Актуальные вопросы педагогики и психологии образования 2014 год.
статья на тему

Сартакова  Анастасия Владимировна
В сборнике представлены материалы докладов V всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием.
На конференции были обсуждены проблемы генезиса детства, перспектив развития психологии образования, становления жизненного пространства человека. Предметом дискуссии стали и актуальные вопросы теории и практики специального образования и социально-педагогической деятельности. Были обсуждены современные технологии начального образования и возможности психолого-педагогического проектирования в образовательной среде. Обсужден широкий спектр педагогической теории и образовательной практики. Дискуссии шли в рамках методологии философии, социологии и психологии образования.
Сборник адресован студентам, магистрантам, аспирантам, практическим психологам, учителям начальных классов, социальным педагогам, специальным психологам, преподавателям высшей школы, научным работникам и всем, кто интересуется проблемами современной педагогики и психологии образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_voprosy_pedagogiki_i_psihologii_obrazovaniya.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Институт психологии и педагогики

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Материалы V всероссийской научно-практической конференции

молодых ученых, магистрантов, студентов c международным участием,

Барнаул, 24 – 25 апреля 2014 года

Барнаул – 2014


УКД 37(08) + 159.9 (08)

ББК 74я431 + 88я431

А 437

Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы V всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов c международным участием, Барнаул, 24 – 25 апреля 2014 года / под ред. Л.С. Колмогоровой, О.А. Брылевой. – Барнаул : АлтГПА, 2014. – 330 с.

ISBN 978–5–88210–753–5

Редакционная коллегия:

Л.С. Колмогорова, доктор психологических наук, профессор;

О.А. Брылева, кандидат психологических наук, доцент;

Ю.В. Алеева, кандидат педагогических наук, доцент;

Л.И. Шварко, кандидат филологических наук, доцент;

И.В. Григоричева, кандидат психологических наук, доцент

В сборнике представлены материалы докладов V всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием.

На конференции были обсуждены проблемы генезиса детства, перспектив развития психологии образования, становления жизненного пространства человека. Предметом дискуссии стали и актуальные вопросы теории и практики специального образования и социально-педагогической деятельности. Были обсуждены современные технологии начального образования и возможности психолого-педагогического проектирования в образовательной среде. Обсужден широкий спектр педагогической теории и образовательной практики. Дискуссии шли в рамках методологии философии, социологии и психологии образования.

Сборник адресован студентам, магистрантам, аспирантам, практическим психологам, учителям начальных классов, социальным педагогам, специальным психологам, преподавателям высшей школы, научным работникам и всем, кто интересуется проблемами современной педагогики и психологии образования.

ISBN 978–5–88210–753–5

© Алтайская государственная

педагогическая академия, 2014

СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРОГЕНЕЗ ДЕТСТВА

Аксантаева И.В.

К проблеме реализации внедрения педагогических технологий в практику дошкольных образовательных учреждений

 10

 Берестенникова Т.С.

Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста

 11

 Бородина А.М.

Воспитание сына в неполной материнской семье

 14

 Бугакова Т.А.

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста: направления современных исследований

 15

 Будько Т.Е.

Функциональность эмоциональной нагрузки слова в речи старших дошкольников

 18

 Власова И.В.

Здоровьесберегающие технологии в развитии и образовании детей в дошкольном учреждении

 20

 Власюк М.

К вопросу о роли речевой культуры педагога

 21

 Година К.С.

Реализация интегрированного подхода к обучению в процессе формирования у детей математических способностей

 23

 Гончаренко Н.

Взаимодействие педагогов с родителями в адаптационный период

 25

Губернаторова А.

Педагогические условия по формированию морально-волевых качеств дошкольников в сюжетных физкультурных занятиях

 27

 3

 Ермакова О.

Приобщение детей к филимоновскому народному промыслу как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

 29

 Жужгина М.А., Недобуга М.В., Палкина О.Н., Сысолятина А.И., Швемлер Е.В.

Игры и игрушки детей дошкольного возраста: вчера и сегодня

 31

 Казакова Т.Л.

