Занятие. "Весна".
план-конспект на тему

Мороз Ирина Владимировна

Интегрированное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности  для детей с задержкой психического развития «Весна».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zantie_vesna_moroz_i.v.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Росинка»»

План – конспект интегрированного занятия

в подготовительной группе компенсирующей направленности  

для детей с задержкой психического развития

«Весна»

                                                                 Учитель-дефектолог: Мороз И.В.

                                                                   Учитель-логопед: Щетинина О.В.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Активация и актуализация словаря по теме «Весна и её приметы»;
  • Совершенствование навыка составления предложений по картине с употреблением предлогов «на», «над», «под» с опорой на графические схемы;
  • Развивать интонационную выразительность речи, дыхание;
  • Совершенствование навыка ЗАиС;
  • Совершенствование навыка деления слов на слоги;
  • Закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры;
  • Закреплять практические навыки сложения и вычитания;
  • Упражнять в установлении последовательности чисел в пределах 10 в обратном порядке;
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки;
  • Совершенствование навыка словообразования прилагательных от глаголов.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие связной речи (умение правильно пользоваться грамматическими конструкциями);
  • Зрительного внимания и восприятия, общей моторики, координации речи с движением, пения с движениями;
  • Создание условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • Развитие мелкой моторики рук в процессе выполнения практических заданий.

        Коррекционно-воспитательные цели:

  • Поддерживать оптимальную двигательную активность детей  в целях предупреждения утомляемости, обеспечения смены видов деятельности.
  • Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;
  •  воспитывать интерес к математическим занятиям;
  • развивать умение самостоятельно объединяться для совместных действий, оказывать друг другу помощь.

Оборудование:

 магнитная доска, аудиозапись «голос кукушки», «Музыка Весны», дерево березка, листочки на скрепках, синтезатор, планшеты, фишки синего и красного цвета (индивидуальные и демонстрационные), кассы букв (индивидуальные и демонстрационные), цветные буквы из картона (первая буква имени ребёнка), карточки-схемы предлогов «на», «над», «под»; картина «Весенний пейзаж», цветок-подснежник, предметные картинки, аромалампа; «ручеек» и набор геометрических фигур; листочки с примерами на одной стороне и с точками на другой стороне, на каждого ребенка; простой карандаш на каждого ребенка;  светофор с зелёным и красным цветом на каждого ребёнка.

Предварительная работа: чтение рассказов о природе; составление предложений по опорным карточкам-схемам предлогов «на, над, под»,  заучивание стихотворений, песни «Весенние месяцы», загадывание загадок о весне.

Индивидуальная работа: оказание индивидуальной помощи затрудняющимся детям в выполнении заданий (показ, объяснение, уточнение).

Ход

  1. Оргмомент:          Дети заходят, здороваются с педагогом, гостями  и встают  

                                в круг.

Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое!

Ты встаешь все выше, выше –                                                     медленно поднимают голову вверх

Потянуло правый лучик –                                                            тянут правую руку вверх

Потянуло левый лучик –                                                               тянут левую руку вверх

Собрали все тепло и подарили друг другу.                           круговые движения руками,

                                                                                                        прикладывают руки к сердцу и

                                                                                                        берутся за руки.

2. Загадка.

Логопед: Отгадайте загадку:

Если снег повсюду тает, день становится длинней,

                                        Если всё зазеленело, и в полях звенит ручей,

                                        Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

                                        Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла…  

Дети: Весна! 

Логопед: Сегодня, ребята, мы будем говорить о весне.

 3. Беседа о весенних месяцах. Звучит аудиозапись «голос кукушки».

Логопед: Зовет детей кукушка: «Довольно, сони, спать!

                 Весна пришла к нам в гости, давно пора вставать.

                 Пригласила нас кукушка на полянку, в лес родной.

                 Вместе нам идти придется. Кто со мной?                        Дети идут друг за другом.

Логопед: Мы пришли с вами в гости на лесную полянку. Посмотрите, какую березку принесла нам весна. За каждый ваш правильный ответ, мы  будем  дарить березке зеленый  листочек, и посмотрим, какой она станет. Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май).  Ребята, а когда ходят в гости, что принято дарить?

Дети: Подарки.

 Логопед: Давайте мы березке тоже подарим подарок – песенку про весенние месяцы. Дети поют:

Весёлый, звонкий месяц март! Звенит вовсю капель!

