Интегрированный урок ОПК и кубановедения
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Егорушкина-Миронцева Оксана Ивановна

Сегодня особую угрозу безопасности внутри страны, ее стабильному и поступательному развитию представляют размытые социальные, духовные, нравственные ориентиры жизнедеятельности общества, раскалывающие его на части, порождающие многочисленные политические и социокультурные конфликты, рост экстремизма, национализма, социальную апатию, пьянство и наркоманию.

Рассматривая современное общество, с уверенностью можно говорить об утрате социокультурным пространством когнитивной обоснованности, в силу того, что человек перестаёт понимать своё место в мире и утрачивает представление о  путях обретения этого места. Некогда вбиравший в себя все значения и смыслы, которыми руководствовались в своей жизни люди, символический универсум разрушается, а институты, легитимировавшие жизнь людей в традиционных обществах, в современной цивилизации лишаются своих функций и смысла. В результате всеобъемлющего процесса глобализации, государство теряет свой абсолютный статус. Что касается религии, то, несмотря на тягу современного общества к церкви, религия становится светской. Кризис семьи приводит к тому, что она утрачивает свою прежнюю функцию воспитания и передачи семейных традиций.

Вследствие вышеизложенного можно констатировать тот факт, что социальные институты, через которые прежде осуществлялось усвоение общих стандартов мышления и деятельности и которые предоставляли «Я» целостную идентичность, сегодня распадаются либо перестают играть свою прежнюю легитимирующую роль. Вследствие этого «Я» утрачивает целостную систему отсчета, в контексте которой оно осмысливало приоритеты и правила своей деятельности, а также нормы, в соответствии с которыми оно существовало.

Отсутствие целостной системы отсчета способствует формированию плюралистичного восприятия мира. В этом контексте представляет интерес высказывание Президента РФ Владимира Путина на заседании Госсовета, посвященного вопросам культуры, «идеологический вакуум, образовавшийся после крушения коммунистической идеологии, он заполняется, и он обязательно будет   заполнен   или   экстремизмом,   шовинизмом,   разрушающими   нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при активной нашей поддержке - гуманистическими, общечеловеческими ценностями».[1] Таким образом, на государственном уровне признается, что важность опоры на духовность человека.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что даже взрослому человеку со сформированным мировоззрением далеко не просто определить духовные ориентиры своего развития, что же тогда говорить о подрастающем поколении. Поэтому именно от школы, и в первую очередь, от педагогов зависит социализация подрастающего поколения не только в направлении знаниевого, но и духовного компонента.

Курс «Основы Православной культуры» в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя.

Северный Кавказ является одним из ключевых регионов России. В этом уникальном по сложности полиэтничном, поликультурном и поликонфессиональном социуме в последние десятилетия возросла роль религии и определилась тенденция «возрождения религиозности». Считаем, что при изучении курса «Основы Православной культуры» в Краснодарском крае востребованы интегрированные уроки, которые представляют собой особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Полагаем, что изучение «Основ Православной культуры» органично сочетается с учебной дисциплиной «Кубановедение».

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. История Краснодарского края также тесно связана с Православием. Это обстоятельство может кому-то не нравится, но не считаться с ним нельзя.

Краснодарский край – регион, где христианство получило достаточно широкое распространение среди многочисленных групп коренного населения в период с I – X вв.

По мнению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, веру Христову земля Кубанская познала во всей своей полноте.

С точки зрения митрополита Московского и Коломенского Макария, именно в нашем крае впервые прозвучала проповедь Евангелия еще в апостольские времена из уст Апостола Андрея Первозванного, а затем Евангелие распространилось и по всей России.

Главное место в системе церковных учреждений занимали монастыри. Они являлись центрами хозяйственной, политической и культурной жизни тех районов, где были расположены. На территории Кубанской области до 1917 года находилось более десяти монастырских организаций. По истории монастырей Черноморского побережья сохранилось мало материалов. Большая их часть хранилась в Республиканском архиве Абхазии и погибла в Сухуми при пожаре 22 октября 1992 года в результате грузино-абхазского вооруженного конфликта.



[1] Выступление Путина В.В. на заседании Госсовета по вопросам культуры /Известия от 26.12.2006 / http://www.izvestia.ru/news/390480

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект интегрированного урока ОПК и кубановедения учителя ОПК МБОУ СОШ №4 г-к Анапа

Оксаны Ивановны Егорушкиной-Миронцевой

Актуальность. Сегодня особую угрозу безопасности внутри страны, ее стабильному и поступательному развитию представляют размытые социальные, духовные, нравственные ориентиры жизнедеятельности общества, раскалывающие его на части, порождающие многочисленные политические и социокультурные конфликты, рост экстремизма, национализма, социальную апатию, пьянство и наркоманию.

Рассматривая современное общество, с уверенностью можно говорить об утрате социокультурным пространством когнитивной обоснованности, в силу того, что человек перестаёт понимать своё место в мире и утрачивает представление о  путях обретения этого места. Некогда вбиравший в себя все значения и смыслы, которыми руководствовались в своей жизни люди, символический универсум разрушается, а институты, легитимировавшие жизнь людей в традиционных обществах, в современной цивилизации лишаются своих функций и смысла. В результате всеобъемлющего процесса глобализации, государство теряет свой абсолютный статус. Что касается религии, то, несмотря на тягу современного общества к церкви, религия становится светской. Кризис семьи приводит к тому, что она утрачивает свою прежнюю функцию воспитания и передачи семейных традиций.

Вследствие вышеизложенного можно констатировать тот факт, что социальные институты, через которые прежде осуществлялось усвоение общих стандартов мышления и деятельности и которые предоставляли «Я» целостную идентичность, сегодня распадаются либо перестают играть свою прежнюю легитимирующую роль. Вследствие этого «Я» утрачивает целостную систему отсчета, в контексте которой оно осмысливало приоритеты и правила своей деятельности, а также нормы, в соответствии с которыми оно существовало.

