Статья: "Актуальные проблемы профессионализма педагогических кадров"
статья на тему

Петрова Надежда Анатольевна

Раскрытие своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы профессионализма педагогических кадров

Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то,

что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь

 В.Ключевский

          «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель, - писал Л.Толстой. – Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».                                       Знания, компетентность, высокий профессионализм… Именно эти слова в полной мере относятся к качествам учителя всех времён. Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога. Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей всецело зависит от личности учителя. За школьными партами сегодня сидят те, кому через несколько лет предстоит взять на себя ответственность за будущее своей страны, за приумножение научного и культурного потенциала общества. От умения педагогов комплексно решать вопросы обучения и воспитания будет зависеть уровень образованности молодого поколения, идущих нам на смену. Именно в школе закладываются основы разностороннего развития личности. Личность воспитывается личностью. Каждым словом, каждым взглядом, каждым поступком, атмосферой на уроке, системой отношений с окружающим миром воспитываются наши ученики. Но для этого школе нужны не просто дипломированные учителя, а истинные педагоги, талантливые учителя, творцы. Учитель-ваятель духовного мира юной личности.  Кому, как не нам, учителям, при ежедневном общении с ребятами, показывать им, что личность в самом высоком смысле этого слова отличают не громкие фразы и красивые заверения, а способность на деле взять на себя ответственность за всё происходящее. Главный и основной закон педагогического труда - закон активного обучения - в равной мере применим к ученику и учителю. Суть его в том, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть сообщены извне. Каждый может достигнуть этого только собственной деятельностью, собственными силами. Есть одна заповедь педагога, которую он никогда не должен забывать: учитель сохраняет право учить до тех пор, пока учится сам. Ученики мгновенно фиксируют сужение кругозора, замечают неосведомленность в последних событиях и , естественно, теряют доверие к такому наставнику. И снова хочется повторить: учитель учит и воспитывает всем своим образом жизни. В постоянной работе над собой, в нравственном совершенствовании, в профессиональном росте учителя - одно из непременных условий наших успехов. Трудно добиться  результатов в педагогической деятельности, если учитель не умеет любить детей. Любить детей такими, какие они есть. Любить одинаково шалуна и послушного,  сообразительного и тугодума,  ленивого и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого. В.А.Сухомлинский в книге «Антология гуманной педагогики» сказал такие слова: «Любовь к ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Нельзя познать ребёнка, не любя его. Все выдающиеся педагоги прошлого стали светочами педагогической культуры, человечности прежде всего именно потому, что они любили детей. Ян Амос Коменский, Песталоцци, Ушинский, Дистервег, Жан Жак Руссо, Лев Толстой, Крупская, Шацкий, Макаренко, Януш Корчак – эти имена всегда будут сиять нам, как вечный огонь мудрой человеческой любви».  Не случайно состоявшаяся практика гуманистического воспитания детей основывается на позиции: «не бить словами, вообще исключить боль из инструментария воздействия на ребенка, работать в русле педагогической поддержки». Педагогика ненасилия, свойственная гуманистическому воспитанию, означает упразднение, изгнание из школы атмосферы выговоров, назиданий, нравоучений. Это особенно унизительно для ребёнка, если происходит в присутствии других людей. Есть такая заповедь у педагогов: «ругай тихо, а хвали громко!».                                                      Каков же он, современный учитель?   Существует предание, а может быть, сказ или легенда: мудрец древности Диоген бродит средь бела дня с зажжённым фонарём в руках и объясняет своё поведение словами: «Ищу человека!»…  Учитель, придя первый раз на урок, видит перед собой ряды девчонок и мальчишек. Таких похожих, и вместе с тем таких разных. Одни старательные, тянутся к знаниям, другие легко и бездумно относятся к учебе. Одни – начитанные, рассуждают нестандартно, иные – застенчивые или незнание заставляет их молчать, а если они и говорят, то повторяя мысли других. Педагогическая наука учит: период детства – очень важный период формирования личности, идеалов. Для детской неустоявшейся психики далеко не безразлично, на какую сферу направлено воздействие учителя. И небезразлично потому, что мир детских чувств ещё очень хрупок. Бестактность, насмешка, унижение – и в итоге теряется вера в себя, а богатство, скрытое внутри, тускнеет, черствеет, умирает.  И наши воспитанники прячут свои способности в себе, перестают активно интересоваться удивительным разнообразием мира, становятся «как и все». Обучение в школе – особый этап в человеческой жизни, этап очень важный и необходимый для раскрытия способностей и творческого потенциала личности, осознанного выбора жизненных ценностей, самоопределения и самоутверждения. А потому кто, как не учитель, должен выявлять и развивать дарования, способности, таланты. И.Тургенев сказал: «…Никто не может сказать про себя, есть ли у него талант и к чему именно, - это должно созреть в человеке, как плод на дереве, но всякому, даже лишенному творческого дела, необходимо сосредоточиться и придать себе известное направление, а то непременно рассыплешься и не соберёшь себя потом». Вот это и должен сделать учитель и педагог, понимая, что у него в классе такие похожие и такие разные ученики. Мудро и хорошо сказано: только учителю дано тысячекратно в детях повториться. И какой бы предмет ни преподавал педагог, его первая обязанность – учить своих питомцев трудолюбию, честности, творческой инициативе, пробуждать тягу к знаниям, к самосовершенствованию.                                                                                                                                     Учителю нужно уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Восточная притча гласит: «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:                                                                             — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?                                             Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.                                                                                                                        Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:                                                                                — Всё в твоих руках.

Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.                                                                                                                    Необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.                                                                                   Учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.                                                                                                      Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель. Особенность нашей учительской профессии не только в том, что ежедневно и ежечасно мы несём знания ученикам. Мы обязаны быть для них примером во всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности?

Инновационные процессы – это введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития образования, что предполагает ...

Из опыта работы Статья "Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми"

Статья  посвящен описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми, а именно с детьми, которые составляют основу сегодняшних выпускников сельских ...

статья "Актуальные проблемы здоровьесбережения на Губкинской территории: опыт и перспективы"

Восточная мудрость гласит: «У кого есть здоровье - у того есть надежда. У кого есть надежда - у того есть все!»...

Статья "Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в национальной школе"

В статье рассматриваются злободневные проблемы в преподавании русского языка в условиях билингвизма. Автор, исходя из опыта работы, систематизирует ошибки, связанные ...

Статья "«Актуальные проблемы преподавания истории России в условиях реализации ФГОС в РТ».

Статья о реализации ФГОС в рамках преподования предмета история России....

Статья «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»

laquo;Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»Язык народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизн...

Статья Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить ...