Из опыта работы в школе
статья на тему

Шакирова Земфира Гаптелхаевна

Как улучшить двигательную активность обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklady.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального  образования Педагогический институт Иркутского государственного университета.

Региональная научно- практическая конференция учителей, преподавателей, педагогов, студентов, аспирантов и молодых ученых

 по теме «Проблемы и пути совершенствования физической культуры в системе образования»

Доклад

 по теме:

 «Приобщение детей к здоровому образу жизни и физкультурно-оздоровительной деятельности».

                                                                                     

                                                                                                 МБОУ «Ново-Ленинская СОШ»

                                                                  Осинский район

                                                                      Иркутская область

Шакирова Земфира Гаптелхаевна,

                                                                                            учитель физической культуры

                                                                                            1 квалификационная категория.

Иркутск.

2016год

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в  свои силы»                           В.А.Сухомлинский

               В последние годы проблема сохранения здоровья становится, наиболее часто обсуждаемой, в нашей стране и  2015-2016 учебном году я выбрала тему самообразования  «Воспитание потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры». Сколько же должны двигаться дети и подростки, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье?

                В системе образования на умственно- духовное направление  уделяется 90% времени, а физической подготовке – 10%. Длительное сидение за партами перед учителями, за компьютерами отрицательно влияет на результаты самой учебно-воспитательной работы.  В связи с этим подрастающее поколение подвержено многим заболеваниям. К сожалению, исследования последних лет выявляют, что лишь половина современных школьников Иркутской области  абсолютно здоровы, а у многих детей, приходящих в  школу, имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья. Именно в школе начинается и закладывается на всю жизнь гиподинамия, поэтому задачи оздоровительного направления в системе  детского  воспитания и образования продолжают оставаться наиболее значимыми. Те элементарные навыки физической активности, которые стремится привить учащимся школа,  очень часто не закрепляются. [1.]

                Итак, как же организовать занятия, какие подобрать способы, методы и средства, чтобы заинтересовать ребят?                                                                                                                                                Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья.                                                                                                                              Как учитель, положивший в основу работы с детьми здоровьесберегающие технологии, я вижу решение этой проблемы в том, чтобы ученики  сами включились в заботу о своём здоровье, научились сами контролировать своё двигательное поведение, а также приобщились к  ценностям здорового образа жизни. Без определенных мотиваций здесь не обойтись.  Это должны быть валеологическое просвещение   учащихся и их родителей и проведение нетрадиционных уроков. На мой взгляд, такие   приемы мотивации к урокам и внеклассным занятиям очень эффективны в наше время. [2.]                                           Формирование основ физической культуры я начинаю   с детского сада, ведь обучение в начальной школе будет результативным, если только  у ребенка сформированы необходимые  качества: любознательность, творческое воображение, открытость и доброжелательность.[3.]  В младшем дошкольном возрасте отдаю предпочтение основным видам движения.

          В старшей группе – используя накопленный  багаж, обучаю новым физическим упражнения: элементам  легкой атлетики, футбола, баскетбола, гимнастики и т. д.

Чтобы физическая культура в школе  стала  образом жизни детей, я придерживаюсь следующих положений:                                                                                                                                 - разнообразие форм и методов организации урока;                                                                                     - ОРУ  самостоятельно и в индивидуальном темпе (без строгого подсчета);                                                     - деление класса на команды по интересам и симпатиям;                                                                                                     - оценивание с учетом роста показателей;                                                                                                                                 - проведение текущего учета с помощью детей;                                                                        - дополнение учебной программы бурятскими, татарскими и русскими народными играми;                                                                                                                                                      - проведение соревнований с учетом предложений учащихся;                                            - использование системы домашних заданий;                                                                             - создание секций по интересам.

«Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика, желания учится»,  - писал Сухомлинский. На уроках, я считаю, нужно не подавлять индивидуальные способности, а помогать развиваться творчески. [4.]                                                                                                                   Всех  детей невозможно оценивать по одним нормативам, т.к. физическое развитие детей неодинаково. Оценка часто оказывается отпугивающими фактором при  привлечении детей к занятиям физическими упражнениями на уроках. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой умеет, но боится делать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого - со слуховой памятью и т.д. Поэтому с учетом индивидуальных физических и интеллектуальных возможностей, а также склонностей, потребностей и интересов я   при тестировании  использую  адаптированную  таблицу нормативов. После таких приемов  у детей  появляется живой интерес к систематическим занятиям. Благодаря таким  приёмам  ученикам стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине,  за сколько минут  могут пробежать кросс в начале года и в конце года. У них постоянно идет соперничество между собой, классами, они стали жить в соревновательном движении. Такой  подход  может решить   проблемы индивидуализации воздействий физическими упражнениями, реализации личностно ориентированного обучения. [5.]

