Проект "Две судьбы"
проект на тему

Белавина Надежда Федоровна

Патриотическое воспитание - это любовь к своей Родине, чувство преданности своему Отечеству, это знание истории своей Родины и память о героях, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны за ее освобождение от немецко - фашистских захватчиков.

События последнего времени показали, что экономическая нестабильность, социальное расслоение общества, утрата духовно нравственных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, негативно повлияли на общественное сознание людей, особенно молодежи. Резко снизилось воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим поколением традиционно - российского патриотического сознания, основанного на непобедимости нашего народа, на великих и святых традициях в преемственности поколений, сохранении и умножении памяти об участниках Великой Отечественной войны.

К сожалению, сегодня приходится больше возлагать цветы к памятникам и могилам ветеранов Великой Отечественной войны. Уходит время, а с ним уходят люди, уходит история, но память в душе народа о Великой Отечественной войне как уроке беспримерной стойкости и мужества своего народа должна жить в веках, воспитывая своими легендарными страницами молодое поколение России.

Патриотизм нельзя воспитать без памяти и уважения к прошлому. Экспонаты, собранные участниками городского поискового отряда «САМОТЛОР» в местах раскопок под Сталинградом, которые находятся в школьном музее «Боевой и трудовой славы», заставили нас задуматься о судьбах людей, которые воевали и перенесли все тяготы военных лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_sudby3.docx700.57 КБ

Предварительный просмотр:

Как их нелегкая

участь близка мне!

Мирные зори

горят...

Сердце - не камень,

Но даже и камни

Память о них

сохранят!


проблема:

Утрата нравственно-патриотических качеств личности подрастающего поколения.

Забвение и равнодушие части общества к участникам Великой Отечественной войны.


Гипотеза:

Сохранение памяти о людях, беззаветно служивших своему Отечеству, будет способствовать воспитанию истинного патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.


Цель проекта:

Воспитать уважение и любовь к Отечеству, гражданскому долгу перед Родиной.

Расширять и углублять знания молодёжи о героическом пути народа в годы Великой Отечественной войны.

Формировать нравственно здоровую личность через интерес к истории, и традициям своего государства.


Задачи проекта.

Исследовать военный и послевоенный период жизни родителей наших учителей: ветерана Великой Отечественной войны Гуреева Фёдора Семёновича и Эйлерта Андрея Андреевича - бывшего узника сталинских лагерей.

Показать на конкретном примере двух судеб нелегкий путь поколения 30-х - 50-х годов XX столетия.

Оформить архивный материал для представления к мероприятиям, посвященным   69-летию Победы в Великой Отечественной войне,

5


Объект исследования.

Исторические факты и архивные материалы об истории Великой Отечественной войны;

Судьбы Гуреева Федора Семеновича и Эйлер та Андрея Андреевича.


Предмет исследования.

Архивные материалы об участнике Великой Отечественной войны Гурееее Федоре Семеновиче и Эйлерте Андрее Андреевиче, бывшем репрессированном.


Сфера применения проекта.

Внеклассная деятельность. Уроки литературы. Уроки истории. Школьный музей «Боевой и трудовой славы».


План выполнения проекта.

Этапы

Задачи группы

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1. Начало

1.        Определить
тему проекта.

2.        Выбор рабочей
группы.

Уточняют информацию, обсуждают задания. Определяют каждый для себя цели работы.

Организует, направляет, мотивирует учащихся, определяет собственные функции.

2. Планирование

1. Анализ проблемы.

2. Распределение ролей в группе.

3. Разработка плана действий.

Индивидуальные задания и задания в парах; знакомятся с объектом

исследования; сбор документов о судьбах героев, встречи с родственниками.

Разрабатывает проект плана деятельности, обозначает проблему проекта, определяет пути реализации.

3. Исследование

Изучение литературы; изучение и анализ собранных материалов; оформление стенда в музее «Две судьбы в истории страны»

Восстанавливают жизненный путь материал к стенду«Две судьбы в истории страны» для школьного музея; устанавливают связи с архивами; ведут переписку с родственниками.

Консультирует, помогает редактировать и обрабатывать собранный материал, мотивирует.

