ВОПРОСЫ викторины СОДРУЖЕСТВО УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ -2
материал на тему

Клипикова Ирина Николаевна

Вопросы викторины

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОКУ Устьпёрская ООШ

ВИКТОРИНА

       

может быть проведена в рамках

 Недели истории

Составитель: Клипикова Ирина Николаевна, учитель истории

2010 год

 +

     

                                                     

                                                                             

  1. Задание о поэтах и писателях.

Угадайте, какая из названных фамилий принадлежит мужчине, а какая — женщине:

 М. Карим —           Ж.Санд —            О. Форш —   Я. Гашек —       Ю. Мориц—       Е. Шварц—           Э. Войнич —           М. Дрюон —      Д. Олдридж —

  1. Задание  о литературных героях.

Говоря о каком-то литературном персонаже, русские писатели нередко указывали на его рост.

1) Собакевич – Чичикову: «А Пробка Степан, плотник? Я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика. Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!» (Н.В.Гоголь, «Мертвые души»).

2) «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья» (И.С.Тургенев, «Муму»).

3) «Никитушка Ломов, бурлак, ходивший по Волге лет 20-15 тому назад, был гигант геркулесовской силы; 15 вершков ростом…» (Н.Г.Чернышевский, «Что делать?»).

4) Из описания Коровьева: «На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно…» (М.Булгаков, «Мастер и Маргарита»). 

 Кто из упомянутых литературных персонажей самый низкий, а кто самый высокий?

Делая вычисления, используйте систему мер, которая использовалась в России до 1918 года.    Подсказка: 1 вершок = 4,445 см; 1 аршин = 16 вершкам; 1 сажень= 3 аршинам.

2. Какую лошадиную фамилию пытался вспомнить персонаж Чехова?

а. Овсов, б. Лошадевич, в, Конченко, г. Коренной.

  1. Задание о пословицах.

Соедините части пословиц об Отечественной войне 1812 года.

1. На француза

2.от бородинской пушки под Москвой

3.Приехал Кутузов

4. Француз боек,

5.Наступил на землю русскую,

6.Отогрелся в Москве

7. Бонапарту не до пляски -

а). бить французов.

б). растерял свои подвязки.

в). да оступился.

г). а замерз на Березине.

д). земля дрожала.

е). и вилы ружье.

ж). да русский стоек.

  1. Задание об умениях и навыках.

 Японец делает это в десять раз дольше, но научившись, делает в 4 раза быстрее, чем мы. Что же он делает?

  1. Задание об удивительном человеке 18 века.

  • Ему принадлежат стихотворные строки:

                  «Везде исследуйте всечастно,

                   Что есть велико и прекрасно,

                   Чего еще не видел свет».

  • Великий русский поэт А.С.Пушкин  назвал этого человека

«первым нашим университетом».

     Назовите его имя.

 +

                                                           

  1. Задания о городах и странах, морях и океанах, горах и вулканах.

1. Нюрнберг,  Франкфурт,  Эдинбург,  Аугсбург,  Гамбург, Кенигсберг, Уинчестер, Манчестер, Кембридж.

Выделенная курсивом часть названий европейских городов означает место, где они были основаны в средние века. Назовите эти места.

2. В 1606 году голландец Янсон назвал её Голландией, в 1643 году она стала Южной Землёй. Как она называется сейчас? 

3.  На какой горе жили, по преданию, греческие боги?

а. Парнас, б. Везувий, в. Олимп, г. Казбек.

4. Какое государство самое маленькое в мире?

   а. Лихтенштейн, б. Монако, в. Ватикан, г. Андорра.

5. Когда  и где в древней истории вулкан Везувий «помог людям спастись».

6. Какое море соединяется с Мраморным морем проливом Босфор?

а. Эгейское, б. Средиземное, в. Адриатическое, г. Чёрное.

  1. Задания о людях и географических открытиях.

1. Есть несчастные люди: __________________________

  не может написать свое имя на своем открытии.

