От зубрежки еще никто не умирал, но рисковать не стоит
материал на тему

Михайлова Ольга Игоревна

     Цель занятия:  Познакомить слушателей с приемами, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

 

         Задачи занятия:

  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность;
  • познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемоприемами на уроке истории и обществознания при заучивании основных понятий, хронологических дат и событий
  • мотивация   участников мастер-класса на  применение данной технологии в своей деятельности;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx25.46 КБ
Файл master_klass.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада,  приветствовать Вас  на моем  мастер - классе.

 Для начала, я хочу представиться. Меня зовут  Михайлова Ольга Игоревна, учитель истории и обществознания  Журавской школы.

- Уважаемые коллеги, давайте начнем. Оперативная, долговременная, кратковременная, генетическая. О чем я говорю? (Память) Совершенно верно.

Мой мастер-класс называется так: "От зубрежки еще никто не умирал, но рисковать не стоит".

Мне сегодня с вами хотелось бы поговорить о проблемах запоминания. Уважаемые коллеги эта проблема, как мне кажется, она вечная. Давайте посмотрим на экран (Ролик)

Действительно, современные стандарты образования требуют от наших учеников как и от нас исследовательской деятельности, проектной деятельности, но уважаемые коллеги, я думаю вы согласитесь со мной, что в каждом предмете есть некие фундаментальные понятия и вещи, которые ученики просто должны знать. Ну вот например, я обращусь к биологам. Есть ли в вашем предмете вещи, которые нужно знать обязательно. А в физике, математике и др. предметах (Ответы учителей).

В предметах  история и обществознание  часто требуется запоминание сложной терминологии, заучивание определенных понятий, дат.  И передо мной  встала  задача: найти такие педагогические приемы, чтобы объемный и часто сложный фактический материал стал более доступным. И я нашла.                                   

В этом, на мой взгляд, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника.  

     Цель занятия:  Познакомить слушателей с приемами, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

         Задачи занятия:

  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность;
  • познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемоприемами на уроке истории и обществознания при заучивании основных понятий, хронологических дат и событий
  • мотивация   участников мастер-класса на  применение данной технологии в своей деятельности;  
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

     

Надеюсь, что в конце сегодняшнего мастер- класса  Вы сможете:

 • объяснить, что такое мнемотехника;

 • отличать мнемотехнические приемы от других видов учебных действий;  

 • составить с помощью приемов мнемотехники свои примеры, касающиеся вашего предмета

   Итак, мы начинаем

- Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена, ведь людям многих профессий всегда нужно было помнить множество фактов. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Особенно это актуально в школе и, ни для кого не секрет, что с каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности.

Мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти

Искусство запоминания — мнемоника (мнемотехника) — зародилось в глубокой древности. Оно было составной частью классической риторики — искусства сочинять и произносить речи. Но, в отличие от остальных разделов риторики, мнемоника носит очень индивидуальный характер. Все люди разные: у одних сильнее развита зрительная память, у других — слуховая; одни лучше запоминают цифры, другие — образные выражения. Поэтому так мало практических пособий по мнемотехнике. Ее секреты в основном передаются устно, из поколения в поколение. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги) .

 К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Существует много приёмов мнемотехники, но более приемлемыми для школьников являются следующие:

 - группировка;

 - классификация;

 - ассоциации;

- поиск опорного пункта; схематизация;

 - достраивание материала; структурирование материала.

Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако надо помнить о золотой середине, и в некоторых случаях чрезмерное применение мнемотехники может оказать и прямой вред.

Вашему вниманию предлагаются некоторые примеры заданий, которые помогают ученикам легче усваивать информацию на уроках истории и обществознания.

Перейти к следующему этапу нашего мероприятия я бы хотела словами Конфуция «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю». То есть  перейти от слов к делу

Представьте, что вы ученики 5-го класса, и мы знакомимся с новым понятием «реформа».

(На доске записываю крупно слово «реформа».)

-Скажите, пожалуйста, кто знает, что обозначает слова «реформа»? ( чаще всего дети этого не знают)

-Хорошо, найдите в этом непонятном

для нас слове, слово которое вам знакомо.

- Молодцы, вы нашли знакомое для вас  слово «форма».