Развивающие занятия в системе интернет-ресурса

 33

 Копылова О.В.

Практическое обеспечение двигательной активности детей на прогулке

 35

 Коршунова О.С.

Театрализованная деятельность как средство формирования у дошкольника умений и навыков самовыражения

 37

 Кравцова Е.

Детское экспериментирование как основа развития познавательных способностей ребенка дошкольного возраста

 38

 Красовская Е.Ю.

Изобразительная деятельность – средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ

 40

 Кузнецова Н.А.

Абашевская игрушка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

 41

 Ластовская А.А.

Моделирование как наглядно-практический метод в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

 45

 Ляхова Ю.А.

Влияние мультипликационной продукции на развитие речи детей старшего дошкольного возраста и формирование разговорной речи младших школьников

 47

 Мелентьева Я.

Словотворчество детей как средство развития родного языка

 48

 Наговицына О.

Приобщение детей сташего дошкольного возраста к здоровому образу жизни через активный отдых

 50

 Новосёлова М.

Современный взгляд на детское словотворчество

 53

Перова О.Ю.

К вопросу об организации взаимодействия ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников по проблеме защиты прав ребенка

 55

 Полторацкая Н.Н.

Защита и реализация прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

 57

Тайтакова А.Э.

Педагогические условия формировния речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

59

Тамбовцева Т.Н.

Реализация индивидуального подхода в развитии художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

60

Фоломкина В.

Формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

62

Фоменко А.

К вопросу о формировании толерантности у детей дошкольного возраста

64

Швецова С.Н., Калюга Е.П.

Ознакомление детей с ограниченными возможностями с культурным наследием Алтайского края посредством музыкально-игровой деятельности

66

Шумилова Д.Я.

Содержание педагогической деятельности воспитателя по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки

68

Янченко М.С.

Коммуникативные основы коллективных игр в ДОУ

70

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Акылбаева Г.К.

Проблемы развития внимания в младшем школьном возрасте

73

Анищенко В. В.

Роль кинезиологических упражнений в процессе формирования межполушарного взаимодействия отделов головного мозга

75

Борисова Т. П.

Трудности перехода в среднюю школу

77

Булаш Т.А.

Проектная деятельность как средство формирования личностных компетенций

79

Дакина Г.Т.

Особенности эмоциональной сферы студента

82

Дьяконова А.В.

Локус контроля и конфликтность личности студентов техникума

85

Ефремова Н.И.

Творческое самовыражение в становлении личности детей, посещающих дополнительные образовательные учреждения

87

Иванова М.М

О программе предпрофильной подготовки с учащимися IХ классов

89

Кутырева Е.А., Орехова А.С., Мазнова Е.

Диагностика готовности детей к школьному обучению в условиях разных образовательных программ

91

Ларионова Ю.Н.

Психолого-педагогические условия формирования здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении (на примере подросткового возраста)

93

Наурзбаева Ж.М.

Развитие творческих способностей учащихся как психолого-педагогическая проблема

95

Ховалкина О.А.

Развивающие технологии в работе с педагогами образовательного учреждения (применение авторской сказки)

97

Филиппова О.И.

Использование психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста

100

Шнитова А.А.

Здровьесберегающие технологии в системе образования

102

Юрова Н.В.

«Все, что тебя касается» (Практика внедрения программы)

104

Дьяконова А.В.

Барнаул, АлтГПА

Научный руководитель:

Парфенова Г.Л., канд. психол. наук, доцент

ЛОКУС КОНТРОЛЯ И КОНФЛИКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

В области современных психологических знаний актуально исследование проблемы способностей личности к локализации контроля над конфликтом как значимым событием социального взаимодействия. Недостаточно исследована эта проблема относительно студенческой молодежи, в среде которой конфликты – частое и небезобидное явление.

