Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои способности" 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои способности" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_moi_sposobnosti.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, на основе программы: Внеурочная деятельность: программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012. Автор: Н.А.Криволапова.
Для реализации программы используется УМК «Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А.Криволапова. – М.: Просвещение, 2012».
Программа, взятая за основу составления данной рабочей программы, рассчитана на 34 часа, а учебный график школы предполагает 35 учебных недель. В связи с этим в программу добавлен 1 час на итоговое тестирование. Таким образом, на освоение данной рабочей программы отведено 35 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- правила конструирования определений, формулирования выводов;
- правила классификации и сравнения;
- методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
- способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
- правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
- способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
- правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
- слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
- проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
- владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Блок 1 «Развитие интеллектуальных умений» 5 класс (35 часов)
Развиваем логическое мышление
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.
Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями. Часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.
Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.
Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.
Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Человек и его интеллект. | 1 |
2 | Диагностическое тестирование. | 1 |
3-6 | Обобщение и ограничение понятий. | 4 |
7-8 | Выделение существенных признаков. | 2 |
9 | Обобщение понятий при построении определений. | 1 |
10 | Отношения между понятиями: рядоположности, часть – целое. | 1 |
11-12 | Сравнение понятий. Установление сходства и различий. | 2 |
13 | Сравнение понятий. Отношения противоположности. | 1 |
14-15 | Установление причинно-следственных связей. | 2 |
16-17 | Логические задачи. | 2 |
18-20 | Классификация понятий. | 3 |
21-22 | Сравнение понятий. Аналогия. | 2 |
23-27 | Поиск закономерностей. | 5 |
28 | Выделение существенных признаков предметов. | 1 |
29 | Поиск закономерностей. | 1 |
30-31 | Объяснение понятий в зависимости от контекста. | 2 |
32-33 | Логические задачи. | 2 |
34-35 | Итоговое тестирование. | 2 |
ИТОГО | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел. Тема | Кол-во часов | Дата | Содержание деятельности | |
план | факт | ||||
1 | Человек и его интеллект. | 1 | Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры. | ||
2 | Диагностическое тестирование. | 1 | |||
3-4 | Обобщение и ограничение понятий. | 2 | Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры. | ||
5-6 | Обобщение и ограничение понятий. | 2 | Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры. | ||
7-8 | Выделение существенных признаков. | 2 | Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры. | ||
9 | Обобщение понятий при построении определений. | 1 | Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры. | ||
10 | Отношения между понятиями: рядоположности, часть – целое. | 1 | Функциональные отношения между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры. | ||
11-12 | Сравнение понятий. Установление сходства и различий. | 2 | Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры. | ||
13 | Сравнение понятий. Отношения противоположности. | 1 | Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противоположности. Практические задания, развивающие игры. | ||
14-15 | Установление причинно-следственных связей. | 2 | Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания, развивающие игры. | ||
16-17 | Логические задачи. | 2 | Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры. | ||
18-19 | Классификация понятий. | 2 | Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Практические задания, развивающие игры. | ||
20 | Классификация понятий. | 1 | Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Практические задания, развивающие игры. | ||
21-22 | Сравнение понятий. Аналогия. | 2 | Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры. | ||
23-25 | Поиск закономерностей. | 3 | Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры. | ||
26-27 | Поиск закономерностей. | 2 | Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры. | ||
28 | Выделение существенных признаков предметов. | 1 | Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры. | ||
29 | Поиск закономерностей. | 1 | Практические задания, развивающие игры. | ||
30-31 | Объяснение понятий в зависимости от контекста. | 2 | Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания, развивающие игры. | ||
32-33 | Логические задачи. | 2 | Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры. | ||
34-35 | Итоговое тестирование. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...