Отсутствие целостной системы отсчета способствует формированию плюралистичного восприятия мира. В этом контексте представляет интерес высказывание Президента РФ Владимира Путина на заседании Госсовета, посвященного вопросам культуры, «идеологический вакуум, образовавшийся после крушения коммунистической идеологии, он заполняется, и он обязательно будет   заполнен   или   экстремизмом,   шовинизмом,   разрушающими   нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при активной нашей поддержке - гуманистическими, общечеловеческими ценностями».[1] Таким образом, на государственном уровне признается, что важность опоры на духовность человека.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что даже взрослому человеку со сформированным мировоззрением далеко не просто определить духовные ориентиры своего развития, что же тогда говорить о подрастающем поколении. Поэтому именно от школы, и в первую очередь, от педагогов зависит социализация подрастающего поколения не только в направлении знаниевого, но и духовного компонента.

Курс «Основы Православной культуры» в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя.

Северный Кавказ является одним из ключевых регионов России. В этом уникальном по сложности полиэтничном, поликультурном и поликонфессиональном социуме в последние десятилетия возросла роль религии и определилась тенденция «возрождения религиозности». Считаем, что при изучении курса «Основы Православной культуры» в Краснодарском крае востребованы интегрированные уроки, которые представляют собой особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Полагаем, что изучение «Основ Православной культуры» органично сочетается с учебной дисциплиной «Кубановедение».

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. История Краснодарского края также тесно связана с Православием. Это обстоятельство может кому-то не нравится, но не считаться с ним нельзя.

Краснодарский край – регион, где христианство получило достаточно широкое распространение среди многочисленных групп коренного населения в период с I – X вв.

По мнению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, веру Христову земля Кубанская познала во всей своей полноте.

С точки зрения митрополита Московского и Коломенского Макария, именно в нашем крае впервые прозвучала проповедь Евангелия еще в апостольские времена из уст Апостола Андрея Первозванного, а затем Евангелие распространилось и по всей России.

Главное место в системе церковных учреждений занимали монастыри. Они являлись центрами хозяйственной, политической и культурной жизни тех районов, где были расположены. На территории Кубанской области до 1917 года находилось более десяти монастырских организаций. По истории монастырей Черноморского побережья сохранилось мало материалов. Большая их часть хранилась в Республиканском архиве Абхазии и погибла в Сухуми при пожаре 22 октября 1992 года в результате грузино-абхазского вооруженного конфликта.

Интегрированный урок ОПК и «Кубановедения» на тему: «Храмы и монастыри Краснодарского края как центры христианской православной культуры».

Основными задачами современной школы являются подготовка обучающегося к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить всё это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность помогают межпредметные и интегрированные связи.

Использование межпредметных связей на уроках ОПК, кубановедения и истории позволяет сформировать у учащихся компетенцию переносить знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой. Но только интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на школьника, органично соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии субъекта образовательного процесса – ученика. Интеграция представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического, то есть гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе.

Таким образом, межпредметная интеграция сегодня уроков ОПК, кубановедения и истории – важнейший фактор развития образования. Использование межпредметных и интегральных связей в обучении помогают учителю сформировать у учащихся целостную картину мира.

Цель: формирование целостной картины мира учащихся через знакомство с духовной историей родного края.

Основные понятия: Христианская радость, Христианские добродетели: вера: надежда, любовь. Послушание. Нестяжание. Целомудрие. Умеренность. Дар. Талант. Монах. Монастырь. Устав. Обет. Духовная красота.

Форма урока: обзорная экскурсия

Ход урока.

Православные храмы всегда выполняли весьма важные функции в жизни христианской паствы. Являясь центрами духовной и культурной жизни, они идеологически объединяли население, вели просветительскую деятельность среди малограмотного народа, являлись убежищами в годы войн и потрясений. Изучение истории их возникновения помогает лучше понять специфику развития исследуемой епархии.

В самом начале ХХ в., в 1904 г., на городском кладбище г. Новороссийска появилась небольшая, но уютная и радующая прихожан Успенская церковь. Сейчас это главный храм города-героя – Свято-Успенский Кафедральный Собор. Комитет по его постройке, возглавляемый городским главой Михаилом Федотовичем Пенчул, был организован еще в 1899 г. Но из-за отсутствия денежных средств открытие храма постоянно откладывалось. Комитет неоднократно обращался с прошением в городскую Управу об оказании денежного пособия. Но и состояние городской казны, в то время, было таковым, что выделить какую-либо сумму из нее было совершенно невозможно. И все же к концу 1904 г., в ноябре, здание храма было достроено и оборудовано должным образом. Иконостас для него был изготовлен в Курской губернии. Колокольня была сооружена временная, небольшая, на деревянных столбах, крытая железом. На ней располагались 6 медных колоколов – большой, с изображением Спасителя, Богоматери и Святого Николая Чудотворца, второй был чуть меньше, с изображением Николая Чудотворца, Иоанна Крестителя и Богоматери, остальные 4 колокола были небольшие. Колокольня, собственно, «временной» так и осталась в течение долгих лет.

Поскольку в храме значилось два престола, соответственно было и два Алтаря – Главный и Малый. Иконостас Главного Алтаря был двухъярусным, деревянным с 14-ю иконами. Иконостас Малого Алтаря имел 15 икон. Всего в церкви было 222 иконы разного размера.   

Освящение Успенской церкви состоялось 20 февраля 1905 г. Совершал его приехавший накануне Преосвященный Арсений, Епископ Сухумский. Успенская (кладбищенская) церковь была приписана к Николаевскому Собору.

С 1912 г. Церковно-Приходской Совет Успенской церкви поднял вопрос о выделении ее в самостоятельный приход. Спустя 10 лет, члены Церковно-Приходского Совета Успенской церкви заключили договор с Черноморским Окружным отделом Управления о передаче верующим в бесплатное бессрочное пользование храма и двух сторожек.

4 августа 1938 г. секретарь Горсовета Богун ходатайствовал о закрытии церкви и передачи ее под культурно-просветительское учреждение. Его письмо было одобрено. Но было ли это сделано – неизвестно. Из-за отсутствия документов вплоть до 1943 г., историю храма описать невозможно. Из документов более позднего периода известно, что во время войны церковь функционировала – действовала по своему назначению. Церковь поддерживала прихожан, всячески стараясь поднять их моральный дух. Известно, что в 1943 г., во время пасхальной службы, Свято-Успенский собор подвергся бомбардировке. Но, не смотря на это, служба продолжалась даже тогда, когда по стенам храма били из гаубиц.

В 1943 г., после освобождения города, религиозная община Успенской церкви вновь ходатайствовала о своей регистрации и о передаче ей в пользование здания храма, сторожки, находящейся при нем, и культового имущества.

В 2011 г. Новороссийский Свято-Успенский собор сгорел дотла, но был восстановлен в кратчайшие сроки. Сейчас храм имеет статус Кафедрального собора, и является главной центральной церковью Новороссийской епархии.

История образования Свято-Вознесенского храма связана с городом Геленджиком, который был основан в 1831 г. как укрепление Черноморской береговой линии. Тогда же солдаты, будучи людьми набожными и богобоязненными, построили внутри укрепления молельный дом. Это была обычная турлучная, мазанная глиною, хата, с «неблагообразной и не соответствующей своему назначению» наружностью. Поэтому в 1839 г. под руководством прибывшего иеромонаха с двумя причётниками был построен деревянный храм с небольшой колокольней. В марте 1854 г. укрепление Геленджик, как и другие укрепления Черноморской береговой линии, было снято, а само укрепление, все дома в нём и церковь – сожжены.

Вновь возродился Геленджик в 1864 г., как одна из станиц Шапсугского пешего берегового батальона. В самые короткие сроки был восстановлен и храм, находящийся на небольшой церковной площади в центре поселения. Храм входил в 20-й благочинный округ Кавказской епархии и служил в нём всего один священник.

К началу ХХ в. деревянная церковь стала очень мала и неудобна, для выросшего населения Геленджика. 2 мая 1904 г. состоялся Геленджикский сельский сход, на котором обсудили вопрос о постройке новой каменной церкви. И весной 1905 г. Геледжикское общественное самоуправление сдало подряд на строительство храма. 6 мая 1909 г., накануне храмового праздника Вознесения Господнего, заново построенный храм освятил епископ Сухумский и Черноморский – Дмитрий. Первым настоятелем храма стал протоиерей Иоанн Судницин.

Само здание храма было построено в традициях русской классической церковной архитектуры – пятиглавый храм с центральным большим куполом и трехъярусной колокольней над западным приделом. Стены были выполнены из дикого камня и старинного кирпича.

Огонь войн и революций пронесся над Россией с 1914 г. Много пришлось перенести и храму. Он видел: и отправку под знамена русской армии запасных чинов, и возвращения раненых и искалеченных с войны, видел бойцов Таманской армии, солдат Белой армии, английских офицеров, лихие вылазки красно-зеленых партизан. Видел и чекистов в кожаных крутках, знал о творимых ими чёрных делах. За эти наполненные событиями годы храм дважды закрывали, отдав землю под учебные заведения.

Но в 1990 г. решением Горсовета и Горисполкома, храм Вознесения был возвращен верующим. А 23 мая 1993 г. Высокопреосвященным Исидором архиепископом Краснодарским и Кубанским было совершено освящение храма.

На сегодняшний день Свято-Вознесенский храм имеет статус Кафедрального собора. Здесь проходят службы и молебны. А на главные церковные праздники собираются многие жители курорта.

В г. Славянске-на-Кубани величественно возвышается Свято-Успенский собор. Возведение собора началось в 1907 г. Автором проекта храма был широко известный на Кубани архитектор Александр Петрович Косякин – сын кубанского офицера, старшего помощника атамана Кубанского казачьего войска. Он на протяжении всего периода строительства церкви вносил поправки и предложения в создание ее архитектурного облика. Продолжалось создание храма 3 года.

По словам старожилов станицы, в городе невозможно было заблудиться: сверкающие купола храма служили своеобразным ориентиром.

В первые годы советской власти храм использовался в качестве колхозного амбара для зерна. В Великую Отечественную войну его, как и множество других по всей стране, сильно разрушили. Более 60 процентов здания было уничтожено, внутреннее убранство церкви почти все утрачено, разграблено, потеряно безвозвратно. К концу 60-х гг. ХХ в. Свято-Успенский собор пребывал в запустении.

С 1970 г. настоятелем храма стал протоиерей Никита Гаврильчик. С неустанной энергией отец Никита вместе с прихожанами собирал средства на восстановление храма. Благодаря их усилиям, всем миром удалось в небольшие сроки превратить запущенную церковь в прекрасный храм. Сохранили и православную традицию украшения внутренних стен собора уникальной художественной росписью, наружные же стены просто чисто выбелили, придав краске нежную цветовую гамму. Внутреннее убранство собора просто поражает воображение: великолепнейший иконостас, росписи с сюжетами на библейские темы. Также рядом с основным зданием был построен крестильный храм Святого Праведного Иоанна Кронштадского и воскресная школа с библиотекой и действующим детским хором.

В настоящее время построен новый иконостас, приобретены колокола и произведена замена куполов. В Свято-Успенском храме проходят богослужения и христианские праздники, многолюдные службы.