В процессе теоретического анализа мы определили, что существует достаточное количество исследований, посвященных отдельно – локусу контроля и отдельно – конфликтности личности. Однако, исследований проблемы связи локуса контроля и конфликтности у такой категории личностей как студенты, живущие и получающие профессию в современных социальных и образовательных условиях, недостаточно. Анализ психолого-педагогической практики также показал, что существует противоречие между теоретическими наработками в области профилактики и разрешения конфликтов и недостаточным применением этих наработок в сфере взаимодействия со студенческой молодежью.

Проблема и цель нашей курсовой работы состоит в исследовании связи между локусом контроля личности и ее конфликтностью у студентов колледжа. Объектом исследования является локус контроля как личностное образование. Предметом исследования рассматриваем специфику связи между локусом контроля личности и конфликтностью у студентов техникума. Проверке подлежит эмпирическая гипотеза: мы полагаем, что в юношеском возрасте существует связь между локусом контроля и уровнем конфликтности личности: у студентов с разным локусом контроля проявление конфликтности имеет специфику.

На первом этапе работы нами осуществлен теоретико-методологический анализ проблем локуса контроля и уровня конфликтности личности как психологических категорий.

Впервые понятие локуса контроля рассмотрено в работах американского психолога Дж. Роттера. Согласно Дж. Роттеру, одним из элементов знания о себе выступает гипотеза людей об источнике их достижений и неудач. В соответствии с этим, человеку приписывается определенный локус контроля. Он определяет, в какой степени человек ощущает себя хозяином своей жизни, деятельности, отношений. Выявление локус контроля как личностной особенности, позволяет определить степень активности человека в достижении целей, степень его уравновешенности, независимости и другие показатели.

По мнению Дж. Роттера, чтобы предсказать потенциал поведения в специфической ситуации можно использовать следующую формулу: «Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления» [5, с. 285]. Автор полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных: психологической ситуации, потенциала поведения, ожидания, ценности подкрепления. Основная формула Дж. Роттера представляет собой гипотетическое средство прогноза поведения. В дальнейших исследованиях автор вывел обобщённую формулу, в которой отразил прогноз поведения в повседневных ситуациях: «Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности» [5, с. 287].

Введение в психологию понятия локуса контроля стимулировало огромное количество исследований этого феномена, поток которых продолжает нарастать. Кроме работ Дж. Роттера, проблема локуса контроля отражена в трудах многих зарубежных ученых: Р. Аткинсона, Б. Вайнера, М. Вебера, Д. Майерса, Д. Макклелланда, Р. К. Мертона, Д. Рисмена, М. Селигмана, Дж. Уайта, Х. А. Уиткина, Д. Фареса, Ф. Хайдера, С. Харриса, Л. Хьела и др.

Проблеме формирования локуса контроля посвящены работы и отечественных психологов: А.Я. Анцупова, А.А. Бодалева, И.С. Кона, Е.Г. Ксенофонтовой, А. Ло, А.В. Петровского, В.В. Столина, Л.Н. Собчик, А.И. Шипилова, П.В. Яньшина и др.

Исследование локуса контроля важно для психологии и для отдельного человека. Руководствуясь видом локуса контроля, человек совершает действия, оценивает свои достижения и неудачи. Принадлежность человека к определенному типу локализации контроля влияет на характеристики его психики и поведения, такие, как: настойчивость, уверенность в себе, склонность к самоанализу, последовательность и уравновешенность, доброжелательность, независимость, общительность, подозрительность, авторитарность, догматизм, тревожность, беспринципность, цинизм, склонность к обману, конформность, агрессивность и другие [2], [3].

В психологии сложились разнообразные и противоречивые представления о локусе контроля и его видах. Локус контроля характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Существуют два крайних типа локализации: интернальный и экстернальный. Отсюда и название двух типов людей: «экстерналы» и «интерналы» [5].

О людях с экстернальным локусом контроля Дж. Роттер говорит, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами (судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди, непредсказуемые силы окружения). «Экстерналы» верят в то, что они – заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля считают, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). «Интерналы» чувствуют, что они в большей степени влияют на события, чем люди с экстернальной ориентацией.

