Формирование профессиональной культуры педагога в условиях ФГОС
проект на тему

Данный материал представлен на Ярмарке педагогических идей (Из опыта работы региональной инновационной площадки по формированию профессиональной культуры педагога)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pptx307.98 КБ
Файл vystuplenie_na_yarmarke.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ № 3 Проект Развитие инновационной культуры педагога в условиях введения ФГОС

Слайд 2

Основная идея проекта : формирование инновационной культуры педагогов через включение основной части учителей и учащихся школы в проектно-исследовательскую деятельность, освоение и применение проектно-исследовательской технологии как современного инструмента опережающего, творческого, междисциплинарного обучения педагогов и учащихся, применение информационно-коммуникативных технологий, изменение ценностно-смыслового содержания процесса обучения

Слайд 3

Региональная инновационная площадка по теме: «Модель формирования исследовательской культуры педагога в рамках образовательной организации»

Слайд 4

В.И. Загвязинский « Исследовательская культура учителя была, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом педагогической деятельности »

Слайд 5

Актуальность появление многообразия образовательных программ и типов общеобразовательных школ, новых моделей содержания образования, новых педагогических систем изменение требования общества к целям и содержанию образования, к уровню подготовленности обучающихся на каждой ступени обучения введение ФГОС в понятие качества образования включается и владение выпускником исследовательскими методами

Слайд 6

Объект исследования - п роцесс развития профессиональной компетентности педагогов Предмет исследования – процесс формирования исследовательской культуры педагога в рамках образовательной организации

Слайд 7

Цель: р азработать , теоретически обосновать и практически реализовать организационно-функциональную модель формирования исследовательской культуры педагога в рамках образовательной организации

Слайд 8

Срок реализации программы: 2013 – 2017 годы Первый этап – подготовительно-организационный (2013г .) Второй - опытно-экспериментальный (2014-2016гг .) Третий этап - обобщающий - ( 2017 гг .)

Слайд 9

На первом этапе педагогам предстояло ответить на сложные вопросы: 1 . Что включает в себя понятие «исследовательская деятельность» учителя? 2 . Какими умениями и методами должен овладеть учитель- исследователь? 3 . Что можно считать результатом исследования? 4 . Как выглядит профессиограмма учителя-исследователя? 5. Каковы пути формирования учителя-исследователя? 6 . Отличается ли мышление педагога-исследователя от мышления учителя, не занимающегося исследовательской деятельностью?

Слайд 10

С одержание исследовательской деятельности начинается с осмысления новой парадигмы развития общества, восприятия смены парадигмы образования, осознания новой парадигмы педагогической деятельности. Вступив в эксперимент убеждаемся в том, что исследовательская работа – наиболее эффективный путь профессионального роста учителя. Р азрабатываем портфолио учителя – исследователя, определяем его структуру, обязательные элементы, среди которых ,возможно появятся портфолио авторских работ, персональный исследовательский архив, портфолио исследовательской практики, а не только портфолио достижений.

Слайд 11

Промежуточный результат работы рост активности педагогов, готовых к повышению уровня квалификации ; участие в конкурсах и конференциях различного уровня; создание методических продуктов; стремление учителей к самообразованию; более осознанное участие в работе сетевых сообществ.

Слайд 12

Приложения Педагогический совет по теме: «Формирование инновационной культуры педагога» Семинар-практикум «Проектно-исследовательская деятельность в школе как основа личностного развития педагогов и учащихся » Проблемный семинар «Пути и методы формирования инновационной культуры педагогов» Круглый стол «Корпоративные ценности педагогического коллектива »

Слайд 13

Планируемые позитивные результаты исследования: Для образовательной организации: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; развитие педагогического коллектива; повышение качества образования . Для региональной системы образования: сконструированная модель формирования исследовательской культуры учителя, реализация которой позволяет обеспечить высокий уровень готовности педагога к решению исследовательских задач, адекватных характеру педагогической деятельности учителя комплекс измерительных материалов, позволяющих диагностировать уровень сформированности исследовательской культуры учителя и его профессионально-педагогической компетентности, который может быть использован в различных образовательных организациях; научно-методические рекомендации по формированию исследовательской культуры учителя, которые можно будет использовать в практике работы образовательных организаций.

Слайд 14

Благодарим за внимание!



Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

МБОУ СОШ №3 представляет на Ярмарку педагогических идей материалы по формированию профессионально- педагогической культуры педагога.

 Ни для кого не секрет, что сегодня эффективно действующим оказывается педагог, реагирующий на новые социальные ожидания, профессионально-мобильный, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к восприятию и созданию инноваций..

