Предпрофильный курс Защита окружающей среды в современных профессиях
рабочая программа (9 класс) на тему

Пономарева Светлана Васильевна

Предпрофильный курс Защита окружающей среды в современных профессиях 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predprofilnyy_kurs.rar38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В соответствии с БУП 2004 года в учебном плане МБОУ ООШ № 54 на 2013-2014у.годна ступени основного общего образования за счет компонента  ОУвыделяется68 часов напредпрофильные курсы, направленные на формирование компетентностей в вопросах изучения профессий атомной промышленности.

Рабочая  программа предпрофильногокурса« Защита окружающей среды в современных профессиях»  предназначена  для учащихся 8класса, рассчитана на 8 учебных часов из расчета 0.25час.в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.

   Актуальность введения курса  связана с тем, что человеческая деятельность имеет негативное влияние на окружающую среду и механизмы её самовосстановления. Существующее неблагоприятное состояние окружающей среды является результатом человеческой деятельности, с присущими ей, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением экосистем и непрерывным накоплением отходов и загрязнения.

Сегодня проблема загрязнения окружающей среды приобретает глобальный характер. И атмосфера и гидросфера загрязненытоксическими веществами созданными человеком.Миллионы видов живых существ, в основном простейших, уже исчезли с лица Земли. Тысячи находятся на грани исчезновения. Запасы природных ресурсов истощены, экологические механизмы разбалансированы.Жизнь нашей цивилизации зависит от способности людей найти выход из сложившейся ситуации. Именно поэтому защита окружающей среды, сегодня так актуальна. Люди должны осознать, что они являются составной частью биосферы, неразрывно связанные с ней, они полностью зависят от её благоприятного состояния.Для преодоления

экологической катастрофы нам необходимы соответствующие знания.

Профессии, связанные с защитой окружающей среды, призваны сделать наше развитие более гармонизированным с окружающей средой, решить существующие экологические проблемы и избежать будущих.

Особенностью курса является его междисциплинарность. Он интегрирует  знания учащихся по географии, биологии, истории, предметам эстетического цикла, ОБЖ, экологии.

   Содержание курса имеет интегративный характер и будет интересным учащимся как с точки зрения расширения кругозора, так и с точки зрения

ориентации на самые различные профессии, связанные с защитой окружающей среды.   Курс имеет практическую направленность.

Цель курса:

- формировать и развивать  у  школьников интерес к профессиональной деятельности  в  сфере защиты окружающей среды; - формировать у учащихся готовность к осознанному профессиональному выбору.

Задачи курса:

- прививать любовь к природе родного края ,ориентированной на практическую  деятельность по защите окружающей среды;

  - развитие интереса к окружающей среде как к ценности, а такжеобъекту изучения и рационального использования;

- помочь учащимся в оценке своих личностных качеств и осознании возможностей в сфере защиты окружающей среды;

  - расширить знания учащихся о мире профессий в сфере защиты окружающей среды через знакомство с их классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями профессиональной подготовки;

   - знакомство с качественными и количественными потребностями общества в кадрах в данной сфере, перспективами профессионального становления в условиях региона.

   Основная идея программы курса заключается в повышении эффективности работы по профориентации учащихся.

 Предполагается достижение следующих  результатов:

- целостное представление о мире профессий в области  окружающей

среды;

   - способность анализа и оценки личных запросов, а также наиболее предпочтительных для себя сфер труда;

   - умения применять основные этапы метода проектирования на практике;

   - умения использовать электронные учебные пособия и возможности  Интернета для получения дополнительной  информации;

   - использование навыков природосообразного поведения, базирующегося на знании законов  взаимодействия человека

с окружающей средой;

   - установление межличностных и деловых связей с людьми.

Формы занятий:

- познавательные игры;

   - дискуссии;

- Экскурсии ( экологические и виртуальные);

   - эколого-образовательные проекты;

   - встречи с людьми данных профессий;

   - диагностика.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

   - понятие о профессии, специальности, специализации, квалификации в сфере защиты окружающей среды;

   - характеристику труда: содержание, характер, процесс, и условия труда;

   - классификацию профессий, формулу профессии;

   - подтипы профессий сфере «человек-природа»; основные характеристики содержания деятельности профессий данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в указанной сфере.

Учащиеся должны уметь:

   - сравнивать имеющиеся у них представления о мире профессий с полученной информацией;

    - определять своё отношение к содержанию деятельности в рамках этого типа профессии;

    - анализировать информацию о профессиях в сфере защиты окружающей среды.