И с юга птицы к нам летят, гоня мороз, метель.

Апрель! Апрель! На дворе звенит капель!

Птицы разные поют, на деревьях гнёзда вьют;

Рисовать мелками счастье, всем ребятам крикнуть: «Здрасьте!»

Рисовать, писать, играть! Май пришел – пора мечтать…

 Дети хором говорят: «Март, Апрель и Май – их не забывай!»

Логопед: Вы правильно назвали весенние месяцы. «Одеваем» на берёзку листочек.

4. ЗАиС слова «Март».

Логопед: Ребята, отгадайте загадку.

Ручейки бегут быстрее, светит солнышко теплее!

Воробей погоде рад – заглянул к нам месяц…   (Март).

Логопед: Правильно. Март – это первый или последний месяц весны? (Ответы).

  - Сейчас я предлагаю вам занять свои места и сделать звуковой анализ слова «Март». Дети выкладывают. Один ребенок работает у доски.

- Сколько всего звуков в слове «Март»? Сколько гласных? Сколько согласных? А теперь под каждой фишкой положите нужную букву. А теперь указательным пальчиком правой руки ведём и читаем слово.

- Давайте проверим, правильно вы выполнили задание. У вас также получилось, как у … (имя ребенка, который работает у доски).

На столах у детей лежат зеленые и красные флажки.

- Ребята, кто верно выполнил задание – поднимите зеленый флажок, кто допустил ошибку – красный флажок. (Проверяем задание).

Логопед: Вы справились с этим заданием, и мы дарим березке еще один листик.

5.  Динамическая пауза «Шаловливые сосульки».

Шаловливые сосульки (руки на поясе, подпрыгиваем на месте);

Посмотрели вниз (посмотреть вниз из-под руки);

Шаловливые сосульки (руки на поясе, подпрыгиваем на месте);

Сели на карниз (присели на корточки);

Стали каплями кидаться (руками соответствующие движения);

Кап-кап, дзинь-дзинь! Кап-кап, дзинь-дзинь! (в такт наклонять голову вправо-влево).

Педагог подходит к детям.

6. Работа с предлогами по картине «Весна».

 Логопед. Ребята, посмотрите, сколько много разных букв у меня в руках. Возьмите ту букву, с которой начинается ваше имя. Буквы разложены на подносе. – А теперь объединитесь в пары по одинаковому цвету буквы.

- Подойдите ко мне (выбираю сама) и возьмите одну карточку.

 На обратной стороне карточек нарисованы схемы предлогов: на, над, под.

- Что нарисовано на карточках?

Дети: Это «маленькие» слова.

- Посмотрите на картину. Какое время года здесь изображено?

Послушайте внимательно задание: каждая пара придумайте  предложение с «маленьким» словом по картине «Весна».  

- Вы все справились с этим заданием. И мы дарим березке еще один зеленый листочек.

Логопед обращает внимание детей на подснежник (он растет под березой).

7. Игровое упражнение «1-2-3-4».

Логопед. Ребята, вы обратили внимание, какой красивый подснежник вырос под березой? Кажется, в нём что-то есть.

Педагог раскрывает подснежник, внутри лежат картинки: подснежник, солнце, проталина, почки, скворечник, жаворонок, пень, лист.

- Давайте поделим название каждой картинки на слоги хлопками.  

- Я предлагаю вам немножко отдохнуть. Встаньте в круг.

8. Физминутка «Солнечный лучик».  

Солнца лучик золотой           Дети стоят в кругу, протягивают

Протянуло нам с тобой.         руки вперёд.

Носики подставили,               Гладят носик.

Щечки все поджарили.          Гладят щечки.

От сосулек звон, звон.           Дети хлопают в ладоши.

Просыпайся, клен, клен.       Потирают глазки.

Растопился снег, снег.           Делают круговые движения рук от себя.

Ручейки все в бег, бег.            Руки впереди, выполняют волнообразные движения.

Гром шагает – топ, топ.           Топают ногами.

Почки слышно – хлоп, хлоп.  Хлопают в ладоши.

9. Игра «Сколько нас»

Дефектолог. Ребята, я за вами наблюдала, и мне тоже очень захотелось вместе с вами «наряжать» березку. Но прежде чем мы продолжим, давайте посчитаем сколько нас. Начнет Игорь, продолжит сосед справа (Я первый, я второй…).  

