Рабочая программа по ОПК в 8 классе
рабочая программа (8 класс) на тему

Утина Любовь Ивановна

Рабочая программа по ОПК в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_-_opk_8_klass_fgos.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

 

Настоящая рабочая программа   курса «Основы православной культуры» для 8-го класса составлена в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (М.: Просвещение, 2009 г.), авторской программы Меньшикова В. М. «Основы православной культуры» для учеников 5-9 классов. При составлении программы использовались материалы авторской программы курса «Основы православной культуры» (авторы: игумен Георгий (Шестун), М.В. Захарченко,Т.М. Сливкина, Л.Н. Булкина, М.С. Костылева).

  В соответствии с пожеланиями родителей и возможностями педагогов разработана программа внеурочной деятельности по ОПК.

Цель курса: духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.

Основные задачи курса:

  • Помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, традиционного образа жизни.
  • Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.
  • Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета; историей христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
  • Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.
  • Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы и системообразующее значение для российской культуры. Сформулировать интерес у детей к систематическому изучению православного искусства.
  • Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты.
  • Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

         В основе учебно-воспитательного процесса курса «Основы православной культуры» заложены базовые национальные ценности патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Требования к личностным результатам изучения   предмета «Основы православной культуры»:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
  • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  • умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 Развитие различных религиозных конфессий в средние века (до XVIIIв) Развитие религии в средние века (1ч.)

2 Развитие синтоизма (1ч.)

3 Развитие индуизма (1ч.)

4 Развитие ислама (1ч.)

5 Развитие конфуцианства (1ч.)

6 Православные Поместные церкви после мусульманских захватов (1ч.)

7 Христианство в Западной Европе (1ч.)

8 Различия Православной и римско-католической церкви (1ч.)

9 Развитие римско- католической церкви в средние века (1ч.)

10 Возникновение протестантизма. Мартин Лютер (1ч.)

11 Распад протестантизма. Лютеранство и кальвинизм (1ч.)

12 Англиканская церковь. Пуритане. (1ч.)

13 Религиозные войны в Западной Европе в XVI-XVII вв. (1ч.)

14 Католичество, протестантизм и европейская культура XVI-XVII в. (1ч.)

15 Возрождение неоязычества в Европе. Образ мира и человека в христианстве, философском гуманизме и творчестве деятелей эпохи Возрождения (1ч.)

16 Христианские миссионеры: общее и особенное в миссии православных христиан, римо- католиков, протестантов. (1ч.)

17 Важнейшие этапы истории Русской Православной Церкви (до XVIII в) Славянские племена на территории нашей страны. Язычество древних славян, его влияние на древнерусскую культуру. (1ч.)

18 Приход православия на Русь. Путешествие апостола Андрея Первозванного в северный удел. (1ч.)

19 Христиане в славянских государствах. Деятельность св.Кирилла и Мефодия. (1ч.)

20 Первые христиане- мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Выбор веры. Деятельность св. Владимира. Крещение Руси. (1ч.)

21 Распространение православия в XI в. Первые святые русской земли- благоверные князья – Борис и Глеб. Их канонизация. (1ч.)

22 Расцвет русской культуры и образования в XI веке. Политическая раздробленность Древней Руси – главная причина крушения древнерусского государства. (1ч.)

23 Монгольское нашествие и роль Церкви в сохранении русского народа. (1ч.)

24 Политическая раздробленность и Русская православная Церковь. (1ч.)

25 Борьба против монгольского ига: преподобный Сергей Радонежский и святой князь Дмитрий Донской. (1ч.)

26 Значение Православия в жизни русского общества в XV-XVI вв. Роль Церкви в формировании государственной идеологии. (1ч.)

27 Преподобные – освоители новых земель. Основание Белозерской обители, Соловецкого и других монастырей. (1ч.)

28 Святые преподобные Андрей Рублев, Феофан Грек, Епифаний Премудрый и их роль в развитии русской культуры. 29 Значение церкви в деле строительства русской семьи. История «Домостроя» и его содержание. (1ч.)

30 Митрополит Макарий. Митрополит Филипп. Книгопечатание. Введение патриаршества на Руси. (1ч.)

31 Православие в XVII веке. Смутное время и роль Православной Церкви в преодолении смуты. Деятельность св. патриарха Гермогена. (1ч.)

32 Роль патриарха Филарета в строительстве русского государства (1ч.)

33-34 Раскол в Русской Православной церкви и начало старообрядства. Предпосылки и корни раскола. Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Особенности вероучения и культ старообрядцев. Последствия раскола для русской истории. (1ч.)

35-36 Резерв.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

 

Тема раздела

Тема занятия

Количество

часов

Тип урока

Элементы содержания

Виды деятельности на уроке

1

Развитие различных религиозных конфессий в средние века (до XVIII в.)

Развитие религии в средние века

1

комбинированный

Диалог веры и сознания в средние века прошел несколько стадий развития связанных с различными философскими школами.

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

2

 

Развитие синтоизма

1

комбинированный

Синтоизм - комплекс верований, культов японцев, который часто называют исконной японской религией. Термин «синто» появился в средневековье (6-7 вв.) и обозначает «путь богов».

