Эссе. Моя педагогическая философия.
материал на тему

Цитцер Светлана Васильевна

В этом эссе содержаться мои представления о миссии  учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия.

Вспоминается «Притча об учителе». Родители искали для сына хорошую школу и учителя и, наконец, они выбрали для сына лучшего учителя.

Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.
          Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу.

Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя.

Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.

В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
- Дедушка, вам плохо, принести воды? - послышался голосок.
- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.
- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребёнок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель.
Дед поздоровался и сказал:
- Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.
- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
         Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл.
Вечером мама мальчика спросили деда:
- Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.

Как бы я хотела быть этим учителем! Я стремлюсь к этому и свято верю, что учитель не может быть бездушным исполнителем своих обязанностей, который, как принято сей час говорить, «оказывает образовательные услуги». Современные ученики зачастую проводят с нами, учителями, больше времени, чем с родителями, и наше предназначение -  воспитать их хорошими людьми.

Сколько себя помню, всегда хотела стать учителем. Наверное, нам с братом передалась мечта мамы. Она в своё время поступала в педагогический ВУЗ, но, испугавшись первых трудностей,  «сбежала домой», вышла замуж, а там уже не до учёбы. Но учителем она бы стала отличным: в нашем доме всегда гостило много детей. Все братья мамы и отца оставляли маме племянников на воспитание, мы с братом приводили с собой  друзей и товарищей, а ещё к нам очень любили ходить ребята из детского дома и интерната, они, как я сейчас понимаю, специально заводили с нами дружбу. Отец относился к шумной ватаге детишек очень хорошо: он очень любил детей и всю жизнь хотел, чтобы их было больше в нашей семье. Мама не устраивала дома никаких игр и соревнований, не готовила вкусных обедов, а просто умела найти общий язык с каждым, в каждом увидеть личность. Мы с братом давно выросли, а наши друзья и одноклассники по-прежнему любят приходить в наш дом, даже когда нас нет, просто – к маме. А я смотрю на маму и думаю:  «Ну чем не учитель, к которому приходят его повзрослевшие ученики». Вслух мама о своей мечте не говорила, и когда мы с братом в 90-е  поступали в ВУЗы, мама видела меня корреспондентом телевидения, а брата инженером-физиком. Но я уже почти двадцать лет учу детей (в школу я пошла по зову сердца, меня очень настоятельно уговаривали остаться преподавателем в институте). Брат уходил из профессии учителя на «большие заработки и раннюю пенсию», но через пять лет вернулся в школу, и мы с мамой видим, как он счастлив на любимой работе учителя-физики.

Моя педагогическая философия выросла в родительском доме, в  доме, где в нас с раннего детства воспитывали чувство любви друг к другу, чувство заботы о ближнем, чувство понимания и приятия всех людей со всеми их достоинствами и недостатками. Эти качества закладывались и в семье, и на малой Родине, в Удмуртии. Скромность, трудолюбие, исполнительность, уважительное отношение к людям  - это качества людей, живущих со мной рядом в детские годы. Бабушка, когда я была маленькой, говорила родителям: «Неважно, кем будут ваши дети, главное, чтобы хорошими людьми выросли». И именно эта фраза является ключевой в моей педагогической философии. Работая учителем, я никогда не ставила на первое место  задачу научить ребёнка писать без единой ошибки или читать «со скоростью ветра». Для меня важно, чтобы мои ученики были хорошими людьми,  людьми, которые не пройдут мимо плачущего человека, людьми, которые будут всегда почитать своих родителей, людьми, которые будут свято хранить свои семейные ценности, будут любить свою Родину и заботиться о ней. Очень хочется, чтобы мои родные дети и мои ученики знали, что их начинания – это продолжение традиций их предков, хранили то, что передали им их родители, бабушки, дедушки.

На своих уроках я рассказываю детям о добре и зле, о любви и ненависти, о правде и лжи. Мне важно, чтобы дети могли отличать вечные ценности от сиюминутных желаний. На уроках литературы каждому из учеников предлагаю встать на место героя произведения и сделать важный жизненный выбор. Например, изучая роман-эпопею Л.Н. Толстого, дети на время становятся Наташей Ростовой, Пьером Безуховым или Андреем Болконским, а шестиклассники отвечают на вопрос : с кем бы стали дружить,  с Настей или с Митрашей (героями сказки-были Пришвина М.М «Кладовая солнца»)? Только приняв героя, можно понять его поступки и вместе с героем научиться выбирать правильный жизненный путь. А русская литература всегда учила, учит и будет учить высоким духовно-нравственным идеалам. Изучая правила русского языка, мы обязательно моделируем с детьми жизненную ситуацию: что может произойти, если не знать этого правила и писать так, как хочется. Существует масса дидактических примеров, когда неправильная постановка знаков препинания приводит к искажению информации, но я стараюсь показать детям красоту русского языка, привить им гордость за свой родной язык, рассказываю им об истории языка. И горжусь результатом, когда дети понимают, что русский язык – это язык их предков, это язык их Родины. На уроках русского языка мы изучаем высказывания великих людей, которые гордились родным языком. А понимание значимости языка в жизни влечёт за собой интерес, а значит, стремление знать лучше русский язык. Так, стремясь стать добрыми, понимающими людьми, изучая народные традиции и историю России, завоёвывая гордое звание «хорошего человека», мои ученики познают премудрости русского языка и литературы.

А я вижу, как пятиклашки подрастают, взрослеют, становятся дружными, с каждым годом всё добрее и внимательнее относятся к своим родителям, понимают свою значимость, а пытаясь разобраться в сложных вопросах жизни, вспоминают произведения литературы, литературных героев. Это все мы видим в одиннадцатом классе, когда дети пишут сочинение-допуск к экзаменам. Сочинение носит надпредметный характер, нужно размышлять о жизненных ценностях, а аргумент, доказывающий правильность мыслей, учащиеся берут из художественной литературы.

Время проходит быстро, ученики становятся выпускниками, а потом сами становятся родителями.  Окончив школу, ученики часто навещают меня, радуются, когда я учу их детей. А я с умилением слушаю рассказы об их семейной и общественной жизни и каждый раз убеждаюсь в правильности своей педагогической философии: нужно воспитывать в детях любовь к ближнему, заботливое отношение  к родителям, умение дорожить семейными ценностями и традициями родного народа, желание служить на благо Родины. И я верю, что мои выпускники будут «хорошими людьми».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...

эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе о моем понимании профессии педагог....

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе «Моя педагогическая философия»

"Распахни своё сердце!"  Так называется эссе, которое я писала для  конкурса "Учитель года"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...