Понимая, что именно такой педагог нужен современному обществу, в 2013  году мы разработали и представили на окружной конкурс инновационный проект  на тему «Развитие инновационной культуры педагога в условиях введения ФГОС».

Основная идея проекта заключалась в том,  что формирование инновационной культуры педагогов возможно через включение основной части учителей и учащихся школы в проектно-исследовательскую деятельность, освоение и применение проектно-исследовательской технологии как современного инструмента опережающего, творческого, междисциплинарного обучения педагогов и учащихся. Впоследствии, несколько изменив тему, мы вступили в эксперимент.

В настоящее время школа работает в статусе региональной инновационной площадки по теме: «Модель формирования исследовательской культуры педагога в рамках образовательной организации». Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор А. В. Гаврилин.

Девизом нашей совместной деятельности стали слова В.И. Загвязинского: «Исследовательская культура учителя была, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом педагогической деятельности».

Актуальность проблемы формирования исследовательской культуры учителя обусловлена процессами преобразования, происходящими в современном обществе и образовании (появление многообразия образовательных программ и типов общеобразовательных школ, новых моделей содержания образования, новых педагогических систем,  изменение требования общества к целям и содержанию образования, к уровню подготовленности обучающихся на каждой ступени обучения).

На существенное повышение качества образования направлен и новый ФГОС. В нем в понятие качества образования включается и владение выпускником исследовательскими методами познания мира. Необходимым условием для того, чтобы учащийся освоил исследовательский подход, выступает подъем на определенный уровень исследовательской культуры самого педагога.

При этом следует особо отметить, что, если еще в начале 1990-х гг. обретение статуса учителя - исследователя не носило обязательного характера, то уже с 1993 г. (на основании Закона РФ «Об образовании» (1992 г.) и Национальной доктрины образования) к педагогическим работникам стали предъявлять требования по овладению научно-исследовательской деятельностью как деятельностью профессионально-значимой. А учитель – практик  к этому оказался не готов, так как формирование исследовательской культуры учителя осуществляется либо на этапе его подготовки либо  через систему повышения квалификации, но не в рамках образовательной организации.

Таким образом, планируя работу в статусе инновационной площадки, мы определили

Объект исследования:

Процесс развития профессиональной компетентности педагогов.

Предмет исследования:

Процесс формирования исследовательской культуры педагога в рамках образовательной организации

Цель исследования:

Разработать, теоретически обосновать и практически реализовать организационно-функциональную модель формирования исследовательской культуры педагога в рамках образовательной организации.

Ядром модели формирования исследовательской культуры педагога является блок «инновационное проектирование», включающий в себя структурный, содержательный, технологический и личностный элементы. Его стратегическим ориентиром, является становление педагога-исследователя, способного разрешать противоречия между социализацией и личностно-культурной идентификацией и создавать условия, обеспечивающие взаимное развитие общества и каждой личности, входящей в него.

Цель, объект, предмет обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Проанализировать и обобщить психолого-педагогическую литературу, определяющую сущность, содержание исследовательской культуры и процесс её формирования у учителя с учетом специфики педагогической деятельности.

2. Теоретически обосновать, разработать, апробировать модель формирования исследовательской культуры учителя и выявить условия эффективности реализации данного процесса в практике работы образовательной организации.

3. Подготовить научно-методические рекомендации по формированию исследовательской культуры учителя в образовательной организации.

Срок реализации программы:  2013 – 2017 годы.

Исследование планируется проводить в несколько этапов.

Первый этап – подготовительно-организационный (2013г.),

Второй - опытно-экспериментальный (2014-2016гг.)

Третий этап - обобщающий - (2017 гг.).

Содержание программы инновационной работы по этапам:

Этап

Задачи

Содержание деятельности

Контроль за исполнением программы

1. Подготовительно-организационный (2013г.)

Выявление и обоснование проблемы, Разработка программы инновационной работы, и подготовка научно- технической базы её реализации.

1. Выяснение актуальности проблемы.

2. Определение целесообразности инновационной работы с точки зрения потребителей образовательных услуг.

3. Изучение теоретического аспекта проблемы; формулировка задач исследования; изучение реальной практики формирования исследовательской культуры учителя.

4. Проведение анализа деятельности организации с точки зрения готовности работников и возможностей материально-технической базы

5. Формирование инновационной команды.

6. Ознакомление с идеей и вовлечение в работу педагогического коллектива школы.

7.Заключение договора о научном руководстве.

