Поэт он – настоящий поэт и человек он – настоящий человек
методическая разработка (10, 11 класс) на тему

Миронюк Татьяна Вениаминовна

Сценарий литературной гостинной по творчеству М.Волошина. Цель данного мероприятия познакомить учащихся с уникальным явлением русской культуры - творчеством М.Волошина, поэта, художника, критика; способствовать воспитанию интереса к русской культуре; формирование нравственно-эстетических идеалов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.voloshin.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Поэт он – настоящий поэт и человек он – настоящий человек

(Литературная гостиная: творчество М.Волошина)

Цель: 

  • познакомить учащихся с уникальным явлением русской культуры- творчеством М. Волошина, поэтом, художником, критиком.
  • способствовать воспитанию интереса к русской культуре; формирование нравственно-эстетических идеалов.

Оформление: 

книжная выставка «Судьба поэта»

презентация

Музыка:

Тухманов Д, Волошин М. « Я мысленно вхожу в ваш кабинет…»

Музыка А. Петрова из к/ф «Человек-амфибия»

Мартынов В. «Утро в горах».

Ведущий 1:

Крым! Чудесный и прекрасный уголок земли.

Трудно представить себе объем книги. Которая вместила бы все, что написано о нашем полуострове. Писатели и поэты, художники и композиторы в своих произведениях воспели красоту и величие Крыма.

Красоту и прелесть восточного побережья воспел в своих стихах и запечатлел в рисунках поэт и художник         Максимилиан Волошин, который жил в Коктебеле  / ныне поселок Планерское в 20 км от Феодосии/.

Поэт не является уроженцем Коктебеля по рождению, а лишь по усыновлению. Он родился в Киеве 28 мая 1877г. в семье юриста. На родине своей никогда не жил. Детство прошло в Таганроге и Севастополе. С 4-х и до 16-ти – в Москве.

В 1983г. мать Волошина приобретает в Коктебеле небольшой участок земли и переводит Макса в Феодосийскую гимназию. С детства он мечтает жить на юге и молится о том, чтобы стать поэтом. Еще не умея читать, любил декламировать стихи. С 5-ти лет – самостоятельное чтение. Любимые поэты Пушкин, Лермонтов, Некрасов. В ранней юности  пишет по его словам «скверные» стихи. По окончании Феодосийской гимназии поступает в Московский университет  на юридический факультет, откуда был исключен за студенческие беспорядки и выслан в Коктебель. Волошин уезжает за границу, где на гроши пешком путешествует, ночует в ночлежках, ходит с караванами в пустыне. Он жил в Париже, Берлине, побывал в  Италии, Испании, Греции, Петербурге.

Ведущий 2:

«Вся первая половина моей жизни была посвящена большим пешеходным путешествиям, обошел пешком побережья Средиземного моря». И все, что увидел, пережил, запечатлел на рисунках, акварелью. Практически, мастерством живописи он овладел самостоятельно. Первые уроки получил в Париже в мастерской Кругликовой. А через три месяца отправился вместе с художниками в пешеходное путешествие по испании через Пиреш  и уже не расстается с акварелью и записной книжкой.

Ведущий 1:

В течение многих лет на Западе он учился у Великих художников, поэтов  мастерству. В дали от Крыма он не только не забыл его, но по-настоящему понял его красоту и единственность.

Первым волошинским стихотворением о Крыме принято считать  «Зеленый вал отпрянул – и пугливо…», написанное в 1904 году

Чтец:

«Зеленый вал отпрянул – и пугливо…»

Ведущий 2:

В 1907 г. появился цикл «Киммерийские сумерки» (в который вошли 15 стихотворений) – лучшее, что  написано о пейзаже восточного Крыма в мировой поэзии. В стихах этого цикла впервые перед ситателями возникает скорбная и Величественная Киммерия (холмистая возвышенность, Древняя страна), которую Волошин вывел из забвения, воспел ее историю и природу.

Чтец:

«Здесь был священный лес…»

Ведущий 1:

Читая стихи о древней Киммерии,  мы вслушиваемся в историю этого мира, всматриваемся в ее природу, говорящую пейзажами Киммерии.

