Этнокультурное воспитание. Из опыта работы Шугурской школы
статья
Воспитание – духовно-практическая деятельность каждого учителя, пронизывающая различные сферы приложения его профессиональных сил, сопряженная с творческим поиском, риском ошибки, свободой выбора и индивидуальной ответственностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 498.58 КБ |
Предварительный просмотр:
И.С. Бринстер
(д. Шугур, Россия, ХМАО – Югра
bis_inna@mail.ru)
Этнокультурное воспитание.
Из опыта работы Шугурской школы
Воспитание – духовно-практическая деятельность каждого учителя, пронизывающая различные сферы приложения его профессиональных сил, сопряженная с творческим поиском, риском ошибки, свободой выбора и индивидуальной ответственностью.
Одним из педагогических средств воспитания в нашей школе является личный пример. В народной педагогике народов Севера этот метод стоит на первом месте. На протяжении многих лет метод личного примера успешно применяется педагогами школы. В рамках педагогически целесообразной нормативно-правовой среды образовательного учреждения, по мере ее развития, создаются, функционируют, корректируются нормы, правила, законы, обеспечивающие воспитание учащихся.
Существуют сложившиеся традиции, мероприятия которые проводятся систематически из года в год, работают детские объединения, цель которых не только развитие творческого потенциала обучающихся, но и сохранение культуры своего народа, формирование самосознания и принадлежности к данному народу.
В школе созданы различные детские объединения, которые призваны возрождать и сохранять культуру своего народа.
- Цель работы объединения «Манси павыл» (с мансийского - «мансийская деревня»): развитие школьного краеведческого движения в целях познания исторического прошлого и настоящего своего края.
Работа объединения строится с учетом традиционных мероприятий, которые сложились внутри школы. Применяются разнообразные формы: сбор и обработка краеведческого материала, опись экспозиций, экскурсии, встречи со старожилами, конкурсы, викторины, знакомство с картотекой НВФ и ОФ музея, сбор информации из периодической печати, ее подшивка, также систематизация видеоматериала на электронных носителях «Кондинский Вестник», создание проекта антропонимика д. Шугур.
- Филологическое объединение «Маньси латын» (мансийский язык) на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным.
Получая знания (через изучение родного языка) о территориальном разнообразии ХМАО - Югры в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классов таких предметов, как «Литература родного края», «География ХМАО», «История ХМАО» и др.
Филологическое объединение «Маньси латын» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения через родной язык к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
- Детское объединение «Искусство: северный дизайн» одно из самых востребованных детской аудиторией. Здесь присутствует атмосфера спокойствия, творчества, сотрудничества. Педагог индивидуально подходит к каждому ученику, задание выбирают вместе, исходя из предпочтений ученика. Учитель корректирует, помогает, направляет.
Широкий спектр возможностей для ребёнка реализовать свои мысли, фантазии, задумки всегда находит поддержку и понимание со стороны педагога.
Ребята изготавливают уникальные изделия из природного материала: картины из щучьей кожи, панно из пера птицы и растительных материалов (цветы, листья деревьев) и многое другое. Декоративно – прикладное искусство – одно из направлений деятельности школы по сохранению и развитию материальной культуры. Традиционные изделия из бересты, бисера, меха и кожи, изготовленные учениками, вызывают восхищение. Инновационное направление в ДПИ – изготовление картин из пера птиц и щучьей кожи - востребовано не только обучающимися, но и родителями. Совместные проекты неоднократно занимали призовые места в конкурсах, демонстрировалась на выставках в Кондинском районе и за его пределами.
Наши дети (и русские и манси) с детства знают, что бережное отношение к природе – это норма. Наши предки завещали нам этот Закон: бери от матушки – природы столько, сколько тебе необходимо, но и не забывай восполнять утраченное. Наверное, поэтому экологическое воспитание, как составная часть духовно – нравственного, выходит на первый план. Наиболее высокого развития это направление получило благодаря созданию на территории поселения детского этно – оздоровительного центра «Няврамыт Павыл» («детская деревня»). Родители, представители старшего поколения (бабушки, дедушки) являются частыми участниками различных мероприятий, проводимых в этноцентре. Народные умельцы проводят мастер-классы по изготовлению традиционных орудий охоты и лова, одежды, изделий из бисера, кожи, меха и т.д.
Во время проведения таких мероприятий происходит не только воспитание детей, но укрепление семейных традиций, передача семейных ценностей, укрепление института семьи, воспитание бережного отношения к природе – это основы традиционной педагогики, с помощью которой и происходит воспитание.
- В школе создан танцевальный коллектив «Шугуряночка», который существует уже более 15 лет. В репертуаре коллектива не только традиционные танцы манси, но и песни, танцевально – песенные игры, считалки и т.д.
Коллектив «Шугуряночка» уже во втором поколении, участвуя в конкурсах и мероприятиях различных уровней, неоднократно становился победителем и призёром.
- Созданный в школе театр этномоды «Найсамкве» позволяет современной молодёжи реализовывать свои фантазии и творческий потенциал через создание современной моды, сохраняя традиционность в оформлении, украшении, использовании материалов моделей.
Таким образом, изучение культуры, фольклора, литературы народов Севера даёт возможность обучающимся принимать участие в различных мероприятиях (конкурсах литературно – художественного творчества, исследовательских работах, олимпиадах), выражая своё видение природы родного края, своё отношение к ней и окружающей действительности.
Благодаря усилиям педагогического коллектива при поддержке родителей обучающихся, организаций и учреждений сельского поселения школе удалось добиться высоких результатов в сфере сохранения и развития родного языка, литературы, фольклора и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера.
Занятие в группе дошкольного образования «Игры и игрушки народов севера».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Патриотическое воспитание" из опыта работы
В данной презентации попыталась кратко показать методы и формы работы в детском коллективе по патриотическому воспитаню. Считаю, что дети лучше осознают лишь то, что видят своими глазами, поэтому счит...
Выступление на тему "Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы)
Преподавая предмет "Духовное краеведение Подмосковья", стараюсь воздействовать прежде всего на души своих учеников, воспитать высокие нравственные качества....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/29/picture-275465-1709199909.jpg)
Выступление на методическом объединении учителей истории на тему "Патриотическое воспитание: из опыта работы"
Патриотическое воспитание: из опыта работы...
«Школа – социокультурный центр посёлка им. Карла Маркса Энгельсского района Саратовской области. Патриотическое воспитание. Из опыта работы»
«Школа – социокультурный центр посёлка им. Карла Маркса Энгельсского района Саратовской области.Патриотическое воспитание. Из опыта работы» Морозова Ольга Александровна...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/20/picture-779218-1508491198.jpg)
«Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания» (из опыта работы)
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… »...
« Роль советника директора по воспитанию в формировании патриотического воспитания (из опыта работы)
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».Актуальность патри...