Тема самообразования
методическая разработка по теме

Бережнова Елена Леонидовна

"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_samoobrazovaniya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

«Духовно- нравственное  воспитание на уроках русского языка и литературы»

Если человек все силы полагает на жизнь телесную,

а не духовную, то он подобен птице, которая передвигается своими слабыми ногами, а не летает на крыльях.

Лев Толстой

Цели и задачи: 
1. Формирование активной, духовно-нравственной личности, способной к самоопределению, самообразованию и самореализации в современном обществе;
2. Развитие интеллектуальных способностей учащихся через повышение их общей культуры;
3. Воспитание патриотизма и высокой гражданственности путем повышения орфографической грамотности учащихся;
4. Помочь учащимся увидеть в произведениях прошлого общечеловеческий смысл.


 Методические задачи:
1. Формировать у школьников умения поставить цели и задачи к выполняемой работе и оперативно решить их.
2. Развивать критическое мышление учащихся, способности ориентироваться в различных источниках информации, выбирать основное;
3. Формировать умения и навыки совместной и индивидуальной работы;
4. Развивать у учащихся творческий подход в реализации поставленных задач;
5. Формировать умение мобильно и адекватно реагировать на изменения в общественной и научной сфере.

Основные вопросы для изучения: современные технологии в преподавании русского языка и литературы как способ достижения учебно-воспитательной цели по формированию духовно-нравственной личности, проектная деятельность как способ самореализации учащихся, формы и методы коммуникативно-деятельностного подхода, культурологический аспект в образовании.

 Я считаю ,что  задачей учителей, помимо обучения предмету, является духовно- нравственное воспитание школьника, способствующее формированию личности ученика.

       Поэтому я работаю над темой: «Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы». Также уделяю внимание формированию развития речи учащихся, развитию творческих способностей

     Во время учебной деятельности при изучении тем я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни.

   При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему.

Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов.

Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, , сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.

   При подготовке к урокам русского языка стараюсь подбирать тексты, предложения из которых, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.  

 Например изучая  Тему  « Роль прилагательных в речи»

начинаю со строк С.Я.Маршака:

Пусть добрым будет ум у вас,

а сердце умным будет.

Дается значение слово сердце.

Спрашиваю у детей:

-Как вы думаете,что может сказать о сердце врач? (больное, здоровое, увеличенное отвечают дети)

-А как мы говорим о  сердце человека с добрыми глазами, о сердце человека, который живет интересами других людей?

Записываются  слова:доброе,ангельское,беспокойное,благородное,большое,великодушное,мягкое, ,золотое…

Каждое прилагательное осмысливается, обсуждается.

Делаем общий вывод о людях с добрым сердцем. О людях  с горячим сердцем.

И здесь говорим о милосердии.

     

Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения.

    С 5-9 класс для активизации внимания в начале урока провожу слуховые диктанты, составленные из пословиц, поговорок о чести, совести и пользе учения.
Без труда чести не получишь.

Береги платье снову, а честь смолоду (вот эта пословица очень актуальна для нашего подрастающего покаления)Я  очень часто ей пользуюсь

Бесчестье хуже смерти.

Всяк честен своими заслугами .

Где честь, там и разум.

   На уроках литературы каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного, содержит множество нравственных проблем.

 Например в пятом классе при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму» рассматриваем такие понятия как хладнокровие, бездушие, понятии привязанность.

 А Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»- хороший пример для рассмотрения таких нравственных понятий, как «достоинство», т.е. гордость, самоуважение , самолюбие , честь.

На уроках мы с детьми часто составляем концепты. Для них это очень интнересно.

Берем любое понятия например  достоинство, милосердие, любовь и придумываем к нему синонимыи пословицы ребята ищут в интернете или словарях, пытаемся нарисовать это понятие, например взяв слово любовь ребята изображают сердце, семью или животных  

Тут ж е мы пишем сочинения-миниатюры ,взяв за тезис определение рассматриваемого понятия и читаем их вслух. Сначала дети очень стесняются, но потом оживают, привыкают и с удовольствием занимаются такой работой.

      Вопрос, текст, предложение для учащегося должны быть жгучими, злободневными, личностно значимыми. Только в этом случае можно воздействовать и разбудить лучшие качества личности, подвести к гражданственности, нравственности, общечеловеческим идеалам, которые, как никогда, актуальны в наше время.

 С целью развития потенциала коммуникативных навыков учащихся использую урок-дискуссию, групповую работу, работу в парах, в конце четверти, как правило, устраиваю перекрестные бои. Так же внедряю в обучение метод проектов (исследовательский, информационный, творческий), позволяющий формировать полученные знания на практике.

Тема исследовательской работы в прошлом году звучала так «Влияние интернет сленга на речь современной молодежи» цель данного проекта заключалась в том, чтобы понять, как Интернет влияет на речевую культуру школьников. Эта тема очень актуальна т.к существуют проблемы, которые возникли с появлением интернет сленга и не решены до настоящего времени.

   И в заключении Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не сразу, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»

laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...