Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса "Культура общения"
рабочая программа (7 класс) на тему

Наумова Людмила Викторовна

Рабочая  программа  разработана в  соответствии  с  требованиями    ФГОС  ООО  и  направлена  на  развитие коммуникативной компетентности  школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_obshcheniya.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное   общеобразовательное   учреждение

Домодедовская  средняя   общеобразовательная  школа № 4

с  углубленным  изучением   отдельных  предметов

Программа рассмотрена  на

заседании  научно-методиче-

ского совета

Протокол № 1  

от «____» августа  2016 года

______________________

руководитель  НМС

Программа  рассмотрена  на

педагогическом  совете

протокол № 1  

от «____» августа  2016 года  и  вынесена  на  утверждение.

Утверждаю.

______________________

Директор   школы

Белякова М.Н.

Приказ № ___

«___»__________2016 года

Рабочая   программа

курса  внеурочной  деятельности

«Культура  общения»

7-В  класс

Домодедово, 2016

Рабочая  программа   курса  внеурочной  деятельности «Культура общения» для  7  класса  разработана  в соответствии с требованиями федерального  государ-ственного образовательного стандарта  основного общего образования (далее-ФГОС  ООО) и  направлена  на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 7 класса,  воспитание личности подростков посредством межличностного общения.

Структура данной рабочей  программы соответствует  требованиям  пункта  18.2.2  ФГОС  и  изменениям (приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации  от 31 декабря 2015 года №1577)  в  федеральном  государственном  образовательном  стандарте  основного  общего образования (далее-ФГОС  ООО), утверждённым  приказом Министерства  образования и науки Российской  Федерации   от 17 декабря 2010 года № 1897 и представляет собой целостный документ, включающий  три раздела:

-результаты  освоения  курса  внеурочной  деятельности;

-содержание  курса  внеурочной  деятельности  с  указанием  форм  организации  и  видов  деятельности;

-тематическое  планирование.

    Цель  рабочей  программы: развитие  эмоционального  мира  школьников, обучение грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.

   Задачи:

-познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения;

-развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

-воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия;

-развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

   

Планируемые  результаты  освоения  курса внеурочной  деятельности

В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования универсальных учебных действий:

в   сфере

личностных универсальных учебных действий

регулятивных универсальных учебных действий

познавательных универсальных учебных действий

коммуникативных универсальных учебных действий

-оценивать свою вежливость;

-определять степень вежливости при об-щении людей (веж-ливо – невежливо – грубо);

-осознавать важ-ность соблюдения правил речевого эти-кета для успешного общения, установле-ния добрых, уважите-льных взаимоотно-шений;

-осознавать свою от-ветственность за про-изнесѐнное или напи-санное слово;

-понимать необходи-мость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

-определять степень ус-пешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из име-ющихся критериев;

-учиться подчинять своѐ высказывание задаче вза-имодействия;

-аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты, посло-вицы, поговорки, афориз-мы.

-осознавать разнообразие текстов (жанров), проду-цируемых людьми для ре-шения коммуникативных задач;

-анализировать инфор-мацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюс-трация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

-продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления схо-дства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

-перерабатывать инфор-мацию: осуществлять под-робный, краткий и выбо-рочный пересказ текста;

-знать основные приѐмы подготовки устного высту-пления – учитывать ком-поненты речевой ситуа-ции, записывать ключе-вые слова, план; пред-ставлять рисунок, схему; -репетировать выступле-ние и т.д.

-критически осмы-сливать свой опыт общения, выявлять причины удач и не-удач при взаимо-действии;

-в предложенных ком-муникативных ситу-ациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные,  эффектив-

ные речевые средства.

         Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • знать особенности неподготовленной речи;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
  • знать особенности диалога и монолога;
  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

Содержание  курса  внеурочной  деятельности

№ п/п

Наименование разделов и тем занятий

Основное  содержание

1

Эмоциональная окраска общения.

Эмоциональность как свойство личности. Понятия «эмоция», «чувство», «эмоцио-нальное состояние». Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. Пути саморегуляции. Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. Эмоциональная культура личности.

Тренинг «Психо-эмоциональная саморегу-ляция».

Тренинг «Я умею преобразовать негативную эмоцию».

Словесно-ролевая игра  «Я чувствую, что ты…».

2

Коммуникативная культура личности.

Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Конфликты: их причины и пос-ледствия. Средства и способы передачи информации в общении. Механизмы вза-имопонимания. Осознание способов взаи-модействия людей друг с другом. Группа и ее законы. Конфликты в группе и пути их преодоления.

Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!».

Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситу-ации конфликта».

Диспут «Решаем конфликт».

3

Слушать и слышать.

Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три уровня «слушания».  Барьеры между говорящими и слушателями. Преодоление барьеров в общении. Совер-шенствование навыков «слушания».

Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слышу».

Словесно-ролевая игра «Речь говорящего и понимание слушателя».

Сюжетно-ролевая игра  «Язык «поддержки» и язык «подавления».

4

Совершенствование навыков устной речи.