Чтец:

«Над зыбкой рябью вод…»

Ведущий 2:

«Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое их посещение вызывает ощущение счастья» писал Константин Паустовский в книге «Черное море»

Одним из  таких чудесных творений природы Крыма – гора Кара-Даг (в переводе с греческого – мрачная гора). Ее необычные очертания, ее причудливость и загадочность привлекают взоры путешественников и ученых.

Волошин так и назвал свое стихотворение «Кара-Даг»

Чтец:

«Кара-Даг»

Ведущий 1:

Другой цикл «Киммерийская весна». В нем больше реальных пейзажных образов, радостной природы.

Чтец:

«Солнце! Твой родник…»

Чтец:

«Сквозь облак тяжелые свитки…»

Чтец:

«Опять бреду я босоногий…»

Чтец:

«Ветер с неба клочья облак вытер…»

Ведущий 2:

«Волошин – явление на закате российской культуры, фигура ни с какой несравнимая» - говорил  В.Маяковский.

Известная поэтесса Марина Цветаева в 1932 г. о нем сказала:

«Поэт он – настоящий поэт и

Человек он – настоящий человек».

В чем же его особенность?

Ведущий 1:

Сам же Волошин говорил так: «Я стремлюсь в каждом человеке, которого судьба ставит на моем пути найти же стороны, за которые его можно любить». Его мысли:        «Каждый человек должен стремиться преобразить себя, отказать от эгоистических устремлений и от осуждения чужого несовершенства».

«Встречаясь со  злом, человек должен не осуждать его,  а постараться по мере сил своих превратить его в добро».

«Доверием-верой в человека можно пробудить те семена, что дремлют страшно глубоко в человеке и могут погибнуть»

«Осуждение -  наоборот, может погубить самые здоровые побеги в душе».

Не бежать от греха, но грех, приняв

На себя, собой очистить.

Этому учил Волошин.  А как же сам учитель? Каким он был в жизни, в трудные ее времена?

Ведущий 2:

1917 год. Максимилиан Волошин возвращается в Коктебель и более не покидает его.

Революция, гражданская война, голод, разруха. В водовороте этих страшных событий поэт чувствует себя летописцем. Он пытается отразить их в своих стихотворениях объективно, не поддерживая ни красных, ни белых.

«Ты соучастник судьбы, раскрывающий замысел драмы.

В дни революции быть Человеком, а не Гражданином»

Он отрицательно относится к политике, партиям, включается в общественную деятельность для борьбы с террором.

В эти сложные годы он много пишет. В его стихотворении «Потомкам» звучит вера в человека.

Чтец:

«Потомкам»

Ведущий 1:

Так и в трудную минуту Волошин остался верным себе и своим убеждениям. Спасая людей, укрывая их от преследования, рискуя своей жизнью, он помог освобождению поэта Осипа Мандельштама, арестованного  белогвардейцами. Делегата от съезда большевиков укрыл от преследования белогвардейцев. Но он ни мало жизней спас и в годы «красного» террора в Крыму.

В эти же годы работал много акварелью, участвовал в выставке мира искусств. Акварели Волошина приобретались  Третьяковской галереей и многими провинциальными музеями. Как мы уже говорили - в молодости он много путешествовал и теперь по памяти, а не с натуры писал картины.

Ведущий 2:

«Все, что я произвожу, я раздаю безвозмездно. Свой дом я превратил в приют для писателей и художников» - писал Волошин.

Чтец:

«Дом поэта»

Трудно перечислить всех, кто побывал в гостеприимном доме: писатели Тренев,  А.Грин, А.Толстой, Пришвин, К.Чуковский, Марина Цветаева и др., художники, композиторы, певцы.

Свое впечатление от первой беседы с Волошиным Цветаева определили так:

«Полная отдача другому, внимание, проникновение».

Маяковский писал: «Ни с кем не говорилось так по душе».