 О каком мореплавателе и каком открытии сказаны эти слова?

2. Какой ученый 18 века

  • Разработал принципы новой науки – «экономической географии».
  • Доказал возможность Северного морского пути в Индию.

Создал теорию о возникновении металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности

 +

                                                                     

  1. Задания о растениях.

 1. Символ России.

Всегда любили и любят поныне на Руси это нежное, нарядное, белоствольное дерево. Березкой-красавицей зовут ее в народе, соединяя свое отношение к дереву с  любовью к родине, родительскому дому. Верой и правдой служит береза человеку. Не зря в старину пели о ней:

А береза дерево –

О четыре дела.

А первое дело –

Мир освещать;

А второе дело –

Крик утешать;

А третье дело –

Больных исцелять;

Четвертое дело –

Чистоту соблюдать.

Горели-светили в убогих крестьянских избах березовые лучинушки – вот первое дело.

Вопрос: Попробуйте назвать все «дела» красавицы березы.

2. В XVIII веке в России при дворе это овощное блюдо  подавалось в качестве десерта. Перед употреблением овощ варили и густо посыпали сахаром.

Вопрос:  О чем идет речь? 

3. Какое растение считалось в Древнем Египте символом печали?

а. Укроп, б. Тархун, в. Сельдерей, г. Петрушка.

  1. Цветок радости, любви, веселья.

Из глубины веков дошла до нас незамысловатая народная загадка, сложенная еще в Древнем Риме:

Постарайся угадать,

Кто такие братьев пять:

Двое бородаты,

Двое безбороды,

А последний, пятый,

Выглядит уродом:

Только справа борода,

Слева нету и следа…        

Когда еще не было на Земле царицы цветов –  розы, этот цветок повсюду ценился дороже всех других творений богини Флоры. Им украшали хижины в Древнем Китае и Индии, его обожествляли в Египте и Вавилоне, о нем слагали элегии и оды в Риме и Греции. И вовсе не за красоту, которую затмит потом божественная роза, - он утолял боль раненым воинам, из него делали масло для благовоний, древние повара готовили из ягод и лепестков его изысканные блюда и напитки.

И на Руси его тоже знали. В летописях можно найти указания на то, что для его заготовки снаряжались целые экспедиции, собиравшие его с «великим прилежанием». Потребность в нем была столь велика, что его закупали в соседних княжествах. В пору Ивана Грозного посылали в Казань для обмена на ягоды и лепестки этого растения собольи меха, бархат, парчу, атлас. Приготовленным из его плодов крепким наваром пропитывали повязки и накладывали на их раны.

Древние римляне считали его символом нравственности, греки разводили его в садах вокруг храма богини Афродиты – богини любви и красоты, лепестками его украшали путь новобрачных. Это был цветок радости, любви, веселья.

Вопрос: Назовите это растение.

  1. Задания о животных, птицах, рыбах, насекомых.

1. Какая наука изучает древних животных?

 а. Археология, б. Палеонтология, в. Арахнология, г. Палеэтнология.

2. Птица, предотвратившая войну.

 Известно, что Марс был богом войны. Но однажды он не отправился на войну из-за того, что в его шлеме птица свила гнездо.

Вопрос:   Какая птица это сделала? 

3. Одно из перечисленных насекомых — вредитель, обитающий в странах бывшего СССР:

* ирландская древогрызка; * индонезийская мясоедка; * афганская живоглотка; * гималайская малявка; * мавританская козявка.

  4. Какую рыбу на Руси называли «царь-рыба»?

 а. Сом, б. Осетр, в. Карп, г. Щука.

 +

               

              1. КАКОЙ ОТВЕТ ПРАВИЛЬНЫЙ?

Политикой древние греки называли:

а). искусство ведения домашнего хозяйства;

б). ораторское искусство;

в). искусство управления государством.

Слово «конституция»  образовано от латинского «constitution», что означает:

а). установление;

б). согласие;

в). договор.

