Конспект урока "О, Великий, Моцарт!"
план-конспект урока по музыке на тему

Бардина Наталия Геннадиевна

Разработка урока для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_4_klass.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ

 для четвертого класса.

Тема урока: «О, Великий Моцарт!».

Художественно-педагогическая идея: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!».

Цель урока: Расширение и закрепление знаний о венских классиках.

Задачи:

  • познакомить ребят с творчеством В.А.Моцарта (детство);
  • развитие эмоционально-образной восприимчивости, интонационного    слуха;
  • формировать умение воспринимать музыку, размышлять о ней;
  • воспитание любви и интереса к музыке и занятиями музыкой, музыкально - эстетического вкуса, музыкальных потребностей;
  • приобретение музыкальных знаний, умений и исполнительских навыков.

Музыкальный материал:

  • В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»;
  • В.А.Моцарт «Весенняя»;
  • Л.Моцарт «Менуэт».

Оборудование, наглядный и дидактический материал:

  • магнитофон;
  • диски с музыкальным материалом;
  • компьютер;
  • портрет композитора.

Ход урока.

У: Здравствуйте, ребята. Садитесь поудобнее и очень внимательно послушайте фрагмент музыкального произведения.

Звучит фрагмент «Маленькой ночной серенады»

- ребята, вам понравилась музыка? (да)

- приходилось ли вам слышать её раньше? (телефон, реклама, компьютер)

- может, кто-то назовет автора этой музыки?

Д: ответы

У.Хорошо, это останется музыкальной загадкой, которую мы с вами должны разгадать. Ребята, но эта не единственная загадка, обратите внимание на доску.

На доске: «ВЕЧНЫЙ ………       …… В МУЗЫКЕ – ИМЯ ТЕБЕ ……..!».

Прочитайте, вы видите, здесь не хватает нескольких слов и эту музыкальную загадку мы должны разгадать.

А что бы это сделать необходимо, отправиться в путешествие и в этом нам поможет музыкальный кроссворд, который укажет маршрут.

Кроссворд

  1. Украинский народный танец.
  2. Польский танец.
  3. Самый распространенный бальный танец.
  4. Музыкальный инструмент (показать иллюстрацию).
  5. Венгерский танец (слушание).
  6. Польский композитор (слушание).
  7. Украинская народная песня.

У: Молодцы! Посмотрите, нам известна страна, в которую мы сегодня отправимся, это?

Д: Австрия.

У: Ребята, мы уже бывали в этой стране, что вы можете сказать о ней?

Д: (истоки, Гайдн, Венские классики.)

У: Хорошо, продолжим наше путешествие, мы отправляемся в город Зальцбург (СЛАЙД).

У: В зимний январский день 250 лет назад в маленьком, старинном, очень красивом городке Зальцбург родился мальчик. И этому мальчику очень повезло с родителями! Его отец был очень серьёзным и высокообразованным музыкантом – композитором, скрипачом, органистом, педагогом.

Необыкновенные музыкальные способности у маленького мальчика отец заметил в три года, тот часами не отходил от клавесина. Когда отец занимался, с его старшей сестрой Анной он тут же безошибочно повторял, все то, что играла его восьмилетняя сестра.

Известен рассказ о том, как этот четырехлетний мальчик пробовал сочинить «концерт» для клавесина. Взглянув, на детские каракули в нотной тетрадке отец мальчика воскликнул: «Но это же никто не сможет сыграть!» - «Что ты папа! – возразил чудо – ребенок. Это может сыграть даже малыш, например, я. Просто нужно немного порепетировать. И как ни в чем не бывало, он сел за клавесин, и необыкновенная музыка заполнила залу.

К шести годам маленький музыкант уже прекрасно играл на клавесине и сочинял небольшие пьесы.

И тогда отец решил, что пришло время познакомить Европу со своими необычайно одаренными детьми. Они выступали в аристократических салонах, при самых пышных королевских дворах и повсюду вызывали удивление и восхищение. Перед знатной публикой мальчик представал в расшитом золотом костюме и напудренном парике. Ему порой приходилось играть несколько часов подряд, это было очень утомительным для таких маленьких музыкантов, а для публики эти концерты превращались в своего рода развлечения.

Вот, что говорилось в одном из объявлений: «…Девочка по двенадцатому году и мальчик по седьмому году сыграют концерт на клавесине…Кроме того, мальчик исполнит концерт на скрипке… сыграет на закрытой платком клавиатуре так же хорошо, как если бы она была у него перед глазами, потом из отдаления назовет все звуки, которые поодиночке или в аккордах будут взяты на клавире или же любом другом инструменте или изданы предметами – колокольчиком, стаканом, часами. Под конец он будет импровизировать не только на клавесине, но и на органе так долго, как этого захотят слушатели, и в любых, даже самых трудных тональностях, которые ему назовут…».