4. Выполнение

Предоставить материал для проведения тематических классных часов, оформить альбом.

Обобщают материал, готовят к использованию учителями и учащимися.

Систематизирует и классифицирует собранный материал; готовит материал к составлению презентации проекта.

5. Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, создание презентации проекта.

активности каждого, личные достижения распределяют обязанности по созданию презентации.

Готовит учащихся к выступлению на защите проекта и на общешкольной конференции.

Ожидаемые результаты,

Оформление выставки материалов по итогам проекта.

Оформление стенда «Две судьбы в истории страны» в школьном   музее «Боевой и трудовой славы».

Повышение интереса учащихся нашей школы к исследовательской деятельности.

Создание презентации «Две судьбы в истории страны» и ее публичная защита на общешкольной конференции.


Анализ проблемы.

Патриотическое воспитание - это любовь к своей Родине, чувство преданности своему Отечеству, это знание истории своей Родины и память о героях, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны за ее освобождение от немецко - фашистских захватчиков.

События последнего времени показали, что экономическая нестабильность, социальное расслоение общества, утрата духовно нравственных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, негативно повлияли на общественное сознание людей, особенно молодежи. Резко снизилось воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим поколением традиционно - российского патриотического сознания, основанного на непобедимости нашего народа, на великих и святых традициях в преемственности поколений, сохранении и умножении памяти об участниках Великой Отечественной войны.

К сожалению, сегодня приходится больше возлагать цветы к памятникам и могилам ветеранов Великой Отечественной войны. Уходит время, а с ним уходят люди, уходит история, но память в душе народа о Великой Отечественной войне как уроке беспримерной стойкости и мужества своего народа должна жить в веках, воспитывая своими легендарными страницами молодое поколение России.

Патриотизм нельзя воспитать без памяти и уважения к прошлому. Экспонаты, собранные участниками городского поискового отряда «САМОТЛОР» в местах раскопок под Сталинградом, которые находятся в школьном музее «Боевой и трудовой славы», заставили нас задуматься о судьбах людей, которые воевали и перенесли все тяготы военных лет.


Мой проект о ветеранах Великой Отечественной войны. О сути человеческой жизни, о людях, о том, что они сделали в жизни, какими были, какой след оставили своим потомкам.

Орден красной звезды, медали, грамоты, трудовая книжка Гуреева Федора Семеновича    и    документы    бывшего    репрессированного    Эйлерта    Андрея Андреевича лежат в музее Боевой и трудовой славы нашей школы. А сколько ветеранов и героев войны еще не известно?!

Где они, как живут, есть ли около них близкие и родные люди. У них слабое здоровье, окружены ли они вниманием и заботой. Каждый из них, несомненно, нуждается в лечении. Известно, что до настоящего времени многие ветераны проживают в неблагоустроенных квартирах или ютятся с родственниками.

А самое главное, что волнует нас сегодня, что они уходят из жизни, так и не ощутив чувство благодарности за цену Победы над врагами, оплаченную кровью.

Память о них должна остаться в поколениях как истинных сынах своего народа.

Ведь патриотизм, о котором мы сейчас говорим, прежде всего складывается из нашего отношения не только к тем людям, которые завоевали нам мирную жизнь, и живы сейчас, а на памяти, которую мы свято храним и передаем из поколения в поколение.

Память вечна. Ведь ничто не возвышает нас так, как образы достойные подражания, служащие образцом и примером в жизни. Эти судьбы отражают героическое прошлое нашего народа.

У моего современника постепенно утрачивается патриотизм, угасает стремление всеми помыслами, делами служить процветанию и могуществу своей Родины. А память, забота о ветеранах, изучение их жизненного пути ориентирует нас на общественно-полезную, значимую для каждого плодотворную деятельность, которая способствует формированию истинных черт патриотизма. На примере изучения ценного исторического материала мы получаем возможность соприкоснуться своими мыслями и чувствами к мужеству, героизму, самопожертвованию, чего так не хватает молодому поколению в окружающей жизни.


Склоните головы и алые

знамена

Над прахом воина,

погибшего когда-то.

Зовет к себе набатным звоном могила

каждого солдата.