В г. Тамани воздвигнут Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1792 г. императрица Екатерина II подписала указ о переселении Запорожской Сечи на Тамань, юго-восточный берег Азовского моря. Сразу по прибытии казаки начали строить укрепления, одновременно восстанавливали и копали колодцы, оборудовали для себя жильё и казармы. Главным для себя прибывшие в Тамань военные считали строительство церкви, посвящая её Покрову Пресвятой Богородицы, покровительницы казаков, чью икону черноморцы постоянно носили с собой, связывали с ней боевые успехи и другие достижения. Они твёрдо были уверены: сверкающий омофор (покров) Пресвятой Девы будет сиять над ними, защищая от врагов и невзгод.

Вскоре в Тамань прибыл войсковой судья А.А. Головатый. Это была особо выдающаяся личность того времени, с именем которой связано возведение храма Покрова Пресвятой Богородицы. Доподлинно известно, что А. Головатый сам «отмерял площадь строительства своими шагами». Много версий и легенд овевает строительство этого храма. До сего времени бытует ещё одна очень интересная версия-легенда. Пасший стадо пастух заметил в песке торчащий вверх стержень и привязал к нему животное. Находкой заинтересовались, а когда начали разгребать песок, обнаружили крест. При дальнейших раскопках выкопали церковь и древнюю ограду, за которой и располагается сейчас Свято-Покровская церковь. Немало старожилов до сих пор утверждают, что Свято-Покровский храм был «отрыт» из песка.

Свято-Покровская церковь долгое время была единственной в округе. Первым православным храмом на побережье полуострова. Сюда, несмотря на дальность расстояния, тянулись черноморцы, приезжали из дальних куреней. Было замечено: венчание в Покровской церкви приносит счастье в браке, выполнение церковных обрядов и треб проходит в одухотворённой благодати.

Первым настоятелем Свято-Покровского храма был протоиерей Павел Демешко. Уже в январе 1794 г. при церкви построили школу. Обучение грамоте передавалось преемственно, но при обязательном посредничестве духовного лица от казачества.

Свято-Покровский храм, хотя и подвергался текущему ремонту, ветшал, требовал капитального обустройства. Песчаные заносы переваливали за ограду церкви. Её очищали, вывозили песок подводами. В феврале 1854 г. общественность Тамани обратилась к атаману Я.Г. Кухаренко с прошением о постройке новой церкви. В 1890 г. на общественные средства Покровская церковь была отремонтирована. С трёх сторон вместо обветшалого навеса к церкви пристроили небольшие притворы[2].

Строительство новой церкви все же началось, и новый храм открыли в 1896 г. Это был прекрасный собор с позолоченными куполами. Высокое белокаменное строение зачаровывало великолепием. Собор на определённое время отвлёк на себя значительную часть горожан. Свято-Покровский храм, стойко перенёсший все невзгоды – песчаный плен, пожар – продолжал существовать второе столетье. Стены совсем обветшали, потрескались. Молитвенный зал почти опустел. Кубанское войско, состоявшее из людей набожных, выделило деньги на ремонт и реставрацию Таманской святыни. Это дело было поручено екатеринодарскому архитектору И.К. Мальгербу. Архитектор задался целью подчеркнуть первозданность казацкого храма, реставрировать его в том виде, каким храм был построен в 1793 г. Когда начались реставрационные работы, оказалось: стены настолько обветшали, что их пришлось разобрать до фундамента. Вот тогда, к удивлению присутствующих, выяснилось: фундамент не соответствовал стоящему на нём зданию, был очень древним. Из разобранных стен вынули камни древности, которые остались как памятники.

Продолжая историю Свято-Покровского храма нельзя не отметить, что и в послевоенные годы у храма также были свои невзгоды. Атеистическое мировоззрение уменьшило число прихожан. Перемена общественных формаций после 1990 г., обрушившиеся на народ непомерные трудности и, в то же время, снятие запретов на вероисповедание всколыхнули сердца людей. И, как часто бывает, люди вспомнили о Боге. Сейчас Свято-Покровский храм одна из старейших святынь Черноморского побережья.

На территории города-курорта Анапа расположен православный действующий Храм святого Онуфрия Великого (Свято-Онуфриевский храм), являющийся старейшим храмом на Кубани.

В ходе Русско-турецкой войны, а именно в 1828 г., Анапа была захвачена русскими войсками, и уже в 1829 г. в помещении бывшей анапской мечети устроили временную церковь, куда тут же потянулись все православные жители. Вскоре император Николай I повелел возвести храм в захваченном городе, чтобы укрепить русскую веру на этой земле.

Строительство его завершилось лишь к 1837 г., а сам храм был освящен в честь Онуфрия Великого и Петра Афонского – святых, в день церковной памяти которых (12 июня) русские войска заняли Анапу. Николай I первый лично присутствовал на молебне 23 сентября во время посещения города.

Во времена Крымской войны здание храма, как и большинство зданий Анапы, было полностью разрушено. Сам же город захватили турки, но уже на следующий год русские войска вновь, и уже окончательно, овладели Анапой, построив в одном из зданий Адагумского полка молитвенный дом. Долго находиться без должной церкви люди не могли, поэтому уже в 1871 г. началось строительство нового каменного храма, который был освящен 12 июня 1874 г.[3].

В 1930-е гг. Свято-Онуфриевская церковь была безбожно разорена большевиками, а само здание в 1936 г. было передано под краеведческий музей. Во время немецкой оккупации богослужения в храме были возобновлены, так как оставлять людей без помощи Божией в такие трудные времена было невозможно. Церковь действовала вплоть до 1964 г., после была закрыта властями. Тогда же были демонтированы купола и колокольня, а здание было передано в дар Дому пионеров и школьников.