Содержание программы по курсу

  1. Введение.Окружающая среда в жизни человека (1час)
  2. Предмет и задачи курса. Актуальность курса. Структурно-

содержательная модель.

 Ключевые понятия. Междисциплинарные  связи с географией, биологией, экологией, природопользованием, ОБЖ.

   Важность выбора профессии в жизни  человека. Понятие о личномпрофес-сиональномплане.

Современное понимание окружающего мира; типология отношений человека с природой; мир природы в жизни человека; использование человеком природной среды.

2.Понятие об экологической ситуации в России.Состояние окружающей среды в Ростовской области (1час.)

Сущность понятия. Классификация экологических ситуаций. Факторы формирования экологической ситуации. Исторические этапы формирования

экологической ситуации в России. Особенности формирования  экологичес-

ких ситуаций в природных зонах России. Типология экологических ситуаций

России по степени опасности для жизнедеятельности человека.

   Освещение проблемокружающей среды в СМИ.

  3.Мир профессий по защите окружающей среды(1час.)

Понятие о профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.Классификация профессий. Характеристика профессий типа «человек-

природа»

  4.Профессии в сфере экологии на страже окружающей среды(2 час.)

Характеристика следующих профессий:

      - эколог;

      - метеоролог;

      - инженерная защита окружающей среды;

      - инженер по защите леса;

      - пожарная безопасность;

      - защита в чрезвычайных ситуаций;

      - гидромелиоратор;

      - лаборант – эколог.

  5.Практикум (1час.):

экологические экскурсии:

        - местные свалки, проблемы утилизации мусора;

        - гидрологический  пункт с.Новый Егорлык ;

     6.Эколого-образовательная проектная деятельность (2 час.)                          6.1 диагностика субъективного  субъективного  отношения к  природе «ЭЗОП»;

   6.2 диагностика  мотивации взаимоотношения с природой «Альтернатива»;

   6.3виртуальная экскурсия:

        - «Отходы большого города»;

6.4 дискуссии:

        - «Человек и природа»;

        -«Может ли окружающая среда угрожать самому человеку и человечеству»;

   6.5эколого-образовательная проектная деятельность:

        - «Экологическая реконструкция пришкольной территории»;

        - «Фотоохота в окрестностях нашего села»;

        - «Озеленение в школе и дома» (вырасти зеленого друга);

   6.6игры, расширяющие знания учащихся о мире профессии:

        - профессии на букву (м,н,о…..);

- Самая – самая (зеленая, гуманная, сладкая, детская, смешная, творческая и т.д.);

        - цепочка профессий (близкие профессии);

        - кто есть кто?

Календарно-тематическое планирование занятий по курсу

Пп

К-во

час.

Дата

            Тема

Содержание занятий

      ПРАКТИКУМ

I

1.

1

Введение.

Предмет и задачи курса. Актуальность курса. Структурно-

содержательная модель. Ключевые понятия. Междисциплинарные  связи с географией, биологией, экологией, природопользованием, ОБЖ.

   Важность выбора профессии в жизни  человека. Понятие о личномпрофессиональномплане.

Игра «Профессия на букву М,

П, К.

Просмотр и обсуждение DWD

фильма «О жизни под Землей»

Ii

2.

3.

2

Окружающая среда в жизни человека.

Современное понимание окружающего мира; типология отношений человека с природой.

Мир природы в жизни человека; использование человеком природной среды.

Игра «Самая – самая» (гуманная, сладкая)

Диагностика субъективного

отношения к природе «ЭЗОП»

Игра «Цепочка профессий»

Диагностика мотивации взаи-

моотношений с природой

«Альтернатива»

Iii

4.

5.

2

Понятие об экологической ситуации в России

Сущность понятия. Классификация экологических ситуаций. Факторы формирования экологической ситуации. Исторические этапы формирования

экологической ситуации в России.

 Особенности формирования  экологичес ких ситуаций

в природных зонах России. Типология экологических ситуаций России по степени

опасности для жизнедеятельности человека.

Игра «Человек – профессия»

Просмотр и обсуждение DWD

Фильма «Экология XXIв.,

Загрязнение природной среды»

Дискуссия: -«Может ли окружающая среда угрожать самому человеку и человечеству»;

Виртуальная экскурсия «Отхо-

ды большого города»

IV

6.

1

Состояние окружающей среды в Ростовской области. Освещение проблем окружающей среды в СМИ.

Электронные презентации

уч-ся «Загрязнение атмосферы,

почвы и воды в Ростовской

обл.»

Сообщения уч-ся.

