Внеклассное занятие "Ты и коллектив"
методическая разработка на тему

SekalovaValentina

В этом занятии поднимаются проблемы подросткового образа жизни. Определяются ценности подростающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ty_i_kollektiv.doc52 КБ
Microsoft Office document icon chto_takoe_sovest.doc359 КБ
Microsoft Office document icon suitsid.doc82.5 КБ
Файл proekt_razv_tv_navykov.docx49.36 КБ
Файл lekarstvennye_rasteniya.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  Валуйская общеобразовательная школа-интернат№1

Ты и

 коллектив.

Цель: Раскрыть сущность понятия «Коллектив».

Задачи:

- расширение представлений уч-ся о сущности взаимоуважения, взаимопонимания;

- развитие умения проявлять уважение, вежливость, тактичность к окружающим людям;

- воспитание дружелюбия, хороших взаимоотношений в коллективе.

Ход занятия:

1. За что вы уважаете себя?

2. Как вы проявляете уважение к друзьям, к родным и близким?

3. Как вы понимаете выражение «уважая других, уважаем себя»?

4. Что такое коллектив? Какие коллективы вы знаете?

Чтение

Отрывок рассказа Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»(стр.50-51,мет. пос. 102-103, отв. на?)

Творческая деятельность Обсуждение ситуаций (мет. пос.стр. 104)

Инсценирование и обсуждение маленьких рассказов можно использовать для раскрытия учащимися и принятия ими тех нравственных ценностей, о которых идет речь в рас¬сказах и которые должны лежать в основе взаимоотношений одноклассников. После обсуждения содержания рассказов учителю целесообразно обобщать высказывания детей.

1-й рассказ

За пять минут до первого урока ученики сидели в классе. Гуля пришла последней. У нее был расстроенный вид, за¬плаканные красные глаза.

- Почему у тебя глаза на мокром месте? - громко закри¬чала Жанат. - Что случилось? Расскажи! Кто тебя обидел?

- Ну, давай рассказывай! - подскочила к Гуле Наташа.

- Что случилось? Почему у тебя слезы? - закричали все.

Гуля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.

В чем была ошибка Жанат и Наташи?

Что вы сделали бы на их месте?

2-й рассказ

Папа подарил Вове на день рождения новые марки. Вова показал их своему приятелю Дархану и радостно сообщил:

- Вот какие марки! Классная графика! Тебе нравятся?

- Да у меня таких навалом! - захохотал Дархан. - Что в них такого особенного? Они никаких ценностей не представляют. Эх, ты! Тоже мне филателист! И твой отец хорош- в рамках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тeбе покажу мои?

Но Вова не захотел. И потом еще три дня с Дарханом не разговаривал.

Как вы думаете, почему?

«Ребята, учитесь чувствовать и понимать, что нужно вашему другу, маме, знакомому и просто чело¬веку, который находится рядом с вами, что для него важно, что может его обидеть, в чем он нуждается больше всего. Воспитывайте в себе тактичность и деликатность».

Творческое задание

Составить правила поведения для одноклассников.

Правила дружного коллектива

1.Умей радоваться успехам другого

2.Предлагай помощь товарищу.

3.Не оставляй его в беде.

4.Утешь.

5.Поддержи товарища, когда у него неудача.

Чтение

Притча «Уроки мудрости» (стр.51-52, мет. пос. 105-106, отв. на ?)

Учебная информация (стр. 52,мет. пос. 106)

Проявлять уважение к людям - значит признавать хорошие и добрые качества. Человека уважают за его достоинства, честные поступки, доброжелательное отношение к людям.

Человек, который уважает себя, не допустит неуважительного отношения к другим людям.

Задания

Уч-ся делятся на 3-4 группы и вытягивают карточку с цитатой, читают, а потом объясняют ее смысл.

1. Уважение других дает повод к уважению самого себя. Р. Декарт.

2. Подобно тому, как любовь без уважения недолговечна и непостоянна, так и уважение без любви холодно и немощно. Б. Джонсон.

3. Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут. Я. Карамзин.

4. Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают .Б. Паскаль.

Домашнее задание

На формате А4 нарисовать «Дерево уважения». Нарисовать на нем столько веток, сколько людей вы уважаете, на ветках следует написать, за что вы их уважаете.

Круг «От сердца к сердцу»

«песня о дружбе»

Урок 14 Человек в коллективе.

Цель: Раскрыть сущность понятия «Коллектив».

Задачи:

- расширение представлений уч-ся о сущности взаимоуважения, взаимопонимания;

- развитие умения проявлять уважение, вежливость, тактичность к окружающим людям;

- воспитание дружелюбия, хороших взаимоотношений в коллективе.

Круг радости.

Прослушивание песни «О друзьях» группа Барбарики.

Чтение

Отрывок из статьи И.А. Панкеева «Энциклопедия этикета»(стр.53-54, мет. пос. 110-111, отв. на ? письменно)

Цитата

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

М. Сервантес

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали Теплоты и доброты.

- Здравствуйте! - ты скажешь человеку

- Здравствуйте! - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Нам желают “Доброго пути!”

- Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Только к доброму чему-нибудь.

Давайте поиграем в речевой этикет.

1. Назовите слова приветствия.

2. Выскажите просьбу.

3. Какими словами лучше всего начать знакомство?

4. Как принято извиняться в культурном обществе?

5. Есть ли несколько слов утешения и одобрения у тебя в запасе?

6. Слова благодарности.

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?

8. Ира обижена: “Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо”.Витя удивлён:, А почему я должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и здоровалась. Кто прав?

9. Ольга говорит: “Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться?”. Права ли Ольга?

10. Тебя обозвали. Твоя реакция?

А как поступите вы в следующих ситуациях.

1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?

3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.

4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.

5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

Анализ ситуаций

После соревнований Лена сказала Тане: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе открытки свои покажу и плейер новый. Музыку послушаем.

- Ладно, - ответила Таня. - Приду.

Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто - то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

- Привет, - сказала Таня. - Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку и шапку в кресло и огляделась:

- А у вас ничего. Подходяще. Это что? - и она схватила статуэтку кошки, сделанную из ракушек.

- Это мама из Сочи привезла. На память.

- Здорово сделано. - Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись.

Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня отправилась бродить по комнатам.

- Сколько стоит? А это где покупали? - поминутно спрашивала она, трогая хрустальную вазу, макраме на стене, экибану на журнальном столике. Экибана ей не понравилась.

- Чего барахло всякое в доме держите? - на лице Тани ясно выразилось презрение ко вкусам хозяев.

Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и, сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в пудру и, душистое облако разлетелось на ковёр.

Лена, в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника.

- Ты колбасы нарежь, Лен: А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю. И, наевшись и напившись вдоволь чаю, Таня взялась за куртку и шапку.

- Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя две кассеты взяла, посмотрю дома. Отдам как

- нибудь, - и она побежала по лестнице.

А у вас, ребята, не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь?

Ситуация первая

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит “Клуб кинопутешествий”. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

Здравствуй, Наташа. Папа дома?

Папы нет, — Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

- Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация вторая

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил — антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”.

А мама ругаться не будет? — спросил Витя.

Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

— Вы уж извините, ребята,— у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация третья

В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: “Входите, открыто!” На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе.

Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?

Ситуация четвёртая

Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Туею. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Круг «Сердца к сердцу»

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор Вселенной

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них,

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслишь, мысли не обожествив,

Равно встречай успех и поруганья,

Не забывая, что их голос лжив.

Останься тих, когда твоё же слово

Калечит плут, чтоб уловить глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен всё воссоздавать с основ,

Умей поставить в радостной надежде

На карту всё, что накопил с трудом,

Всё проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том.

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно всё пусто, всё сгорело,

И только воля говорит: “Иди!

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

Пусть всё в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь человек

Щекалова Валентина Васильевна



Предварительный просмотр:

Что такое совесть?

Цель

  помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»

Задачи

- понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).

Оборудование:

(мультимедийная презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал, Ф.Шопен. Ноктюрн №20.

                                   

 Ход занятия

1.Организация деятельности

Слайд №4: изображение города с Мастером

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

                       

Слайд №5: изображение бабочки на ладони

– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

Вопросы учащимся:

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А сохранение ее жизни? (это добро)

2.Актуализация опорных знаний по теме. 

Друзья, я предлагаю сегодня поговорить о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Дети. А разве мы не говорили о добре и зле? Разве мы не знаем, что такое хорошо и что такое плохо?

Ученик. Можно я отвечу на этот вопрос.

Я считаю, об этом нужно говорить всегда! Потому что есть люди, которые забывают хорошие правила жизни.

Ученица. Можно добавить!

А мне хочется сравнить это все даже с самыми простыми правилами “Русского языка”, например: слова с жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу пиши с буквой У! Учим, учим, а некоторые дети забывают правила при письме. Я думаю, что если правила русского языка забыл - это не страшно. А если мы забываем о правилах жизни – это страшно.

Тренинг «Как не попасть в сети зла? Слайд №6

Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?

Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность. Слайд №7

Дети поочерёдно называют положительные качества, а учитель вручает каждому отвечающему маленькие сердечки, и дети наклеивают их на мизинчик. 

3. Формулирование темы урока, постановка цели:

 - А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)

Использование метода «Кластер». Слайд №8

Учитель. Разгадав кроссворд, сделайте предположение, о чём мы будем говорить на уроке.

Кроссворд. Слайд №9

  1. Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
  2. Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
  3. Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
  4. Недоброе чувство, мысль или дело.
  5. Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
  6. Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
  7. Состояние полной, высшей радости.

Учитель. Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда. 

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

 1.Что такое совесть?

2. Нужна ли она человеку?

 3.Что значит поступать по совести?

4.Какая совесть бывает чиста?

Предлагаю заполнить таблицу

Таблица.

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

Учитель. Однажды перебирая  книги,  я обратила своё внимание на рассказ для детей А.П. Гайдара «Совесть». Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история. История, которая может случиться с каждым из вас.

– Какое впечатление произвела на вас Нина? (звучит рассказ Гайдара «Совесть») Проведём исследование.

Заполнение кластера. Слайд №10

– Каким был мальчик, которого встретила Нина?

Заполнение кластераСлайд №11

Учитель. Оцените поступок Нины. Почему же Нина заплакала? Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (Ответы учащихся.)

 Вот как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский

Зеркало - где отражается душа.

Способность отделить, добро от зла.

Это в душе - зажженная свеча.

Возможность честно, посмотреть в глаза. 

Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу, готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые, от сердца совершать.

                                                 О.Воротынский

         Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

 Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

4. Работа с текстом учебника.

 Разобраться чем отличаются понятия «стыд»  и  «совесть» нам поможет учебник. Откройте, пожалуйста, страницу 48  учебника (читают часть текста самостоятельно)

- Что удивило, может быть,  поразило вас при чтении текста?

- Изменилось ли представление о совести в наши дни?

-Послушайте стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто, которое так и называется «Совесть»:

  Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу ее теперь,

Везде ее ищу.

Из-за нее

Вторую ночь

Все повторяется,

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову. А.Барто

- Почему оно так названо? Какое чувство испытывает герой? Слайд№13

-Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть. Приведите примеры ситуаций, в которых герои литературных произведений испытывали стыд или  им было совестно.

 Дети поочерёдно называют В.Осеева «Почему?», Л.  В. Драгунский «Друг детства»  и т.д.

 5. Упражнения совести.

А) «Минута раскаяния»

   Учитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала,  нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При  такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека.  А иначе – блуждание в потемках.

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают.

-Дома на листочках вы написали поступок, который не очень приятно вспоминать. Обратимся к нашей помощнице, волшебной шкатулки, которая попытается исправить ситуацию. Дети складывают листочки в шкатулку.

  Учитель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках. 

Однажды в классе уронили цветок.

Совершил это я, непоседа.

Кто разбил? Выяснение шло...

И тогда я свалил на соседа.

С той минуты повсюду, всегда

Взгляд его тяготил мою душу.

Я боялся его, как огня,

И ребят на уроках не слушал...

Но однажды на уроке ОРКСЭ

Нам пояснили про слово "совесть".

И тогда мое сердце,

Словно камень, сорвалось в пропасть.

И я, из-за парты вставая,

Учителю правду сказал

И просил его очень, рыдая,

Чтобы строго меня наказал!

Касимов Батыр

  Учитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», –  гласит русская пословица.

А сейчас я хочу показать вам содержимое шкатулки. (Открывается шкатулка. В ней красные сердечки.)

   -Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков.                  

Б) «Минута прощения».

 Учитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения.

      Все знают такой праздник, как Масленица.

Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить  у всех прощения. Люди при встрече целуются  и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

Дети пожеланию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.

 Учитель. Советую вам провести такое упражнение дома.

Физминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

 6.Работа в группах (игра)

Учитель. А сейчас я предлагаю вам игру. Разобьемся на две группы (первый, второй  ряд)

Задание первое. «Честный и нечестный сказочный герой»

Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:

-Карлсон;

-Винни-Пух;

-Красная Шапочка;

-Кот Базилио и Лиса Алиса;

-Маша из сказки «Маша и Медведь»;

-Золушка?

Задание второе. «Автобус»

 В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса. Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком?

Задание третье. «Муки совести»

Как понять выражения:

-меня мучает совесть;

-бессовестный человек;

-совестливый человек;

-моя совесть молчит;

-моя совесть чиста?

Задание четвертое. «Раскаяние»

Как вы понимаете значение слова «раскаяние».

