Программа музея
материал на тему

Чудина Татьяна Борисовна

   /Музей – это живой организм, который собрал в себе и прошлое, и настоящее. Прошлое и наше время, семейные традиции – это те самые корни, которые помогают человеку найти точку опоры, не стать перекати – полем. Музей образовательного учреждения является учебно-воспитательным структурным подразделением школы; тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры, природы, техники. Деятельность музея специфична и имеет особенности исследовательской, фондовой, экспозиционной, воспитательной и образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muzeya_no_22.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

города Узловая Тульской области

_________________________________________________________   301608, Тульская область, г. Узловая, ул. Смоленского, д.10, т. 8 (48731) 6-17-37

                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                        Директор МБОУ СОШ № 22

                                                                    __________ М.Ю.Чиркова

«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики».

Программа

историко – краеведческого музея

                         

     Программа не ограничена  временными рамками, предполагает изменения и дополнения

                                                        Возраст детей:  7 – 17 лет

                                                                   Разработчик

                                                                            Чудина Т.Б., руководитель музея,                                                

                                                                            учитель музыки                                

Узловая - 2015

Содержание.

  1. Паспорт программы

      2. Краткие сведения о музее.

      3. Пояснительная записка.

      4.Цели программы.

      5.Задачи программы.

      6. Направления деятельности музея

      7.Содержание программы.

      8. Формы работы музея.

      9. Прогнозируемые результаты.

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Наименование Программы

«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое  воспитание  средствами музейной педагогики»

Разработчики Программы

Руководитель музея

Обучающиеся школы

Цель Программы

  • развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
  • воспитание средствами музея социально-активной, образованной,  нравственно-здоровой, творческой личности,  ответственной за будущее семьи, школы, своей «малой» Родины, страны;
  • формирование толерантного отношения к окружающему миру, уважения к прошлому и настоящему, традициям и культуре своего народа.

Основные задачи Программы

  • активизация интереса обучающихся к изучению родного края;
  • формирование целостного представления об историческом пути России и Тульского края, о важнейших событиях отечественной истории; воспитание у детей чувства гордости за причастность к истории; развитие потребности постоянного приобщения к духовным ценностям народа;
  • формирование музейной культуры, бережного отношения к раритетам прошлого и к предметному миру в целом;
  • ознакомление обучающихся с основами музееведения, привлечение их к поисковой, краеведческой и пропагандистской деятельности через разнообразные формы музейной работы; развитие творческой активности и самодеятельности;
  • распространение и пропаганда опыта работы школьного музея.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа не ограничена временными рамками, предполагает изменения и дополнения.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.

  • расширит сферу общественной активности детей;
  • активизирует учебный процесс и поднимет интерес обучающихся к знаниям;
  • позволит воспитать любовь к родному краю, к Родине, к природе, историческому и боевому прошлому, героике сегодняшнего дня;
  • научит ценить творческое наследие старших поколений и уважать традиции народа;
  • объединит коллектив детей, укрепит их дружбу, воспитает заинтересованность в судьбах людей;
  • сделает подростков чуткими и отзывчивыми к окружающим, что так дорого в наше жестокое время.

Контроль за выполнением Программы

  • Администрация школы
  • Совет школы

                                                                                           

                                                                    Любовь к родному краю,

к родной культуре, к родному

селу или городу, к родителям,

к родной речи начинается  с

малого – с любви к своему

жилищу, своей школе,

постепенно расширяясь, эта

любовь к родному  переходит

к своей стране, к её истории,

её прошлому и настоящему.

Д. С. Лихачев

Нет, и не может быть школы

без воспитания, без стремления

помочь ребёнку стать личностью

самостоятельной, одухотворённой,

способной отдавать себя ближнему,

нашему народу и нашему Отечеству.

Патриарх Алексий II

                                                                Наша школа должна быть открыта для всего нового,

                                                                 должна идти в ногу со временем и при этом сохранять

                                                                 свое уникальное лицо, свои корни, те ценности,

                                                                 которые  веками закладывались в обществе,

                                                                 должна не только учить,

                                                                 но и воспитывать человека и гражданина.

                                                                                                                                   В.В. Путин

                                                                 

2. Краткие сведения о музее.

Сентябрь 2013 года – начало создания музейного фонда.

Руководитель Чудина Татьяна Борисовна.

