ОРКСЭ. ОБК
методическая разработка на тему

Розалия Хертековна Джалилова

Для учителей, преподающих Основы Буддийской культуры в 4 кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока Основы буддийской культуры, 4 кл

Цель урока – повторить и обобщить, продолжить изучение темы «Добро и зло» в буддийской культуре.  Ответить на вопрос – в чем, в понимании буддистов, ущербность совершения негативных деяний, а в чем польза от добродетели в этой и последующих жизнях человека.

Предполагаемый итог урока – на основе знаний полученных на уроке, учащиеся знакомятся с основами буддийского учения о нравственности, приходят к пониманию, что для буддистов – совершение негативных поступков и добродетель является причиной страданий  или  счастья самого человека в этой жизни и в последующих жизнях. Учащиеся должны понять, что буддисты считают, если  хочешь быть счастливым – не совершай негативных деяний  и старайся дарить людям и все живым существам  сострадание, добро и любовь.

План урока:

  1. Вступительная беседа с целью повторения и обобщения знаний, полученных на прошлом уроке:

  1. Вопрос учителя - Кто такой Будда? – (предполагаемый ответ) - Будда – это Просветленный учитель
  2. Вопрос учителя - Какое учение оставил после себя Будда Шакьямуни? – ответ - 4 благородные истины
  3. Вопрос учителя - Какие 4 благородные истины понял Будда? – ответ - Истина о Страдании, Истина о Причинах Страданий, Истина о Прекращении Страданий, Истина Пути
  4. Вопрос учителя - Какова главная причина страданий? – (ответ) - Омрачение ума. (Слайд 1)
  5. Вопрос учителя - Назовите омрачителей – загрязнителей ума. – Неведение, привязанность, гнев, желания, и т.п.
  6. Вопрос  учителя – Какие  действия может совершить омраченный ум? –  (ответ) -  Действия тела, речи и ума – 10 не благих действий (слайд 2)
  7. Вопрос учителя - Каковы последствия действий омраченного ума и не благих деяний? – (ответ) - Накопление негативной кармы, которая ведет к страданиям
  8. Вывод учителя – Как вы поняли? Каковы  главные  заповеди буддизма?  - (ответ) - не убей, не бери чужое, не сквернословь и тп
  9. Вывод учителя – В буддизме 10 заповедей, которые человек не должен совершать
  10. Учитель говорит : «Ребята, дома  вы должны были письменно ответить на вопрос – «Каковы последствия совершения негативных поступков в этой или последующих жизнях человека, в соответствии с буддийским учением?»

Кто зачитает свой ответ? – ребята читают свои работы по этому вопросу (прослушать 2 ответа)

12. Вопрос учителя – Ребята, Какое важное событие отмечается в 2014 году в Туве? – (ответ) – 100 лет установление протектората России над Тувой.  70 лет вхождения ТНР в состав СССР.

13. Вывод учителя - Да ребята, 100 лет назад Россия взяла под защиту Туву от посягательств более сильных государств, и в течении 70 лет тувинский народ живет бок о бок с многонациональным советским, а ныне российским народом, который в большинстве являются православными христианами.

14.  Вопрос учителя - А вам интересно узнать,  какие существуют заповеди в христианской религиозной культуре?

15. Задание на карточках:  (на каждом столе карточки) - Прочитайте и найдите общие заповеди в  христианском и  буддийском  заповедях.

10 заповедей в буддизме

10 заповедей в христианстве

Общие заповеди

Кто нашел 5 схожих заповедей – нарисуйте звездочку, 4 заповеди – четырехугольник…

Учитель продолжает - Эти действия ведут человека к страданиям. А что надо делать, чтобы в этой жизни стать счастливым?

16. 1. Послушайте стихи двух величайших мудрецов, относящихся к христианской и буддийской культурам.