Ведущий 1:

Обращенность к людям, истовый интерес к каждому, с кем сталкивала судьба – вот лучшее качество Волошина-человека. Второе: редкая принципиальность , верность самому себе, мужество в отстаивании своих взглядов. Своим идеалам он не изменил, хотя пришлось пережить многое. Его имя долгие годы  было в забвении, произведения не переиздавались и не печатались. Ветер перемен вернул нам имя нашего Крымского поэта. Мы имеем возможность прочитать его произведения:  книга  М.Волошин «Коктебельские берега», «Поэтический атлас Крыма»,  М.Волошин «Лирика»   познакомиться с его рисунками.

Ведущий 2:

Книга М.Волошина «Путник по вселенной» глубже знакомит нас с эти замечательным человеком. Каждому из нас надо вдуматься в слова Волошина, обращенные к людям:

Везде закон, причинность

Но нет любви:

Ее источник – ТЫ

Цель человеческого бытия поэт ставил достижение всеми людьми любви друг к другу и ко всему существу. Как достичь этого? Путь лежит только через сердце и волю каждого. Поэт верен в бессмертие духовного начала – как во всем мире, так и в себе самом.

Чтец:

«Я верен темному завету»

Ведущий 1:

Всего лишь 55 лет прожил он. Максимилиан Александрович Волошин умер 11 августа 1932 года в Коктебеле. Прошло почти 85 со дня его смерти. Коктебель стал культурным место  не только для Крыма, но  и для всего мира. Но не пляжи и бухты, не скалы Кара-Дага создали славу Коктебелю. В превращении маленькой деревушки в известный всему миру поэтический край главную роль сыграл поэт и художник. Стихотворение Волошина «Коктебель» стало одним из самых известных его стихотворений.

Чтец:

«Коктебель»

Ведущий 2:

Поэт, переводчик, художественный и литературный критик, художник и архитектор, философ и путешественник, он открыл волшебную землю – Киммерия. На этой земле Волошин построил дом, который стал не просто жилищем, приютом для многочисленных гостей. Дом поэта  стал символом духовности, любви, высокого Искусства.

Литература:

  1. Плясов Н. Ф. «Два портрета» (М. Волошин. Федор Александрович Васильев. Очерки). «Таврия». Симферополь. 1995;
  2. Давыдов З. Д.. Крым Максимилиана Волошина. Киев: «Мистецтво», совм. В. Купченко, 1994. 366 с.;
  3. Воспоминания о Максимилиане Волошине // Сборник, сост. Купченко В.П., Давыдов З.Д. — М., Советский писатель, 1990 — 720 стр.
  4. Дом-музей М.А.Волошина: Путеводитель /Кобзев Н.А. (руководитель), Плясов Н.Ф., Свидова Т.М., Ярушевская Т.В. – Симферополь: Таврия, 1990.-64с.
  5. Волошин М. Коктебельские берега: Стихи, рисунки,  акварели, статьи / Сост. и авт. вступ.ст. и комент. З.Д.Давыдов; Худож. В.М.Дворец; Фот. А.В.Левин, С.Л.Приймак . – Симферополь: Таврия, 1990. – 248 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке".  Цель:  воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...

Cлагаемое настоящего человека

Презентация "Слагаемое настоящего человека"...

Читательская конференция по книге Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"

Разработка мероприятия  по теме:   «Настоящий человек»Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Полевого; раскрыть характер главного героя в  повести; воспитывать такие ...

Классный час по теме "Что значит быть настоящим человеком"

Цель - расширить представление обучающихся о человеческих качествах, способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера....

Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке" Тест по чтению

Материал к уроку внеклассного чтения. Вопросы теста помогут проверить прочтение книги (не в кратком изложении)...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...

Презентация "Об истории создания книги Бориса Полевого (настоящая фамилия-Кампов) «Повесть о настоящем человеке». В рамках районной читательской конференции " Через года, через века..",2018

Об истории создания книги БорисаПолевого (настоящая фамилия-Кампов) «Повесть о настоящем человеке».… снова отчаянная  борьба за возращение в небо – это долгий сплошной по...