Позже прихожане храма, организовав сбор средств, приобрели жилой дом на Гребенской улице, в котором устрили церковь, освященную во имя Онуфрия Великого. Люди ждали и уповали на то, что лучшие времена настанут, и храм вновь примет их в свои радушные объятья. Так и произошло в 1991 г., когда здание было возвращено православной общине.

Свято-Онуфриевский храм был вновь освящен 1 декабря того же года, сразу же возобновив богослужения, хотя восстановление внутреннего благоустройства закончилось только в конце 1990-х.

Свято-Михаило-Архангельский храм был основан в станице Крымской. Станица Крымская была образована в 1862 г. как одно из крепостных поселений Крымского полка. В том же году Кубанской епархией сюда был направлен священник – отец Иоанн Вербицкий, а через два года на месте бывших казарм Крымского полка заложили храм Архангела Михаила, строительство которого было окончено в 1868 г.

Почему храм в казачьей станице освятили в честь Архангела Михаила, объясняется просто. Архангелы – небесные учителя, которые наставляют людей, как им устраивать жизнь по законам Божиим. Архангелы участвуют в выборе жизненного пути человека и направляют его на единственно верную дорогу. Первый из верховных ангелов – Поборник Славы Божией Михаил. Именно он возглавляет воинство небесное в битве против темных сил, особенно почитаясь среди служивого народа. Поэтому, видимо, в казачьей станице, где большая часть населения – военные, храм было решено назвать именно так.

Старое здание удачно сочетало в себе черты древнерусских храмов с отдельными элементами, присущими византийскому зодчеству. Купола храма, в отличие от древнерусских луковичных, имели правильную полусферическую форму. Главным украшением храма являлась ажурная кладка стен с углублениями в виде крестов.

В юго-восточной части территории церкви было небольшое церковное кладбище. У стены, у самого алтаря, был похоронен князь Иван Романович Багратион. В звании полковника И.Р. Багратион командовал Северским драгунским полком. На скромную могилу возложили чугунную плиту с литой надписью: «Северский Адагумский Его Императорского Величества Наследника Цесаревича полк – бывшему своему командиру Князю Ивану Романовичу Багратиону, убитому непокорными горцами 7 июня 1860 года». После разрушения храма плита чудом сохранилась и много лет пролежала в подвале здания райисполкома. Сейчас же она хранится в краеведческом музее станицы Северской.

Революция, Гражданская и Великая Отечественная войны страшными кровавыми периодами отразились в трагической истории храма. Храм был вначале разграблен, закрыт для верующих, а после и вовсе уничтожен.

И только 21 июня 1991 г. был заложен первый камень нового, ныне действующего храма Архангела Михаила. В 2001 г. храм был освящен и начал свою новую жизнь. Церковь расположена на возвышенности и прекрасно вписывается в общую панораму города, полностью просматриваясь с трех сторон. В последние годы храм обновился росписью стен и потолков. Убранство храма создает особый молитвенный настрой. В нижнем ярусе располагается крестильный зал, работает воскресная школа, которую возглавляет регент Михайличенко Галина Александровна. Здесь ребята познают азы церковной грамоты, учатся писать иконы и петь на клиросе. Для прихожан всегда открыты двери православной библиотеки.

В 1901 году в г. Темрюке была построена Александро-Невская церковь. Это была пятиглавая церковь из кирпича с отдельной колокольней на столбах. Прошли годы. Волна революционных выступлений захлестнула Тамань. На площади у собора проводились первомайские митинги и демонстрации. Ведь рядом с ней располагался район Пески, где, в основном, жили бедные казаки, портовые грузчики, рабочие плантаций и рыбаки. Площадь в этом районе была центром, к тому же именно здесь поставлен первый в городе памятник жертвам белого террора и гражданской войны 1918 – 1920 гг.[4].

В 1938 г., когда по велению времени и в целях «борьбы с религией» собор в городе разрушали, площадь переименовали в Первомайскую.

1 июня 2005 г. на месте молитвенного дома, расположенного по ул. Таманской, началось строительство храма в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Спустя 2 года усилиями прихожан, жителей города и района храм был построен, и 25 ноября 2007 г. состоялось его освящение и первая Божественная литургия.

Сейчас на территории храма располагается ещё и административное здание, включающее в себя крестильный храм с купелью в виде Креста, освященный в честь праздника Крещения Господня, Богоявления, воскресную школу и благотворительную столовую.

12 мая 2013 г. Праздничную Божественную литургию в храме совершил епископ Новороссийский и Геленджикский. На сегодняшний день храм Александра Невского – главная святыня города и один из самых любимых храмов жителей Темрюкского района.

Таким образом, на территории Новороссийской епархии в течение XIX-XX вв. было возведено и отреставрировано множество храмов, что свидетельствует о росте духовных потребностей населения и укреплении позиций православия на данной территории.


[1] Выступление Путина В.В. на заседании Госсовета по вопросам культуры /Известия от 26.12.2006 / http://www.izvestia.ru/news/390480

[2] Беляев И. Русские миссии на окраинах. СПб., 1900.

[3] Беляев И. Русские миссии на окраинах. СПб., 1900.

[4] Виноградов Б.В. Специфика российской политики на Северном Кавказе в 1783-1816 гг. – Славянск-на-Кубани, 2005.  С. 63.



Предварительный просмотр:

Проект интегрированного урока ОПК и кубановедения учителя ОПК МБОУ СОШ №4 г-к Анапа

Оксаны Ивановны Егорушкиной-Миронцевой

Актуальность. Сегодня особую угрозу безопасности внутри страны, ее стабильному и поступательному развитию представляют размытые социальные, духовные, нравственные ориентиры жизнедеятельности общества, раскалывающие его на части, порождающие многочисленные политические и социокультурные конфликты, рост экстремизма, национализма, социальную апатию, пьянство и наркоманию.