 2. Ответьте на вопрос – О чем говорят и чему они учат людей? ( Читаю два стиха – (слайд 3)

  1. Схиигумен Савва (в миру Николай Михайлович Остапенко; 11 [23] ноября 1898, Кубань — 27 июля 1980, Псков) — известный российский старец, духовный писатель , служил в Псковско-Печерском монастыре

«Нам жизнь дана, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело,

Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорбленных,

И согревать и насыщать

Нуждой и скорбью угнетенных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться со страстями, с ложью

И насаждать в свои сердца

Одну святую Правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,

Любить без меры, без предела

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело!..»

  1. Шантидева -  (691-743) – великий индийский буддийский мудрец. Написал книгу «Путь бодхисатвы»  -советы о том, как взрастить сострадательный ум

Задание детям – о чем говорится в каждом из этих стихотворений, есть ли в них что-то общее?

«……Да буду я лекарем и лекарством

Для страждущих,

И да буду им сиделкой,

Пока каждый из них не исцелится.

Да сумею я дождем яств и напитков

Уничтожить муки жажды и голода.

А в голодные кальпы

Да обращусь я сам в напитки и яства.

Да стану я для бедняков

Неистощимой сокровищницей.

Да буду я превращаться во все, что им нужно,

И да буду всегда у них под рукой……

……Да буду я защитником для беззащитных,

Проводником — для странствующих…..

…..Да буду я ложем для изнурённых

И слугой — для нуждающихся в помощи…...

……Да стану я древом, исполняющим все желания,

И коровой изобилия для всех живущих……

…….Да буду и я источником жизни

Для живых существ

Всех сторон пространства……..

……Пока существует пространство,

Пока живые живут,

Да буду и я вместе с ними

Страданий рассеивать тьму»

Вопрос учителя - О чем говорят авторы этих стихотворений?

Вывод учителя – (слайд 4)-«Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам»

Доброта как вода. Она приносит счастье всем живым существам, независимо от их происхождения (нации, языка, культуры и религии), она подобно тому, как вода утоляет жажду всех живых существ. Никто не желает страданий, все хотят счастья. В этом все люди равны.

Вопрос  учителя - Какой путь указал Будда Шакьямуни к достижению счастья? – Какие добрые дела необходимо человеку совершать, чтобы стать по-настоящему счастливым человеком? - (ответ)

10 благих деяний – добродетели  - (слайд  5)

Учитель делает вывод (Слайд 6) – Добродетель – это не только совершение добрых дел, Это и Отречение от совершения негативных деяний и обретение Мудрости. Будда Шакьямуни это учение назвал – «Три основы Пути»

  1. Отказаться  от совершения не благих деяний - Отречение
  2. Взрастить в своем  в уме великое сострадание – Бодхичитту
  3. Обрести жизненную  Мудрость – понимание, того, что причина имеет последствия и приводит к  результату

Учитель объясняет  смысл  понятия Бодхичитта и Сострадание (слайд 7)

- В чем польза от благодеяний?:  (слайд 8)

  1. Долгая жизнь;
  2. Привлекательная внешность;
  3. Рождение в могущественной и влиятельной семье;
  4. Обладание имуществом;
  5. Весомая, мощная, влиятельная речь, авторитет в обществе;
  6. Могущественная личность, занимающего высокие посты;
  7. Рождение мужчиной;
  8. Здоровое и сильное тело и ум

-Вывод  учителя  к уроку– Великий буддийский философ Шантидева говорил: «Все живые существа стремятся к счастью, но, не умея достичь его, создают причину страдания. … Если вы сами хотите счастья, тогда не вредите другим, не творите причин несчастья, а творите добро»

Домашнее задание:  Прочитать до конца  8-9 урок, ответить на вопросы на стр. 23



Предварительный просмотр:

Задание 2

 1. Послушайте стихи двух величайших мудрецов, относящихся к христианской и буддийской культурам.

 2. Ответьте на вопрос – О чем говорится в каждом из этих стихотворений, есть ли в них что-то общее? Чему они учат людей?

1.        Схиигумен Савва (в миру Николай Михайлович Остапенко; 11 [23] ноября 1898, Кубань — 27 июля 1980, Псков) — известный российский старец, духовный писатель, служил в Псковско-Печерском монастыре.

«Нам жизнь дана, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело,

Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорбленных,

И согревать и насыщать

Нуждой и скорбью угнетенных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться со страстями, с ложью

И насаждать в свои сердца

Одну святую Правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,

Любить без меры, без предела

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело!..»

2.        Шантидева -  (691-743) – великий индийский буддийский мудрец. Написал книгу «Путь бодхисатвы»  - советы о том, как воспитать сострадательный ум.

 «……Да буду я лекарем и лекарством

Для страждущих,

И да буду им сиделкой,

Пока каждый из них не исцелится.

Да сумею я дождем яств и напитков

Уничтожить муки жажды и голода.

А в голодные кальпы

Да обращусь я сам в напитки и яства.

Да стану я для бедняков

Неистощимой сокровищницей.

Да буду я превращаться во все, что им нужно,

И да буду всегда у них под рукой……

……Да буду я защитником для беззащитных,

Проводником — для странствующих…..

…..Да буду я ложем для изнурённых

И слугой — для нуждающихся в помощи…...

……Да стану я древом, исполняющим все желания,

И коровой изобилия для всех живущих……

…….Да буду и я источником жизни

Для живых существ

Всех сторон пространства……..

……Пока существует пространство,

Пока живые живут,

Да буду и я вместе с ними

Страданий рассеивать тьму»



Предварительный просмотр:

Задание:

  1. Прочитайте 10 заповедей в буддийской, христианской и исламской культурах;
  2. В четвертой колонке «Общие заповеди»  выпишите похожие  заповеди, которые объединяют эти религиозные  учения;
  3. В пятой колонке запишите вывод – чему учат все мировые религиозные культуры

10 заповедей в мировых религиозных культурах

Основы буддийской культуры

Основы христианской культуры

Основы исламской культуры

Общие заповеди

Вывод: чему учат все мировые религиозные культуры?

1)        Не убивать

2)        Не красть

3)        Не прелюбодействовать

4)        Не лгать и не клеветать

5)        Не использовать дурманящих веществ

6)        Не сплетничать о других буддистах

7)        Не превозносить себя и не уничижать других

8)        Не скупиться к нуждающимся

9)        Не держать зла и не побуждать ко злу

10)        Не клеветать на Три Драгоценности

(из Брахмаджала-сутры)

1)        Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2)        Не делай себе кумира… Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой,

3)        Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно;

4)        Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему:

5)        Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6)        Не убивай.

7)        Не прелюбодействуй.

8)        Не кради.

9)        Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10)        Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего…

(Из текста Священной Библии)

1. Вставай на молитву, когда ты слышишь призыв, при любых обстоятельствах.

2. Читай или изучай, или слушай Коран, или произнеси имя Аллаха и не проводи без пользы даже малую часть своего времени.

3. Старайся изучать арабский язык.

4. Много не спорь ни в коем деле, какое бы оно не было, поистине спор не приводит к добру.

5. Много не смейся, сердце, связанное с Аллахом, спокойное и серьезное.

6. Много не шуми, борющаяся умма (мусульманское общество) не знает ничего, кроме серьезности.

7. Не возвышай своего голоса больше того, чем требуется слушателям - это глупо и вредно.

8. Сторонись отзываться дурно о людях, оскорблять личность и не говори ничего, кроме доброго.

9. Знакомься с тем из своих братьев, с кем встречаешься, если даже от тебя это не требуется. Основы нашего призыва - любовь и знакомство друг с другом.

10. Обязанностей больше чем времени, так что помогай другому использовать его время, а если у тебя важное дело, то старайся выполнить его за короткий срок.

«Нам жизнь дана, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело,

Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорбленных,

И согревать и насыщать

Нуждой и скорбью угнетенных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться со страстями, с ложью

И насаждать в свои сердца

Одну святую Правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,

Любить без меры, без предела

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело!..»