Поясните вашим соперникам значение этого слова, опираясь на простые примеры из жизни .

Задание пятое. «Совесть»

Согласны ли вы с утверждениями:

-у всех людей есть совесть;

-«голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;

-плохих людей, преступников совесть не мучает;

-бессовестному человеку жить легче?

Задание шестое. «Собиралки»

Нужно собрать пословицы  (у каждой команды лежат на столе конверты со словами  пословиц).

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. Итальянская пословица.

В ком стыд, в том и совесть. Русская пословица.

Учитель. Перед вами набор цветной бумаги. Выберите тот лист, какого цвета стыд.

- Кто выиграл     в наших соревнованиях?      

-Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.

Рисование символа совести.

Учитель. Ребята, я предлагаю нарисовать символ совести. Он должен быть простой и понятный всем.

(Дети рисуют солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…)

Выставка символов на доске. Выбор лучшего.
Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?

Ответы детей на листочках фломастерами: Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел. 
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоняя.
Второй ответил: 
– Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (
пауза)…

Учитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – 
совесть! (прикрепляю карточку)

Построение символа совести.

Теперь я предлагаю вам построить наш символ на доске из полосок с личностными качествами, которые записали вы.

(Дети берут полоски со словами строят из них символ (дом, сердечко, дерево..)

7. Итог урока

– Что значит, жить в ладу со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера?

Дети высказывают свои мысли: У меня будет много друзей. Я счастлив. Я буду уверен. Родители меня будут любить. Меня не будет грызть совесть…

         «Синквейн» Слайд№14,15.

  • Совесть
  • Вечная, мудрая
  • Спрашивает, учит, мучит
  • Главный судья
  • Слушай её
  1. Рефлексия. Оценка.

Учитель. В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека. 

Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.

Памятка.

 Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.      

Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).

  • Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
  • Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
  • Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
  • Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
  • Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
  • Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
  • Не берите чужого без разрешения.
  • Не желайте никому зла
  • Не допускайте грубости
  • Во всём помогайте ближним
  • Будьте добрым человеком

 -Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.

 -Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью?  


  У вас на парте две ручки (красная и синяя) и листочек, цветочек от дерева. Синей пастой напишите, какими качествами ты хотел бы обладать, а красной – от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться.
На доске нарисовано дерево. Слайд№16.

Дети по очереди подходят и приклеивают цветочки и  листочки на дерево.

Учитель. Посмотрите, человек силой своего характера, целеустремленностью даже сухое дерево может превратить в цветущее.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке .

Не забывайте использовать слова….

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Активно работали на уроке….

Интересны были высказывания…

9.Домашнее задание.

Дома вы продолжите работу по данной теме.

Образец рабочей тетради для каждого учащегося.

Рабочая тетрадь

ученика(цы)

2013 г.

Домашнее    задание

1.Расспросите  родителей о значении совести в их жизни.

2.  Подобрать стихотворение любого поэта или сочинить самому на тему:    «Совесть».

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 3.Найти 5 пословиц и поговорок о совести.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Написать эссе  « Моя совесть»

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5..Подготовить ответы на вопросы и задания учебника стр.48-49.

Учитель. Расставаясь, я хочу пожелать:

Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте  счастливы! Слайд №17 Всё в Ваших руках.

Спасибо за урок! Исполнение песни «Дорога добра»

Использованная литература:

  • Copyright © 2012. В чем смысл жизни человека? Притчи, цитаты, афоризмы и высказывания о смысле жизни.
  • Copyright © 2003-2011, Библейский Дискуссионный Клуб г. Монреаль.
  • http://o-pogovorkah.ru/rb/pog.php? http://psychlib.ru/mgppu/Tvd-2004/Tvd-288.htm
  • Телегин М. В.Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. — М.: МГППУ, 2004.
  • http://www.mtelegin.ru/dialog/vdialog/82-metod15
  • http://grandcorsar.blog.ru/145292099.html
  • Совесть как предмет психологического исследования. С.А. Барсукова (Пенза) Психология человека в современном мире Том 6 .Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Издательство «Институт психологии РАН» .Москва – 2009
  •  «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение- 2012
  •  «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение -2012
  • Пособие для учителя. М.: Просвещение-2011 (Стандарты второго поколения)

Авторы: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов



Предварительный просмотр:

ГБОУ Валуйская общеобразовательная школа-интернат№1


 «Что такое суицид?»

Цельраскрытие проблемы суицида среди подростков.

Задачи:

  • познакомить с понятием «суицид»;
  • научить распознавать признаки суицида;
  • познакомить со способами оказания помощи людям, склонным к суициду.

Оборудованиевысказывания по теме, презентация, стихи.

                         

                        ХОД ЗАНЯТИЯ:

На доске изречения:

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу»

 (Жорж Санд).

«Самоубиийца – человек, погибший при

попытке бегства от себя самого»

(Веслав Брудзиньский).

«Самоубийство – мольба о помощи,

которую никто не услышал»

 (Р.Алев).

1. Организационный момент:

    1) приветствие;

    2) сообщение темы, задач занятия.

2. Мини-лекция «Что такое суицид?»

Мы выбираем жизнь, они – смерть.

Мы пишем письма, они – предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее, у них… у них нет будущего.

Кажется, что мы и они – из разных миров.

а) раскрытие понятия «суицид»

- Каждый год в России совершают самоубийства более 1,5 тысяч детей. Покушений на самоубийство – в 3-4 раза больше (П.Астахов). По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает 1-е место.

    Самоубийство, другими словами осознанное самостоятельное лишение себя жизни, добровольное либо вынужденное имеет другое название –суицид.    

   Суицид – это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой.     Суицид – исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а  также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Существует следующая статистика: в 70-80-е годы совершалось 6000 суицидов в год, с 1980 по настоящее время – 30000 в год. Самое страшное – это то, что суицид помолодел: 25% составляют юноши, 17% - девушки. Пики суицидов отмечены в 1985, 1992, 1998, 2000 годах – время радикальных изменений в обществе. Больше всего самоубийств регистрируется весной. Считается, что резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства.

Как писал американский поэт Томас Эллиот,

«апрель – самый жестокий месяц».

Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120% среднегодового.

     Частота суицидальных действий среди молодежи в течение двух последних десятилетий удвоилась. До 13 лет суициды редки. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают мысли о суициде, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия демонстративного характера. Максимальный всплеск приходится на 16 – 19 лет – период перехода из детства во взрослую жизнь. Некоторые специалисты считают, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания, крик о помощи.  

     Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи. Что такое суицид подростка? Как считает известный российский психиатр Петр Безменов, «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти».

 

б) типы, формы и способы суицида

    Специалисты выделяют 3 основных типа суицидального поведения у подростков:

  • демонстративное – без намерения покончить с собой;
  • аффективное – суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта;
  • истинное – обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.