3. Пояснительная записка.

В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

Сегодня наша страна переживает не лучшие времена. На протяжении многих  лет она находится в состоянии кризиса, который охватил все области государственной и общественной жизни.

Антипатриотизм, утрата чувства Родины, равнодушие к понятию семьи, социальное сиротство, рост преступности, примитивизация художественных предпочтений, равнодушие или активная неприязнь к людям – это, к сожалению, реалии нашего времени.

На нынешнем этапе остро встал вопрос о формировании у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально – психологических и этических качеств, среди которых  важное  значение имеют нравственность, патриотизм и гражданственность.

Во все времена основой духовного единства Российского государства был и остается патриотизм. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства.

Не случайно, в Государственном образовательном стандарте общего образования, наряду с компетентностным подходом  к обучению, приоритетное место занимает духовно – нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.

К. Д. Ушинский говорил, что дело воспитания – важное и святое, так как «именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовность, нравственность, гражданственность и патриотизм предков?

Что может и должна сделать школа, чтобы не прервалась «времен связующая нить?».

Одним из приоритетных направлений нашей школы является духовно-нравственное воспитание обучающихся. В  2011 году школа получила статус областной базовой площадки по теме: «Теоретико-методические основы и практические аспекты духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения».

На решение этих  вопросов  направлена  и работа музея.

Музей – это живой организм, который собрал в себе и прошлое, и настоящее. Прошлое и наше время, семейные традиции – это те самые корни, которые помогают человеку найти точку опоры, не стать перекати – полем.

Музей образовательного учреждения является учебно-воспитательным структурным подразделением школы; тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры, природы, техники. Деятельность музея специфична и имеет особенности исследовательской, фондовой, экспозиционной, воспитательной и образовательной деятельности.

Школьный музей как открытая система имеет трехуровневое строение.

Первый уровень – это собственно музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе; второй уровень – интеграция музея в учебно-воспитательный процесс; третий уровень – связь музея с местным сообществом.

Работа музея, обладающая нравственно-эмоциональным воздействием, осуществляется через задачи и организационно-педагогические цели программы.

Важное условие реализации программы музея – совместное творчество музейного педагога и обучающихся, дающее им возможность поверить в себя и свои возможности, пробуждения чувств, которые, развиваясь, вырастут в любовь к родному краю,   к России.

4.Цели программы:

  • развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
  • воспитание  средствами музея социально-активной, образованной, нравственно-здоровой, творческой личности, ответственной за будущее семьи, школы, своей «малой» Родины, страны;
  • формирование толерантного отношения к окружающему миру, уважения к прошлому и настоящему, традициям и культуре своего народа.

5.Задачи программы:

  • активизация интереса  обучающихся к изучению родного края;
  • формирование целостного представления об историческом пути России и Тульского края, о важнейших событиях отечественной истории; воспитание у детей чувства гордости за причастность к истории; развитие потребности постоянного приобщения к духовным ценностям народа;
  • формирование музейной культуры, бережного отношения к раритетам прошлого и к предметному миру в целом;
  • ознакомление обучающихся с основами музееведения, привлечение их к поисковой, краеведческой и пропагандистской деятельности через разнообразные формы музейной работы; развитие творческой активности и самодеятельности;
  • распространение и пропаганда опыта работы школьного музея.

Программа строится на принципах:

  • краеведения;
  • связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью;
  • прочности усвоения знаний;
  • доступности;
  • дифференцированного подхода;
  • творческой активности и самостоятельности;
  • наглядности;
  • занимательности;
  • единства воспитания и обучения;
  • музеи для детей и руками детей.

На методах:

  • диалога и беседы;
  • демонстрации музейных предметов и наглядности пособий;
  • самостоятельного наблюдения;
  • игры;
  • проектно-исследовательской деятельности.

6. Направления деятельности музея.

общественно-полезное

духовно-нравственное и семейное

военно-патриотическое

поисково-исследовательское

экскурсионно-просветительское

МУЗЕЙ

художественно-эстетическое и музыкально-творческое

историческое

экологическое и трудовое

Тульский

            край

город

семья

этнографическое

школа

7. Содержание программы:

  • документальные и вещественные свидетельства (предметы, памятники) истории; их описание;
  • документальные материалы исторических событий; характер этих событий;
  • образ жизни, мысли свидетелей и участников событий разных исторических периодов жизни страны;
  • причины исторических перемен, их следствия; подвиги и действия людей;
  • национальное самосознание;
  • семья, семейное воспитание, ценность семьи, традиционных семейных отношений; ценностное отношение к матери;
  • духовно-нравственные ценности и идеалы русской традиционной культуры.