Дефектолог. Сколько нас? Сколько девочек? Сколько мальчиков? Кого больше? На сколько человек больше? Кого меньше? На сколько человек меньше?

Дефектолог. Мы справились с первым заданием и можем «подарить» березке листочек. Посмотрите на столах лежат листочки, это следующее задание.

10. Решение примеров на сложение и вычитание с помощью абаков.

На столах у детей лежат листы с примерами. Один ребёнок решает примеры у доски, остальные за столами.

Дефектолог. Сравни с образцом, если ты выполнил задание верно, то подними зелёный флажок, если неверно – красный флажок.

Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Дефектолог. Мы решили все примеры и на березке появится еще листочек.

11. Пальчиковая гимнастика «Весенняя капель»

Кап-кап, весна настала           Соединяем большой палец правой руки с остальными

Кап-кап, сосульки тают          Соединяем большой палец левой руки с остальными

Побежали ручейки                  Движения влево, вправо обеими ладонями

Прилетели к нам грачи          Большие пальцы переплетаем, взмахиваем ладонями

Дефектолог. Для следующего задания нам необходимо вспомнить обратный счет (Дети хором повторяют обратный счет).

12. Игра «Соедини точки»

Дефектолог.  Ребята, переверните листочки. На листочке нарисованы точки с цифрами. Вы должны соединить точки линиями. Соединять должны в обратном порядке от 10 до 1.

Дети соединяют точки, получается - кораблик.

Дефектолог. Сравни с образцом, если ты выполнил задание верно, то подними зелёный флажок, если неверно – красный флажок.

Сравнение с образцом. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Дефектолог. А где же мы будем пускать кораблики? (По ручейку)

13. Игра «Найди и разложи» 

Дефектолог. Перед вами ручеек, по нему плывут льдинки. На что похожи льдинки? (на геометрические фигуры).

Дефектолог. В моем «волшебном» мешочке есть еще льдинки, достаньте льдинку и назовите на какую геометрическую фигуру она похожа. Посмотрите внимательно на ручеек, найдите закономерность и продолжите ряд геометрических фигур (Дети выкладывают ряд геометрических фигур).

Дефектолог. Куда же привел нас ручеек? (К берёзке) Посмотрите, как нарядилась с нашей помощью березка.

Итог занятия

 Дефектолог. Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?  Что вам больше всего понравилось в нашей игре? Что вам было труднее всего?

Сеанс ароматерапии в сочетании с музыкотерапией (1-2 минуты).

Логопед: А теперь встаньте возле  березы так, чтобы всем было удобно. Закройте глаза и подышите свободно. Вы что-нибудь почувствовали? Вам приятно вдыхать весенние запахи?

Логопед: Можете открыть глаза. Как приятен аромат весны! Что можно сказать о весне? Какая она? (Поющая, звенящая, долгожданная, радостная, звонкая, ароматная, бушующая, молодая, дружная, веселая).

Сюрпризный момент 

Логопед: Ребята, посмотрите, какой нарядной стала наша березка. У нее для вас тоже есть маленький сюрприз. В подснежнике под березой лежат мармеладки в форме листиков или насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие "Весна пришла"

Данное занятие предназначенно для детей старшего и среднего дошкольного возраста. Оно способствует развитию мелкой и средней моторики рук, познавательных способностей, художественного творчества детей...

Конспект занятия "Весна. Перелетные птицы"

Логопедическое занятие с детьми старшей группы по теме: " Весна. Перелетные птицы"...

Конспект внеурочного воспитательного занятия "Весна- пробуждение природы"

Тема: «Весна – пробуждение природыЦель: уточнять и расширять представления воспитанников о признаках ранней весны.Задачи: 1. Формировать умение строить высказывание, активизировать...

Открытое занятие "Весна красна"

Открытое интегрированное занятие  по русскому народному творчеству для 1 класса...

Открытое занятие "Весна" в ясельной группе

Цель: 1. Напомнить о времени года — весне, закрепить приметы весны (трава, цветы, дождь, гром, солнце) 2. Развитие навыков основных движений под музыку, развитие эмоций, чувства ритма, координации, ра...

Открытое занятие: «Весна, весна, приди, красна…»

Интегрированный детско-родительский досуг по мотивам фольклорных и этнографических материалов. Занятие для старшей группы в конце учебного года....

Конспект занятия "Весна, весна, поди сюда!"

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с народными обрядами и обычаями, связанными со встречей весны, заучивают народные заклички, погово...