Каждый истинный гражданин своего Отечества должен оставить в жизни свой след, выполнить долг. И самое важное сохранить память о людях, отстоявших нашу жизнь в жестокой схватке с врагом в Великую Отечественную войну.

Третий год я работаю в школьном музее «Боевой и трудовой славы» в поисковой группе. Музей - гордость школы. Каждый экспонат, исторически важные документы, альбомы, стенды - это результат большой работы учащихся, педагогов, родителей по восстановлению священных страниц истории нашей Родины.

В своей работе я рассказываю об удивительных людях, которые своей жизнью олицетворяют историю.

Уходит время, а с ним уходят и люди. Но в душе народа Великая Отечественная война живет как урок беспримерной стойкости и преданности своему Отечеству. Мы еще многое не знаем о войне, об истинной цене победы. Надо остановиться, оглянуться и по-другому посмотреть на жизнь. Я хочу рассказать    о ветеранах Великой Отечественной войны и тыла - Гурееве Федоре Семеновиче и Эйлерте7 Андрее Андреевиче, о их мужественном жизненном пути.

Орден Красной Звезды, медали, грамоты и трудовая книжка Федора Семеновича Гуреева лежат в музее Боевой Славы нашей школы.


Кто он? Откуда так любовно и бережно сохраненные полуистлевшие документы времен войны? Это память об- отце, которая не стерлась, не растаяла, память о человеке, которая идет к людям и знает себе дорогую цену.

Федор Семенович Гуреев. Так много народной жизни вобрало в себя и отразило это имя. И происходило это самым обыкновенным образом: незаметно, неотличимо в среде своих ровесников, в тревоге 30 годов. Умер отец от болезней. Мать осталась с малолетними детьми, в семье пять человек, самый старший Федор. И главная забота матери была лишь в том, чтобы в детях копилась совесть, да росли они прилежными работниками. А уж кто кем потом станет, об этом не гадали: людские судьбы на Руси неисповедимы. Семья крестьянская: и работали вдвоем сын с матерью до изнеможения на зажиточных, чтобы вечером принести домой кусок хлеба остальным. Велик подвиг матери ветерана: всех детей поставила на ноги, всю силу рук и души отдала им.

Очень рано, еще в детстве, Федор Семенович осознал себя работником. Да и детства - то не было. Сначала работа на единоличников, потом колхозные трудодни - одна маета да слезы. Он памятливо вбирал в себя всю стужу и горечь


жизни, но теплилась надежда на то, что будет лучше. Да и мать говорила: « Наде уезжать в город, может заработки помогут и ему и братьям, которые подросли». И учеба была: всего 4 класса, но это было достижением, это уже была путевка в жизнь. И как умолял Фёдор Семенович вербовщика из Таганрога, который приехал набирать молодежь для работы на заводе в 1938 году взять его с собой. А тогда ему было всего 16 лет. Глубокая разумность матери, желание сделать жизнь лучше хотя бы одного из детей и надежда на помощь старшего сына толкнула паренька на дерзкий и отчаянный шаг: ночью он ушел далеко из колхоза, а утром, поднявшись из обочины, встал перед полуторкой. На свой страх и риск, наверное, взял его вербовщик, а может, рабочих рук не хватало. Так началась трудовая жизнь ветерана: и учеба на тракториста и белый хлеб с газированной водой, «Вкуснее и слаще,- как вспоминал Федор Семенович, - ничего не едал». Война сразу изменила его планы.

Лаконичная запись: « Призван в Красную Армию», -изменила жизнь сразу всей страны, и появилась постоянная тревога не за себя, а за судьбу страны, за судьбу родных, близких.

Первые дни войны: проводы, но не со слезами, со стонами и, конечно, же, надежда, что скоро война закончится.


С западного фронта был переброшен на Восточный фронт. Он уже тогда знал, что мир прочен, и зыбок, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбежка, что зеленая трава может стать фиолетовой и на белых ромашках кровь убитого друга, черные пустоты окон, остовы печных труб.

