Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
рабочая программа (5 класс) на тему

Разумная Нина Викторовна

Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_odnk.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов Россиии», составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования  и науки РФ от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);

- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

        - Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

        - Авторской программы под редакцией Н.Ф. Виноградовой (авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков).

Общая характеристика учебного предмета

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Изучение курса  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами России духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
  • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Место предмета в учебном плане

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе изучается в 5 классе. Общее количество времени составляет 34 часов. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час.

Содержание курса

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура - плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры - представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий - патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен...». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка - главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья - первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)

  • золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть - часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора - Пятикнижие Моисея. Синагога - молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности - составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

  • осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
  • проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
  • стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

  • характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
  • сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
  • различать культовые сооружения разных религий;
  • формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

  • рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
  • кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

  • оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
  • анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

  • анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

  • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
  • Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
  • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
  • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
  • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

  • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
  • Работать с историческими источниками и документами.

Тематическое планирование

№ урока

Тема

Количество часов

1

Введение. Что изучает курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России

1

 

 

Раздел 1. В мире культуры

4

2-3

Величие многонациональной российской культуры

2

4-5

Человек – творец и носитель культуры

2

Раздел 2. Нравственные ценности

14

6-7

«Береги землю родимую, как мать любимую»

2

8-9

Жизнь ратными подвигами полна

2

10-11

В труде – красота человека

2

12-13

«Плод добрых трудов славен»

2

14-15

Люди труда

2

16-17

Бережное отношение к природе

2

18-19

Семья – хранитель духовных ценностей

2

Раздел 3.  Религия и культура

7

20-21

Роль религии в развитии культуры

2

22-23

Культурное наследие христианской Руси.

2

24

Культура ислама

1

25

Иудаизм и культура

1

26

Культурные традиции буддизма

1

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

4

27-28

Забота государства о сохранении духовных ценностей

2

29-30

Хранить память предков

2

Раздел 5. Твой духовный мир

2

31-32

Твой духовный мир

2

33-34

Итоговое повторение

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебная

программа

   Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Учебники,

учебные пособия

   Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2016 год

Методические

материалы

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Методические рекомендации. Наталья Виноградова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2016 год
  Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС. Наталья Виноградова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2016 год

Дидактические

материалы

      Разработки учителя

Материалы

для контроля

       Разработки учителя

Оценка усвоения комплексного учебного курса «ОДНКНР» включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.

Критерии результатов усвоения курса

Инструментарий

Предметные результаты:

- знание и принятие ценностей;

- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;

- осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни.

   - тесты,

   - составление словарей терминов и понятий,

   - контрольно - измерительные материалы,

   - защита проектов.

Метапредметные результаты

   - творческие работы,

   - участие в конференциях,

   - диспуты,

   - ролевые игры,

   - тесты,

   - тренинги.

Личностные качества

  - карта наблюдений,

  - диагностика качеств личности,

  - портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)

Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа  «Основы духовно-нравственной культуры народов России»...

Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)

В ФГОС основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике...

Рабочая программа "Основы духовно- нравственной культуры народов России". 5 класс.

Рабочая программа  по  Основы духовно- нравственной культуры России составлена в соответствии с  требованиями Федерального государственным образовательным стандартом  основного общ...