Краеведческая работа в учреждении дополнительного образования.
статья на тему

Учащиеся смогут научиться работать с историко-краеведческими материалами, готовить рефераты, учиться самостоятельно делать выводы, обобщения, овладевать знаниями привлекательности своего города, села, района для туристско-экскурсионной деятельности, методики подготовки и разработки туристских программ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведческая работа в учреждении дополнительного образования.

В настоящее время на фоне все возрастающего объема учебного материала, материала для подготовки к занятиям по истории, обозначилась проблема снижения качества исторических знаний у учащихся. На это влияют многие факторы: сложность школьных программ, параллельное преподавание российской и всеобщей истории в школе, несопоставимый с количеством часов объем информации. Все это приводит к формализму восприятия исторического материала, непониманию сущности исторического процесса и в конечном итоге – к снижению интереса к историческим дисциплинам и низкой профессиональной ориентированности школьников. В то же время возрастает интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, достояниям родной природы. Создание площадок дополнительного изучения исторического материала (в частности, краеведческого), позволит повысить качество подготовки школьников по историческим дисциплинам. В современных условиях актуальным становится реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Применение современных информационных технологий в обучении способствует обеспечению доступности качественного образования учащихся. В связи с этим в МБУ ДО  «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» разработана программа «Краеведение. Моя Мордовия». Реализация программы дополнительного образования учащихся «Краеведение. Моя Мордовия» вызвана необходимостью организации подготовки учащихся к жизни, к выбору будущей профессии и обучения подростков средствами краеведческой деятельности, а также подготовки квалифицированного краеведческого актива – организаторов туристско- краеведческой работы среди школьников.

Содержательная сторона программы демонстрирует важность раннего знакомства учащихся с различными направлениями научных исследований, самостоятельного выполнения творческих исследовательских работ, апробирование вариантов деятельности, которые будут полезны для их дальнейшей профессиональной ориентации. В течение года во время работы по курсу «Краеведение. Моя Мордовия» учащиеся смогут приобрести первоначальные знания и умения на теоретических и практических занятиях, углубить уже имеющиеся знания о родном крае, навыки краеведческой работы. В ходе занятий участники программы познакомятся с основными принципами краеведческого подхода к изучению своей малой Родины; научатся проводить географический обзор Республики Мордовия, выявлять природно-территориальные особенности своего района, города, села; глубже изучат основные периоды в истории Республики Мордовия, более основательно познакомятся с основными историческими событиями в своем районе; узнают о выдающихся личностях в истории Республики Мордовия; познакомятся с памятниками истории, культуры и архитектуры на территории своего района, города, села. В процессе работы в курсе «Краеведение. Моя Мордовия» учащиеся смогут овладеть знаниями об основных функциях, методах и формах краеведческой деятельности; узнать направления, объекты и источники краеведения, а также основные природные и культурно-исторические ресурсы региона. Кроме того, учащиеся смогут освоить методику краеведения, выработать навыки самостоятельной работы с документальными и литературными источниками краеведческого характера для углубления знаний по предметам школьного цикла, а также для разработки туристских программ. Задача участников объединения – сделать свой родной уголок земли привлекательным для туристско-экскурсионной деятельности. При изучении курса «Краеведение. Моя Мордовия» используются различные формы деятельности: лекции, выполнение практических заданий, оформление презентаций, экскурсии в музеи, архивы, библиотеки, знакомство с кафедрами вузов, занимающимися краеведческой деятельностью, знакомство с краеведами, литературой краеведческого характера и самостоятельная работа учащихся. Основу программы составляет краеведческий компонент, который традиционно является эффективным средством воспитания, обладает большим образовательным потенциалом и создает условия для духовного и интеллектуального развития личности. Курс обучения по данной программе строится от простого к сложному. В начале обучения носят занятия познавательный характер. Учащиеся выполняют простейшие задания, знакомятся на местности уже с известными фактами, памятниками истории и культуры, учатся работать с документами, делать записи воспоминаний, выписки цитат, фактов из литературы. Особое внимание при этом уделяется изучению истории, культуры, природы родного края. С целью развития интереса к занятиям в объединении, они проводятся в форме экскурсий в музеи. Учащиеся смогут научиться работать с историко-краеведческими материалами, готовить рефераты, учиться самостоятельно делать выводы, обобщения, овладевать знаниями привлекательности своего города, села, района для туристско-экскурсионной деятельности, методики подготовки и разработки туристских программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Особенности организации воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования"

Данная методическая разработка поможет молодым педагогам дополнительного образования детей планировать воспитательную работу в творческом объединении. Планировать работу с учетом инновационного подход...

Итоговая аттестационная работа "Организация воспитательной работы в учреждении дополнительного образования на примере МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Прометей»

В современные условия воспитание рассматривается в педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духо...

Автореферат Дипломной работы «Формирование принципов вокально-хоровой работы в учреждениях дополнительного образования детей».

В данной работе, опираясь на личный опыт организатора и руководителя коллектива, мы определяем основные моменты функционирования Детской хоровой студии «Синяя птица» при МБОУ ДО «Дом...

Опыт создания информационной образовательной среды детского объединения туристско-краеведческой направленности в учреждении дополнительного образования детей

В статье представлен и обобщен опыт создания информационно-образовательной среды сектора туризма ДЮЦ "ПЕТЕРГОФ". В статье указаны системообразующие ресурсы ИОС, описаны принципы реализации и...

Профориентационная деятельность как одно из направлений воспитательной работы в учреждении дополнительного образования детей

Выступление о необходимости и возможности профориентационной деятельности в учреждении дополнительного образования...

Формы организации методической работы в учреждении дополнительного образования.

   Методическая работа в образовательной организации - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направл...