УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
методическая разработка на тему

Щеблыкина Ольга Владимировна

Учебно-исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_issledovatelskaya_deyatelnost_microsoft_word.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

О.В.Щеблыкина, МБОУ БГО СОШ №10

Каждый год учащиеся нашей школы на «Неделе науки» выступают со своими учебными исследовательскими работами, которые они выполняют под руководством преподавателей. На начальном этапе выявляются учащиеся, имеющие склонности и желание заняться исследовательской деятельностью. Преподаватели совместно с родителями оказывают помощь ученикам  при выборе тем.

С одной из таких работ я хотела бы познакомить.

Учебно – исследовательская работа на тему: Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика». Выполнена ученицей 7 класса Мачневой Н. под руководством Щеблыкиной О.В.

Актуальность темы: Изложение материала Л.Ф.Магницкий приводил так, что читатель в любой момент чувствовал, что сообщаемые ему теоретические знания необходимы в его настоящей или будущей деятельности. Именно  такого изложения не хватает современным учебникам. Поэтому данная тема очень актуальна.

Цель: Выяснить значение «Арифметики» Л.Ф.Магницкого  для математического образования в нашей стране.

Задачи: Познакомиться с «Арифметикой» Магницкого.

Определить научные, педагогические и литературные достоинства  «Арифметики».

В 1701 году Петр I утверждая Навигацкую школу, пожелал «иметь в школе учебник не заграничного, а московского происхождения». Создание сего было поручено известному преподавателю Леонтию Магницкому.

Книга была богато иллюстрирована гравюрами. Издание вышло тиражом 2400 экземпляров в январе 1703 года.

Безродный учитель, не имевший даже фамилии, понравившийся царю глубокими знаниями, получил от монарха своеобразный подарок. Петр повелел ему впредь именоваться Магницким, так как он притягивал своей ученостью отроков к себе, как магнитом.

На время подготовки учебника Магницкому были назначены кормовые деньги из расчета 5 алтын в день, что за год составляет почти 50 рублей – деньги по тем временам немалые.

Полное название учебника: "Арифметика, сиречь наука числителная. С разных диалектов на славенский язык преведеная, и во едино собрана, и на две книги разделена".

Удивительно, но учебник был написан и издан всего за два года. Причем написана книга была простым, образным и понятным языком, изучать по ней математику, при наличии определенных начальных знаний, можно было и самостоятельно.

В учебных заведениях России пособием Магницкого пользовались до середины 50-х годов XVIII века. В 1725 году в далекой архангельской деревне экземпляр «Арифметики» попал в руки юному Михаилу Ломоносову. Став академиком, он хранил ее до конца жизни как свой первый учебник и называл «вратами учености».

Магницкий в своем учебнике не только стремился доходчиво разъяснить математические правила, но и побудить у учеников интерес к учебе. Он постоянно на конкретных примерах из обыденной жизни, военной и морской практики подчеркивал важность знания математики. Даже задачи старался формулировать так, чтобы они вызывали интерес, зачастую они напоминали анекдоты с замысловатым математическим сюжетом.

Задачи из «Арифметики» Магницкого.

1. Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а вместе с женой выпивает такой же бочонок кваса за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена одна выпивает такой же бочонок кваса.

2.Лошадь съедает воз сена за месяц, коза – за два месяца, овца – за три месяца. За какое время лошадь, коза и овца съедят такой же воз сена?

3.Собака  усмотрела* зайца в 150 саженях * от себя. Заяц пробегает за  2 минуты 500 саженей, а собака – за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца?

В наше время эта задача звучит так:

Собака увидела зайца в 300 метрах  от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 1000 метров, а собака – за 5 минут 2600 метров. За какое время собака догонит зайца?

Учебник оказался столь удачным, что в течение нескольких лет распространился по всей России.

Умер Леонтий Филиппович Магницкий в 1739 году в возрасте 70 лет. Уже в наше время в Осташкове в память о своем знаменитом земляке Магницкому установили небольшой памятник.

Вывод:Одной из самых замечательных математических книг, созданных русскими авторами в течение XVIII века является "Арифметики" Магницкого, которая впервые была напечатана в 1703 году в Москве и почти сразу после выхода в свет стала основным математическим учебником России на долгие годы. Научные, педагогические и литературные достоинства книги привели к тому, что даже спустя многие годы после ее написания, после того как появились книги соответствующие состоянию науки, "Арифметика" Магницкого продолжала пользоваться успехом как у составителей учебников, так и обучающихся математике. Да и теперь авторы задачников с большим удовольствием включают в текст задачи Магницкого.

Магницкий первый познакомил наших предков с математикой в редком для своего времени объёме и показал её большое практическое значение. В этом главная заслуга Магницкого перед историей математического образования в нашей стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ

Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его.  Любить и у...

«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)

В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности...

Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).

       В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...