Совершенствование навыков устной речи. Техника речи. Монолог.  Диалог Полилог. Де-баты. Дискуссия. Проблемно-ценностная дис-куссия. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. Этика и виды речевой деятельности.

Проблемно-ценностная дискуссия «Навыки устной речи: техника речи».

Дебаты  «Культура общения  показывает культуру личности».

Проблемно-ценностная дискуссия  «Этика и речь».

Формы организации деятельности учащихся

Формы, способы и направления организации внеурочной деятельности определены в соответствии с содержательной и организационной спецификой основной общеобразовательной программы школы.

Рабочая программа предусматривает применение различных форм организации деятельности учащихся, отличных от урочных: групповая работа, парная работа, индивидуальная работа. Применение современных педагогических технологий – игровых (ролевые игры, игры), интерактивных (дискуссии, эвристические беседы), элементов проектной деятельности.

Календарно-тематическое  планирование

Номера

занятий

Наименования  разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Плановые сроки прохождения

Скоррек-тирован-ные сроки прохожде-ния

Эмоциональная  окраска  общения (6 часов)

1

Эмоциональность как свойство личности.

Лекция с обратной связью.

Решение коммуникативных речевых задач.

2

Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние».

Знакомство с понятиями. Поведенческий тренинг.

3

Эмпатия. Гнев. Агрессия. Куль-тура эмоций и чувств.

Решение коммуникативных речевых задач.

4

Пути  саморегуляции.

Коммуникативный тренинг.

Сюжетно-ролевая игра.

5

Способы взаимодействия с отри-цательными эмоциями.

Этическая беседа. Коммуни-кативный тренинг.

6

Эмоциональная культура лично-сти.

Проблемно-ценностная дис-куссия.

Коммуникативная культура личности (10 часов)

7

Общение и его функции.

Лекция с обратной связью.

Решение коммуникативных речевых задач.

8

Коммуникативная культура лич-ности.

Лекция с обратной связью.

Коммуникативный тренинг.

9

Культура общения. Виды обще-ния.

Лекция с обратной связью.

Работа в парах.

10

Стили общения. Нормы этикета.

Лекция с обратной связью.

Решение коммуникативных речевых задач.

11

Конфликты: их причины и пос-ледствия.

Этическая беседа. Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситуации конфликта».

12

Средства и способы передачи информации в общении.

Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!».

13

Механизмы  взаимопонимания.

Психологические  игры.

14

Осознание способов взаимодей-ствия людей друг с другом.

Поведенческий тренинг.

15

Группа и ее законы.

Работа  в  группах. Коммуни-кативный тренинг.

16

Конфликты в группе и пути их преодоления.

Диспут «Решаем конфликт».

Слушать и слышать (8 часов)

17

Роль умения слушать в лич-ностном общении.

Лекция с обратной связью.

18

«Эффективные»  слушатели.

Сюжетно-ролевая и словесная  игра.

19

Умение слушать как метод восприятия  информации.

Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слы-шу».

20

Факторы «слушания». Три уровня «слушания».

Лекция с обратной связью.

Решение коммуникативных речевых задач.

21

Речь говорящего и понимание слушателя.

Работа в парах. Коммуника-тивный тренинг.

22

Барьеры между говорящими и слушателями.

Словесно-ролевая игра «Речь говорящего и понимание слушателя».

23

Язык «поддержки» и язык «пода-вления».

Сюжетно-ролевая игра  «Язык «поддержки» и язык «пода-вления».

24

Преодоление барьеров в общении.

Коммуникативный тренинг «Дебаты».

Совершенствование навыков устной речи (10 часов)

25

Совершенствование навыков «слу-шания».

Поведенческий тренинг. Ре-шение коммуникативных ре-чевых задач.

26

Совершенствование навыков уст-ной речи. Техника речи.

Проблемно-ценностная дис-куссия «Навыки устной речи: техника речи».

27

Монолог.  Диалог.

Работа в парах. Коммуника-тивный тренинг.

28

Совершенствование навыков уст-ной речи. Полилог.

Коммуникативный тренинг.

29

Совершенствование навыков уст-ной речи. Культура общения  показывает культуру личности.

Дебаты  «Культура общения  показывает культуру лично-сти».

30

Совершенствование навыков уст-ной речи. Дискуссия.

Коммуникативный тренинг.

31

Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета.

Коммуникативный тренинг.

32

Этика и виды речевой деятель-ности.

Проблемно-ценностная дис-куссия  «Этика и речь».

33

Поведение  человека и культура общения.

Коммуникативный тренинг «Интервью». Составление плана  публичного  выступ-ления.

34

Итоговое занятие.  Публичное выступление проблемного харак-тера.

Коммуникативный тренинг.

Проблемное  обучение.

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.

Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....

Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»

Рабочая программа  социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....

Рабочая программа "Уроки общения" для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки общения" для 5 класса...

Рабочая программа "Уроки общения" для 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки общения" для 6 класса...

Рабочая программа "Школа общения"

Внеурочная деятельность...