-Скажите, а все предметы имеют форму? (Да)

-А этот воздушный шарик, что у меня в руке, имеет форму? (Да)_

- Хорошо, я возьму маркер и напишу на нем слово «форма».

-С этой частью непонятного слова мы немного разобрались. А что у нас осталось непонятного? (Это «РЕ»)

-Частица слова «ре» вам хоть что-то напоминает? А если я возьму в руку букву «р» и переверну ее. (Для этого у меня есть заготовленная бумажная вырезанная буква)

-Буква стала вам напоминать оружие? Например револьвер. (Да)

- Скажите, а револьвер может выстрелить? ( Да)

- А если я выстрелю в наш шар, что произойдет с его формой? (Изменится)

-Точно? Давайте проверим.

- Я  наглядно показываю, что стреляю из револьвера в шар.  Шар  лопается. Именно сейчас у  детей работает  не только зрительная, но  и эмоциональная память.

-Далее спрашиваю: что произошло с формой? Она изменилась.

- Мы пришли с вами к тому выводу, что вероятнее всего это слово, будет обозначать какое- то изменение. Все  с этим согласны?

-Давайте так и запишем на доске под словом реформа, новое слово определение « изменение». А теперь я вас попрошу открыть учебники на странице 63 и прочитать значение слова «реформа».

Реформа- изменение, преобразование, переустройство какой – либо стороны жизни людей.  

- Скажите, наш вывод подтвердился? (Да)

- Вот, что и требовалось доказать.

Главный принцип запоминания слов — поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, — это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его “привязать” к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее.

Я предлагаю теперь вам поработать в группах  и применив прием « Неизвестное к известному: запоминание с опорой на связи слов». Дать определение слов: консерватизм, зарплата.

(работа в группах)

 Но не всегда, слово может подсказать значение. Вот перед нами незнакомое слово «ПРОГРЕСС».( записываю слово на доске, лучше печатными буквами)

Подсказки в слове нет. Есть выход, на помощь приходит фантазия и рисунок. Если я первую букву «П» напишу больше остальных  и подрисую под ней два колеса. Вот так:            

 Прогресс

-Уважаемые коллеги, на что похоже стало слово?

-Правильно, на паровоз. А скажите, что подсказывает нам стрелочка, паровоз движется или стоит?

- Правильно он движется вперед. Все с этим согласны? Давайте рядом с нашим рисунком запишем наш вывод. Движение вперед.

- Скажите, наш вывод совпадает с верным определением этого слова. Для лучшего запоминания нам помог рисунок и фантазия.

На столах у вас лежат исторические термины.            

Оброк - платеж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.                                                            Гражданская война – война между гражданами одного государства

Попробуйте с помощью рисунка и своей фантазии проделать аналогичную работу с ними.                         (работа в группах и обсуждение)

Рисунок и фантазия помогает запомнить не только отдельные исторические или обществоведческие термины, но и крупные исторические события и исторически значимых  личностей.

В 7 классе дети сталкиваются с тем, что им предстоит знать данную хронологическую таблицу:                         

              Тема: Дворцовые перевороты

  • Екатерина I                  1725 – 1727 гг
  • Петр II                           1727 -1730 гг
  • Анна Иоанновна          1730 – 1740 гг
  • Иван Антонович          1740 – 1741 гг
  • Елизавета Петровна      1741-1761 гг
  • Петр III                           1761-1762 гг
  • Екатерина II                   1762-1796 гг

Запоминание связанных между собой событий, имен — это, с точки зрения мнемотехники, особый объект для изучения. Дело в том, что ряды, списки, связки, обоймы слов надо запоминать в строгой последовательности. А это не просто. Здесь все основано на ключиках. Зная их, не составит большого труда воспроизвести этот материал.

Ключ 1:Зная точку отсчета – в нашем случае это год смерти Петра I – 1725г и помня  код цифр  2,  3,  10, 1,  20,  1, 34, мы можем составить числовую хронологию.

Ключ2: Обратите внимания первая в списке и последняя –это женщина, имя Екатерина, второй и предпоследний – мужчина, имя Петр. Затем третья и пятая –это женщины, середина мужчина, имя Иван.

Я предлагаю вам, взяв ключи,  воспроизвести эту таблицу.