Республика переводится с латинского как:

а). общее дело;

б). полезное дело;

в). власть народа.

По форме правления Россия является:

а). президентской республикой;

б). парламентской республикой;

в). конституционной монархией.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» ребенком считается человек в возрасте до…

а). 12 лет;

б). 16 лет;

в).  18 лет.

Государственная Дума РФ избирается сроком:

а). 3 года;

б). 4 года;

в).  5 лет.

              2. ПОПРОБУЙТЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС.

 Полицейские из города Филадельфия по вечерам в основном ловят преступников. А по утрам они обычно ловят тех, кто виновен в проступке, который хотя бы раз в жизни совершал каждый из  школьников. 

Что же это за проступок? В какой стране столь строгие порядки?

 +

                                                 

1. ПРОЧИТАЙТЕ ВЫДЕРЖКИ ИЗ ГЛАВ СТАРИННОГО ДОКУМЕНТА  «ДОМОСТРОЙ»

ГЛАВА 41. Как огород и сады держать

которого человека огородец есть, и кто пашет огород.

Первое: огород с весны перекрепить, чтоб в огород ни собаке, ни свинье и всякой животине, ни курам ниоткуда не забраться — ни с чужого двора, ни со своего…

 И как гряды весной копать, и навоз класть, а навоз зимой запасти, и на дыни паровые гряды готовить, и всякие семена иметь у себя и,  посеяв всякие семена, обильно впору поливать и покрывать, и от мороза всегда беречь…

А возле тына, около всего огороду, где крапива растет, тут борщовник насеять и с весны с него варить щи и борщ делать, и того на базаре не купишь, и нуждающемуся Бога ради дашь, как спасение.

ГЛАВА 45. Указ, как держать всякий запас пряный в кадках, и в бочках, и в мерниках, и в чанах, и в ведерках: мясо и рыба, капуста, огурцы, сливы и лимоны, икра, рыжики и грузди

сё бы стояло непочатое, а початое — в рассоле да пригнетено дощечкою, да и камнем тяжелым, а плесень всегда счищать и рассолом доливать. А то всё в лед поместить; и мясо по времени вывешивать; а в рыбе только дух появится, так, перемыв, вывешивать тоже.

ГЛАВА 46. Как всякое платье кроить и остатки и обрезки беречь

домашнем обиходе, коли случится какое платье кроить себе, или жене, или детям, или людям; камчатое или из тафты, с кружевами или с кушаком, суконное или ярмячное,  или из кожи, или сагадак,  или сапоги, или шубу, или кафтан, или терлик, или однорядку,  или летник, или каптур, или шапку, или ногавцы, или какое полотно ни будет, хозяин или хозяйка смотрит и смекает; остатки обрезков сохраняет; и те остатки и обрезки пригодятся в домовитом деле: и заплату поставить на поношенных портах, или к новому платью прибавить, или какое-нибудь починить.

 А коли случится какое полотно кроить молодому человеку, сыну или дочери, или молодой невестке, то кроить да загибать вершка на два и по три на доле, и по краям — и по швам, и по рукавам; а как вырастет года через два, или три, или четыре, распоров то полотно, и загнутое оправить, опять платье хорошо станет лет на пять и на шесть. Какое платье не каждый день носить, то так кроить.

Вопрос: В каком веке был создан этот документ, при каком правителе?

Задание: Объясните значение выделенных слов.

2. ПРЕДПОЛОЖИТЕ, ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НА РУСИ ЛЮДИ ДАННЫХ ПРОФЕССИЙ.

                 Дуботолк, тупейный художник,  шорник,  лоточник.

3. ИЗ ИСТОРИИ БЛЮД.

1. Ботвинья — это:

* холодный зелёный суп с квасом;

* тушёная в сливочном масле ботва;

* яблочный пирог.

2. Сай — это:

* салат из редьки с маслом;

* чай с пряной зеленью;

* суп из сладкого перца и тыквы.