8. Формы работы музея.

Научно-фондовая и исследовательская

1. Учет и классификация экспонатов.

2. Описание музейных предметов.

3. Заполнение инвентарных книг.

4. Аннотирование музейных предметов.

5. Работа в библиотечных фондах.

6. Разработка и оформление текстов экскурсий.

7. Работа по реставрации музейного фонда.

Исполнительская

1. Изготовление музейного оборудования экспозиции: стендов, витрин, подставок, планшетов, этикеток.

2. Окантовка и оформление музейных предметов (фото, документов), их размещение по музейному оборудованию в соответствии с тематикой.

3. Оформление альбома «Школьный музей: начало…»

Общественно-полезная

1. Поддержание порядка у обелиска Павшим воинам  в деревне Пашково.

2.Благоустройство территории сквера имени Героя Советского Союза М.Я. Кузякина.

3. Ознакомление с материалами музея родителей и гостей школы через экскурсионную деятельность.

4. Участие школьного музея в областном краеведческом движении обучающихся и педагогов «Тульский край – земля родная».

5. Составление летописи родной школы.

6.Участие школьного музея в ежегодной районной научно- практической  конференции по краеведению.

7. Участие в районных и областных Рождественских образовательных чтениях.

8. Участие школьного музея в районном конкурсе юных активистов музеев образовательных учреждений.

9.Участие в благотворительных акциях «Подарок ветерану», «Твори добро», «Рождественский перезвон».

Массовая

Экскурсии по экспозициям

1. «История города Узловой».

2.«Женщина на войне» (о девушке-зенитчице Октябрине Смирновой).

3. «Смоленский С.М. – Герой Советского Союза».

4. «Галушкин Ю.М. – воин-интернационалист, бывший ученик школы № 22».

4. «Учителя – фронтовики».

5. «Их именами названы улицы».

5. «Никто не забыт» (о ветеранах войны и труда).

6. «Слава Богу, что мы  казаки».

7. «Народные промыслы России и Тульского края».

8. «Керамика и стекло» (выставка).

9. «Вышивка и кружево».

10. «Горница» (уголок русской избы).

11. «Есть семья России - значит есть держава!» (уважаемые семьи).

12. «Наш музей» (фоторепортаж).

Мероприятия, посвященные 140-летию города Узловой

1. Экспозиция «Узловая -140 лет».

2. Стенд - витрина «Узловая в фалеристике».

3. Конкурс чтецов «Узловая литературная».

4. Встречи с замечательными людьми города Узловой.

5. Мероприятия, посвященные обороне Тулы и освобождения Узловой от немецко-фашистских захватчиков.

Месячник гражданско-патриотической работы,

посвященной Дню защитника Отечества.

1.Встреча с родителями  Героя Советского Союза  Евгения Рындина.

2.Встреча с отцом  Юрия Галушкина, бывшего ученика нашей школы, воина-интернационалиста.

2. Конкурс «Боевая слава России» (составление карт исторических событий).

Неделя памяти к 70-летию Победы

 «Это праздник со слезами на глазах».

1. «Этих дней не смолкнет слава» (уроки мужества с ветеранами ВОВ и локальных войн).

2. Экскурсии для обучающихся и гостей школы.

3. Музыкально-поэтическая композиция «Живые, пойте о нас!».

«Семья – это лучшее, что создало общество».

1. Выставка «Семейная реликвия».

2. Конкурс рисунков, поделок, фотографий «Моя семья».

3. Знакомство с лирикой жительницы г.Узловой  Л.М. Кольцовой.

Традиции русской  кухни

1. «Секреты русского погреба» (засолка капусты).

2. Праздник «Здравствуй, милая картошка!» (о роли А.Т. Болотова в распространении картофеля в России).

3. Блюда русского поста.

4. «Жаворонки» (праздник прилета птиц).

5. «Кока-кола или квас?» (приготовление кваса).

Народный православный календарь

1.Кузьминки об осени поминки.

2. Покров.

3.Михайлов день.

4. Рождество. Святки.