Рассматривая современное общество, с уверенностью можно говорить об утрате социокультурным пространством когнитивной обоснованности, в силу того, что человек перестаёт понимать своё место в мире и утрачивает представление о  путях обретения этого места. Некогда вбиравший в себя все значения и смыслы, которыми руководствовались в своей жизни люди, символический универсум разрушается, а институты, легитимировавшие жизнь людей в традиционных обществах, в современной цивилизации лишаются своих функций и смысла. В результате всеобъемлющего процесса глобализации, государство теряет свой абсолютный статус. Что касается религии, то, несмотря на тягу современного общества к церкви, религия становится светской. Кризис семьи приводит к тому, что она утрачивает свою прежнюю функцию воспитания и передачи семейных традиций.

Вследствие вышеизложенного можно констатировать тот факт, что социальные институты, через которые прежде осуществлялось усвоение общих стандартов мышления и деятельности и которые предоставляли «Я» целостную идентичность, сегодня распадаются либо перестают играть свою прежнюю легитимирующую роль. Вследствие этого «Я» утрачивает целостную систему отсчета, в контексте которой оно осмысливало приоритеты и правила своей деятельности, а также нормы, в соответствии с которыми оно существовало.

Отсутствие целостной системы отсчета способствует формированию плюралистичного восприятия мира. В этом контексте представляет интерес высказывание Президента РФ Владимира Путина на заседании Госсовета, посвященного вопросам культуры, «идеологический вакуум, образовавшийся после крушения коммунистической идеологии, он заполняется, и он обязательно будет   заполнен   или   экстремизмом,   шовинизмом,   разрушающими   нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при активной нашей поддержке - гуманистическими, общечеловеческими ценностями».[1] Таким образом, на государственном уровне признается, что важность опоры на духовность человека.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что даже взрослому человеку со сформированным мировоззрением далеко не просто определить духовные ориентиры своего развития, что же тогда говорить о подрастающем поколении. Поэтому именно от школы, и в первую очередь, от педагогов зависит социализация подрастающего поколения не только в направлении знаниевого, но и духовного компонента.

Курс «Основы Православной культуры» в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя.

Северный Кавказ является одним из ключевых регионов России. В этом уникальном по сложности полиэтничном, поликультурном и поликонфессиональном социуме в последние десятилетия возросла роль религии и определилась тенденция «возрождения религиозности». Считаем, что при изучении курса «Основы Православной культуры» в Краснодарском крае востребованы интегрированные уроки, которые представляют собой особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Полагаем, что изучение «Основ Православной культуры» органично сочетается с учебной дисциплиной «Кубановедение».

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. История Краснодарского края также тесно связана с Православием. Это обстоятельство может кому-то не нравится, но не считаться с ним нельзя.

Краснодарский край – регион, где христианство получило достаточно широкое распространение среди многочисленных групп коренного населения в период с I – X вв.

По мнению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, веру Христову земля Кубанская познала во всей своей полноте.

С точки зрения митрополита Московского и Коломенского Макария, именно в нашем крае впервые прозвучала проповедь Евангелия еще в апостольские времена из уст Апостола Андрея Первозванного, а затем Евангелие распространилось и по всей России.

Главное место в системе церковных учреждений занимали монастыри. Они являлись центрами хозяйственной, политической и культурной жизни тех районов, где были расположены. На территории Кубанской области до 1917 года находилось более десяти монастырских организаций. По истории монастырей Черноморского побережья сохранилось мало материалов. Большая их часть хранилась в Республиканском архиве Абхазии и погибла в Сухуми при пожаре 22 октября 1992 года в результате грузино-абхазского вооруженного конфликта.

Интегрированный урок ОПК и «Кубановедения» на тему: «Храмы и монастыри Краснодарского края как центры христианской православной культуры».

Основными задачами современной школы являются подготовка обучающегося к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить всё это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность помогают межпредметные и интегрированные связи.

Использование межпредметных связей на уроках ОПК, кубановедения и истории позволяет сформировать у учащихся компетенцию переносить знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой. Но только интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на школьника, органично соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии субъекта образовательного процесса – ученика. Интеграция представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического, то есть гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе.

Таким образом, межпредметная интеграция сегодня уроков ОПК, кубановедения и истории – важнейший фактор развития образования. Использование межпредметных и интегральных связей в обучении помогают учителю сформировать у учащихся целостную картину мира.

Цель: формирование целостной картины мира учащихся через знакомство с духовной историей родного края.

Основные понятия: Христианская радость, Христианские добродетели: вера: надежда, любовь. Послушание. Нестяжание. Целомудрие. Умеренность. Дар. Талант. Монах. Монастырь. Устав. Обет. Духовная красота.

Форма урока: обзорная экскурсия

Ход урока.

Православные храмы всегда выполняли весьма важные функции в жизни христианской паствы. Являясь центрами духовной и культурной жизни, они идеологически объединяли население, вели просветительскую деятельность среди малограмотного народа, являлись убежищами в годы войн и потрясений. Изучение истории их возникновения помогает лучше понять специфику развития исследуемой епархии.

В самом начале ХХ в., в 1904 г., на городском кладбище г. Новороссийска появилась небольшая, но уютная и радующая прихожан Успенская церковь. Сейчас это главный храм города-героя – Свято-Успенский Кафедральный Собор. Комитет по его постройке, возглавляемый городским главой Михаилом Федотовичем Пенчул, был организован еще в 1899 г. Но из-за отсутствия денежных средств открытие храма постоянно откладывалось. Комитет неоднократно обращался с прошением в городскую Управу об оказании денежного пособия. Но и состояние городской казны, в то время, было таковым, что выделить какую-либо сумму из нее было совершенно невозможно. И все же к концу 1904 г., в ноябре, здание храма было достроено и оборудовано должным образом. Иконостас для него был изготовлен в Курской губернии. Колокольня была сооружена временная, небольшая, на деревянных столбах, крытая железом. На ней располагались 6 медных колоколов – большой, с изображением Спасителя, Богоматери и Святого Николая Чудотворца, второй был чуть меньше, с изображением Николая Чудотворца, Иоанна Крестителя и Богоматери, остальные 4 колокола были небольшие. Колокольня, собственно, «временной» так и осталась в течение долгих лет.

