Исследование популярности профессии ИНЖЕНЕР!
занимательные факты на тему

Шевляков Валерий Анатольевич

Что придумал Владимир Шухов…

14:10

     Было серое пасмурное утро, навевающее уныние, и казалось, ничто не сможет этого изменить. Но приехали волшебники, которые подарили детям улыбки, смех, и день стал светлее.
А начиналось все так… Задолго до субботы 11.06.2016 года был объявлен приезд ПИСАТЕЛЯ! Ребята с нетерпением ждали этого человека. Ждали увитого сединами старика с пронзительными, всепонимающими глазами, а приехал молодой человек 28 лет Айрат Багаутдинов. 
Он презентовал свою книгу о великом русском инженере В.Г. Шухове под названием «Что придумал Владимир Шухов». Много нам известно о нашем земляке, но молодой писатель живым языком представил нам совершенно нового человека. Человека – ИНЖЕНЕРА, изобретателя, который был первым во многих отраслях инженерной мысли того времени. 
Спутница Айрата - Ксения провела мастер-класс по строительству башни Шухова! Вот здесь и проявили себя ребята. Участники были разбиты на две группы, которые соревновались друг с другом. Улыбки, шутки и смех сопровождали это состязание. Конечно, как всегда, победила дружба, но все участники получили заряд хорошего настроения.
После лекции и мастер-класса Айрат и Ксения посетили школьный музей им. В.Г.Шухова, кстати, они обратили внимание, что даже в Москве нет музея В.Г. Шухова! Так что мы в лидерах по распространению образа лучшего русского  инженера!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_populyarnosti_professii_inzhener.docx207.51 КБ

Предварительный просмотр:

Данная работа предполагает проведение полного исследования по вопросу «Профессия – инженер». В связи с переориентацией нашего государства с сырьевого бизнеса в высокотехнологичный, становится насущной проблема обеспечения техпроцессов инженерными кадрами. Выдвигается гипотеза, что недостаток кадров инженерных специальностей связан также с недостаточной информированностью нашего общества об этой профессии. Информированность включает в себя популяризацию данной профессии, начиная со школьного возраста.

В последние годы увеличилось количество статей в интернет – изданиях и в периодической печати о профессии инженер. На данный момент усилия нашего правительства тоже направлены на популяризацию рабочих и инженерных специальностей. Так премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил правительственный план мероприятий по повышению престижа рабочих и инженерных профессий.

Среди мероприятий, которые должны поднять привлекательность технических
профессий, — всероссийский конкурс «Лучший по профессии», национальный чемпионат WorldSkills Russia, национальный профориентационный фестиваль «Профи». Предполагается, что реализация плана охватит около 0,6 млн человек.

Уже твёрдо установлено, что правильно выбранная профессия — это возможность максимальной самореализации, достижение желаемого социального статуса. Проблема, однако, состоит в том, что большинство молодых людей выбирают более престижные на данный момент профессии – менеджер, юрист, экономист и т.д. Когда задаешь вопрос – почему не инженерная профессия, ответ в большинстве случаев один – никто даже не задумывался о ней, так как ничего не знают о данной специальности.

Мы решили выяснить, насколько информированы дети нашей школы об этой профессии, а также, что делается для возникновения интереса к техническим специальностям. В рамках нашего мониторинга мы задали пять вопросов обучающимся, с целью выяснить степень их знаний об инженерной профессии и русских инженерах в частности. Этот вопрос особо актуален, так как на нашей грайворонской земле родился великий инженер В.Г. Шухов, и его имя носит наша школа.


Задачи, которые преследовала наша работа, – выяснить, насколько молодежь понимает необходимость профессии инженер. С этой целью были сформулированы пять вопросов, которые наиболее полно должны охватить данные области знаний учащихся. Ниже приведены результаты опросов в виде таблиц по классам. Результаты исследований обучающихся 10 и 11 классов объединены в общую таблицу.

№ п\п

Вопрос

Варианты ответа (ответил \не ответил)

Процент(%)

7 классы

1

Кто такой инженер?

18/6

75/25

2

Какие инженерные профессии вы знаете?

16/8

67/33

3

Какие науки необходимы хорошему инженеру?

17/7

71/29

4

Какие научно популярные издания пишут о профессии инженера?

3/21

13/87

5

Каких русских инженеров вы знаете?

19/5

79/21

Ответили:

Шухов В.Г

№ п\п

Вопрос

Варианты ответа (ответил \не ответил)

Процент(%)

8 классы

1

Кто такой инженер?

22/9

71/29

2

Какие инженерные профессии вы знаете?

19/12

61/39

3

Какие науки необходимы хорошему инженеру?