     Существуют следующие формы суицида:

  • протест – непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы ценой собственной жизни;
  • призыв – желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: «Посмотрите, мне больно!»;
  • избежание – устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания;
  • самонаказание – внутренний протест, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины;
  • отказ – полная капитуляция.

     Способы суицида:

  • отравления лекарственными препаратами;
  • отравления бытовой химией;
  • порезы вен;
  • повешение;
  • падение с высоты.

в) причины подросткового суицида

- Самоубийство – последний шаг, к которому привели множество причин.

     Можно указать следующие причины суицида:

  • страх перед наказанием – 19%;
  • душевная болезнь – 18%;
  • семейные конфликты – 18%;
  • страсти – 6%;
  • денежные потери – 3%;
  • пресыщенность жизнью – 1,4%;
  • физические болезни – 1,2%;
  • неизвестные – 33,4%.

     Причины самоубийств сильно отличаются в разных возрастных группах. Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков являются  конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55% до 46%. На втором месте – угроза потери близкого человека, неразделенная любовь; этот показатель вырос в 1,5 раза и составляет 24,1%. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%. Настораживает тот факт, что 15% людей, пытавшихся совершить суицид, предпринимали повторные попытки самоубийств.

3. Интерактивная беседа «Признаки суицидального поведения»

- Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Существует ряд признаков, сигнализирующих о том, что человек серьезно задумал совершить самоубийство. Давайте попробуем определить эти признаки.

(Все учащиеся делятся на 3 группы, каждая получает задание: определить признаки словесные, поведенческие и ситуационные.

В ходе ознакомления с результатами выполненного задания все ответы заносятся в соответствующую колонку таблицы)

 

     Таблица может иметь примерно следующий вид:

Словесные признаки

Поведенческие признаки

Ситуационные признаки

Человек прямо говорит о смерти («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так больше»

Раздает личные вещи, имеющие большую личную значимость

Не имеет друзей вообще либо только одного друга

Косвенно намекает о своем намерении («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться»)

Начинает мириться со своими врагами

Живет в нестабильной обстановке (например, конфликт с родителями, родителей между собой)

Много шутит на тему самоубийства

Начинает приводить в порядок свои дела

Ощущает себя жертвой физического, сексуального или эмоционального насилия

Проявляет нездоровый интерес к теме смерти

Ест, спит слишком мало или много

Предпринимал раньше попытки суицида

Не следит за своим внешним видом, становится неряшливым и неопрятным

Перенес тяжелую потерю близких людей

Пропускает школьные занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками

Слишком критически настроен по отношению к себе

Находится в подавленном состоянии

Проявляет беспомощность, безнадежность и отчаяние

Замыкается в себе, отдаляется от друзей и семьи

Становится безразличным к окружающему миру либо, наоборот, чрезмерно деятельным

4. Мозговой штурм «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?»

     Учащимся в группах предлагается разработать памятку «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?».

- Представьте себе, что ваш друг поделился с вами секретом: он собирается покончить жизнь самоубийством. Ваши действия.

     После выполнения задания составляется памятка примерно такого вида:

1. Будь внимательным слушателем! Внимательно выслушай своего друга. Попытайся понять, в чем заключается его проблема. Для этого задавай как можно больше уточняющих вопросов

(С каких пор у тебя появилась данная мысль?

Почему она у тебя возникла?

Каким образом ты собираешься покончить с собой?).

2. Будь заботлив! Дай понять своему другу, что он нужен тебе и окружающим его людям.

3. Не спорь в данной ситуации!  Старайся не проявлять агрессии!

4. Внимательно отнесись ко всем жалобам и обидам!

5. Предложи конструктивные способы решения его проблемы!

6. Определи степень серьезности его намерений. Если у друга в данной ситуации есть определенный план самоубийства, ситуация очень серьезная!

7. Не оставляй друга одного ни при каких обстоятельствах!

8. Попробуй убедить друга обратиться за помощью. Если он не согласен, обратись сам за помощью к специалистам: врачу, психологу, даже священнику.

5. Рефлексия

 

- Наш сегодняшний разговор о суициде закончен. Что нового вы узнали? О чем задумались? Какие чувства у вас возникли?

- Очень хотелось бы закончить нашу беседу строками из стихотворения:

Не зря пословица гласит,

Что жизнь прожить – не поле перейти:

Она немало трудностей таит,

И место в ней свое найти

Бывает человеку нелегко.

Хотя у всех живущих на планете

Стремленье к этому так велико,

Что через множество столетий

Далеких предков размышленья

Стучатся к нам в сердца сейчас.

Их мысли и сомненья

И нас тревожили не раз.

Ведь так непросто нам порой

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Как путник, изнывающий от жажды,

Мечтает к роднику припасть,

Так человек стремится поскорей

С души привычки сбросить власть,

Стать справедливей и мудрей.

И, наконец, понять,

Каким же в этом мире быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье ЧЕЛОВЕКА заслужить?

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вагин Ю. Н.  Профилактика деструктивного поведения: Научно-методическое пособие. - Пермь: Издательство ПОНЦИЦАА, 2004.

2. http://www.rae.ru/monographs/110-3713

3.http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/02/120209_suicide_children_interview.shtml

4. http://domjizni.com/причины-самоубийства-подростков/

Щекалова Валентина Васильенва



Предварительный просмотр:

Валуйская    специальная (коррекционная) общеобразовательная    школа – интернат VIII вида

Проект

Развитие  творческих  навыков обучающихся 7класса

средствами хорового пения

Подготовила:

Воспитатель

 Щекалова Валентина Васильевна

II квалификационная категории  

 

г. Валуйки   2016г.

       

   

СОДЕРЖАНИЕ

1.Актуальность проекта………………. ……………………………...…3

2. Цели и задачи проекта…………………………………………….......4

3. Основное содержание проекта………………………………….........5

  1.  Этапы реализации проекта…....………………….………......…….…..6
  2.  Механизм реализации проекта…….……………..............………......7
  3. . Методы обучения……………………………………………………..9

4. Практическая  реализация проекта…………………………………….9  5. Материальное обеспечение проекта……………………………..…...12

6. Ожидаемый результат  проекта……………………………………....12

7. Возможные риски проекта ……………………………………….......13

8. Предупреждение возможных рисков………………………………...13

9.  Бюджет проекта ………………………………………………………13

            10. Перспективы дальнейшего развития проекта…………………..….14

11.Литература………………………………………………………….....14

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

                Оказывая сильное эмоциональное воздействие, музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с ОВЗ, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.  Следовательно, очень важен правильный подбор педагогом музыкальных произведений  исполнения, а так же то, как он сможет пробудить у воспитанников интерес, стимулировать активность, поможет детям с ОВЗ в развитии способностей, духовно-нравственном становлении личности. Интерес детей, родителей, зрительской аудитории к такому  виду художественного творчества, как вокальное пение  очень велик. Многие дети мечтают выступать на сцене. Их привлекает исполнение того или иного артиста, яркие костюмы.   В школе-интернате у детей формируются не только знания, умения и навыки, но и потребность в общении с окружающими людьми, умения вступать в общение с взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, проявлять свои эмоциональные состояния принятыми в обществе средствами, что составляет необходимое условие успешности развития ребенка и его интеграции в общество.

Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем. Именно для того, чтобы сформировать чувство прекрасного,  увлечь  и помочь детям реализовать свои творческие способности,   в этом   назначение и  ценность данного    проекта.    

             В  нашей школе-интернате, где я работаю  музыкальным руководителем хора «Веселые нотки» в течение 9 лет, ведется большая систематизированная работа по музыкальному воспитанию – как одному из направлений художественно-эстетического развития воспитанников.  Проводится эта работа на репетициях  хорового кружка,  что является подготовкой и проведением  общешкольных  мероприятий совместно с другими    воспитателями.

Данный педагогический проект актуален, так как несет в себе задачи воспитания творческой личности ребенка, эмоционально богатой, способной к самораскрытию собственного творческого потенциала через приобщение к музыкальной культуре, вокальному  искусству.

            Именно в процессе становления музыкальной культуры  воспитанников школы - интернат происходит развитие личности в целом.  Интерпретируя музыкальные образы, творчески наделяя музыку личностным смыслом, обучающиеся с ОВЗ  обдумывают и собственную жизнь, определяют ценностную позицию. В процессе художественно-педагогического диалога происходит корректировка ценностных отношений, формируется их личностная нравственно-эстетическая оценка художественных произведений, содержащая и гражданско-патриотический аспект. Духовно – нравственное развитие и воспитание, сплочение коллектива, расширение культурного диапазона обучающихся, повышение культуры поведения – всё это  возможно осуществлять  через обучение и творчество  на  занятиях вокального ансамбля.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Целью проекта является

-развитие  чувства ритма, речевой  активности, звуковысотного  слуха, музыкальной  памяти у детей с ОВЗ.

         Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, решающихся во внеурочной музыкальной деятельности:

Задачи образовательные:  (направленные на формирование знаний о музыке)

  • формировать знания о музыке  в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
  • формировать музыкально-эстетический словарь;
  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.

Задачи коррекционные:  (решение которых, способствует коррекции сфер личности ребенка с ОВЗ)

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
  • помочь самовыражению детей с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью;
  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

Задачи развивающие:  (направленные на развитие и совершенствование музыкально-исполнительских навыков, творческих способностей)

  • совершенствовать певческие навыки;
  • развивать  эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
  • активизировать творческие способности.

Задачи воспитательные:  (решение которых способствует воспитанию чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности, толерантности; повышению общего культурного уровня воспитанников)

  • повышать культурный уровень воспитанников;
  • развивать художественный вкус детей;
  • обогащать их музыкальный кругозор;
  • создавать атмосферу творчества;
  • воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело, толерантности.

Кроме задач, при работе с детьми, имеющими особенности развития, нужно обязательно учитывать педагогические принципы:

  • доступности;
  • побуждение детей к познавательной деятельности;
  • последовательного формирования мыслительной деятельности от простого к сложному;
  • наглядности и эмоциональности, индивидуального и дифференцированного   подхода, которые предполагают учет особенностей   высшей нервной деятельности ребенка;
  • многократной повторяемости с элементами новизны, т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются;
  • активизация внимания с использованием частой смены видов деятельности;
  • соблюдения тщательной дозировки заданий;
  • темп работы, соответствующий работе детей.

Спецификой вокального обучения является то, что все основные учебные задачи ставятся с самого начала обучения, усложняясь по мере развития обучающегося.  

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 этап: проектный – август- сентябрь  2016 -2017 уч. г.

Цель: подготовка условий для создания системы, способствующей развитию музыкальных способностей детей с ОВЗ.

Задачи: 
1.  Изучить нормативную базу, подзаконные акты.                                                                            2.   Разработать, обсудить и утвердить проект по развитию музыкальных способностей обучающихся   средствами вокального  пения  «Веселые нотки» на  педагогическом совете.

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.


II этап: практический – сентябрь – апрель 2016 – 2017  учебный год


Цель: реализация проекта                                                                                            Задачи:
-отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

-разработать методические рекомендации по развитию музыкальных способностей обучающихся  средствами вокального  пения  в школе - интернате.

-вовлекать в систему  эстетического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Проводить мониторинг реализации проекта.

Принимать участие в городских и областных конкурсах .

III этап: аналитический – май 2016 – 2017  учебный год.

Цель: анализ итогов реализации проекта «Веселые нотки  »

Задачи: 
-обобщить результаты работы  по
развитию музыкальных способностей обучающихся   средствами вокального  пения,

-провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 


Основными исполнителями мероприятий проекта являются:  воспитанники и их родители, воспитатель.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


        Педагогический проект «Веселые нотки»  с точки зрения новизны является комбинированным, так как интегрирует различные идеи развивающего обучения, синтезирует элементы разных технологий, в которых приоритетной целью является развитие творческого потенциала  обучающихся. Для эффективности реализации цели осуществляется гибкость в подборе и использовании методов и форм обучения.

    Значимость разработки проекта тесно связана с ценностями образования и состоит в том, что расширяет представление о возможностях популярного музыкального искусства, ставит обучение на высокий уровень, обеспечивает взаимосвязь обучения и творческой деятельности.

Современная методика кружковой работы носит развивающий характер музыкальной деятельности, обеспечивающей такое общение, при котором ведущую роль играет само искусство, а педагог стимулирует совместный поиск нестандартных решений, вскрывающий смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом.

Задача творческого развития обучающихся заключается в том, чтобы, с одной стороны, систематически и целенаправленно развивать необходимые музыкальные способности детей, а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством.

Музыкальная деятельность во внеурочное время находит разнообразные  формы  выражения:  это  индивидуальная и ансамблевая работа, работа по созданию  музыкального номера, участие в концертной деятельности, конкурсах.

      Содержание проекта  «Веселые нотки»  предполагает 2 этапа: в содержании первого этапа  (сентябрь-декабрь) значительное место отводится освоению необходимых практических вокально-технических умений и навыков, необходимых для свободного владения голосовым аппаратом, а также идет работа по ознакомлению и привитию академической  манеры исполнения. На этом этапе актуально создание ситуации успеха, чтобы ребенок с ОВЗ испытал радость собственного творчества.

Нестандартный подход развивает детскую фантазию, воображение, творческие способности, снимает отрицательные эмоции. Формируется и начинает работать необходимый и уникальный по своему творческому  потенциалу союз «педагог-ребенок-родители», основу которого составляют – полное доверие, доброжелательность, заинтересованность  и общность цели.

    2 этап (январь – апрель)  - это этап совершенствования полученных ранее практических умений, которые предполагают создание условий для развития духовности и интересов обучающихся. На данном этапе даются более углубленные знания по различным направлениям музыкальной  деятельности: сольное и ансамблевое  пение. Именно здесь наблюдается наиболее яркое проявление творческих способностей и одаренности. Обучающиеся подводятся к пониманию художественно - образной выразительности и к формированию  знаний о музыкальном искусстве, его особенностях и закономерностях. Формируется их эмоционально-сознательное отношение к музыке.       

           Индивидуальная работа с детьми проводится по индивидуальному маршруту вокалиста, который составляется руководителем кружка.  В зависимости от нарушений и ограничений жизнедеятельности выбирается направление индивидуальной работы.

Виды нарушений

Особенности работы с вокалистом

Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций)

Вокальные произведения с несложным текстом, обязательная двигательная нагрузка, использование наглядного материала, жестикуляции, позволяющих более точно передать сюжет песни

Нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной: (заикание), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.)

Замедление темпа песен, подбор несложных в произношении текстов. Работа над   темпо-ритмической стороной речи и над дыханием

.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Для   реализации  данного проекта  используются следующие методы и приёмы обучения:     

  • демонстрационный
  • игровой
  • словесный  
  • метод наблюдений
  • метод упражнений
  • проблемный
  • контроля и самоконтроля
  • анализа и сравнения и др.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Дата

Тема

Содержание

Сентябрь

«Гусары»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией, ритмом, длительностями нот, артикуляцией, дикцией. Пропевание каждой фразы несколько раз, запоминание текста, мелодии. Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

«Варись, варись, кашка»

Повторение ранее изученной песни. Ознакомление с новой песней,  работа с текстом, мелодией, дикцией. Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

Октябрь

«Ква-ква»

Повторение ранее изученных песен. Концертный вариант. Разучивание новой песни.  Изучение нотной грамоты.

«Семечки»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией.  Движения во время песни. Изучение  простых музыкальных терминов, типа крещендо, диминуэндо, форте, пиано и т.д.

Ноябрь

Разучивание песни «Зонтики»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией, ритмом, длительностями нот, артикуляцией, дикцией. Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

«Светит солнышко»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом.  Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

Декабрь

«Три подружки»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией, ритмом, длительностями нот, артикуляцией, дикцией. Пропевание каждой фразы несколько раз, запоминание текста, мелодии. Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

«Косички»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией. Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

Январь

«Пять ленивых лягушат»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией, ритмом, длительностями нот, артикуляцией, дикцией. Запоминание текста, мелодии. Движения во время песни.

«Здравствуй, новый день!»

Вокальные упражнения.  Разучивание  Запоминание текста, мелодии. Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

Февраль

«Веселая песенка»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией, ритмом, дикцией. Запоминание текста, мелодии. Движения во время песни.

«Мальчишкины мечты»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией. Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

Март

«Праздник детства»

Повторение ранее изученных песен. Вокальные упражнения. Ознакомление с новой песней,  работа с текстом, мелодией, дикцией. Запоминание текста, мелодии. Движения во время песни.

«Человек – чудак»

Повторение ранее изученных песен.

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией, ритмом, длительностями нот, артикуляцией, дикцией. ПДвижения во время песни. Изучение нотной грамоты.

Апрель

«Родители-крокодители»

Вокальные упражнения. Работа с текстом, мелодией, ритмом, длительностями нот, артикуляцией, дикцией. Движения во время песни.

«Вальс победы»

Вокальные упражнения.Ознакомление, работа с текстом, мелодией,Работа гад ритмом,  артикуляцией, дикцией.. Движения во время песни.

Май

«Россия, ты моя звезда!»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией. Движения во время песни.

«Дети земли»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией. Работа над артикуляцией, дикцией. Движения во время песни.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Наличие репетиционного зала (музыкальный зал).
  2. Фортепиано, синтезатор.
  3.  Музыкальный центр, компьютер.
  4.  Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
  5. Электроаппаратура (2 микрофона, 2 колонки с усилением).
  6. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
  7. Нотный материал, элементарная партитура, подборка репертуара.
  8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
  9. Записи, фотографии  выступлений, концертов.

ОЖИДАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА.

  • пробуждение креативности каждого обучающегося;
  • развитие певческих способностей;
  • развитие оригинального воображения, образного мышления и эмоциональной отзывчивости;
  • развитие позитивной мотивации, потребности к познанию мира и ценностей культуры.

Предполагаемые результаты работы по проекту:

  • владение основными певческими и исполнительскими навыками;
  • владение навыками работы в ансамбле;
  • восприятие элементов музыкального языка, музыкальной речи;
  • участие в коллективной творческой деятельности;
  • освоение навыков коммуникативной культуры;
  • активная жизненная позиция, стремление к саморазвитию, проявление лидерских качеств личности;

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ПРОЕКТА

 

  1. Недостаточное материально-техническое оснащение
  2. Недостаточная административно-финансовая поддержка  
  3. Загруженность общешкольными мероприятиями
  4. Высокий эпидемиологический порог

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ РИСКОВ

  1.  Подать заявку администрации с обоснованием бюджета проекта
  2.  Осуществить профилактическую проверку исправности материально-технической базы
  3.  Согласовать план мероприятий проекта с общешкольным учебно-воспитательным планом
  4.  Систематически проводить работу по профилактике ОРВИ.

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

наименование

стоимость

количество

цена

имеется

требуется

маркеры

28.50

15 шт.

427.50

-

427.50

фломастеры

29.50

15 уп.

442.50

-

442.50

цветной картон (6 цветов)

37-00

5 уп.

185-00

-

185-00

бумага формата А4

182-00

2 уп.

364-00

-

364-00

Скотч широкий

50-00

2 шт.

100-00

-

178-00

ножницы

56-00

2 шт.

112-00

-

112-00

Фотоаппарат

1 штук

В ОУ

компьютер

1 шт.

В ОУ

Принтер и картридж

1 шт.

В ОУ

ватман

17-00

2 листа

34-00

-

34-00

Синтезатор, колонки, микрофон

15000

Итого

16743-00

.

  ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА:

  • вовлечение в реализацию данного проекта новых участников из числа обучающихся школы-интернат;
  • повышение эффективности работы по пропаганде формирования музыкальной культуры у обучающихся школы-интернат 8 вида;
  • разработка новых вокальных  проектов;
  • отбор и апробирование эффективных методик;
  • обобщение опыта работы  через методические публикации;
  • продолжить работу творческой группы.   Группа нацелена на активные выступления  в  сельских клубах Валуйского района.    

                                    ЛИТЕРАТУРА

  1.       Алиев Ю.Б.,  Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г.;
  2.       Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания».-   М.: Академия, 2000 г.;
  3.       В.В. Емельянов «Фонопедический метод формирования певческого         голосообразования», Методическое пособие для учителей музыки. -  Новосибирск, Наука, 1991 г.;
  4. В.В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж», книга 1. - Санкт- Петербург, Государственная консерватория им. Н Римского-Корсакого, 1996 г.;
  5. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.        
  6. Вокально-инструментальный ансамбль. – М.: Музыка, 1986 г.;
  7. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников». – М.: Академия, 1999 г.;
  8. Белобородова Е.Ю. «Эстрадное пение.Теория вокала». 2000 г.;
  9. Ивонн Де Банди «Техника эстрадного и рок-вокала» 2002г.;
  10. Пекерская Е.М. «Вокальный букварь» 2001г.;
  11. Волгин М.Ю. «Обучение эстрадному пению» 2001г.;
  12.        Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 2006г.;
  13.         Крюкова, В.В: Музыкальная педагогика Текст. / В .В. Крюкова. Ростов и/Д.: Феникс, 2002г.;
  14.         Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 2009г.;
  15.         Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.:  Прометей, 1992 г.;
  16.      Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова В.И. Методика работы с

детским вокально - хоровым коллективом. Учебное пособие. – М.:Академия, 1999 г.;

  1.       Стулова Г.П.   Теория и практика работы с детским хором. Учебное пособие. М.:Владос, 2002 г.;
  2.  Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. -  М.: 2002 г.;
  3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997 г.;
  4. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе. – М., 1982г.;
  5. Сет Риггс. Как стать звездой (аудио школа для вокалистов) - М.: «Guitar College»,      2000г.;
  6. В.Коробка. Вокал в популярной музыке. Методическое пособие.-М.:1989г.;
  7. Е.А.Смолина Современный урок музыки. – Ярославль: Академия развития, 2006г.;
  8. Интернет ФОРУМ «Развитие голоса»;
  9. Видео-уроки, мастер-классы, тренинги педагогов с международных вокальных конкурсов.

                                         Щекалова Валентина Васильевна



Предварительный просмотр:

Лекарственные растения

Провела:

 Щекалова

 Валентина

Васильевна

2016-2017 уч. год.

Цель: Формирование знаний учащихся о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

Задачи:

Образовательные: Расширять  знания, полученные  на  уроках  природоведения; формировать  умения  сравнивать  и  обобщать; расширять  словарный  запас  учащихся; осуществлять  межпредметные  связи.

Коррекционно-развивающие: Развивать познавательную активность детей; формировать навыки по сбору  лекарственных растений; развивать память, внимание, образное мышление через коррекционные задания;

Воспитательные:  Воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к своему здоровью.

Средства обучения:

- Мультимедийная презентация «Зелёная аптека»;

- Карточки-задания;

- Выставка «Лекарственные растения»;

- Таблица «Лекарственные растения»;

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Доклад дежурного о готовности класса к уроку, приветствие детей.

Психологический настрой на урок:

Здравствуйте, ребята! Я  рада  сегодня  встретиться  с  вами. Я  думаю, наша  совместная  работа  будет  интересной  и  мы  добьёмся  хороших  результатов.

- Ребята, на какие группы мы делили все растения? (дикорастущие и культурные; уличные и комнатные; однолетние и многолетние)

- А на какие группы делятся растения по внешнему виду? (деревья, кустарники, травы) (слайд 1)

Задание: верно ли суждение. Ребята, а сейчас послушайте меня и определите, правильно я говорю, или нет.

- Я считаю, что береза – это дерево. (верно) (слайд 2)

- Я считаю, что крыжовник – это дерево. (не верно) (слайд 3)

- Я считаю, что подорожник – это куст. (не верно) (слайд 4)

Молодцы, всё правильно ответили.

- Вы согласны, что эти растения сильно отличаются друг от друга по внешнему виду? (да) 

- Как вы думаете, есть у них что-то общее? (да – части растения) (слайд 5)

- Назовите части растений (корень, стебель, листья, цветы, плоды).(слайд 6)

Задание: Соедините стрелочками правильные ответы: (слайд 7)

Корень

Стебель

Листья

Цветы и плоды

Вода и питательные вещества поступают во все части растения

Растения дышат

Растения размножаются

Растение получает питательные вещества

- Как вы думаете, растение может прожить без какой-нибудь части? (нет)

- А почему?

- Если вокруг плохая природа, мало воды и питательных веществ, что произойдет с растением?

- А мы сможем жить в загрязненной окружающей среде? (нет, заболеем)

Послушайте стихотворение:

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

- О чем это стихотворение? (отвечают)

- Названия каких растений вы услышали? (отвечают)

- Чем вы лечитесь, когда болеете? (Лекарствами)

- А чем можно лечиться еще, кроме таблеток и сиропов? (Лекарственными растениями).

Правильно, тема сегодняшнего урока: «Лекарственные растения». (слайд 8). Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Какое незнакомое слово вы услышали? (микстура)

Словарная работа: Микстура - жидкое лекарство из смеси нескольких веществ. (слайд 9)

3. Изучение нового материала:

Рассказ учителя:

Использовать полезные свойства растений люди начали с древнейших времен. Они заметили, что некоторые растения помогают при болезнях. Настои, отвары, мази, приготовленные из этих растений, заживляли раны, улучшали самочувствие больных. Такие растения стали называть лекарственными.

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. Наибольшее развитие лечения травами получило при российском императоре Петре I., при нем стали открываться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в городе Астрахани. (слайд 10)

Сегодня  мы  с  вами  поговорим  о  тех  лекарственных  растениях, которые  встречаются  нам  практически  на  каждом  шагу  и  которые  могут  служить  нам  средством  первой  помощи.

- Ребята, как вы думаете легко собирать лекарственные растения? (трудно)

- Почему?

Вот и нам с вами сегодня придется потрудиться, чтобы собрать букет лекарственных растений. Сейчас мы отправимся в путешествие в «Зелёную аптеку».

- Ребята, как вы думаете, есть ли какие-нибудь правила для сбора лекарственных растений? (да)

Правильно, есть такие правила, давайте познакомимся с ними. Откройте ваши учебники на странице 75 «Правила сбора лекарственных растений». 

  1. Если лекарственное растение занесено в Красную книгу, то рвать его нельзя.
  2. Нельзя рвать все растения, часть их нужно оставлять в природе,  чтобы лекарственные растения полностью не исчезли в этом месте.
  3. Собирать их нужно так, чтобы не навредить другим растениям или животным.
  4. Нельзя собирать лекарственные растения вблизи автомобильных и железных дорог, в городах с загрязненным воздухом. Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными.
  5. Собирать нужно только те растения, которые ты хорошо знаешь, умеешь отличать от других, похожих видов.
  6. Сбор лекарственных растений необходимо проводить только в хорошую погоду.
  7. Нельзя складывать в одну корзину одновременно несколько растений разного вида.
  8. Большое количество лекарственных растений нельзя сушить на солнце, так как при этом разрушаются полезные для человека вещества.

(Учащиеся читают правила).

Физкультминутка: Игра «Деревья, кустарники, травы». 

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводят в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты. 

Колокольчик, сирень, тополь, малина, одуванчик, МЕДВЕДЬ, сосна, астра, липа, незабудка, крыжовник, земляника, дуб, огурец, смородина, подснежник, КОШКА, берёза.

- Какие слова лишние, почему?

Хорошо, ребята, мы свами познакомились с правилами сбора лекарственных растений, теперь можно отправляться в путешествие. Чтобы нам легче было запомнить все лекарственные растения, я предлагаю вам заполнять таблицу:

(раздаются таблицы)

Лекарственное

растение

Какую часть используют

Лечебное

свойство

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1. Чтобы собрать первое лекарственное растения вам нужно отгадать загадку:

Растет она вокруг, 
И враг она и друг,
Как копья, волоски, 
Покрыли все листки. 
Обломишь волосок –
Прольется едкий сок 
На кожу - и смотри: 
Уже и волдыри! 
Но если дружишь с ней 
И кожа здоровей, 
И волосы густы, 
Красивы и чисты.
В ней витаминов клад, 
Весной её едят    (Крапива) (слайд 11)

Сообщение о крапиве: Нет  такого  человека, который  хотя  бы  раз  в  жизни  не  обжигался  ею. Эту траву даже слепой узнает. Крапива укрепляет волосы. Крапива  известна  и  как  пищевое  растение. Из  ее  листьев  готовят  салаты, супы. Крапива – содержит витамины, применяется при воспалениях, при заболеваниях крови, суставов, печени.

        (Запись в таблицу)

 

2. Ребус    (ромашка) (слайды 12-13)

Сообщение о ромашке:     Ромашки — это  маленькие  солнышки.  Отвар из цветков ромашки улучшает пищеварение, выводит из организма болезнетворные микробы, ускоряет заживление ран, помогает при простудных заболеваниях - настоем  цветов ромашки  полоскают  рот  и  горло  при  ангине.

        (Запись в таблицу)

3. Морской бой: (зверобой) (слайды 14-15)

А1

В2

А4

В4

Б3

Г1

Б1

Г3

А

Б

В

Г

1

З

О

Д

Б

2

С

К

В

И

3

И

О

Н

Й

4

Е

Ю

Р

З

Сообщение о зверобое: Зверобой - это растение с ярко-жёлтыми цветками и приятным запахом. Трава зверобой издавна в народе считалась одной из главных врачебных трав, излечивающей 99 болезней. Растёт он повсюду, зацветает в июне-августе. Именно в это время и собирают цветущие верхушки со стеблем, длиной 25-30 см. Настой зверобоя применяют для укрепления десен, для снижения различных воспалений, для улучшения работы желудка. 

        (Запись в таблицу)

4. Переставьте слоги: ПО НИК РОЖ ДО (слайды 16-17)

Сообщение о подорожнике: Подорожник многолетнее растение, неприхотливое, прорастает в основном около тропинок и дорог, из-за чего и получил свое название. Листья подорожника останавливают кровотечение, заживляют раны, снимает воспаление глаз и зубную боль.

        (Запись в таблицу)

5. Отгадайте загадку: (малина) (слайд 18)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Сообщение о малине: Малина – это кустарник. Малина содержит в ягодах очень много витаминов. Её применяют для профилактики разных болезней. Всем известно полезное свойство малины при простудных заболеваниях понижать температуру. Ягоды останавливают кровотечение и выводят плохие вещества из организма. 

Малину добавляют в чай, такой чай рекомендуется пить во время простуды. Заваривать малину нужно не дольше трех минут и обязательно крутым кипятком, так как в теплой воде ягода потеряет больше полезных свойств.

        (Запись в таблицу)

6. Какое дерево является символом нашей страны – России? (береза) (слайд 19)

Сообщение о березе: Береза  – красивейшее дерево, символ российских просторов. В лечебных целях используется кора и почки, березовые листья, сок и смола. Березовый сок, собранный ранней весной, очень полезен: он обладает общеукрепляющим действием. Отвар из березовых почек - отхаркивающее, противоспалительное и противовирусное действие, а также используется для кровочищения. Березовые веники.

        (Запись в таблицу)

Выводы:

- Молодцы ребята, я вижу вы собрали много лекарственных трав и знаете их лечебные свойства.

- Я думаю, что все это вам пригодиться, если вдруг вы заболеете. Но, лучше, не болейте.

Вы знаете, что большую часть лекарственных растений составляют дикорастущие растения. Их широкое применение  заставляет  задуматься об ответственности каждого из нас за сохранность природных богатств. Запасы лекарственных растений не безграничны, и использовать их нужно бережно, чтобы хватило не только нам, но и будущим поколениям.

Помните:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветов,

Если все, и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

4. Первичное закрепление материала:

1. Задание на слайде Стоп-кадр. (слайд 20-25)

2. Ситуации:

- У мальчика Вани заболел ангиной, какое лекартсвенное растение может ему помочь? (ромашка лекартвенная)

- Маленькая девочка Таня играла на улице, забегалась и упала, разбила колено, какое лекарственное растение сможет ей помочь? (подорожник)

- Оля гуляла без шапки в холодную погоду и простудилась, какое лекарственное растение может ей помочь? (малина)

3. Фронтальный опрос:

- А какие лекарственные растения растут у вас в огороде?

- У нас на школьном огороде?

Рефлексия: Продолжите предложения, выбрав начало словами:    

-  «Я узнал…»

-  «Мне понравилось…»

- «Мне было трудно…»

- «Я хочу узнать…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ответственности у пятиклассника за себя и весь классный коллектив в целом»

"Если  классный руководитель, сделаетвсё от него зависящее для того, чтобы вверенный емукласс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием бу...

классный коллектив

информация о классе...

Классный коллектив

Класс сформировался в новом учебном году....

Классный коллектив

Все учащиеся — звёзды, близкие, далёкие, маленькие и большие,  красивые.  Каждая  звёздочка  выбирает свой путь полёта: у одних он длинных других... Главное - это хотеть сият...

Родительский коллектив

Работа с родителями учащихся. Воспитать человека интеллектуально,  но не воспитав его нравственно, значит, вырастить угрозу для общества. Т. Рузвельт...

Классный коллектив глазами его ученика

Анкета "Классный коллектив глазами его ученика"....

«Классный коллектив–место общения ученика и классного руководителя.»

Общение- одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека.Одна из целей общения,быть понятым и понимать другого человека.Выявление правил гормоничного общения-ученик,учитель,родитель....