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

3

 

Развитие индуизма

1

комбинированный

Индуизм уходит своими корнями в ведическую цивилизацию, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, мокша и йога.

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

4

 

Развитие ислама

1

комбинированный

С точки зрения мусульман, возникновение и развитие ислама в первую очередь связано с Божественным Откровением и предопределением.

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

5

 

Развитие конфуцианства

1

комбинированный

КОНФУЦИАНСТВО.Кит.: жу [цзя/цзяо] – «(учение) школы ученых-интеллектуалов». Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

6

 

Православные Поместные церкви после мусульманских захватов

1

комбинированный

Единство Православных Церквей – это единство братьев, которые живут в разных концах земли, но не забыли о собственном родстве.

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

7

 

Христианство в Западной Европе

1

комбинированный

Западное христианство— термин, объединяющий Римскую католическую церковь, различные ветви Протестантизма и Церкви, позднее отделившиеся от Рима. Название связано с тем, что указанные направления христианства возникли в Западной Европе. В настоящее время различные ветви Западного христианства широко распространены во всём мире.

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

8

 

Православие и католицизм

1

комбинированный

Догматические, культовые и культурные различия Православия и римского католицизма (латинства) как отдельной религии и организации

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

9

 

Развитие римско-католической церкви в средние века

1

комбинированный

Церковь в средние века. Обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере. Состав инквизиционного трибунала. Мотивы преследования еретиков. Церковно-политическое движение в Европе середины 16-17 веков, направленное против Реформации.

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

10

 

Возникновение протестантизма.

1

комбинированный

Причины возникновения. Мартин Лютер

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

11

 

Распад протестантизма.

1

комбинированный

Лютеранство и кальвинизм

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

12

 

Англиканская церковь.

1

комбинированный

Англиканская церковь, одна из протестантских церквей: её культ и организационные принципы. Англиканская церковь, одна из протестантских церквей: её культ и организационные принципы Англиканская церковь, одна из протестантских церквей: её культ и организационные принципы Пуритане

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

13

 

Религиозные войны в Западной Европе в XVI-XVII вв.

1

комбинированный

Религиозные войны XVI – XVII вв. в Европе: причины, последствия, роль, отличия Западной, Центральной и Восточной Европы.

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

14

 

Католичество, протестантизм

1

комбинированный

Католичество, протестантизм и европейская культура XVI–XVII веков.

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

15

 

Возрождение неоязычества в Европе.

1

комбинированный

Образ мира и человека в христианстве, философском гуманизме и творчестве деятелей эпохи Возрождения

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

16

 

Христианские миссионеры

1

комбинированный

Христианские миссионеры: общее и особенное в миссии православных христиан, римо-католиков, протестантов

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

17

Важнейшие этапы истории Русской Православной Церкви (до XVIII в.)

Славянские племена на территории нашей страны.

1

комбинированный

Язычество древних славян, его влияние на древнерусскую культуру. Народные праздники, обряды, календарь, культура. Нравственное состояние древних славян. Искание правды. Элементы языческой культуры в русской жизни

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

18

 

Приход православия на Русь.

1

комбинированный

Путешествие апостола Андрея Первозванного в северный удел. Появление первых христиан на территории нашей страны. Аскольд и Дир – первые князья – христиане

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

19

 

Христиане в славянских государствах.

1

комбинированный

Деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Принятие христианства св. Ольгой. Распространение христианства на Руси

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

20

 

Первые христиане-мученики на Руси

1

комбинированный

Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Выбор веры. Деятельность св. Владимира. Крещение Руси. Соединение язычества и христианства в народном сознании: «двоеверие». Роль Православия в развитии древнерусского государства и общества, философско-богословские мысли, художественной культуры, просвещения и образования

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

21

 

Распространение православия в XI в.

1

комбинированный

Первые святые русской земли - благоверные князья – Борис и Глеб. Их канонизация. Почитание святых князей, выражение неприятия и осуждение русским народом братоубийственных распрей

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

22

 

Первые русские митрополиты.

1

комбинированный

Начало монашества на Руси. Прп. Антоний и Феодосий – основатели Киево-Печерского монастыря. Монастырское строительство на Руси. Монастырь как центр культуры и летописания на Руси. Киево-Печерский патерик

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

23

 

Расцвет русской культуры и образования в XI веке.

1

комбинированный

Политическая раздробленность Древней Руси – главная причина крушения древнерусского государства

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

24

 

Монгольское нашествие и роль Церкви в сохранении русского народа

1

комбинированный

Героические подвиги русских христиан. Св. кн. Александр Невский и его деятельность по спасению русских земель. Святой Михаил Черниговский и боярин Федор – образец патриотизма русского человека

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

25

 

Политическая раздробленность и Русская Православная Церковь.