V

7.

1

Экологическая  экскурсия

«Местные свалки, проблемы утилизации мусора»

Изучение географии свалки,

тип мусора, влияние на окружающую среду.

VI

8.

1

Мир профессий по защите окружающей среды.

Понятие о профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Характеристика профессий типа «человек- природа»

Опросник «Мой профессиональный выбор»: «Я предпочту», «Перекрёсток»;

Игра «Кто есть кто?»

VII

9.

1

Экологическая  экскурсия

«Гидрологический  пункт с.Новый Егорлык»

Встреча с лаборантом –       наблюдателемЕ.Н.Ишхановой.

VIII

4

Профессии в сфере экологии на страже окружающей среды.

10.

Эколог.

Инженерная защита окружающей среды

Игра «Самая-самая» (зеленая,

детская)

дискуссия:

        - «Человек и природа»;

11.

 Инженер по защите леса.

 Пожарная безопасность.

Просмотр и обсуждение DWD

фильма «Лесные пожары»

Защита уч-ся мини проекта по профессиям.

12.

Защита в чрезвычайных ситуациях (МЧС)

Виртуальная экскурсия

«МЧС России»

13.

Метеоролог.

Гидромелиоратор.

Встреча с гидромелиоратором

СПК(СА) «Русь»

JX

Практикум

14.

Деловая игра «Путешествие на

воздушном шаре».

   Цель:

   - формировать умения аргументировать значимость

профессии и принимать кол-

лективное решение.

Тест-опросник

«Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций профессиональном самоопределении

и служебной карьере»

15.

16.

Эколого-образовательная проектная деятельность:

- «Экологическая реконструкция пришкольной территории»;

 - «Фотоохота в окрестностях нашего села»;

 - «Озеленение в школе и дома» (вырасти зеленого друга);

Продукт   проектной деятельности:

   - план реконструкции пришкольной территории;

   - иллюстрации по озеленению школы;

   - план размещения ком-

натных цветов.

Форма: защита проектов.

17.

Итоговое занятие.

Самоанализ по окончанию

курса.

Самостоятельная работа по

написанию творческого эссе:

«Моё профессиональное буду-

щее и роль курса в самоопреде-

лении»

Информационно - методическое обеспечение.

1.Программа элективных  курсов.География 9 класс.М., «Дрофа», 2002г.

2.К.Лосев.Проблемы экологии России.М., 1998 г.

3.Д.А.Никитин.Окружающая среда и человек.М.,1998г.

4.Состояние окружающей среды в Ростовской области.2008г.

5.Ю.П.Хрусталев.Основные эколого-географические проблемы Ростовской области. «Вестник», Ростов-на Дону,2002г.

6.С.В.Алексеев.Учение в области наук об окружающей среде.СПб, СМИО Пресс,2004г.

7. С.В.Алексеев.Профильная эколого-образовательная программа: учебно-методическая программа. СПб, СМИО Пресс,2004г.

8.С.Н.Глазычев.Экологическая культура.М., «Горизонт»,1997г.

9.Е.И.Климов.Как выбирать профессию.М., «Просвещение»,1990г.

10.Энциклопедия.Экология.

11. Энциклопедия.География.

12.Программа «Твоя профессиональная карьера» 8-9кл.М., «Просвещение»,2006г.

13.Ж. «Завуч», №3-8, 2000г.Всё о 120 профессиях на рынке труда.

14.Ж. «Практические советы учителю» №3,2008г.

15.Ж. «Воспитание школьников», №10,2010г.

16.DWD «Экология».

   - «О жизни под Землёй»;

   - «Экология XXIвека»;

   - «Загрязнение природной среды»;

   - «загрязнение атмосферы»;

   - «Загрязнение почвы»;

    - «Загрязнение воды»;

    - «Спасение планеты Земля»;

    - «Экология и мы»;

    - «Экология – наука выживания»

17.DWD «Экология. Нетрадиционная энергетика».

18.Эл.прил. «Экологический кризис».

19.DWD «МЧС России»

20. Электронный каталог профессий.

Индивидуальные результаты прохождения курса

1.Вывод  по диагностике субъективного отношения к природе по методике«ЭЗОП»:

- доминирующая установка на природу как объект  ……………………………………….

По методике «Альтернатива» ________________________________________

2.Результаты освоения элективного курса:

    2.1методика «Профиль умений»

    - область  «Окружающая среда»:

1.Я могу понимать  сложности взаимоотношений человека и окружающей среды и привести примеры.

2. Я могу понимать  отрицательное воздействие человека на окружающую

Среду.

