Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
рабочая программа на тему

Утина Любовь Ивановна

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_4_klass_fgos.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

 государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Ивана Федоровича Самаркина

с. Новая Кармала муниципального района Кошкинский Самарской области

"РАССМОТРЕНО"

на МО учителей гуманитарного цикла

от____     _____________ 2016 г.

Протокол № __ от _____ 2016 г.

"СОГЛАСОВАНО"

Зам.директора по УВР:

____________Л.И. Макарова

от____   ____________2016 г.

"УТВЕРЖДАЮ"

Директор школы: ____________Ю.Н. Платонов

Приказ №____от ______2016 г.

Рабочая программа

по курсу "ОРКСЭ"

"Основы мировых религиозных культур"

 в 4 классе

Программа разработана на основе региональной учебной программы курса:

«Основы  духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»  4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Л.Беглов,  Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. – 2-е изд. – Просвещение, 2012.  

                                                    Составитель: Утина Любовь Ивановна,

                                                учитель русского языка и литературы,

                                             первая квалификационная категория

2015-2016 уч.год 

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

        Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение и защита творческих проектов и презентаций – 4 часа.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).

Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.

Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками - экскурсиями. При изучении основ мировых религиозных культур отметки не выставляются.  

Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во
часов

Содержание урока

дата проведения

Раздел 1: Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. - 1 ч

 1.

Россия – наша Родина.

Россия – наша Родина. любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Раздел 2: Основы религиозных культур. - 28 ч

 1.

Культура и религия.

Религия, ритуал. Традиционные религии России: христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

 

 2.

Культура и религия

Связь между культурой и религией.

 

 3.

Возникновение религий. Древнейшие верования

Древнейшие верования и возникновение веры в Единого Бога.

 

 4.

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Возникновение религий мира и их основатели.

 

 5.

Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Трипитака.

Древнейшие верования. Священные книги религий мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

 

 6.

Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран

Древнейшие верования. Священные книги религий мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

 

 7.

Хранители предания в религиях мира

Нравственные заповеди в религиях мира.

 

 8.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Возникновении в мире зла.

 

 9.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Понятия «грех», «раскаяние и воздаяние»

 

 10.

Человек в религиозных традициях мира

Религиозно – культурные традицииимира как духовная основа многонационального, многоконфессионального народа России.

 

 11.

Священные сооружения

Представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве.

 

 12.

Священные сооружения.

Представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в исламе и буддизме.

 

 13.

Искусство в религиозной культуре

Особенности искусства в религиозных культурах христианства и ислама

 

 14.

Искусство в религиозной культуре.

Особенности искусства в религиозных культурах иудаизма и буддизма

 

 15.

Творческие работы учащихся.

Защита творческих работ. Презентация творческих работ

 

 16.

Творческие работы учащихся

Защита творческих работ. Презентация творческих работ.

 

 17.

История религий в России

Появлении христианства на Руси, историческая роли Православной церкви в становлении российской государственности

 

 18.

История религий в России.

Появление на территории России ислама, буддизма, иудаизма и их роль в становлении российской государственности

 

 19.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Ритуалы, обряды. Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин

 

 20.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Ритуалы, обряды. Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин

 

 21.

Паломничества и святыни

Паломничество, мощи. Хадж. Накхор.

 

 22.

Праздники и календари

Песах, Шавуот Суккот Ханука. Пурим, Дончод, Сагаалган. Рождество, Крещение (Богоявление) Пасха, Пятидесятница (Троица). Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид.

 

 23.

Праздники и календари.

Песах, Шавуот Суккот Ханука. Пурим, Дончод, Сагаалган. Рождество, Крещение (Богоявление) Пасха, Пятидесятница (Троица). Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид.

 

 24.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Заповеди, притча, бодхисатва.

 

 25.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Десять заповедей, мораль, нравственно сть.

 

 26.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Четыре благородные истины, карма, сансара, счастливые и несчастливы е перерожден ия. Три драгоценнос ти буддизма. Милосердие, забота

 

 27.

Семья

Семья, долг, свобода, любовь, ответственность, труд.

 

 28.

Долг, свобода, ответственность, труд

Семья, долг, свобода, любовь, ответственность, труд.

 

Раздел 3: Духовные традиции многонационального народа России. - 5 ч

 1.

Любовь и уважение к Отечеству.

Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

 

 2.

Подготовка творческих проектов.

Систематизация знаний по теме «Религии и мораль» Обсуждение, выбор и создание творческих работ

 

 3.

Выступление учащихся со своими творческими работами

Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе)» и т.д

 

 4.

Выступление учащихся со своими творческими работами.

Возможные темы: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д

 

 5.

Презентация творческих проектов

Тема: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

рабочая программа по ОРКСЭ...

Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.

Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирован...

Пояснительная записка к рабочей программе по ОРКСЭ 4-5 класс

Пояснительная записка к программе по ОРКСЭ 4-5 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ (5 класс).

Рабочая программа по ОРКСЭ (5 класс)....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа к учебнику издательства "Дрофа" учебный модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 2016

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 2016...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс.

Составлена на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики», автор: А. Я. Данилюк.-М. «Просвещение», для общеобразовательных учреждений УМК ...