У каждого на войне был свой радиус обзора: у кого кабина летчика, у кого операционная, а у ветерана самоходное орудие. Труднее всего было выдержать в первые дни, месяцы на фронте, когда чувства и ощущения у человека остались еще прежние из мирной жизни. И если война для кого-то закончилась в мае 1945 года, то у Федора Семеновича только в августе в Корее. О своей трагической и драматической судьбе всегда рассказывал вскользь.

Но о безымянной сопке перед Хинганским хребтом, которая досталась ценой огромных потерь, он рассказывал, едва сдерживая слезы. Здесь он и получил ранение в ногу. Мужчины - солдаты - народ сдержанный, и не верьте, - говорил ветеран, что мужчину война захватывает как действие, это страшное горе, беспредельные человеческие возможности, которые не вправе предать забвению.


Демобилизация - ни с чем несравнимая радость.

Только на Родину, туда, где осталась мать, где подросли братья. Истосковалось сердце по земле, поэтому устроился трактористом в колхоз, в котором работали в основном женщины.

Лишения, голод, тяжелый труд - но это была радость каждого мирного дня. А затем занимался еще более важным делом: проводил в дальние деревни радио. Помнит, когда в селе, на главной площади доставили высокий столб и прикрепили к нему громкоговоритель. Он появился только в 50-х годах прошлого столетия. И на вопрос « А как же люди узнавали информацию?» - ответил - по телеграфу и нарочным.

Вот так кратко - в один анкетный абзац уместил Федор Семенович Гуреев свою жизнь. Жизнь человеческая в высшем своем проявлении - это поступки добра и сострадания. Многое растворяется, исчезает бесследно, забывается даже предательство и подлость. Но если каждый из нас будет хранить память о ветеранах, у которых была одна единственная мысль: «Вот ребята после войны это будут счастливые люди. Такая счастливая, такая красивая будет жизнь. Люди, которые переживали столько, они будут друг друга жалеть, столько добра среди людей будет, вместе такое горе пережили, будет мир, только мир, который достался нам такой ценой».

Говорят, что война - это история. Для меня ясно одно, история — это люди, наши ветераны. Это Гуреев Федор Семенович, который был непримиримым к несправедливости, добрым к добру. Его совесть стала вторым сердцем, потому что была оплачена большой кровью.


В 2005 году, в 60-годовщину великой Победы, на Родине Федора
Семеновича Гуреева была открыта Аллея Славы героям, и на
одной из гранитных плит высечено и его имя, имя скромного
труженика и солдата.
        

Поклонимся  низко  ему до самой земли,  его великому мужеству и героизму


О судьбе второго человека - Эйлерта Андрея Андреевича я начну словами поэта Осипа Мандельштама:

Бывают эпохи, которые говорят,

что им нет дела до человека, что

его нужно использовать, как

кирпич, как цемент, что из него

надо строить, а не для него.

Социальная архитектура измеряется

масштабом человека. Иногда она

становится враждебной человеку

и питает свое величие его унижением

и ничтожеством.

Перед нами на фотографии 1950 года Андрей Андреевич Эйлерт, один из многих несправедливо осуждённых, о судьбе которого я хочу рассказать со слов его родственников и архивных документов.

Эйлерт Андрей Андреевич, родился 8 мая 1918 года в Саратовской области, в семье немецкого инженера, Андрея Эйлерта, который был представителем в России от компании «Зингер», изготавливающей и экспортирующей по всему миру швейные машины.

Кроме него в семье было еще трое детей (девочек). Дети были талантливые, занимались музыкой, в дальнейшем все получили высшее и средне-специальное образование. Андрей Андреевич - педагогическое (в 1940 году он окончил Маркское педагогическое училище).

Его мать, Любовь Фирсова, была русской, поэтому в семье разговаривали только на русском языке, хотя её муж очень хотел, чтобы дети знали и его родной язык -немецкий.


7 октября 1940 года в городе Марксе Саратовской области Андрей Андреевич был призван в Красную Армию. После принятия присяги его определили в батальон специального назначения - радистом.

Но в конце 1941 года его и ещё группу ребят (земляков) неожиданно демобилизуют и отправляют в Томский леспромхоз на лесозаготовки (так мягко сказано в архивной справке УВД г. Челябинска).

А с 14 декабря 1942 г. по 31 декабря 1945 г. был привлечён к принудительному труду в условиях ограничения свободы (« Рабочие колонны НКВД») в Челябинской области (из справки о реабилитации). Жили в бараках, в спецзоне, окружённой колючей проволокой и караулом. Работали на строительстве шахт «Челябшахтстроя» на подземных работах. Здесь же в зоне находились немецкие семьи со всего среднего Поволжья. Общаясь с ними, Андрей Андреевич стал свободно владеть немецкой разговорной речью.

С января 1946 г. по 18 января 1956 г. он был переведён в спецпереселенцы на учёт спецкомендатуры г. Копейска Челябинской области. Спецпереселенцы рассматривались властью прежде всего как рабочая сила, которая, несмотря на ужасающие условия существования, должна была выполнять устанавливаемые сверху планы и нормы.

Невинно сосланные люди постоянно испытывали не только трудности физического выживания, но и оскорбления, моральное унижение, принимающие формы нечеловеческой жестокости. Невероятными усилиями ссыльных, ценою многих жизней обустраивалась вся территория Советского Союза. Строились поселки и города, шахты и заводы, обрабатывающие и производящие объекты. К необустроенности и голоду спецпереселенцев прибавились и другие проблемы: незнание русского языка, позже клеймо изменников Родины, пособников фашизма.

Несмотря на эти обиды, почти все репрессированные по национальному признаку отмечают, что местные жители встречали их хорошо, помогали, чем могли: делились жильем, одеждой, продуктами. В войну было всем трудно, на всех было, одно горе.


Процесс освобождения растянулся на многие годы. Во второй половине 30-х годов раскулаченные были восстановлены в избирательных правах. Дети, достигшие 16 лет, получили право покидать трудпоселки. После войны со спецучета были сняты лица, имеющие детей, проходившие службу в Советской Армии, награжденные правительственными наградами.

В декабре 1955 года была отменена ежемесячная регистрация в спецкомендатуре.

Теперь можно было свободно перемещаться, но без права выезда за пределы г. Копейска Челябинской области. В зоне убрали караул, колючую проволоку, и некоторые спецпереселенцы в том числе и Андрей Андреевич, сняли комнаты у местного населения, отношение которого было к ним неоднозначно: кто-то сочувствовал, а кое-кто называл «фашистами».

В 1946 году он женился и, помня свою участь, решил детям свою фамилию не давать. К тому же сестры его остались в родном городе на Волге т.к. при регистрации брака в 1940 году сразу взяли фамилии русских мужей-военнослужащих.

Детей Андрея Андреевича (1946 и 1951 годов рождения), также поставили на учёт в спецкомендатуру.

Массовое освобождение из ссылки репрессированных по национальному признаку началось в 1953 году после смерти Сталина, затянувшись для некоторых до 1990-х годов.

В 1992 и 1995 годах   награждён медалями « За доблестный труд   в ВОВ-е 1941-1945гг.».

20 июля 1992 года на основании ст.З п.(в) Закона РСФСР « О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года ЭЙЛЕРТ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ был реабилитирован.


В 2001 году Андрей Андреевич вместе с семьями младшей дочери Натальи и сына Евгения (по настоянию детей) уезжает в Германию на лечение - не прошли без следа годы, проведённые за колючей проволокой. В этом же году он умирает от инфаркта - не выдержало сердце, он очень переживал отъезд и постоянно планировал возвращение на Родину.

В настоящее время дочь Наталья Андреевна, имея специальность искусствоведа по живописи, работает в мастерской при музее в городе Ольтернхау в Восточной Германии.

Окончив   гимназию   его   внучка,   учится   в   университете   на   факультете

«Политология»,    свободно владеет немецким и английским языками, изучает

французский.

Старшая дочь, Елена Андреевна Иванова (Эйлерт), Почётный работник общего

образования, работает в настоящее время учителем в нашей школе.

На примере только одного человека из многих мы видим, как тяжела была

судьба у поколения 30-50-х годов. И перемены тех лет в стране, и отношение к

человеку, подтолкнули многих на переселение в чужую страну.


