Методика применения онлайн- конструктора универсальных дидактических игр
статья на тему

Конструктор универсальных дидактических игр может применяться на следующих этапах обучения:

·        Работа на уроке: закрепление знаний и формирование умений и навыков; контроль и коррекция знаний, умений и навыков учащихся.

·         Подготовка к уроку (домашняя работа): закрепление знаний и формирование умений и навыков.

·         Внеурочная деятельность: конкурсные и творческие задания; создание тренирующих наборов как ученический проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методика применения онлайн- конструктора универсальных дидактических игр

Михайлова Н.В.

В настоящее время электронные образовательные ресурсы (ЭОР) достаточно активно применяются учителями в образовательном процессе. При этом возникает ряд вопросов к отбору и качеству содержания этих ресурсов.

Коллективы авторов и разработчиков ЭОР в большинстве случаев не проводят широкого обсуждения формы и содержания ресурсов с конечными потребителями: учителями и преподавателями. Типичная реакция учителей при ознакомлении с новым ЭОР по предмету может быть выражена тремя последовательными тезисами:

1) это новая замечательная возможность для обучения;

2) в ресурсе многих аспектов не хватает, а некоторые положения вызывают вопросы;

3) надо было сделать все иначе.

Это противоречие между видением разработчиков ЭОР и потребителей, очевидно, не может быть полностью устранено в силу особенностей профессии. Возможно лишь требовать от разработчиков более широкой апробации своих ресурсов и учета обратной связи, обсуждения концепций в сети.

Учителя получили возможность дополнить ЭОР по предмету, сделать «как надо», в соответствии со своим видением и методическими наработками, с появлением в глобальной сети ресурсов, созданных по принципу web 2.0 – «программирование без программирования».

Это название охватывает достаточно широкий круг понятий, включая форумы и социальные сети образовательной направленности. Нас будут интересовать более узкоспециализированные ресурсы web2.0 – дополнения к ЭОР по предмету, конструкторы инструментов для закрепления материала и проверки его освоения. Таких англоязычных ресурсов появилось достаточно много, некоторые из них русифицированы.

Однако широкого распространения в школе они не получили. Главные причины этого:

  • иноязычные ресурсы приемлемы пока только для узкого круга учителей;
  • кодификаторы базы упражнений не соответствуют предметам российской школы, найти работы коллег и обменяться опытом сложно;
  • большие трудозатраты при создании, принцип «один тип упражнения – один набор данных».

Следует отметить огромное количество платформ для создания тестов. В этой сфере особых проблем нет, однако следует отметить ограниченность их применения: только для проверки знаний обучаемых. Говорить о собственно обучении с их помощью не приходится.

При нынешнем уровне информатизации школ учителя получили возможность дополнить ЭОР по предмету, организовать процесс их использования в соответствии со своим видением и методическими наработками, с помощью ресурсов, созданных по принципу web 2.0 – «программирование без программирования».

Существует достаточно много online-конструкторов инструментов для закрепления материала и проверки его освоения, несколько конструкторов обучающих игр .

Основываясь на зарубежных и российских исследованиях внутренней мотивации при использовании игр с образовательным контентом, а также значительном практическом опыте применения таких игр,  возникла идея создания российского ресурса, который бы учел положительный опыт указанных зарубежных конструкторов, являлся их развитием и был направлен на устранение вышеуказанных противоречий.

В настоящее время ресурс http://classtools.ruполностью функционирует, проходит его апробация в базовой школе. Это конструктор универсальных динамических игр, где за несколько минут любой учитель может внедрить образовательный контент по своему предмету в базовую динамическую игру (типа «сортировка по категориям»), а затем тот же набор данных используется во всех других играх. После сохранения набора данных упражнение становится доступным для всех посетителей сайта (с российской классификацией  предметов), а также для редактирования автором.

Пока типов игр 3: «сортировать по категориям», «убрать лишнее» и «продолжить ряд».

С их помощью предполагается многоаспектное освоение материала, а также развитие общеучебных, в особенности общелогических,  компетенций учащихся в соответствии с ФГОС.

Конструктор универсальных дидактических игр может применяться на следующих этапах обучения:

  • Работа на уроке: закрепление знаний и формирование умений и навыков; контроль и коррекция знаний, умений и навыков учащихся.
  •  Подготовка к уроку (домашняя работа): закрепление знаний и формирование умений и навыков.
  •  Внеурочная деятельность: конкурсные и творческие задания; создание тренирующих наборов как ученический проект.

«+» применения дидактических игр:

  • Повышение мотивации учащихся к обучению
  • Наглядность подачи материала
  • Разнообразие форм образовательного процесса
  • Возможность проектной деятельности
  • Развитие логических способностей учащихся
  • Быстрота и удобство создание игры по любому предмету и темам

С помощью дидактических игр предполагается многоаспектное освоение материала, а также развитие общеучебных, в особенности общелогических,  компетенций учащихся в соответствии с ФГОС.

Практическая часть:

Инструкции по использованию онлайн-конструктора

Чтобы воспользоваться конструктором универсальных дидактических игр необходимо перейти по адресу http://classtools.ru (скриншот на рис. 1).