8. Разработка организационно- функциональной модели формирования исследовательской культуры учителя в рамках образовательной организации. Разработка развёрнутой программы эксперимента.

9. Распределение управленческих функций по опытно-экспериментальной работе между членами инновационной команды

 10. Разработка ожидаемых результатов инновационной работы.

Изучение и выбор методов контроля за выполнением программы.

Определение направлений  развития программы инновационной работы.

2. Опытно  -  экспериментальный (2014-2016гг.)

Реализация, отслеживание результатов программы, необходимая корректировка

1.Проводится констатирующий эксперимент, осуществляется обработка и анализ результатов.

2. Реализация  модели формирования исследовательской культуры учителя (проверка ее эффективности) и развёрнутой программы эксперимента.

Контроль за практической реализацией программы инновационной работы.

Третий этап - обобщающий - (2016-2017 гг.).

Оформление и описание хода и результатов инновационной работы

1. Обработка  и обобщение результатов эксперимента

2. Определение соответствия результатов поставленным целям.

3. Подготовка методических рекомендаций по использованию результатов инновационной работы в других регионах.

Обсуждение хода эксперимента на совете школы. Отчет на региональном инновационном Совете

На первом этапе педагогам предстояло ответить на сложные вопросы

1.Что включает в себя понятие «исследовательская деятельность» учителя?

 2.Какими умениями и методами должен овладеть учитель- исследователь?

 3.Что можно считать результатом исследования?

 4.Как выглядит профессиограмма учителя-исследователя?

 5.Каковы пути формирования учителя-исследователя?

6.Отличается ли мышление педагога-исследователя от мышления учителя, не занимающегося исследовательской деятельностью?

Педагоги отметили, что содержание исследовательской деятельности начинается с осмысления новой парадигмы развития общества, восприятия смены парадигмы образования, осознания новой парадигмы педагогической деятельности, осмысления нового содержания образования, участия в процессе реализации новых идей в системе образования.

Далее педагогам предстоит убедиться в том, что  исследовательская работа – наиболее эффективный путь профессионального роста учителя.

Уже сегодня мы разрабатываем портфолио учителя – исследователя, определяем его структуру, обязательные элементы, среди которых ,возможно появятся портфолио авторских работ, персональный исследовательский архив,  портфолио исследовательской практики, а не только портфолио достижений 

Как промежуточный результат работы мы отмечаем рост активности педагогов, готовых к повышению уровня квалификации,  участвующих в конкурсах и конференциях различного уровня, выезжающих  для участия в  Москву, Иваново, Ярославль, Нижний Новгород, создающих методические продукты,  отмечаем также стремление  учителей к самообразованию, более осознанное  участие в работе сетевых сообществ. Свою задачу  видим в дальнейшем создании условий для повышения мотивации педагогов через совершенствование системы стимулирования исследовательской деятельности учителя

В приложении к проекту мы представляем

План подготовки и проведения педагогического совета по теме: «Формирование инновационной культуры педагога.

Теоретические аспекты и пути реализации проекта в школе»

План семинара-практикума «Проектно-исследовательская деятельность в школе как основа личностного развития педагогов и учащихся»

Программа проблемного семинара «Пути и методы  формирования инновационной культуры педагогов»

Материалы для проведения круглого стола «Корпоративные ценности педагогического коллектива».

Материалы для проведения

- комплексной диагностики ценностных ориентаций личности, педколлектива;

- тренингов  по формированию инновационной культуры педагога

Совместный проект «Классная газета» (из опыта работы учителя начальных классов Макаровой С.В. по организации внеурочной деятельности учащихся)

Планируемые позитивные результаты исследования:

Для образовательной организации:

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

- развитие педагогического коллектива;

- повышение качества образования.

Для региональной системы образования:

- сконструированная модель формирования исследовательской культуры учителя, реализация которой позволяет обеспечить высокий уровень готовности педагога к решению исследовательских задач, адекватных характеру педагогической деятельности учителя

- комплекс измерительных материалов, позволяющих диагностировать уровень сформированности исследовательской культуры учителя и его профессионально-педагогической компетентности, который может быть использован в различных образовательных организациях;

- научно-методические рекомендации по формированию исследовательской культуры учителя, которые можно будет использовать в практике работы образовательных организаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

В статье раскрывается суть проблем, с которыми сталкивается педагог в условиях перехода на ФГОС ООО: проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП, проблемы педа...

"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"

Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»...

«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения...

Статья на тему: "Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС: проблемы и решения"

Ключевое отличие обновлённых ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано:Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовы...