Технология коллективной творческой деятельности
материал на тему

Умнова Оксана Олеговна

             Технология коллективной  творческой деятельности ( КТД)

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение, а  их разнообразие и периодичность позволяет детям и подросткам реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kollektivnoy_tvorcheskoy_deyatelnosti.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

             Технология коллективной  творческой деятельности ( КТД)

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение, а  их разнообразие и периодичность позволяет детям и подросткам реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность детей и подростков, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Автором этой технологии является педагог-исследователь И.П.Иванов, его ученики и последователи.

Иванов Игорь Петрович – российский педагог-новатор, представитель педагогики сотрудничества, профессор Ленинградского государственного педагогического института, академик Российской академии образования.Руководил коммуной юных фрунзенцев и коммуной им. А.С. Макаренко в Ленинграде, успешно воплотил макаренковские идеи воспитания в коллективе в современной городской школе.Автор методики коммунарского воспитания (иначе: методика коллективных творческих дел, методика КТД, «орлятская» методика).

Сущность технологии КТД заключается в такой организации взаимодействия педагогов и воспитанников, при которой они, являясь субъектами педагогического процесса, вместе планируют, организуют, осуществляют, анализируют и рефлексируют совместную деятельность.

Концептуальные идеи:

а) сотрудничество, сотворчество детей и взрослых;

б) коллективная деятельность, позволяющая создать мощное творческое поле;

в) свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю;

г) сочетание разнообразных методов коллективной творческой работы (мозговая атака, игра, свободная дискуссия);

д) диалог всех возникающих точек зрения;

е) уважение личности ребенка, его уникальной позиции в мире;

ж) социально полезная направленность деятельности;

з) использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности;

и) постепенный переход от близких перспектив к средним, от средних к далеким .

Суть КТД – в социальном творчестве детей и взрослых.

Виды КТД: общественно-политические, трудовые, познавательные, экологические, художественные, спортивные, досуговые.

В организации «классического» КТД, разработанного И. П. Ивановым, выделяют шесть стадий:

Первая стадия – предварительная работа коллектива, целью которой является создание настроя на предстоящее дело, формирование мотивации.

Вторая стадия – коллективное планирование, разработка проекта КТД.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД

Четвертая стадия – стадия проведения КТД.

Пятая стадия –  коллективное подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела Шестая стадия – ближайшее последействие.

Конкретных организационных форм КТД  много, но в основе их лежит всего несколько схем-структур построения дела:

-бой (КВН, разнобой, пресс-бой)

-защита (защита фантастических проектов, времен года, знаков зодиака)

-эстафета (устный журнал,турнир,ринг)

-путешествие (игра-путешествие)

-ролевая игра (пресс-конференция).

Основными условиями воспитательной эффективности коллективных творческих дел являются:

· единство жизненно-практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни) и воспитательной направленности;

· творческий характер каждого КТД («каждое дело – творчески, иначе – зачем?»): осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации;

· ценностная интерпретация задач каждого дела;

· единство стадий организации каждого дела, объединенных общей идеей, ценностью.

На всех этапах организации КТД необходимо особенно внимательное отношение к детям с заниженной самооценкой, «новеньким», «трудным», ко всем, кого коллектив по каким-либо причинам не принимает. Для таких детей целесообразно применять технологию создания ситуации успеха. Эта технология позволит всем увидеть таких детей с неожиданной (неожиданно хорошей) стороны, изменить отношение к ним в лучшую сторону, а им самим – занять достойное место в команде, включиться в общую работу «на радость и пользу людям», применив проявившиеся в ситуации успеха способности.

Становлению конструктивных отношений в команде способствует применение технологии стимулирования деятельности детей. Умелое применение различных видов педагогических требований, поощрений и наказаний позволяет педагогу регулировать отношения в микрогруппе и в коллективе в целом, делая акцент на стимулировании гуманитарных моделей поведения.

Гуманитарная профессиональная позиция педагога подразумевает не только принятие различных точек зрения, но и устойчивость собственной позиции, способность отстаивать в культурных формах свои ценности. Для решения этой задачи педагог может демонстрировать приемы, составляющие технологию этической защиты, и обучать этим приемам воспитанников.

Коллективная творческая деятельность – это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.

                                                     Литература

  1. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. - М., 2010.
  2. КТД в школе(методические рекомендации) //Воспитание школьников № 10, 2002
  3. Кашлев С.С. Современнные технологии // Минск: «Университетское», 2001
  4. Сохранная Н.А. Групповые формы обучения. Минск: Красико-Принт,2007
  5. Материалы сайта  festival@1september.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...

Технология коллективной творческой деятельности (КТД)

Развитие коллектива через развитие коллективной деятельности. Работа классного руководителя....

«Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеклассной работе»

Тезисы к выступлению на августовской конференции  «Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеклассной работе»  ...

Технология коллективно - творческой деятельности (КТД) .

Доклад "Технология коллективно- творческой деятельности"...

Технология коллективно - творческой деятельности (КТД) .

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой могут воспитываться  способности личности. А чтобы организовать опред...

Технология коллективной творческой деятельности

Цель технологии: содействовать выявлению, развитию творческих способностей детей и приобщению их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать: изд...

Технология коллективной творческой деятельности

Презентация дает опредление понятия КТД, ее цели, виды. Содержание презентации включает также КТД конструктор, систему оценки и результаты применения....