Схиигумен Савва (Остапенко)



Предварительный просмотр:

Задание 1

  1. Прочитайте и найдите общие заповеди в  христианском и  буддийском  заповедях.
  2. Выпишите общие заповеди в  третью колонку:

10 буддийских заповедей

10 христианских заповедей

Общие заповеди

1)        Не убивать

2)        Не красть

3)        Не предавать семью, жену, детей

4)        Не лгать и не клеветать

5)        Не использовать дурманящих веществ (пить спиртное, употреблять наркотики)

6)        Не сплетничать о других буддистах

7)        Не превозносить себя и не уничижать других

8)        Не скупиться к нуждающимся

9)        Не держать зла и не побуждать ко злу

10)        Не клеветать на Три Драгоценности

(из Брахмаджала-сутры)

1)        Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов

2)        Не делай себе кумира…

3)        Не произноси имени Господа напрасно;

4)        Помни день  седьмой — суббота Господу

5)        Почитай отца твоего и мать твою.

6)        Не убивай.

7)        Не предавать жену детей, семью.

8)        Не кради.

9)        Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10)        Не желай дома ближнего твоего

(Из текста Священной Библии)



Предварительный просмотр:

Текст десяти заповедей в христианстве  из Священной Библии

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Википидия. 10 заповедей в христианстве.

10 заповедей Ислама из Святого Корана

1. Вставай на молитву, когда ты слышишь призыв, при любых обстоятельствах.

2. Читай или изучай, или слушай Коран, или произнеси имя Аллаха и не проводи без пользы даже малую часть своего времени.

3. Старайся изучать арабский язык.

4. Много не спорь ни в коем деле, какое бы оно не было, поистине спор не приводит к добру.

5. Много не смейся, сердце, связанное с Аллахом, спокойное и серьезное.

6. Много не шуми, борющаяся умма (мусульманское общество) не знает ничего, кроме серьезности.

7. Не возвышай своего голоса больше того, чем требуется слушателям - это глупо и вредно.

8. Сторонись отзываться дурно о людях, оскорблять личность и не говори ничего, кроме доброго.

9. Знакомься с тем из своих братьев, с кем встречаешься, если даже от тебя это не требуется. Основы нашего призыва - любовь и знакомство друг с другом.

10. Обязанностей больше чем времени, так что помогай другому использовать его время, а если у тебя важное дело, то старайся выполнить его за короткий срок.

Википидия. 10 заповедей в исламе

10 заповедей в буддизме из Брахмаджала-сутры.

  1. Не убивать
  2. Не красть
  3. Не прелюбодействовать
  4. Не лгать и не клеветать
  5. Не использовать дурманящих веществ
  6. Не сплетничать о других буддистах
  7. Не превозносить себя и не уничижать других
  8. Не скупиться к нуждающимся
  9. Не держать зла и не побуждать ко злу
  10. Не клеветать на Три Драгоценности

Википидия.  Брахмаджала-сутре.

«Нам жизнь дана, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело,

Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорбленных,

И согревать и насыщать

Нуждой и скорбью угнетенных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться со страстями, с ложью

И насаждать в свои сердца

Одну святую Правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,

Любить без меры, без предела

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело!..»

Схиигумен Савва (Остапенко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля Основы светской этики. В представляемую рабочую тетрадь включены различные ...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы св...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс

Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...

Методические рекомендации и материалы по ведению курса ОРКСЭ

Основные задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»●знакомство учащихся с  богатством отечественной духовной  культуры;●знакомство с ценностями:  О...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО КУРСУ ОРКСЭ. Модуль « Основы мировых религиозных культур»

В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу ....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Презентация "Рефлексия на уроках ОРКСЭ" для муниципального семинара преподавателей ОРКСЭ и ОДКНР

Презентация содержит понятие рефлексии, ее назначение, классификацию, приемы осуществления рефлексии на уроках, формы опросников для обучающихся...