Поскольку в храме значилось два престола, соответственно было и два Алтаря – Главный и Малый. Иконостас Главного Алтаря был двухъярусным, деревянным с 14-ю иконами. Иконостас Малого Алтаря имел 15 икон. Всего в церкви было 222 иконы разного размера.   

Освящение Успенской церкви состоялось 20 февраля 1905 г. Совершал его приехавший накануне Преосвященный Арсений, Епископ Сухумский. Успенская (кладбищенская) церковь была приписана к Николаевскому Собору.

С 1912 г. Церковно-Приходской Совет Успенской церкви поднял вопрос о выделении ее в самостоятельный приход. Спустя 10 лет, члены Церковно-Приходского Совета Успенской церкви заключили договор с Черноморским Окружным отделом Управления о передаче верующим в бесплатное бессрочное пользование храма и двух сторожек.

4 августа 1938 г. секретарь Горсовета Богун ходатайствовал о закрытии церкви и передачи ее под культурно-просветительское учреждение. Его письмо было одобрено. Но было ли это сделано – неизвестно. Из-за отсутствия документов вплоть до 1943 г., историю храма описать невозможно. Из документов более позднего периода известно, что во время войны церковь функционировала – действовала по своему назначению. Церковь поддерживала прихожан, всячески стараясь поднять их моральный дух. Известно, что в 1943 г., во время пасхальной службы, Свято-Успенский собор подвергся бомбардировке. Но, не смотря на это, служба продолжалась даже тогда, когда по стенам храма били из гаубиц.

В 1943 г., после освобождения города, религиозная община Успенской церкви вновь ходатайствовала о своей регистрации и о передаче ей в пользование здания храма, сторожки, находящейся при нем, и культового имущества.

В 2011 г. Новороссийский Свято-Успенский собор сгорел дотла, но был восстановлен в кратчайшие сроки. Сейчас храм имеет статус Кафедрального собора, и является главной центральной церковью Новороссийской епархии.

История образования Свято-Вознесенского храма связана с городом Геленджиком, который был основан в 1831 г. как укрепление Черноморской береговой линии. Тогда же солдаты, будучи людьми набожными и богобоязненными, построили внутри укрепления молельный дом. Это была обычная турлучная, мазанная глиною, хата, с «неблагообразной и не соответствующей своему назначению» наружностью. Поэтому в 1839 г. под руководством прибывшего иеромонаха с двумя причётниками был построен деревянный храм с небольшой колокольней. В марте 1854 г. укрепление Геленджик, как и другие укрепления Черноморской береговой линии, было снято, а само укрепление, все дома в нём и церковь – сожжены.

Вновь возродился Геленджик в 1864 г., как одна из станиц Шапсугского пешего берегового батальона. В самые короткие сроки был восстановлен и храм, находящийся на небольшой церковной площади в центре поселения. Храм входил в 20-й благочинный округ Кавказской епархии и служил в нём всего один священник.

К началу ХХ в. деревянная церковь стала очень мала и неудобна, для выросшего населения Геленджика. 2 мая 1904 г. состоялся Геленджикский сельский сход, на котором обсудили вопрос о постройке новой каменной церкви. И весной 1905 г. Геледжикское общественное самоуправление сдало подряд на строительство храма. 6 мая 1909 г., накануне храмового праздника Вознесения Господнего, заново построенный храм освятил епископ Сухумский и Черноморский – Дмитрий. Первым настоятелем храма стал протоиерей Иоанн Судницин.

Само здание храма было построено в традициях русской классической церковной архитектуры – пятиглавый храм с центральным большим куполом и трехъярусной колокольней над западным приделом. Стены были выполнены из дикого камня и старинного кирпича.

Огонь войн и революций пронесся над Россией с 1914 г. Много пришлось перенести и храму. Он видел: и отправку под знамена русской армии запасных чинов, и возвращения раненых и искалеченных с войны, видел бойцов Таманской армии, солдат Белой армии, английских офицеров, лихие вылазки красно-зеленых партизан. Видел и чекистов в кожаных крутках, знал о творимых ими чёрных делах. За эти наполненные событиями годы храм дважды закрывали, отдав землю под учебные заведения.

Но в 1990 г. решением Горсовета и Горисполкома, храм Вознесения был возвращен верующим. А 23 мая 1993 г. Высокопреосвященным Исидором архиепископом Краснодарским и Кубанским было совершено освящение храма.

На сегодняшний день Свято-Вознесенский храм имеет статус Кафедрального собора. Здесь проходят службы и молебны. А на главные церковные праздники собираются многие жители курорта.

В г. Славянске-на-Кубани величественно возвышается Свято-Успенский собор. Возведение собора началось в 1907 г. Автором проекта храма был широко известный на Кубани архитектор Александр Петрович Косякин – сын кубанского офицера, старшего помощника атамана Кубанского казачьего войска. Он на протяжении всего периода строительства церкви вносил поправки и предложения в создание ее архитектурного облика. Продолжалось создание храма 3 года.

По словам старожилов станицы, в городе невозможно было заблудиться: сверкающие купола храма служили своеобразным ориентиром.

