Такая работа позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. Используя разнообразный по содержанию дидактический материал, опорные схемы, таблицы, карточки, всё это помогает развивать интерес к предмету, позволяет предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость.

    После каждой контрольной работы или диктанта делаю такой анализ:

    Анализ контрольной работы (диктант) по русскому языку в 5 классе.

    Итоговый контрольный диктант

    2015-2016 уч.год.

    Дата проведения: 17.05.2016

    Учитель: С.В. Гайфутдинова

    Количество обучающихся по списку –18 человек.

    Количество обучающихся, выполнявших работу – 15 чел.

    Отметки по диктанту

    «5»

    «4»

    «3»

    «2»

    Ф.И. уч-ся, получивших «2»

    Качество знаний

    Уровень обученности

    3

    2

    4

    6

    Антипов И.

    Бауткин Д.

    Бауткин С.

    Богданова О.

    Петров Д.

    Серая А.

    33%

    60%

    Отметки по грамматическому заданию

    «5»

    «4»

    «3»

    «2»

    Ф.И. уч-ся, получивших «2»

    Качество знаний

    Уровень обученности

    3

    6

    5

    1

    Серая А.

    60%

    93%

    Ошибки, допущенные в диктанте:

    №п/п

    Фамилия, имя

    Правопис. проверяемых безударн.гл.в корне слова

    Правописание окончаний  прилагательных

    Правописание –тся, -ться

    Правописание проверяемых согласных в корне слова

    Правописание безударных личных окончаний глаголов

    Корни с чередованием гласных е-и/о-а

    Написание предлогов со словами

    Ь у глаголов в форме 2-го л. ед.ч.

    Правописание суффиксов существительных

    Непроизносимые согласные в корне слова

    Знаки препинания при однородных членах предлож.

    Знаки препинания в СПП

    Тире между подлежащим и сказуемым

    Отметка

    Антипов Иван

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    2

    Бауткин Дмитрий

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    2

    Бауткин Сергей

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    2

    Богданова Олеся

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    2

    Вовчук Екатерина

    5

    Дорошенко Максим

    +

    +

    +

    3

    Ершов Николай

    +

    +

    +

    +

    4

    Костюкова Анна

    5

    Кузьменко Кристина

    5

    Петров Данил

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    2

    Платонкина Елизавета

    +

    4

    Подгорная Дарья

    +

    +

    +

    3

    Попов Иван

    +

    +

    +

    +

    3

    Серая Анастасия

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    2

    Щелокова Алина

    +

    +

    +

    +

    +

    3

    Ошибки, допущенные в грамматическом задании:

    №п/п

    Фамилия, имя

    Синтаксический разбор предложения

    Морфемный разбор

    Морфологический разбор (имя прилагательное/имя существительное)

    Звуко-буквенный анализ

    Отметка

    Антипов Иван

    +

    +

    3

    Бауткин Дмитрий

    +

    +

    3

    Бауткин Сергей

    +

    +

    +

    3

    Богданова Олеся

    +

    +

    3

    Вовчук Екатерина

    +

    4

    Дорошенко Максим

    +

    4

    Ершов Николай

    +

    4

    Костюкова Анна

    5

    Кузьменко Кристина

    +

    4

    Петров Данил

    +

    +

    3

    Платонкина Елизавета

    5

    Подгорная Дарья

    +

    4

    Попов Иван

    5

    Серая Анастасия

    +

    +

    +

    +

    2

    Щелокова Алина

    +

    4

    Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.

    При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживания и опознавания орфограммы.

    Список литературы:

    1. Бескоровайная, Л.С. Современные открытые уроки русского языка / Л.С. Бескоровайная. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
    2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. М.: Просвещение, 1995.
    3. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб. и доп. – М., 1966.
    4. Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии. – М.1947: 4-е изд. – М., 1954.
    5. Голубь, В.Т. Тематический контроль знаний учащихся по русскому языку. Дидактическое пособие / В.Т. Голубь. – Воронеж, 2007.
    6. Диленко, А.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии// Русская словесность. – 2003.
    7. Зайцев, В.Н. Практическая дидактика/В.Н. Зайцев. – Народное образование, 2006
    8. Кузьмина С. М. О новой редакции “Правил русской орфографии и пунктуации”// “Русская словесность” №2, 1995 г.
    9. Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку / Н.М. Лебедев. – М.: Просвещение. – 1991.
    10. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988.
    11.  Панов М. В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под ред. В. А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989.
    12.  Текучева А. В. Методика русского языка в средней школе. – М., «Просвещение», 1980.
    13.  Тикунова, Л.И. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку / Л.И. Тикунова. – М.: Экзамен, 2009.
    14.  Тоцкий П.С. Орфография без правил. М.: Просвещение, 1991.
    15.  Шклярова Т.В. Как научить вашего ребенка писать без ошибок. М.: Грамотей, 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет о работе РМО учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год

    Отчёт о работе РМО учителей русского языка и литературы...

    Отчет о работе методического объединения учителей русского языка и литературы за 2013-14 уч. г.

    В помощь руководителю МО учителей русского языка и литературы....

    Список победителей, призёров, лауреатов очных предметных олимпиад и конкурсов по русскому языку и литературе за 2009-2014 уч. годы

    Список победителей, призёров, лауреатов  очных предметных олимпиад и  конкурсов по русскому языку и литературе   за 2009-2014  уч. годы...

    "Отчет работы ШМО учителей русского языка и литературы за 1 п/г 2015-2016 уч.года"

    В данной работе дан полный отчет работы учителей школы за 1 полугодие 2015-2016 г., участие в семинарах, олимпиадах и т.д....

    Творческий отчет учителя русского языка и литературы

    Вашему вниманию представлен творческий отчет учителя русского языка и литературы. Описаны формы обучения, педагогические технологии, которые использует учитель....

    Качество обучения по предметам "русский язык" и "литература" за 2016-2018 уч.годы

    Качество обучения по предметам "русский язык" и "литература" за 2016-2018 уч.годыМатериалы для аттестации в сентябре-октябре 2018 г....

    План работы творческой группы учителей русского языка и литературы МОБУ «Центр образования на 2018-19 уч. год »

    Тема: Повышение уровня мотивации и качества знаний обучающихся путем внедрения современных образовательных технологий...