Этнокультурное воспитание. Из опыта работы Шугурской школы
статья

Бринстер Инна Сергеевна

Воспитание – духовно-практическая деятельность каждого учителя, пронизывающая различные сферы приложения его профессиональных сил, сопряженная с творческим поиском, риском ошибки, свободой выбора и индивидуальной ответственностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_v_natsionalnyh_traditsiyah.docx498.58 КБ

Предварительный просмотр:

И.С. Бринстер

(д. Шугур, Россия, ХМАО – Югра

bis_inna@mail.ru)

Этнокультурное воспитание.

Из опыта работы Шугурской школы

Воспитание – духовно-практическая деятельность каждого учителя, пронизывающая различные сферы приложения его профессиональных сил, сопряженная с творческим поиском, риском ошибки, свободой выбора и индивидуальной ответственностью.

Одним из педагогических средств воспитания в нашей школе является личный пример. В народной педагогике народов Севера этот метод стоит на первом месте. На протяжении многих лет метод личного примера успешно применяется педагогами школы. В рамках педагогически целесообразной нормативно-правовой среды образовательного учреждения, по мере ее развития, создаются, функционируют, корректируются нормы, правила, законы, обеспечивающие воспитание учащихся.

Существуют сложившиеся традиции, мероприятия которые проводятся систематически из года в год, работают детские объединения, цель которых не только развитие творческого потенциала обучающихся, но и сохранение культуры своего народа, формирование самосознания и принадлежности к данному народу.

В школе созданы различные детские объединения, которые призваны возрождать и сохранять культуру своего народа.

  • Цель работы объединения «Манси павыл» (с мансийского - «мансийская деревня»): развитие школьного краеведческого движения в целях познания исторического прошлого и настоящего своего края.

Работа объединения строится  с учетом традиционных мероприятий, которые сложились внутри школы. Применяются разнообразные формы: сбор и обработка краеведческого материала, опись экспозиций, экскурсии, встречи со старожилами, конкурсы,  викторины, знакомство с картотекой НВФ и ОФ музея, сбор информации из периодической печати, ее подшивка, также систематизация видеоматериала на электронных носителях «Кондинский Вестник», создание проекта   антропонимика д. Шугур.

  • Филологическое объединение  «Маньси латын» (мансийский язык) на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным.

Получая знания (через изучение родного языка) о территориальном разнообразии ХМАО - Югры в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классов таких предметов, как «Литература родного края», «География ХМАО», «История ХМАО» и др.

        Филологическое объединение  «Маньси латын»   является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения через родной язык к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

  • Детское объединение «Искусство: северный дизайн» одно из самых востребованных детской аудиторией. Здесь присутствует атмосфера спокойствия, творчества, сотрудничества. Педагог индивидуально подходит к каждому ученику, задание выбирают вместе, исходя из предпочтений ученика. Учитель корректирует, помогает, направляет.

Широкий спектр возможностей для ребёнка реализовать свои мысли, фантазии, задумки всегда находит поддержку и понимание со стороны педагога.

Ребята изготавливают уникальные изделия из природного материала: картины из щучьей кожи, панно из пера птицы и растительных материалов (цветы, листья деревьев) и многое другое. Декоративно – прикладное искусство – одно из направлений деятельности школы по сохранению и развитию материальной культуры. Традиционные изделия из бересты, бисера, меха и кожи, изготовленные учениками, вызывают восхищение. Инновационное направление в ДПИ – изготовление картин из пера птиц и щучьей кожи - востребовано не только обучающимися, но и родителями. Совместные проекты неоднократно занимали призовые места в конкурсах, демонстрировалась на выставках в Кондинском районе и за его пределами.

Наши дети (и русские и манси) с детства знают, что бережное отношение к природе – это норма. Наши предки завещали нам этот Закон: бери от матушки – природы столько, сколько тебе необходимо, но и не забывай восполнять утраченное. Наверное, поэтому экологическое воспитание, как составная часть духовно – нравственного, выходит на первый план. Наиболее высокого развития это направление получило благодаря созданию на территории поселения детского этно – оздоровительного центра «Няврамыт Павыл» («детская деревня»). Родители, представители старшего поколения (бабушки, дедушки) являются частыми участниками различных мероприятий, проводимых в этноцентре. Народные умельцы проводят мастер-классы по изготовлению традиционных орудий охоты и лова, одежды, изделий из бисера, кожи, меха и т.д.

Во время проведения таких мероприятий происходит не только воспитание детей, но укрепление семейных традиций, передача семейных ценностей, укрепление института семьи, воспитание бережного отношения к природе – это основы традиционной педагогики, с помощью которой и происходит  воспитание.

  • В школе создан танцевальный коллектив «Шугуряночка», который существует уже более 15 лет. В репертуаре коллектива не только традиционные танцы манси, но и песни, танцевально – песенные игры, считалки  и т.д.

Коллектив «Шугуряночка» уже во втором поколении, участвуя в конкурсах и мероприятиях различных уровней, неоднократно становился победителем и призёром.

  • Созданный в школе театр этномоды «Найсамкве» позволяет современной молодёжи реализовывать свои фантазии и творческий потенциал через создание современной моды, сохраняя традиционность в оформлении, украшении, использовании материалов моделей.

Таким образом, изучение культуры, фольклора, литературы народов Севера даёт возможность обучающимся принимать участие в различных мероприятиях (конкурсах литературно – художественного творчества, исследовательских работах, олимпиадах), выражая своё видение природы родного края, своё отношение к ней и окружающей действительности.

Благодаря усилиям педагогического коллектива при поддержке родителей обучающихся, организаций и учреждений сельского поселения школе удалось добиться высоких результатов  в сфере сохранения и развития родного языка, литературы, фольклора и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера.

\\Zavuch\shareddocs\ФОТО\DSC06941.JPG

Занятие в группе дошкольного образования «Игры и игрушки народов севера».

\\Zavuch\shareddocs\ФОТО\DSC_0920.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Патриотическое воспитание" из опыта работы

В данной презентации попыталась кратко показать методы и формы работы в детском коллективе по патриотическому воспитаню. Считаю, что дети лучше осознают лишь то, что видят своими глазами, поэтому счит...

Выступление на тему "Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы)

Преподавая предмет "Духовное краеведение Подмосковья", стараюсь воздействовать прежде всего на души своих учеников, воспитать высокие нравственные качества....

«Школа – социокультурный центр посёлка им. Карла Маркса Энгельсского района Саратовской области. Патриотическое воспитание. Из опыта работы»

«Школа – социокультурный центр посёлка им. Карла Маркса Энгельсского района Саратовской области.Патриотическое воспитание. Из опыта работы»    Морозова Ольга Александровна...

«Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания» (из опыта работы)

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… »...

« Роль советника директора по воспитанию в формировании патриотического воспитания (из опыта работы)

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».Актуальность патри...