1

комбинированный

Усилия по объединению Руси. Святые этого периода. Зарождение Московского княжества. Даниил Московский. Иван Калита. Деятельность митрополитов Петра и Алексея по упрочению Московского государства

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

26

 

Борьба против монгольского ига

1

комбинированный

Борьба против монгольского ига: преподобный Сергий Радонежский и святой князь Дмитрий Донской. Роль прп. Сергия Радонежского в становлении великого русского государства и развитии его культуры. Куликовская битва и ее значение в деле освобождения русского народа

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

27

 

Значение Православия в жизни русского общества в XV–XVI вв.

1

комбинированный

Роль Церкви в формировании государственной идеологии. Совместная деятельность Ивана III и св. митрополита Ионы

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

28

 

Преподобные – освоители новых земель.

1

комбинированный

Основание Белозерской обители, Соловецкого и других монастырей

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

29

 

Святые преподобные Андрей Рублев, Феофан Грек, Епифаний Премудрый

1

комбинированный

Святые преподобные Андрей Рублев, Феофан Грек, Епифаний Премудрый и их роль в развитии русской культуры

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

30

 

Значение Церкви в деле строительства русской семьи.

1

комбинированный

История «Домостроя» и его содержание

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

31

 

Митрополит Макарий. Митрополит Филипп.

1

комбинированный

Книгопечатание. Введение патриаршества на Руси

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

32

 

Православие в XVII веке.

1

комбинированный

Смутное время и роль Православной Церкви в преодолении смуты. Деятельность св. патриарха Гермогена. Троице-Сергиева Лавра как идеологический, духовный и военный центр отражения иностранной интервенции и преодоления внутренних нестроений

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

33

 

Патриарх Филарет

1

комбинированный

Роль патриарха Филарета в строительстве русского государства

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

34

 

Раскол в Русской Православной церкви

1

комбинированный

Раскол в Русской Православной церкви и начало старообрядчества. Предпосылки и корни раскола. Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Особенности вероучения и культа старообрядцев. Последствия раскола для русской истории

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

35

 

Резерв

 

 

 

 

 

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учеб. пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Покров, 2003.

2. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учеб-метод. пособие для учителя. – М.: Православная педагогика, 2004.

3. Давыдова Н.В. Евангелия и древнерусская литература: Учеб. пособие для учащихся среднего возраста. – М.: МИРОС, 1993.

4. Давыдова Н.В. Путь на Маковец. Читаем житие Сергия Радонежского: Учеб. пособие. – М.: МИРОС, 1991.

5. Древнерусская литература. Книга для чтения. 5–9 классы/ Сост. Е. Рогачевская. – М.: Школа-Пресс, 1993.

6. Даули Т. Библейский атлас. – М.: Российское библейское общество, 2002.

7. Евфимий, епископ. Прекрасный Божий мир. Пособие по церковной катехизации для детей 9–12 лет. – М.: Даниловский вестник; Миссионерский отдел Елладской Православной Церкви, 1996.

8. Журавлев В.К. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере: Кн. для учащихся. – М.: Просветитель, 2004.

9. Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями/ Сост. прот. Серафим Слободской. – Различные издания.

10. Коротких Сергей, свящ. Основы православной культуры и нравственности. Ч. 1-2. – М., 2003.

 

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

 

  1. Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. История православной культуры земли Смоленской: Учеб. пособие. – Смоленск: СОИУУ, 2002.
  2. Берсенева Т.А., Рычкова В.А. Духовно-психическая безопасность личности: Пособие для учителей. – СПб., 2004.
  3. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 ч. – М.: Христианская литература, 2001.
  4. Православная культура: концепции, учебные программы, библиография / Сост. Самогаев; под общ. ред. иером. Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко. – М.: Покров, 2003.
  5. Православная культура: нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу общеобразовательных учреждений / Сост. В.М. Бычкова. Под общей ред. А.Г. Богатырева и иером. Киприана (Ященко). – М.: Покров, 2004.
  6. Воробьев Владимир. В помощь учителю: Рекомендательный указатель православно-ориентированных книг. Вып. I. – М.: Изд-кий совет РПЦ, 2003.
  7. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа: Пособие для руководителей образования и учителей. – М.: Сентябрь, 2001.
  8. Кошмина И.В. Наследие духовной культуры: музыка, изобразительное искусство: Пособие для педагогов. Ч.1. – М.: Менеджер, 1998.
  9. Кураев А., диакон. Библия в школьной хрестоматии: Метод. реком. к библейским текстам из хрестом. по лит-ре для сред. шк. – М.: Высш. православные курсы «Содействие», 1995.
  10. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»: Приложение к письму Минобразования России от 22.10.2002 г. № 14 – 52 876 ИН/16. – М., 2002.
  11. Сипинев Ю.А., Сипинева И.А. Русская культура и словесность: Учеб.-метод., культурологич. и литературовед. пособие к учебнику-хрестоматии «Животворящая святыня». Ч. 1: (6-й класс). – СПб.: Специальная литература, 1997.
  12. Шамаева С.Е. Библейские сказания в школе: Учеб.-метод. пособие. – Воронеж: Левый берег, 1996.
  13. Шамаева С.Е. Библия как Книга книг: Методическое пособие. – Воронеж: Левый берег, 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...