«Современные разработки и технологии организации работы группы продленного дня»: Технология коллективной творческой деятельности.
статья

Леонова Кристина Александровна

Широкий диапазон возможностей по организации учебно-воспитательного процесса в ГПД имеет технология коллективной творческой деятельности. Именно внеурочная деятельность имеет ряд неоспоримых преимуществ, позволяющих достигать основных целей обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для участия в творческой группе Леоновой К.А.

«Современные разработки и технологии организации работы группы продленного дня»: Технология коллективной творческой деятельности.

Широкий диапазон возможностей по организации учебно-воспитательного процесса в ГПД имеет технология коллективной творческой деятельности. Именно внеурочная деятельность имеет ряд неоспоримых преимуществ, позволяющих достигать основных целей обучения и воспитания.

Автор технологии коллективной творческой деятельностью И.П. Иванов  определяет ее, как «такую организацию совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям».

Центральным звеном коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело (далее – КТД). Именно правила его организации составляют основу технологии организации коллективной творческой деятельности.

В технологии коллективно-творческой деятельности такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и «огоньки», коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. И.П. Иванов выделил шесть стадий организации КТД, которые отражены ниже. Именно в таком порядке необходимо применять данную технологию в практике воспитателя группы продленного дня.

1 Стадия. Предварительная работа коллектива, целью которой является создание настроя на предстоящее дело, формирование мотивации.

Возможные формы:

Стартовая беседа

Разведка интересных дел

Развивающаяся кооперация

Мозговой штурм

Аукцион идей

2 Стадия. Коллективное планирование, разработка проекта КТД. Каждая  микрогруппа разрабатывает свой вариант проведения предстоящего дела, защищает его, в результате рождается проект КТД.

3 Стадия. Коллективная подготовка КТД. Складываются традиции жизни коллектива, традиции повседневного общения (обмена мыслями, предложениями), традиции самостоятельной подготовки добрых сюрпризов для товарищей.

4 Стадия. проведения КТД. Участниками являются все. Позиция педагога во время проведения КТД может варьироваться от открытого руководства делом до тех или иных способов косвенного или опосредованного влияния (участие в жюри, проведение части КТД).

5 Стадия. Коллективное подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела. В коллективном анализе возможны две линии: анализ организации КТД и саморефлексия.

6 Стадия. Ближайшее последействие. Руководитель коллектива организует использование ребятами в учебной и внеучебной деятельности того опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

В рамках технологии организации коллективной творческой деятельности предполагается проведение КТД различной направленности – трудовых, познавательных, художественно-творческих, спортивных, общественно-политических, экологических. Особой популярностью у обучающихся в ГПД пользуются дела по подготовке и проведению тематических праздников, викторин и конкурсов.

Примеры коллективных творческих дел, которые можно организовать в рамках группы продленного дня, приведены далее.

Трудовая деятельность.КТД- трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.

Познавательная деятельность.КТД - вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, турнир знатоков, пресс-конференция.

Художественно-творческая деятельность.КТД - концерт-молния, концерт-ромашка, эстафета любимых занятий, литературно-художественные конкурсы, кукольный театр.

Спортивная деятельность.КТД бой неуловимых, веселая спартакиада, спартакиада народных игр.

Каждое КТД является комплексным средством воспитания, поскольку предполагает развитие в единстве личностных, индивидуальных и субъектных качеств обучающегося.

Одна из задач технологии организации коллективной творческой деятельности и одновременно одно из важных условий ее успешной реализации – становление конструктивных отношений в команде (микрогруппах и коллективе в целом). Для решения этой задачи педагог должен быть ориентирован не только на практический результат КТД, коллективной организаторской деятельности, творческих игр и праздников, но и на сам процесс взаимодействия в ходе их подготовки и проведения, осознавать его большие воспитательные возможности.

На всех этапах организации КТД необходимо особенно внимательное отношение к детям с заниженной самооценкой, «новеньким», «трудным», ко всем, кого коллектив по каким-либо причинам не принимает. Для таких детей целесообразно применять технологию создания ситуации успеха.

Становлению конструктивных отношений в команде способствует применение технологии стимулирования деятельности детей. Умелое применение различных видов педагогических требований, поощрений и наказаний позволяет педагогу регулировать отношения в микрогруппе и в коллективе в целом, делая акцент на стимулировании гуманитарных моделей поведения.

Коллективная творческая деятельность – это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение. Разнообразие коллективных творческих дел и их периодичность позволяет детям и подросткам реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...

Коллективная творческая деятельность, подходы, технологии

В работе рассматривается влияние коллективной творческой деятельности обучающихся на развитие их коммуникативных навыков, лидерских качеств и творческих способностей...

Технология коллективной творческой деятельности (КТД)

Развитие коллектива через развитие коллективной деятельности. Работа классного руководителя....

«Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеклассной работе»

Тезисы к выступлению на августовской конференции  «Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеклассной работе»  ...

Технология коллективной творческой деятельности

           Технология коллективной  творческой деятельности ( КТД)Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение, а  их разнообра...

Технология коллективно - творческой деятельности (КТД) .

Доклад "Технология коллективно- творческой деятельности"...