Мы преклоняемся перед людьми, прошедшими круги ада политики большого террора, сумевшими достойно прожить свою жизнь и остаться в душе патриотами своей РОДИНЫ. Думается, что этот временной отрезок истории России послужит уроком для нашего общества т.к. самым ценным для Государства должен быть ЧЕЛОВЕК.

Я смотрю на эти документы, долго останавливаю взгляд на полуистлевшей от давности, и конечно, от ношения на груди медали «За победу над Японией», на медали «За доблестный труд во время ВОВ 1941-1945 гг.» и думаю о той любви, которую они воспитали в своих детях, с честью и гордостью хранивших память о них и стремившихся оставить ее не только в своем сердце.

Говорят, что война - это история. Для меня ясно одно, история — это люди, наши ветераны. Это Гуреев Федор Семенович, это Эйлерт Андрей Андреевич, которые были непримиримыми к несправедливости, добрыми к добру. Их совесть стала вторым сердцем, потому что была оплачена большой кровью.


«... память должна передаваться

к

из поколения в поколение, ведь это по- настоящему героическая

память нашего народа, это

гордость за наше историческое

прошлое, это взаимная

поддержка, сострадание и

милосердие ...»

 Д.А.Медведев.

27.01.2009 г


Аналитический этап.

Итоги исследовательско - поисковой работы рабочей

группы проекта.

Учащиеся муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№25» свято хранят память о славных боевых традициях нашего народа. На протяжении нескольких лет при школьном музее «Боевой славы» работает клуб «Поиск». Особенно актуальна его деятельность в канун 69 - летия Великой победы над фашизмом. Наша группа работала над заданием по выявлению участников Великой Отечественной войны среди родственников учителей школы. Определяя цели и задачи своей работы, мы стали проводить встречи с педагогами. Работа оказалась интересной и увлекательной. Чтобы восстановить важные этапы судеб наших героев, мы посылали запросы в архивы, писали письма родным, чтобы выслали нам исторически важные документы, обращались в местную общественную организацию по работе с репрессированными гражданами «Истоки памяти». Провели круглый стол «Говорят дети ветеранов для учащихся 10-11 классов, где дочь участника войны Гуреева Ф.С. Белавина Н.Ф. и дочь репрессированного Эйлерта А.А. Иванова Е.А подробно рассказали нам о жизненном пути своих отцов, подарили нашему музею документы и награды, омытые кровью ветеранов.

Итогом поисковых работ стал оформленный нами в музее стенд «Две судьбы в истории страны»; альбом «Родина будь спокойна - дети отцов достойны»; проведены экскурсии для учащихся 8,9 классов по ознакомлению с архивными документами.

Кроме этого нами были изучены многие материалы трагических страниц России - сталинских репрессий, военных событий в Великой Отечественной войне с 1941 по 1945 года.

Мы испытали чувство гордости к тому, что внесли свой вклад в дело сохранения памяти о героях минувшей войны, о великом гражданском подвиге лучших сынов своего Отечества.

В процессе выполнения нашего проекта наблюдалось и наше личностное самосовершенствование. Одержимые единой целью, мы стали сплоченней, серьезней в отношении к выполнению задания, ощутили общественную важность и значимость: нашей работы.

На каждом этапе нашей работы  повышался интерес, рождались новые идеи реализации работы. По итогам работы нами разработана и создана презентация «Две судьбы в истории страны», которая публично защищена на общешкольной конференции.

Данный проект стал еще одним серьезным шагом в воплощении задуманных планов деятельности нашей поисково-исследовательской группы к 69- летию Победы над фашисткой Германией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Областной конкурс сочинений «Судьба страны в судьбе семьи» (о тружениках тыла). «А годы летят…»

Федеральное  государственное образовательное учреждениеначального профессионального образования«Профессиональный лицей №38» Саратовской области...

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

В судьбе природы - наша судьба

Урок экологической направленности с использованием ИКТ  для обучающихся 5 класса. Проведение урока сопровождается показом электронной презентации.Данная работа может быть использована на ур...

Интегрированный урок "Судьба человека - воплощение трагической судьбы народа"

Урок патриотической направленности с пименением ЭОР...

Буклет "Судьба природы - наша судьба, твоя судьба!"

Буклет о необходимости охраны природы....

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...