 +

     

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ.

 Олень — второе место, около 8 тысяч голосов. Лось третье, около 7 тысяч. Далее соболь — 2000, белка — 1000.

   Вопрос: А кто в 1980 году занял первое место, набрав более 20 тысяч голосов?

  1.  КАКОЙ ОТВЕТ ПРАВИЛЬНЫЙ?

1. Биатлон по-гречески:

* двойной удар;

* лыжи и стрельба;

* состязание атлетов;

* двойное состязание.

2. Карате по-японски:

* небесное наказание;

* кровная месть;

* сильная нога;

* пустая рука;

* разбей кирпич.

3. Раньше шахматы назывались:

* Абракадабра;

* чатуранга;

* барабанга;

* хачатурга;

* чебуранга.

4. В боксе судей называют:

* бойскауты;

* рефери;

* рейсфедеры;

* брейкеры;

* рингеры

5. Какой вид спорта придумал в 1891 году Джеймс Нейсмит?

*Хоккей,

* Баскетбол,

* Футбол,

*Бейсбол.

6.В каком виде спорта разыгрывается Кубок Кремля?

* Хоккей,

* Теннис,

* Футбол,

* Стрельба.

  1. Впишите пропущенные в тексте слова.

  Олимпийские игры в древности проводились один раз в _________года.

Они устраивались в __________________, расположенной  в _____________.

   Первые Олимпийские игры состоялись в ________________году до н.э.

Состязания продолжались _________ дней. В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были __________________

 +

       

1.ЧАЙНВОРД.

1.Глава «Могучей кучки». 2. Родина П.И. Чайковского. 3. Крупное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

4. Русский композитор, автор романса «Соловей». 5. Опера П.И. Чайковского. 6. Эпизод к опере, исполняемый певцом-солистом.

                 . 

2. КТО ЛИШНИЙ? ЧТО ЛИШНЕЕ?

  1. «Русалка» - «Снегурочка»  - Н.А. Римский-Корсаков – «Садко».
  2. «Руслан и Людмила» - «Иван Сусанин» - М.И.Глинка – «Мазепа»
  3. «Каменный гость» - «Князь Игорь» - «Русалка» - А.С. Даргомыжский
  4. «Чародейка» - П.И. Чайковский – «Эсмеральда» - «Ундина»
  5. М.П.Мусоргский «Царская невеста» -«Женитьба» - «Борис Годунов»

               +

                                                 

1. Какой из этих видов искусств не относится к изобразительному?

а. Графика, б. Живопись, в. Архитектура, г. Скульптура.

2. Кому писали письмо запорожцы, изображённые на картине Репина?

а. Бухарскому эмиру, б. Турецкому султану, в. Индийскому радже.

      3. На постаменте какого памятника сделан этот барельеф? Кто его автор? Что изображено на барельефе? Что означает само слово «барельеф»?

             

   4.     Назовите имя выдающегося ученого 18 века, который является создателем русского  мозаичного искусства. Он первый в России наладил производство цветных стекол, при помощи которых составлялась мозаика. Он является автором мозаичной картины «Полтавская битва»

 5. Кого вы видите на рисунках?

        1.               2.                    3.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного учебного предмета "Трудные вопросы математики" (10 класс)

Программа элективного учебного предмета    по математике в 10 классе организуется в целях подготовки выпускников школы к сдаче  единого  государственного  экзамена по мат...

доклад «Актуальные вопросы формирования УМК по предметам образовательной области учебного плана «Технология»,

В условиях реализации «Концепции модернизации Российского образования» обновление содержания образования по технологии характеризуется несколькими явными тенденциями....

Элективный учебный предмет "Актуальные вопросы обществознания"

Подготовка в сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ...

Рабочая программа по элективному учебному предмету "Избранные вопросы математики" для учащихся 10-11 классов

Программа элективного учебного предмета "Избранные вопросы математики"расчитана для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики. Элективный ...