3.Я могу сформировать основные проблемы в области окружающей среды.

4.Я могу сделать доклад по проблеме окружающей среды.

 - область  «Личность и работа»:

1.Я могу составить перечень профессий по защите окружающей среды.

2.Я могу описать условия определенных профессий.

3.Я могу назвать качества необходимые людям профессий по защите окружающей среды.

4.Я знаю как могу продолжить своё обучение.

2.Самоанализ по окончанию курса:

2.1Существенно расширились мои знания и представления в областях:

2.2При выполнении проекта мне помогли мои увлечения:____________________________________________________________________________________________________________________________

2.3Я попробовал (а) свои силы в качестве:

___________________________________________________________________

2.4Мои жизненные планы  (не изменились; если изменились, то в чем?)

___________________________________________________________________

Методика диагностики субъективного отношения к природе«ЭЗОП»

Выбрать из предложенных слов одно, которое для тебя лучше всего связывается с предложенным словом.

   Отвечать нужно быстро, т.к. первая реакция точно отражает ваш выбор.

1.Лес  -  поляна, муравейник, заповедник, дрова, песок.

2.Лось – следы,лесник,трофей,камни,рога.

3.Трава – поливать,силос,кора,роса,стебель.

4.Озеро – улов,шерсть,острова,моллюски,очищать.

5.Медведь – паутина,хозяин,малина,редкий,шкура.

6.Дерево – кольца,осень,вырастить,мебель,сено.

7.Болото – головастик,заказник,торф,яблоки,туман.

8.Утка – запрет,жаркое,рассвет,ветка,кольцевание.

9.Рыба – жабры,серебристая,нерестилища,жарить,перо.

10.Сад – берлога,цветущий,опыление,ухаживать,урожай.

11.Бобр – ловкий,резцы,расселение,шуба,грибы.

12.Природа – красота,изучение,охрана,польза.

Методика диагностики субъективного отношения к природе«ЭЗОП»

   Выбрать из предложенных слов одно, которое для тебя лучше всего связывается с предложенным словом.

   Отвечать нужно быстро, т.к. первая реакция точно отражает ваш выбор.

1.Лес  -  поляна, муравейник, заповедник, дрова, песок.

2.Лось – следы,лесник,трофей,камни,рога.

3.Трава – поливать,силос,кора,роса,стебель.

4.Озеро – улов,шерсть,острова,моллюски,очищать.

5.Медведь – паутина,хозяин,малина,редкий,шкура.

6.Дерево – кольца,осень,вырастить,мебель,сено.

7.Болото – головастик,заказник,торф,яблоки,туман.

8.Утка – запрет,жаркое,рассвет,ветка,кольцевание.

9.Рыба – жабры,серебристая,нерестилища,жарить,перо.

10.Сад – берлога,цветущий,опыление,ухаживать,урожай.

11.Бобр – ловкий,резцы,расселение,шуба,грибы.

12.Природа – красота,изучение,охрана,польза.

Природа     воспринимается     как ………

Тип                   кол-во                    доля                          ранг

Э                          

З

О

П

Тест «Профессиональные интересы»

«человек – природа» - 1а,3б,6а,10а,11а,13б,16а,20а.

«Человек – техника» -1б,4а,7б,9а,11б,17б,19а.

«Человек – человек» - 2а,4б,6б,8а,12а,14Б,16б,18а.

«Человек – знак» - 2б,5а,9б,10б,12б,15а,19б,20б.

«Человек – художеств.образ» - 3а,5б,7а,8б,13а.15б.17а,18б.

Календарно-тематическое планирование занятий по курсу

Пп

К-во

час.

Дата

            Тема

Содержание занятий

      ПРАКТИКУМ

I

1

1

07.09

Введение. Окружающая среда в жизни человека.

Предмет и задачи курса. Актуальность курса. Структурно-содержательная модель. Ключевые понятия. Междисциплинарные  связи с географией, биологией, экологией, природопользованием, ОБЖ.

   Важность выбора профессии в жизни  человека. Понятие о личномпрофессиональномплане.

Современное понимание окружающего мира; типология отношений человека с природой.

Мир природы в жизни человека; использование человеком природной среды.

Игра «Профессия на букву М,

П, К.

Просмотр и обсуждение DWD

фильма «О жизни под Землей»

Игра «Самая – самая» (гуманная, сладкая)

Диагностика субъективного

отношения к природе «ЭЗОП»

Игра «Цепочка профессий»

Диагностика мотивации взаи-

моотношений с природой

«Альтернатива»

II

2

1

14.09

Понятие об экологической ситуации в России.

Состояние окружающей среды в Ростовской области.

Сущность понятия. Классификация экологических ситуаций. Факторы формирования экологической ситуации. Исторические этапы формирования

экологической ситуации в России.

 Особенности формирования  экологичес ких ситуаций

в природных зонах России. Типология экологических ситуаций России по степени

опасности для жизнедеятельности человека.

Освещение проблем окружающей среды в СМИ.

Игра «Человек – профессия»

Просмотр и обсуждение DWD

Фильма «Экология XXIв.,

Загрязнение природной среды»

Дискуссия: -«Может ли окружающая среда угрожать самому человеку и человечеству»;

Виртуальная экскурсия «Отхо-

ды большого города»

Электронные презентации

уч-ся «Загрязнение атмосферы,

почвы и воды в Ростовской

обл.»

Сообщения уч-ся.

III

3

1

21.09

Мир профессий по защите окружающей среды.

Понятие о профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Характеристика профессий типа «человек- природа»:

   - Эколог;

   - Метеоролог;

   - Гидролог.

Опросник «Мой профессиональный выбор»

Игра «Кто есть кто?»

Игра «Самая-самая» (зеленая,

детская)

дискуссия:

        - «Человек и природа»;

Встреча с лаборантом –       наблюдателем  гидрологического пункта СПК(СА)»Русь» Е.Н.Ишхановой.

IV

4

1

28.09

Практикум.

Экологическая  экскурсия.

«Гидрологический  пункт с.Новый Егорлык»

«Местные свалки, проблемы утилизации мусора»

Встреча с лаборантом –       наблюдателем  гидрологического пункта СПК(СА)»Русь» Е.Н.Ишхановой.

Изучение географии свалки,

тип мусора, влияние на окружающую среду.

V

2

Профессии в сфере экологии на страже окружающей среды.

5

1

05.10

Инженерная защита окружающей среды

 Инженер по защите леса.

 Пожарная безопасность.

Игра «Самая-самая» (зеленая,

детская)

дискуссия:

        - «Человек и природа»;

Просмотр и обсуждение DWD

фильма «Лесные пожары»

виртуальная экскурсия в пожарную часть г. Москвы. Защита уч-ся мини проекта по профессиям.

6

2

12.10

Защита в чрезвычайных ситуациях (МЧС)

Виртуальная экскурсия

«МЧС России»

VI

7

2

1

19.10

Эколого-образовательная проектная деятельность:

- «Экологическая реконструкция пришкольной территории»;

 - «Фотоохота в окрестностях нашего села»;

 - «Озеленение в школе и дома» (вырасти зеленого друга);

Продукт   проектной деятельности:

   - план реконструкции пришкольной территории;

   - иллюстрации по озеленению школы;

   - план размещения ком-

натных цветов.

Форма: защита проектов.

8

2

26.10

Итоговое занятие.

Самоанализ по окончанию

курса.

Самостоятельная работа по

написанию творческого эссе:

«Моё профессиональное   будущее и роль курса в самоопределении»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал к викторине по теме Защита окружающей среды.Животные.с презентацией Etes-vous betes.10-11кл.фр.яз..doc

В данном материале представлена презентация с текстом вопросов  по теме "Охрана окружающей среды.Животные" .французский язык, 9-11 классы. Материал представвлен в виде викторины и будет интересен...

Урок по теме "Защита окружающей среды" ис использованием ИКТ

Урок по данной теме проводился в 7 классе при изучении темы " Sorgen wir für die Erde". Использование ресурсов ИКТ позволило сделать материал урока интересным и доступным для данной категории учащихся...

Диалог "Защита окружающей среды"

В разработке представлен диалог по ситуации " Вы должны написать статью о защите окружающей среды в школьный журнал, который издается на иностранном языке. Обсудите с редактором, какие проблемы следуе...

Внеклассное мероприятие по теме"Защита окружающей среды".

  Хотелось бы поделиться опытом проведения мероприятия по теме "Защита окружающей среды".Проходило оно в актовом зале,стены которого были украшены плакатами и стенгазетами,содержание котор...

Учебная презентация на тему "Защита окружающей среды"

Интерактивная презентация о проблемах экологии, развитие навыков говорения...

Лабораторный практикум факультативного курса по биологии « Основы экологии. Защита окружающей среды»

Роль экологии растёт год от года, так как появляются всё новые и новые технологии в с/х и  промышленности, отношения человека и природой обостряется. Экология – наука о связях живых организ...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...