В Париже издаются первые сочинения восьмилетнего автора, а в двенадцать лет он пишет свою первую оперу.

У: Ребята, вы не догадались, о каком композиторе идет речь?

Д: ответы.

У: Имя этого «маленького чародея» было Вольфганг Амадей Моцарт.

Сегодня речь пойдет, как вы уже догадались, о Великом Моцарте (СЛАЙД).

И буквально 27 января 2006 года в Зальцбург съехалось огромное количество музыкантов, где праздновался юбилей Великого композитора 250 лет со дня рождения, на протяжении трех дней проводились всевозможные музыкальные фестивали, на которых звучала музыка гения. Там выступали известнейшие музыканты мира, в числе которых был и наш скрипач-виртуоз Юрий Башмет.  2006 год в Австрии официально признан годом Моцарта.

У: Возвращаемся к нашей загадке, мы узнали имя. Что же скрывают эти многоточья и в этом нам поможет разобраться музыка Моцарта.

Давайте вернемся к музыке, которую вы уже знаете, и еще раз очень внимательно послушаем.

Звучит «Маленькая ночная серенада».

У: - Какие чувства вызвала у вас музыка?

     - Что вы можете сказать о ней?

Д: Светлая, радостная, счастливая.

У: - На что похожа музыка, она песенная, танцевальная, маршевая?

Д: танцевальная.

У: - Где мы могли бы под эту музыку танцевать?

Д: на балу.

У: - В какое время суток устраивались балы?

Д: Вечером или ночью.

У: - Эта музыка так и называется «Маленькая ночная серенада» (СЛАЙД). Эта музыка могла звучать не только на балах.

В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Смысл музыки, исполнявшейся, в его честь был забавным и чуть озорным.

Анализ произведения:

- как развивается музыка? НАИГРАТЬ

- лад (мажор, минор);

- динамика (контраст – форте, пиано);

- какие инструменты исполняют (струнная группа - назвать)

У: Снова возвращаемся к загадке, вы можете сказать, какое слово здесь зашифровано. Мы послушали музыку, и вы сказали, что она, какая повторите еще раз

Д: повторяют свои ответы.

На доске пишутся недостающие слова.

У: - а эта музыка вам знакома (играет Весеннюю песню)

Д: да

У: мы уже начали знакомится с этой песней, продолжим ее разучивать.

Работа над песней В. А. Моцарта «Весенняя» - характер музыки, лад, работа над сложными элементами мелодии, работа над дикцией, исполнительским развитием.

У: - а теперь давайте сами попробуем сыграть музыку, которую Моцарт играл в детстве, это музыка его отца Л.Моцарта старинный французский танец «Менуэт».

Исполнение «Менуэт» на музыкальных инструментах.

У: В наше время много очень разной музыки, но, что будет с ней через 10 лет, будет ли она также популярна. Музыка Моцарта проверена временем, она современна, она популярна, она вечна. Имя Моцарта – легенда в истории музыкального искусства, символ музыки.

Закончить урок мне хочется такими словами:

Счастье!

Звучит нестареющий Моцарт!

Музыкой я несказанно обласкан

Сердце в порыве высоких эмоций

Каждому хочет добра и согласья.

Хочу пожелать и вам и себе, чтобы наши сердца не уставали дарить людям добро и согласие. И пусть в этом поможет нестареющая музыка великого Моцарта.

Домашнее задание: записать в тетрадь музыку В.А.Моцарта, которая прозвучала на уроке.

 Выход из класса под музыку В.А.Моцарта «Маленькая ночная серенада».

Дополнительный материал:

  • цитата: Ф.Шаляпин «Идешь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, все приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт.
  • «Классический» - «первоклассный», «образцовый».
  • «Классицизм» - стиль и направление в искусстве XVII-XVIII вв. Наивысшего расцвета музыкальный классицизм достиг в творчестве Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.Бетховена. Образуя «Венскую классическую школу» данные композиторы наиболее ярко воплотили эстетику классицизма во всех жанрах – инструментальном, вокальном, ораториальном, оперном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок конспектов уроков "Великая Отечественная война"

Конспект используется для 4 класса на кружке ИЗО...

Урок музыки в 7 классе по теме: "Великий Моцарт".

Цель урока:Раскрыть образный и содержательный смысл творчества В.Моцарта и влияние его музыки на людей....

Конспект занятия " Великая Отечественная Война на страницах пожелтевших книг".

Конспект открытого занятия, на тему ВОВ. В форме устного  журнала....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА» (посвящено Победе в Великой Отечественной войне).

Предлагаем конспект занятия, посвящённого Великой Отечественной войне, для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, которые имеют сенсорные, двигательные, интеллектуальные особенно...