По мнению Дж. Роттера, каждый человек имеет характеристики не только своей категории, но, в небольшой степени, и другой. Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную «экстернальность», а на другом – «интернальность». Какие-то люди «очень» экстернальны, какие-то – «очень» интернальны, а большинство находится между двумя экстремумами [5, с. 288].

Присущ ли конфликтный тип поведения людям с экстернальным видом локус контроля? Можем предположить, что это так, но для обоснованного утверждения нужно теоретическое исследование конфликта и конфликтности личности.

Далее кратко остановимся на понятии конфликтности. Проблемой конфликтности занимались многие зарубежные учёные: А. Адлер, А. Бандура, Э. Берн, Дж. Доллард, Л. Дуб, Л. Козер, Д. Майерс, Н. Миллер, З. Фрейд, К. Хорни, Э.Эриксон, К. Юнг. Конфликтность исследуется и в трудах отечественных психологов: А.Я. Анцупова, Н.Ф. Вишняковой, Н.В. Гришиной, А.Г. Здравомыслова, А.С. Кармина, В.А. Лабунской, М.С. Маримановой, А.И. Шипилова, Б.И. Хасана и др.

В психологии сложились противоречивые представления о конфликте и конфликтности личности. В нашем исследовании мы понимаем конфликтность как интегральное свойство личности, которое отражает частоту её вступления в межличностные конфликты. Конфликтность личности определяется действием внутренних психологических и внешних социальных факторов. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в структуре конфликтности выделяют компоненты: экстраиндивидуальный, индивидуальный, метоиндивидуальный [1].

М.С. Мариманова выделяет качества личности конфликтного типа: излишняя критичность; полярность оценок, категоричность; принципиальность, прямолинейность, правдивость; настойчивость, упрямство; эгоцентризм, высокомерие, пренебрежение; лицемерие, приспособленчество; неадекватность самооценки, самолюбие; невоспитанность, несдержанность, агрессивность; мягкотелость, авторитарность и т.п. [4].

По мнению М.С. Маримановой, конфликтная личность часто порождает особый вид конфликтов: нереалистические или нецеленаправленные субъективные. В них отсутствует реальная цель достижения результата. Для личности становится важным сам процесс выражения аффективных состояний, негативных эмоций. Здесь конфликт носит форму проявления состояния, эмоционального реагирования. Реальный результат в конфликте такого типа подменяется приобретением психологической выгоды – получением необходимого общения, самоутверждения за счет других, поддержания и укрепления своей Я-концепции, освобождения от отрицательных эмоций. Конфликтная личность ограничивает собственное развитие, раскрытие своих возможностей и способностей, оказывает значительное деструктивное влияние на участников и свидетелей конфликтного взаимодействия. Последствия таких конфликтов проявляются в различных формах, начиная от ситуативных невротических реакций и заканчивая психическими болезнями, в частности неврозами [4].

С целью проверки теоретических выводов нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого стало выявление вида локуса контроля и уровня конфликтности личности у студентов первого курса железнодорожного техникума г. Новоалтайска. В исследовании участвовало 50 человек, их средний возраст: 18 – 19 лет. Коллектив группы дружный, трудолюбивый. Студенты оказывают друг другу посильную помощь, общаются во внеучебное время; основная их часть проживает в общежитии. Часть ребят посещают творческие объединения и спортивные секции; принимает участие в общественных мероприятиях.

Далее представим результаты нашего эмпирического исследования.

Остановимся на результатах, полученных по опроснику Е.Г. Ксенофонтовой «Уровень субъективного контроля». Он позволил нам выявить вид локуса контроля у студентов техникума и определенные проблемы в сформированности локуса контроля:

Нами выявлено:

1) У большинства студентов техникума, переживающих юношеский возраст (от 58% до 96% общей выборки) преобладает интернальность, т.е. внутренний локус контроля. Мы расцениваем положительно этот факт. Следовательно, большинство студентов техникума – интерналы; они уверенны, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями; что человек в большой степени может влиять на события и определять их конечный результат.