На главной странице отображен список последних игровых наборов. Один из них (случайно выбранный при загрузке страницы) иллюстрируется окном «выбор редакции», где приведена игра базового типа (сортировка) с данными этого набора.

На правой панели находятся иконки с рисунками трех типов игр. При нажатии их с главной страницы происходит ее перезагрузка с демонстрацией в окне «выбор редакции» выбранного типа игры («убрать лишнее» либо «продолжить ряд»).

В рамках конструктора созданы уже сотни игровых наборов, поэтому для быстрого поиска в правой панели размещен ниспадающий список «выборка по предмету» с полным кодификатором предметов, изучаемых в настоящее время в российской общеобразовательной школе. При выборе предмета из списка происходит отбор имеющихся игровых наборов по этому признаку. На рис. 2 показана страница, отображаемая при выборе «Иностранный язык».

Игровые наборы здесь отсортированы уже не в порядке поступления, а по классам, для удобства поиска. Внизу списка приведен действующий шаблон игры данного типа, дающий представление о механике игры  и отношениях между элементами образовательного контента. Выбор нужного набора производится кликом по его названию. Открывается страница с игрой базового типа («сортировка по категориям») для выбранного набора (рис. 3). Также присутствует краткая  инструкция к игре этого типа

В игре «сортировка по категориям» учащемуся требуется перетащить «арбуз» к нужному «бегемотику», сопоставив значение на арбузе с категориями на бегемотах. Те, в свою очередь, «радуются» или «огорчаются» при, соответственно, правильных и неправильных ответах, внизу окна игры идет подсчет обоих видов и процента правильных ответов.

Для каждого игрового набора определенные его автором категории являются неизменными, а значения появляются в случайном порядке.

В данном случае (см. рис. 3) значение «Танзания» следует перетащить в категорию «Африка».

С помощью иконок на правой панели страницы можно переключиться на другой тип игры, при этом будет использоваться тот же игровой/тренировочный набор данных (рис. 4 и 5).

В игре «найти лишнее» учащемуся требуется определить, какое из представленных значений не принадлежит категории. Эта задача, как правило, сложнее, так как для ее решения сначала требуется определить категорию, к которой принадлежат все значения, кроме одного. При правильном выборе воздушный шар «взрывается» и появляется следующий набор. Подсчет ответов и процентов производится аналогично базовому типу игр.

В данном случае (см. рис. 4) все кроме одного значения принадлежат категории «Северная Америка», значение «Боливия» является лишним, кликнуть следует по нему.

На каждом новом цикле игры категория, к которой принадлежит большинство значений, и лишнее значение определяются случайным образом.

В игре «продолжить ряд» к летающей тарелке прикреплена табличка со случайно выбранным значением из случайно выбранной категории. Сверху вниз движутся инопланетяне-автостопщики, держащие таблички со значениями всех категорий. Учащемуся следует подбирать значения из той же категории, что и значение на его корабле, и избегать столкновений со всеми прочими. Эта задача еще сложнее, чем предыдущие, т.к. по одному значению нужно предположить категорию и продолжить ряд значений из него. Кроме того, игра является динамической, время на уклонение/прием ограничено. Если учащийся успешно продолжил ряд из 4 значений, прилетает летающая тарелка с новым случайным значением из случайной категории.

В данном случае (см. рис. 5) значение «Канада» принадлежит категории «Северная Америка». От всех показанных на экране инопланетян следует уклониться и дождаться значений из той же категории.

 

Играть в игры разных типов можно в любом порядке, переключаясь с помощью иконок на правой панели страницы. Для выхода из конкретной игры к основному списку следует нажать пункт меню «Главная» на левой панели или кнопку «На главную» на правой панели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструктор интерактивных дидактических материалов JClic

Замечательный инструмент для подготовки интерактивных мультимедийных материалов к уроку.Сочетание игры и обучения.Малоизвестное в России свободное  программное обеспечение с открытым кодом, позво...

ОНЛАЙН КОНСТРУКТОР УРОКОВ STEPIC.ORG

обзорный материал о платформе для создания уроков stepic.ordg...

Дистанционное взаимодействие при обучении английскому языку на примере онлайн-конструктора уроков ED.TED

Дистанционное взаимодействие при обучении английскому языку на примере онлайн-конструктора уроков ED.TED...

Методические особенности применения модельного конструктора «Живая физика» (на примере модели «Математический маятник»)

Рассмотрены особенности применения на уроке одной из моделей конструктора "Живая физика"....

Kahoot (часть 1) - онлайн-конструктор тестов, игр и викторин

Серия презентаций про сервис Kahoot -- простой и понятный онлайн-конструктор тестов, игр и викторин.Часть 1 -- обзор возможностей сервиса Kahoot.Часть 2 -- пошаговая инструкция по работе с сервисом Ka...

Проект организации деятельности творческой группы педагогов с помощью онлайн конструктора

В методической разработке представлено описение работы с онлайн инструментом для орагизации деятельности группы педагогов. Он представляет собой облачную программу для управления работой над совместны...

«Применение онлайн конструктора CORE в дистанционном обучении»

Цель доклада: поделиться опытом применения дистанционных компьютерных технологий в образовательном процессе на примере он-лайн конструктора coreapp.ai для повышения эффективности дистанционного обучен...