Доклад "Преподавание математики в 5-9 классах в условиях внедрения ФГОС"
материал по теме

Шамсутдинова Рамиля Ильгизовна

«Преподавание математики в 5-9 классах в условиях внедрения ФГОС. Отличительные особенности содержания предметной области «Математика»  при внедрении в учебный процесс новых стандартов и их отражение в рабочих программах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

На тему:

«Преподавание математики в 5-9 классах в условиях внедрения ФГОС. Отличительные особенности содержания предметной области «Математика»  при внедрении в учебный процесс новых стандартов и их отражение в рабочих программах»

Подготовила:

Учитель МАОУ «Базарно-Матакская СОШ»

Шамсутдинова Р.И.

2015 г.

 «Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать, а тому

 как они должны думать, то тогда

исчезнут всякие недоразумения».

Г.Лихтенберг

        Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентом мире.

        Как повысить уровень математической компетентности обучающихся, обеспечивающую готовность к использованию математических знаний, умений, навыков для решения максимально широкого диапазона задач? Как в процессе обучения математике обеспечить формирование ключевых компетенций у школьников, умения учиться, учиться творчески и самостоятельно? Каким образом спроектировать учебный процесс, позволяющий вооружить школьников способами самостоятельного открытия знания, организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый ученик может реализовать свои способности и интересы?

Уже несколько лет продолжается внедрение ФГОС, обязывающего каждого учителя использовать на уроке современные технологии. Если вы ещё не до конца разобрались, как применять его на практике, предлагаю вашему вниманию пять простых приёмов.

  • 1. Попросите совета у коллег. На новый стандарт уже перешли учителя многих российских школ, пообщайтесь с ними на форумах или в социальных сетях, задайте вопросы, попросите для ознакомления их наработки.
  •  2. Измените подход. Самостоятельно изучите теоретическую часть на официальных сайтах http://school-assistant.ru, http://fgos-matematic.ucoz.ru/и подумайте, что вы можете изменить в своей педагогической практике. Присмотритесь к плюсам новых стандартов и попробуйте составить урок совсем по-другому.
  • 3. Подружитесь с техническими новинками. Для начала можно придумать, как применить на уроке планшеты или смартфоны учеников. А затем постепенно разобраться с интерактивными досками, лего-роботами и мобильными лабораториями.
  • 4. Побудьте ребенком. Подвигайте предметы на интерактивной доске, пройдите пару игр, сконструируйте гигантского робота. Только так вы сможете обнаружить подводные камни и узнать, что подходит лучше всего для использования на ваших уроках.
  •  5. Привлеките родителей. Проведите мини-презентацию, задействуя новые приемы и инструменты. Так вы произведёте благоприятное впечатление и опробуете свои разработки на практике.

Реализация деятельностного подхода

на уроках математики в условиях перехода на ФГОС.

Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении: обучить не знаниям, а работе! Но всё же, как и во все времена УРОК – главная форма обучения. Различают несколько типов урока:

  1. Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятия за счет включения в неё новых элементов

  1. Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей  к рефлексии контрольного типа

Образовательная цель: тренинг изученных понятий

  1. Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

  1.  Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

 Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.

Структура урока математики с позиции системно – деятельностного подхода состоит в следующем:

  • Учитель создает проблемную ситуацию
  • Ученик принимает проблемную ситуацию
  • Вместе выявляют проблему
  • Учитель управляет поисковой деятельностью
  • Ученик осуществляет самостоятельный поиск
  • Обсуждение результатов

Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы:

ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ,  ЛИЧНОСТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ:  основы системы научных знаний. Опыт предметной деятельности по получению и применению нового знания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: усвоенные межпредметные понятия и УУД. Управление своей деятельностью и самостоятельность. Речевая деятельность и навыки сотрудничества. Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение и т.д.

ЛИЧНОСТНЫЕ: внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Способность к решению проблем. Оценка своих поступков и т.д.

Особенности урока в рамках деятельностного подхода.

Традиционный урок                                                   Урок в режиме деятельностного подхода

Формулирование темы

Учитель сообщает учащимся                                      Формулируют сами учащиеся

Постановка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся                    Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся какую работу         Планирование учащимися способов

они должны выполнить, чтобы достичь цели          достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся                           Учащиеся осуществляют учебные действия

выполняют ряд практических задач                            по намеченному плану (индив., групповая работа)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за                     Учащиеся осуществляют контроль за                      

выполнением практической работы                    выполнением практической работы (самоконтроль, взаимоконтроль)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и                              Учащиеся осуществляют коррекцию самостоятельно

по итогам выполненных работ

Оценивание

Учитель оценивает работу                                                Самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей

Итог урока

Учитель выяснят у учащихся, что                                                           Проводится рефлексия

 они запомнили

Домашнее задание

Учитель комментирует и объявляет                             Учащиеся могут выбрать задание из

одно задание на всех                                                      предложенных вариантов с учетом индивидуальных возможностей

Сейчас можно вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.  Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Термин «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)»  означает умение учиться – освоение учащимися предметных знаний, формирование умений.

ЛИЧНОСТНЫЕ – обеспечивает ценностно - смысловую ориентацию учащихся

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – обеспечивает организацию своей учебной деятельности: целеполагание,  планирование, контроль, коррекция, самооценка.

ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ – обеспечивает самостоятельное получение знаний , общеучебные действия и решение проблемы

ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ -  обеспечивают  конкретные способы преобразования учебного материала

КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА МАТЕМАТИКИ

  1. Формулировка целей урока
  2.  Подбор вопросов и заданий для этапа актуализации знаний и действий
  3. Придумывание ситуации, в которой у учащихся может возникнуть потребность в формулировании цели, побуждающий к открытию нового знания.
  4. Выбор способа организации деятельности учащихся
  5. Подбор дидактических средств
  6.  Разработка заданий, побуждающих распознавать конкретные ситуации на основе нового задания и решать их.
  7. Разработка способов организации выполнения этих заданий
  8. Составление заданий для контрольного этапа урока

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Структура технологической карты урока:

- название темы с указанием часов, отведенных на её изучение

- цель освоения учебного содержания

- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные им т.д.)

- форма работы и ресурсы

- основные понятия темы

- технология изучения указанной темы

- контрольные задания на проверку достижения планируемых результатов.

Профессиональный стандарт закрепляет обязательное участие педагога в разработке основной  образовательной  программы (ООП) в соответствии с ФГОС ОО, в первую очередь, в проектировании программы учебной дисциплины.

Рабочая предметная программа педагога – документ, разрабатываемый учителем на основе примерной и авторской учебной программы , в котором он определяет оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС и индивидуальным запросам и потребностям обучающихся. Имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п.

Структура рабочей программы:

- титульный лист

- пояснительная записка

- общая характеристика учебного предмета

- описание места учебного предмета в учебном плане

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса

- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 - планируемые результаты изучения учебного предмета

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. 
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования

Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...

Роль внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС в среднем звене

Данный материал может быть использован как методическое руководство по математике....

Роль внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС в среднем звене

Данный материал может быть использован как методическое руководство по математике....

Роль внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС в среднем звене

Данный материал может быть использован как методическое руководство по математике....

Интегрированный проект «Возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

Интеграция дисциплин «Методика преподавания начального курса математики» и «Новые ИКТ в образовании» позволила учесть требования стандарта и подготовить урок, отвечающий современным требованиям.Проект...