25/6

81/19

4

Какие научно популярные издания пишут о профессии инженера?

2/29

6/94

5

Каких русских инженеров вы знаете?

24/7

77/23

Ответили:

Шухов В.Г

№ п\п

Вопрос

Варианты ответа (ответил \не ответил)

Процент(%)

9 классы

1

Кто такой инженер?

21/11

66/34

2

Какие инженерные профессии вы знаете?

23/9

72/28

3

Какие науки необходимы хорошему инженеру?

26/6

81/19

4

Какие научно популярные издания пишут о профессии инженера?

2/30

7/93

5

Каких русских инженеров вы знаете?

24/8

75/25

Ответили:

Шухов В.Г

№ п\п

Вопрос

Варианты ответа (ответил \не ответил)

Процент(%)

10 – 11 классы

1

Кто такой инженер?

17/0

100

2

Какие инженерные профессии вы знаете?

17/0

100

3

Какие науки необходимы хорошему инженеру?

17/0

100

4

Какие научно популярные издания пишут о профессии инженера?

4/13

24/76

5

Каких русских инженеров вы знаете?

17/0

100

Ответили:

Шухов В.Г


Сводная таблица данных по всем участникам опроса школы им. В.Г. Шухова.

№ п\п

Вопрос

Варианты ответа (ответил \не ответил)

Процент(%)

10 – 11 классы

1

Кто такой инженер?

78/26

75/25

2

Какие инженерные профессии вы знаете?

75/29

72/28

3

Какие науки необходимы хорошему инженеру?

85/19

82/18

4

Какие научно популярные издания пишут о профессии инженера?

11/93

10/90

5

Каких русских инженеров вы знаете?

84/20

81/19

Ответили:

Шухов В.Г


Из результатов опроса видно, что ученики 7 – 9 классов проявили незнание понятия инженер, а также многие из них не назвали ни одной фамилии русского инженера. Особенно это неприятно, потому что опрашивались ученики школы, носящей имя великого инженера, гения трех столетий В.Г. Шухова. Опрос был анонимный, поэтому мы не можем привести примеры имен других учеников, которые назвали несколько фамилий: Шухов, Черепанов, Попов, Калашников и др. К сожалению, таких было немного…

        Что касается учеников 10 – 11 классов в целом, практически все ответили на вопросы, касающиеся специальности инженер и знания фамилий русских инженеров. Ответ, почему так, здесь кроется в том, что ребята уже стоят перед выбором своей профессии. Они начинают задумываться о будущем, ищут ответы на вопрос: кем стать? Провальным оказался вопрос о периодических изданиях технической направленности. С чем это может быть связано? Наиболее правдоподобным кажется ответ – глобальная сеть! Ребята все меньше отводят времени для чтения и все больше сидят в сети. Периодические издания перемещаются в интернет, но все равно теряют читательскую аудиторию.

Так журнал «Знание – сила» имел тираж в 1967 году – 700 000 экземпляров, сейчас – 5000. «Знание – сила» - советский и российский научно-популярный и научно-художественный журнал, основанный в 1926 году. Публикует материалы о достижениях в различных областях науки — физике, астрономии, космологии, биологии, истории, экономике, философии, психологии, социологии.

Журнал «Наука и жизнь» имел тираж в 1985 году – 3 000 000 экземпляров, сейчас – 36 000. 1890 – основан М.Н. Глубоковским (1857—1903). Целью журнала провозглашалась популяризация науки. Журнал выходил раз в неделю и был небольшим по объёму (16 страниц). Годовая подписка стоила 5 рублей. С 1938 –  «Наука и жизнь» становится органом Академии Наук СССР.

Журнал «Юный техник» имел тираж в 1981 году – 1 900 000 экземпляров, сейчас – менее 18 000. Журнал рассказывает о последних достижениях науки и техники, тайнах природы и мироздания, о важнейших открытиях и изобретениях. При журнале работает уникальное, единственное в мире детское «Патентное бюро», на страницах которого рассказывается об изобретениях ребят, анализируются их успехи и ошибки. Специалисты Патентного бюро помогают детям в оформлении настоящих, «взрослых» патентов.

Журнал «Квант» имел тираж в 1990 годах – около 300 000 экземпляров, сейчас – менее 5 000, хотя по оценке экспертов ЮНЕСКО в 1985 году «Квант» являлся уникальным в своём жанре журналом.

Как мы видим резкое падение тиражей журналов технической направленности, связан и с резким падением интереса к профессии инженер! Нам, как наследникам В.Г. Шухова, хотелось бы переломить данную тенденцию.