Как вы видите, использование мнемотехники позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности  школьников, его творческое познание.

В старших классах учащиеся составляют интеллект –таблицы, в основе которых лежат приемы мнемотехники. Я предлагаю вам с ними познакомиться и попробовать составить свои интеллект - карты.

Интеллект-карта —это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом интеллектуальной деятельности человека.

Интеллект карта  – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

В центре листа размещаем главную тему. Поскольку каждая дополнительная идея (ассоциация второго уровня) может иметь свои ассоциации, расширьте вашу интеллект карту, создав линии (ассоциации) от новой идеи или подтемы. Это будут ассоциации или идеи третьего уровня.  Ваша основная тема может иметь несколько ассоциаций, допустим, для начала их будет четыре, рисуете линии для каждой идеи. Подпишите каждую линию. Не тратьте слишком много времени на создание аккуратного рисунка с прямыми линиями, большее значение здесь имеет скорость, а не опрятность. Интеллект карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. И это понятно, ведь создание интеллект карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Тем более что применение интеллект карт возможно в различных сферах нашей жизни 

( Показ интеллект –карт. Одна группа составляет интеллект - карту к слову "Подарок", другая "День рождение")

В заключении хочу сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным мнемоника справляется просто великолепно. И она применима для каждого предмета, только стоит переформатировать под свой предмет. В русском языке мы запоминаем падежи по приему акроним (Иван родил девчонку велел тащить пеленку), также Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь. А какие примеры вы знаете из своих предметов?

И на самом деле это не релаксация и не развлечение. Это педагогика творчества, сотворчества, деятельности, импровизации. У меня такое глубокое убеждение, что творчество должно быть базой, основой на которой мы дальше выстраиваем весь процесс обучения, а ни неким дополнением или добавкой. Мне хотелось бы закончить свой мастер-класс такими словами:

Чтоб ученик заполнил многое

Зубрежки одной ему будет мало

Придумай ему обстоятельства новые

Чтоб слово избитое свежо зазвучало

Если добавить немного музыки,

Приправить все это яркой эмоцией

Запомнятся даты, понятия, формулы

И скажешь себе "Слава богу, лед тронулся!"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михайлова Ольга Игоревна учитель истории и обществознания высшая квалификационная категория Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 села Журавского Новоселицкого района Ставропольского края

Слайд 2

Мастер-класс «От зубрёжки ещё никто не умирал, Но рисковать не стоит»

Слайд 4

Цель занятия : познакомить слушателей с приемами, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. Задачи занятия : - дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность; - познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемоприемами на уроке истории и обществознания при заучивании основных понятий, хронологических дат и событий - мотивация участников мастер-класса на применение данной технологии в своей деятельности; - рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса В конце сегодняшнего мастер-класса Вы сможете: • объяснить , что такое мнемотехника; • отличать мнемотехнические приемы от других видов учебных действий; • составить с помощью приемов мнемотехники свои примеры, касающиеся вашего предмета

Слайд 5

Мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти. Простейшие примеры мнемотехники К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан – цвета радуги И ван р одил д евчонку, в елел т ащить п еленку - падежи

Слайд 6

Тема: Дворцовые перевороты Екатерина I 1725 – 1727 Петр II 1727 – 1730 Анна Иоанновна 1730 – 1740 Иван Антонович 1740 – 1741 Елизавета Петровна 1741 – 1761 Петр III 1761 – 1762 Екатерина II 1762 – 1796

Слайд 7

Закон составления интеллект-карт

Слайд 9

Интеллект – таблицы

Слайд 10

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок А. Бикчентаев "Орел умирает на лету"

На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А. Бикчентаева...

Вместо зубрежки и конспектов - интеллект-карты!

Елена Рязанцева Вместо зубрежки и конспектов - интеллект-карты!...

Внеклассное мероприятие "От некурения ещё никто не умирал!"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике употребления психоактивных веществ. Целевая аудитория  совместного мероприятия -  учащиеся 7-9 классов и их родители. Не секр...

Занятие военно-патриотического кружка по теме «Стрельба стоя. Элементы изготовки положения «стоя»

Технологическая карта занятия военно-патриотического кружка по теме «Стрельба стоя. Элементы изготовки положения «стоя»....