Устная работа на уроках математики
статья по теме

Петрова Наталья Васильевна

Статья посвящена устной работе на уроках математики и является заключительным этапом над методической темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

УСТНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

Петрова Наталья Васильевна,

Учитель математики

ГбОУ СОШ с углубленным изучением иностранных языков №639 Невского района г. Санкт-Петербурга.

На современном этапе  модифицируется сама система образования. Различные  исследования и практика педагогов за последние десятилетия показывают, что образование не сводится к передаче и усвоению знаний, умений и навыков. На первый план выступает процесс обучения, который выражается в  характере, подходе, личностном отношении ученика к приобретаемому  опыту.

Школьная реформа требует от учителя пересмотра его методов обучения,  разнообразия активизации мыслительной деятельности учащегося.  Если задача решается письменно, много времени уходит на оформление решения, записей условия задач, аккуратного выполнения чертежей. Для более прочного, глубокого изучения и усвоения программного и учебного материала следует больше решать различных задач. Устные занятия экономят время и имеют большое преимущество. Безусловно, они не могут полностью заменить письменные работы по математике, поэтому в учебном процессе надо сочетать эти виды работ. Иногда для облегчения решения трудной письменной задачи целесообразно подобрать несколько устных простых задач и вопросов, которые помогут осуществить решение трудной задачи. То есть, предложенные устные простые задачи и вопросы послужат переходным мостиком к решению трудной письменной задачи. Разумно сделать это в начале урока.

Повторение-мать учения, так всегда говорили в старину. Устные задания на уроках  при небольшой затрате времени позволяют повторить обширный материал программы. Устные задания на повторение и закрепление необходимы, они экономят время урока, позволяют учащимся активно включиться в работу на уроке, развивая самостоятельность учащихся.

Маленький ребёнок может овладеть разговорной речью чужого для него языка, если он будет окружён  языковой сферой, и насколько трудно идёт овладение новым языком, если вначале овладевают письменными навыками и грамматикой (как это было раньше), а затем устной речью. Традиционное обучение математике в школе повторяет в определённой степени описанную ситуацию с овладением иностранного языка: выполняя письменные задания, дети медленно пишут, при этом всё своё внимание сосредотачивают на правописании, плохо осознавая сущность описанного текста задачи. Для  развития математической речи, образного мышления необходимы функциональные динамические задания, которые помогут переключать внимание, деятельность учащихся, развивать воображение, повышать эмоциональный фон. Такими заданиями могут стать устные упражнения[5].

Мой многолетний опыт работы показывает, что учащиеся старших классов часто забывают такие важные разделы математики как проценты, пропорции и вычислительные действия, а устные упражнения позволяют им вспомнить способы решения многих задач и легко их применять, объяснять и комментировать их выполнение. Характер устных упражнений может быть чрезвычайно разнообразен: задания на вычисления, на узнавание объекта по данным признакам, на нахождение сходства и различия или установление закономерностей.

Кроме того, устные упражнения позволяют разнообразить формы уроков, используя включение элементов занимательности, например – дидактические игры. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики  активизируется мыслительная деятельность, что обеспечивает решение задач, связанных с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения[5].

Устные упражнения позволяют индивидуализировать работу, направить на развитие личностных особенностей  и индивидуальных способностей учащихся. Устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития мышления, активизации познавательной деятельности учащихся. Эти функции устных упражнений тесно связывают их с теорией развивающего обучения, которая определяет основную цель обучения в развитие интеллектуальных способностей учащихся.

В настоящее время имеется значительное число исследований, в которых рассматриваются проблемы формирования специальных приёмов мышления, а стало быть, интеллектуального развития учащихся.

В качестве одного из средств развивающего обучения предлагается система устных упражнений. Следует заметить, что в работе с учащимися устные упражнения каждый учитель самостоятельно разрабатывает, согласно заданной теме урока.

Работая над методической темой  «Устная работа на уроке математики»  в течение трех лет с 2007 по 2010 год, применяя комплекс устных упражнений:

  • на начальном этапе средней школы (5-6 классы), использовали устную работу, которая включала проверку правил арифметики и устный счет;
  • 7-8 классы – добавили проверку усвоения нового материала;
  • 9 класс – в сложных выражениях включили устное решение блоков.
  • 10-11 классы– в рассмотрении стереометрических задач включаем устные задачи на плоскости

На основе выше сказанного можно сделать следующий вывод: «Систематическое применение устных упражнений на уроках позволит учащимся существенно сократить время, затраченное на работу с тестами ГИА и ЕГЭ»

Полученные результаты работы позволили перейти к работе над новой методической темой: «Научно - образовательные технологии программы XXI век в подготовки к Единому Государственному Экзамену»  

Список литературы

  1. Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. 1990 – с.39-44;
  2. Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта. //Начальная школа. 1995г. №5;
  3. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа. 2001г. №1;
  4. Иванова Т.А. Гуманизация общего математического образования. Н.Новгород, 1998г.;
  5. Липатникова И.Г.  Устные упражнения в системе развивающего обучения математики в начальной школе. http://www.dslib.net/teoria-vospitania/lipatnikova2.html.
  6. Тусуниди Г.Р. Активизация мыслительной деятельности при проведении устного счета на уроках математики. http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устная работа на уроках математики - эффективный способ развития математического мышления школьников

В условиях развития предпрофильной подготовки учащихся 5-6 классов по математике необходимо уделять большое внимание решению развивающих и прикладных задач, ориентировать учащихся на практическо...

Устная работа на уроках математики.

В статье освещена важность устной работы на уроках математики...

Реферат "Дидактические игры - как один из методов устной работы на уроках математики"

Реферат "Дидактические игры - как один из методов устной работы на уроках математики" + приложения....

Формы и виды устной работы на уроках математики.

Устная работа – один из важнейших и необходимых видов учебной работы на разных этапах урока математики. Устный счет может практиковаться почти на каждом уроке математики. В зависимости от темы и матер...

Методические аспекты организации устной работы на уроках математики.

Упражнения для устной работы на уроках математики....

Организация устной работы на уроках математики

Организация устной работы на уроках математики...

Устная работа на уроках математики.

Устные упражнения – неотъемлемая часть урока математики. Устной работе уделяется большое внимание в 1-6-х классах, значительно меньше – в основной школе, и часто игнорируется в старших классах. Однако...