Первое знакомство с В.Г. Шуховым мы, учащиеся школы имени Шухова, начинаем со школьного музея, в котором собрана коллекция личных книг Владимира Григорьевича. Некоторые из личных вещей великого инженера, такие как металлическая ручка. Фотографии семьи и портреты Шухова нарисованные студентами художественных вузов.

В школьной библиотеке хранятся книги о Шухове, написанные уже нашими современниками. Одна из них с личным автографом автора подарена библиотеке летом этого года, когда к нам приезжал сам Айрат Багаутдинов. Его приезд запомнился обучающимся еще и мастер - классом по постройке телевизионной башни Шухова.  

Совместными усилиями нашего руководства, а также руководителей школы №38 г. Белгорода и БГТУ им В.Г. Шухова создано «Содружество шуховских школ». В рамках которого популяризуется инженерное наследие Шухова. Принимается участие в инженерных, конструкторских и технических конкурсах. Периодически наши ребята посещают музей, а также инновационный центр при БГТУ им. В.Г. Шухова, где с ними проводятся лекции и мастер – классы по различным инженерным направлениям. Например, нам показывали 3D – моделирование будущих гоночных автомобилей, собранные руками студентов электровелосипеды, лазерная резка и гравировка изделий.

Все это вызывает у обучающихся повышенный интерес, и его нужно подпитывать и закреплять. Таким образом, мы вовлекаем в ребят творческие кружки – робототехники. Так же работает научный кружок физики, в рамках которого и проводятся исследовательские работы по данной тематике. Где ребята могут реализовать свои творческие устремления.

Так же в целях популяризации технических изданий на базе школьной библиотеки была проведена акция «С юбилеем!» – в честь 90-летнего юбилея журнала «Знание – сила». На которой ребятам представлена краткая подборка наиболее популярных тематик журнала. Это передовые научные достижения как наших так и зарубежных ученых, инженерные инновации которые будут внедрены в ближайшее будущее. Из гуманитарных наук рассматривались биографии выдающихся писателей и ученых. Исследования касающиеся биологии, генной инженерии…


Основной вывод, который можно сделать после выполнения нашей работы – популяризировать профессию инженер необходимо! Необходим комплексный подход к решению данной проблемы. К сожалению, силами самих обучающихся, всего достичь невозможно, необходима помощь взрослых.

Со своей стороны мы проводили лекции и мастер – классы по шуховской тематике. Обменивались ими со школами нашего содружества. Популяризировали работы современных авторов пишущих о Шухове.

Со стороны взрослых нам оказывалась помощь в поездках в Белгород на участие в различных конкурсах, олимпиадах.

Было бы очень хорошо, если бы государство проспонсировало получение школами периодических изданий научно – популярной и инженерной тематики. Также хотелось бы, чтобы конкурс профессионального мастерства также перемещался и в направление общеобразовательных школ.

Популяризацию инженерных специальностей необходимо начать с технического уклона в школах. Создание физико – математических и физико – химических классов с углубленным изучением предметов. Человек, понимающий точные науки, автоматически задумывается о профессии инженера, где он сможет реализовать свои творческие возможности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессия- Инженер - строитель.автор Ташкинов Егор.

Данная презентация  является творческим проектом  курса "Профессиональное самоопределение" 7 класс. Автор: Ташкинов Егор.  Руководитель Волкова Е.В....

«Выбор профессии. Популярные профессии в Германии и России»

Материалы интегрированного урока (немецкий язык + информатика) в 9 классе...

Разработка урока для 11 инженерного класса "Профессия инженера"

Пояснительная записка к уроку "Профессия инженера" для 11 классаКонспект урока "Профессия инженера" для 11 классаПрезентация к урокуБиография И.К.Брюнеля. Интересные данные....

Кто такой инженер. Роль профессии “инженер

Учебно-методический материал "Кто такой инженер. Роль профессии “инженер”." может быть использован на занятиях по иностранному языку или в качестве самостояльной работы во время отмены занятий на пери...

В. А. Комшилова, А. А. Смирнов, Санкт-Петербург Престиж профессии инженера — это очень просто!

Данная статья затрагивает вопросы подготовки современных школьников к вступлению во взрослую жизнь в современных очень непростых условиях. Страна нуждается в квалифицированных кадрах для работы в пром...

Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Есть такая профессия - инженер"

Знакомство воспитанников с профессией инженера, рассказ о истории и значимости профессии, её плюсах и минусах, о многообразии её специализаций....

Знакомство с профессией инженер-технолог через рассказ М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил

Цель: знакомство с  профессией инженер-технологЗадачи:1.Рассмотреть особенности профессии инженера-технолога не только через  теоретический материал, но и через произведения художественной л...