               Двигательная активность - биологическая потребность. Чтобы ребенок развивался нормально, он должен заниматься любой физической нагрузкой не менее 1 часа в день. Два урока физической культуры  в неделю не способны обеспечить ни развивающий, ни поддерживающий тренировочные эффекты. Поэтому я с коллегой  решила внедрить в режим  школьного дня такую форму  занятий:                                                                                                                                       1.«Продолжение» ФК во внеурочное время. Это значит, что кроме  уроков  у нас проводятся дневные спортивные занятия по выбору учащихся. Мы провели анкетирование с целью  выбора видов спорта и составили расписание. Учащиеся с 2  по 11 класс  записались по своему желанию в секции по спортивным и подвижным играм, теннису,  вольной борьбе, гирям, шашкам и  веселым стартам.  

время

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

16-17

Бурятские игры

Футбол (девочки)

Теннис

Веселые старты

Футбол (м)

17-18

Шашки

Гири

Баскетбол

Волейбол (д.)

Борьба

18-19

Борьба

Мини- футбол

Борьба

Гири

Волейбол(м.)

           Так, задачи физической подготовки решаются на обязательных практических (не менее пяти в неделю) занятиях, организованных на основе закономерностей и принципов спортивной тренировки, которые собственно уроками уже не являются. Быстрота, выносливость,  ловкость, высокий уровень работоспособности могут быть приобретены только путем физической тренировки.

2. «Валеологический блок»: уроки здоровья, физкультминутки, динамические перемены, контроль за состоянием здоровья  учащихся, оздоровительный бег,  занятия хореографией. Не менее важно не допустить переутомления, предупредить снижение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам, поэтому  внедряю  в образовательный процесс самоконтроль, самомассаж, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, релаксационные динамические упражнения, снимающие повышенное умственное и эмоциональное напряжение у детей.

                Классы по наполняемости у нас небольшие. [6].Я имею возможность наблюдать за больными детьми.   Дозированная нагрузка дает неплохие результаты.    

Качество знаний учащихся за  3 года.

Учебный год

КУ   %

КК  %

R(средний балл)

2012-13

100

0.80

4.5

2013-14

100

0.85

4.6

2014-15

100

0.95

4.8

             Классные руководители совместно с   учениками  участвуют в различных  школьных спортивных мероприятиях. В течение года проводим товарищеские встречи по различным видам спорта. (баскетбол, волейбол, футбол, пионербол, теннис, шашки, биатлон, кросс и т.д.).

 В нашей школе ежегодно в   обязательном порядке проводятся: «День здоровья», «День  бегуна», «Эстафета Победы», «Праздник бурятских игр - «Сагаалган»», «Мама, папа, я - спортивная семья» и другие.

                   Важно еще и то, что спортсмен тренируется рядом с товарищами и соревнуется рядом с соперниками. Спорт-это и борьба, и дружба. Стремление к победе заставляет преодолевать препятствия, преодолевать лень, усталость, страх, боль, слезы. Не секрет, что при занятиях спортом закаляется воля, характер. Ты учишься  управлять собой, управлять настроением, справляться с чрезмерным волнением. Спорт воспитывает уверенность в себе [7] Всё это доказывает, что спорт положительно влияет на физическое развитие школьников. Кроме того, как показал опрос, школьники, занимающиеся физкультурой, реже болеют. А значит, они реже пропускают занятия в школе.                                                                                                                                             Позитивная динамика заболеваемости  учащихся в школе за последние три года(%)

Учебный год

Количество

       учеников

Случаи ОРВИ

Нарушение осанки

Кол.

%

Кол.

%

2012-13

174

59

34

12

7

2013-14

176

44

25

12

6.8

2014-15

176

28

16

7

4

Для подтверждения этого я стала интересоваться  у учащихся  на тренировках, как они учатся. Оказалось, что двоечников среди них нет.  Спорт дисциплинирует, воспитывает. Главная цель у любого спортсмена – победа. Учащиеся нашей школы  ежегодно участвуют во всех районных соревнованиях,   и в  2014-2015 учебном  году из 17 школ района мы заняли почетное 3 место. [8]

                  Наша школа обладает хорошей материально-технической базой: дом спорта, спортзал, борцовский зал, тренажерный зал, стадион с асфальтовой дорожкой, спортивная площадка и учебный полигон с траншеями. На территории села  силами  родителей и детей  в 3 микрорайонах  поставлены  баскетбольные щиты,  футбольные ворота.  Дети круглый год  самостоятельно занимаются  спортивными и  подвижными  играми. Так мы решаем проблему потребности в обязательной физической нагрузке детей. [9]