2) У совсем малого количества студентов, переживающих юношеский возраст (по разным шкалам от 1 – 14% общей выборки), преобладает экстернальность, внешний локус контроля. Люди с экстернальным локусом контроля говорят, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами (судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди, непредсказуемые силы окружения). Радует то, что экстерналов в обследуемой выборке немного, т.е. немногие из респондентов считают, что они – заложники судьбы и не могут изменить что-либо в своей жизни.

Также мы выявили следующие проблемы:

У 72% студентов проявляется самообвинительное поведение; при неудачах они винят себя, теряют уверенность. 22% студентов зависимы от других и не способны изменить характер общения с другими; счи-тают себя (и являются) некомпетентными в межличностных отношениях. У 14% выборки выражен внешний локус контроля в отношении семейных отношений. Они не верят, что человек в состоянии реально влиять на свои семейные взаимоотношения; считают, что от его активности мало что зависит, поэтому он чувствует себя страдающим, но не влияющим на отношения в собственной семье. У 12% опрошенных студентов выражен внешний локус контроля в отношении самоуправления своим жизненным процессом. Их проблема в том, что они не верят, что человек в состоянии реально влиять на происходящее в своей жизни; убеждены, что силы, управляющие человеческой жизнью, находятся вовне, а от активности человека мало что зависит. 10% студентов безответственны и зависимы от обстоятельств в отношении собственного здоровья и деятельности, связанной с преодолением жизненных трудностей.

Для оценки уровня конфликтности личности у студентов техникума нами применен тест Кноблоха-Фальконетта. Получен ряд интересных результатов. Вот некоторые из них:

- У 78% студентов техникума уровень конфликтности находится в норме и их можно охарактеризовать как бесконфликтных. Следовательно, большинство респондентов данного исследования, находящихся в юношеском возрасте, являются людьми, умеющими общаться конструктивно и уравновешенно. Личностям с такими показателями, присущи характеристики: последовательность поведения, уверенность в себе и спокойствие, сбалансированность желаний и стремлений, уровня притязаний.

- В то же время, 22-м процентам студентов техникума присуща конфликтность и различные проблемы общения, связанные с конфликтностью как психологическим свойством личности юношеского возраста. Респонденты с высоким уровнем конфликтности склонны к самообвинению, нерешительны, неуверенны в себе. Они чаще всего переживают «внутреннюю конфликтность» и потребность в постоянной внешней опеке.

В перспективе нашего дипломного исследования по данной теме планируем разработку специально тренинга, направленного на осуществление психологической помощи студентам в формировании у них интернального локуса контроля и способностей для преодоления конфликтности и повышении продуктивности взаимодействия в учебном коллективе.

Библиографический список

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М. : Изд-во: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.

2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов. – СПб. : Речь, 2000. – 438 с.

3. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1985. – 431 с.

4. Мириманова, М. С. Конфликтология : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М. : ИЦ «Академия», 2004. – 320 с.

5. Хьелл, Л. Теории личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер – СПб. : Питер, 2007. – 607 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы участия в краевом конкурсе "педагог-психолог Кубани - 2014"

Представляю материалы используемые мною на краевом конкурсе "Педагог-психолог Кубани - 2014". Это "Визитная карточка", конспект занятия, система работы педагога-психолога, и мультимедийная презен...

Перспективный план работы педагога - психолога на 2014-2015 учебный год

Полный план работы педагога-психолога ОУ на один учебный год...

План работы педагога-психолога на 2014-2015

План работы с Центре ПМСС...

План работы педагога – психолога на 2014-2015 учебный год

Вашему вниманию предлагается образец написания годового плана работы педагога - психолога ОУ....

Школьная тревожность как актуальная проблема коррекционной психологии и коррекционной педагогики

В статье раскрываются теоритические аспекты школьной тревожности...

Инфографика "ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС Педагога - психолога службы практической психологии образования России"

В данной инфографике проиллюстрированы основные принципы ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА Педагога-психолога службы практической психологии образования России  (вариант,  принятый на Всероссийск...