5. Масленица.

6.Пасха Красная.

(Из истории праздников; песнопения и песни; рождественские здравицы и колядки, пасхальные песнопения).

Народные промыслы России и Тульского края

1. Выставки «Гжель», «Филимоновское чудо», «Золотая Хохлома».

2. Интерактивные занятия:

- филимоновская игрушка (лепка, рисунок)

- традиционная обрядовая кукла Тульского региона (изготовление «куклы – закрутки» и «куклы – младенца»)

- лоскутное шитье.

Музыкально-творческая деятельность

Выступление школьного хора  и фольклорной группы.

1. «День учителя».

2. «День матери».

3. «Хлеб всему голова».

4. «Новогодняя сказка».

5. «Тебе, родная мамочка».

6. «Салют, Победа!».

Человек и природа

1. Экологические викторины.

2. Экскурсия «В гости к зеленому другу».

3. Беседа – занятие «Клумба на окошке».

4. Занятие по теме «Как правильно оформить гербарий».

Проведение недели «Музей и дети»

«День школьного музея» (подведение итогов работы музея)

Учебно-воспитательная

1. «Куликово поле – поле русской славы» (экспозиция с выставкой книг, рефератами, рисунками и поделками обучающихся).

2. Лекция – беседа «От иконы к гербу» (государственная символика – единство исторического и нравственного начала).

3. Научно-практические конференции: «Моя родословная», «Семейные традиции. Зачем их сохранять?», «История казачества».

4. Занятия клуба «Юный экскурсовод».

5. «Тульский край – земля православная».

- Возрождение православных святынь земли Тульской (о Свято-Никольском храме в селе Высоцком).

- «Она в тени, но свет ее так ясен, что исчезает горькая слеза!» (о старице Матроне).

6. Культурологические экскурсии по городам Тульской области.

7. «Музей одной картины» (Знакомство обучающихся с шедеврами мировой и русской живописи).

8. Уроки – экскурсии, классные часы по планам классных руководителей и учителей – предметников.

Поисковая

1. Приобретение предметов и материалов у частных лиц.

2. Обмен экспонатами с родственными музеями.

3. Организовать поисково-исследовательскую экспедицию по сбору материала об истории школы.

Сотрудничество.

1. Муниципальным художественно-краеведческим музеем города Узловой.

2. Музеем МБОУ СОШ № 59 имени Героя Советского Союза Д.Л. Медведева.

3. Музеем МБОУ ООШ № 21.

4. Музеем железнодорожного техникума № 31.

5. Православной религиозной организацией Свято-Троицкого храма Узловского благочиния.

6.С  Узловским  станичным казачьим обществом.

9. Прогнозируемые результаты.

Реализация программы даст положительные результаты:

  • расширит сферу общественной активности детей;
  • активизирует учебный процесс и поднимет интерес обучающихся  к знаниям;
  • позволит воспитать любовь к родному краю, к Родине, к природе, историческому и боевому прошлому, героике сегодняшнего дня;
  • научит ценить творческое наследие старших поколений и уважать традиции народа;
  • объединит коллектив детей, укрепит их дружбу, воспитает заинтересованность в судьбах людей;
  • сделает подростков чуткими и отзывчивыми к окружающим, что так дорого в наше жестокое время.

Кроме того, работа с книгами, рукописями, с архивными материалами и различными документами повысит у молодежи интеллект, расширит кругозор, приучит к целеустремленности и усидчивости, поможет в выборе профессии, сделает людьми серьезными, честными и порядочными.

Программа не ограничена  временными рамками,

 предполагает изменения и дополнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

Программа музея

В нашей школе краеведческая работа связана с работой школьного краеведческого музея, действующего с 1999 года (свидетельство №7544 от 20 августа 1999 г.)....

ПРОГРАММА МУЗЕЯ "иСТОКИ"

Программа содержит основные разделы по музейной деятельности....

Рабочая программа музея «Сибирская старина»

Настоящая программа разработана на основе:Положения о………………….-Устава класса- музея «Сибирская Старина»;-Локального акта МБОУ «Гимнази...

Использование музейного пространства и реализация культурно-образовательных программ музеев во внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ

Статья содержит информацию о современных музеях г. Санкт-Петербурга, способах использования музейного пространства школьников с ОВЗ. Практическая часть статьи содержит методическую разработку и матери...