Выводы.                                                                                                                                                             Я уверяю вас, что  дети, занимающиеся в секциях, физически развиты лучше. Уровень их здоровья выше, они реже болеют и меньше пропускают занятия в школе. Благодаря проделанной  работе, я выяснила, что среди  школьников  нашей школы нет состоящих на учете  в КДН,  нет курящих и  злостных прогульщиков.  [10]                                                                                          Обратившись к научной литературе, данным медицинских исследований и используя личные наблюдения, я  убедилась, что спорт влияет не только на физическое развитие, но и улучшают умственные способности  человека и воспитывает лучшие человеческие качества,  т. е. занятия спортом необходимы для гармоничного развития личности человека. [11. 12]

Как результат – после окончания школы мои выпускники участвуют на многих  муниципальных соревнованиях,  студенты защищают честь учебного заведения по многим видам спорта. Я провела небольшое исследование среди ребят, которые отслужили в армии,   и выяснила, что они обладают очень хорошей физической подготовкой по сравнению с городскими призывниками. [13]

                     Главное  - это  приобщение всех наших  школьников к спортивно- оздоровительному образу жизни.

Список литературы:

1 .Глимкан И.З./ Приобщить школьников к спортивно- оздоровительному образу жизни»            / Физическая культура в школе/.-2007-№1 с.56-57.                                                                2.Исаев И. С. «Побуждает детей работать над собой»./ Физическая культура в школе/ -                      2001-№5. с.53.                                                                                                                                                3.«Только в начальной школе». /Физическая культура в школе/.-2004.-№6. С.50-51.                  4.  Межуев В.Б. «Научить трудиться и учиться»/Физическая культура в школе/                                          .-2003.-№1  с.51.                                                                                                                                                  5.Маршев. Н. П.  «В интересах каждого»/ Физическая культура в школе/.                                                  -2003-№4. с. 26-29  и  с. 37-38.                                                                                                                                                                  6. «Картушина  М.Ю/. Быть здоровыми хотим. /М. Творческий центр. 2004 год. С.3-6  7.Литвинов Е.И. /Методика физического воспитания./ М. «Просвещение» 2003.с37.              Лях В.И. Рабочие программы  Физическая культура 1-11 классы.- М.: Просвещение, 2011 год.                                                                                                                                         8.Лях В.И. и М. Я. Виленский. /Комплексная программа физического воспитания учащихся  1-11 классов/ под редакцией М.: Просвещение, 2011 года. С.4-12.

9.В.И. Лях. /Рабочие программы. Предметная линия учебников/ М.: Просвещение,                                              2011 год. С.3-28 .                                                                                                                                                    10.Ляха В.И./ Физическое воспитание учащихся. 1 - 4 классов. /Пособие для учителя.                Под ред. Просвещение, 1997.С.3-12.                                                                                                                               11. Шурухина В.К./ Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы/. М. Просвещение.1980г.С. 2-6.                                                                                                                      12. Яковлев  В. Г.  Ратников В.П./ Подвижные игры./ М. Просвещение, 1977г. С.17-26                                                                                                  13. Мишин Б.И./ Настольная книга учителя физической культуры/: АСТ    Арстель, Москва , 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ТЫ И ПРОФЕССИЯ" Данный курс создан на основе изучения профориентационной программы Е.А. Климова "Я и моя профессия" и личного опыта работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ "ТЫ И ПРОФЕССИЯ".Цель курсов - подготовка учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Основная характеристика курсов по выбору:Избыточность.Вариативност...

Из опыта работы сельской школы по экологическому образованию

В 1992 году нашей школе присвоен статус районной опорной школы по экологическому образованию. За это время накоплен солидный опыт работы с учащимися, родителями и социумом, разработана система непреры...

Этнокультурное воспитание. Из опыта работы Шугурской школы

Воспитание – духовно-практическая деятельность каждого учителя, пронизывающая различные сферы приложения его профессиональных сил, сопряженная с творческим поиском, риском ошибки, свободой выбор...

Проект "Родное слово": из опыта работы МОУ школа №4 г.о.Жуковский

В рамках проекта «Родное слово» ежегодно проходит акция «Великий и могучий…», направленная на борьбу со сквернословием. Каждый год мы пытаемся найти новые формы пропаган...

Деятельность школьного Совета - из опыта работы в школе №337

Я бы хотела поделиться с вами опытом организации работы школьного актива, почему наша структура оказалась достаточно успешной и работающей....

Обобщение и распространение опыта работы в школе

Обобщение и распространение опыта работы в школе...