В первые годы советской власти храм использовался в качестве колхозного амбара для зерна. В Великую Отечественную войну его, как и множество других по всей стране, сильно разрушили. Более 60 процентов здания было уничтожено, внутреннее убранство церкви почти все утрачено, разграблено, потеряно безвозвратно. К концу 60-х гг. ХХ в. Свято-Успенский собор пребывал в запустении.

С 1970 г. настоятелем храма стал протоиерей Никита Гаврильчик. С неустанной энергией отец Никита вместе с прихожанами собирал средства на восстановление храма. Благодаря их усилиям, всем миром удалось в небольшие сроки превратить запущенную церковь в прекрасный храм. Сохранили и православную традицию украшения внутренних стен собора уникальной художественной росписью, наружные же стены просто чисто выбелили, придав краске нежную цветовую гамму. Внутреннее убранство собора просто поражает воображение: великолепнейший иконостас, росписи с сюжетами на библейские темы. Также рядом с основным зданием был построен крестильный храм Святого Праведного Иоанна Кронштадского и воскресная школа с библиотекой и действующим детским хором.

В настоящее время построен новый иконостас, приобретены колокола и произведена замена куполов. В Свято-Успенском храме проходят богослужения и христианские праздники, многолюдные службы.

В г. Тамани воздвигнут Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1792 г. императрица Екатерина II подписала указ о переселении Запорожской Сечи на Тамань, юго-восточный берег Азовского моря. Сразу по прибытии казаки начали строить укрепления, одновременно восстанавливали и копали колодцы, оборудовали для себя жильё и казармы. Главным для себя прибывшие в Тамань военные считали строительство церкви, посвящая её Покрову Пресвятой Богородицы, покровительницы казаков, чью икону черноморцы постоянно носили с собой, связывали с ней боевые успехи и другие достижения. Они твёрдо были уверены: сверкающий омофор (покров) Пресвятой Девы будет сиять над ними, защищая от врагов и невзгод.

Вскоре в Тамань прибыл войсковой судья А.А. Головатый. Это была особо выдающаяся личность того времени, с именем которой связано возведение храма Покрова Пресвятой Богородицы. Доподлинно известно, что А. Головатый сам «отмерял площадь строительства своими шагами». Много версий и легенд овевает строительство этого храма. До сего времени бытует ещё одна очень интересная версия-легенда. Пасший стадо пастух заметил в песке торчащий вверх стержень и привязал к нему животное. Находкой заинтересовались, а когда начали разгребать песок, обнаружили крест. При дальнейших раскопках выкопали церковь и древнюю ограду, за которой и располагается сейчас Свято-Покровская церковь. Немало старожилов до сих пор утверждают, что Свято-Покровский храм был «отрыт» из песка.

Свято-Покровская церковь долгое время была единственной в округе. Первым православным храмом на побережье полуострова. Сюда, несмотря на дальность расстояния, тянулись черноморцы, приезжали из дальних куреней. Было замечено: венчание в Покровской церкви приносит счастье в браке, выполнение церковных обрядов и треб проходит в одухотворённой благодати.

Первым настоятелем Свято-Покровского храма был протоиерей Павел Демешко. Уже в январе 1794 г. при церкви построили школу. Обучение грамоте передавалось преемственно, но при обязательном посредничестве духовного лица от казачества.

Свято-Покровский храм, хотя и подвергался текущему ремонту, ветшал, требовал капитального обустройства. Песчаные заносы переваливали за ограду церкви. Её очищали, вывозили песок подводами. В феврале 1854 г. общественность Тамани обратилась к атаману Я.Г. Кухаренко с прошением о постройке новой церкви. В 1890 г. на общественные средства Покровская церковь была отремонтирована. С трёх сторон вместо обветшалого навеса к церкви пристроили небольшие притворы[2].

Строительство новой церкви все же началось, и новый храм открыли в 1896 г. Это был прекрасный собор с позолоченными куполами. Высокое белокаменное строение зачаровывало великолепием. Собор на определённое время отвлёк на себя значительную часть горожан. Свято-Покровский храм, стойко перенёсший все невзгоды – песчаный плен, пожар – продолжал существовать второе столетье. Стены совсем обветшали, потрескались. Молитвенный зал почти опустел. Кубанское войско, состоявшее из людей набожных, выделило деньги на ремонт и реставрацию Таманской святыни. Это дело было поручено екатеринодарскому архитектору И.К. Мальгербу. Архитектор задался целью подчеркнуть первозданность казацкого храма, реставрировать его в том виде, каким храм был построен в 1793 г. Когда начались реставрационные работы, оказалось: стены настолько обветшали, что их пришлось разобрать до фундамента. Вот тогда, к удивлению присутствующих, выяснилось: фундамент не соответствовал стоящему на нём зданию, был очень древним. Из разобранных стен вынули камни древности, которые остались как памятники.

Продолжая историю Свято-Покровского храма нельзя не отметить, что и в послевоенные годы у храма также были свои невзгоды. Атеистическое мировоззрение уменьшило число прихожан. Перемена общественных формаций после 1990 г., обрушившиеся на народ непомерные трудности и, в то же время, снятие запретов на вероисповедание всколыхнули сердца людей. И, как часто бывает, люди вспомнили о Боге. Сейчас Свято-Покровский храм одна из старейших святынь Черноморского побережья.

На территории города-курорта Анапа расположен православный действующий Храм святого Онуфрия Великого (Свято-Онуфриевский храм), являющийся старейшим храмом на Кубани.

В ходе Русско-турецкой войны, а именно в 1828 г., Анапа была захвачена русскими войсками, и уже в 1829 г. в помещении бывшей анапской мечети устроили временную церковь, куда тут же потянулись все православные жители. Вскоре император Николай I повелел возвести храм в захваченном городе, чтобы укрепить русскую веру на этой земле.

Строительство его завершилось лишь к 1837 г., а сам храм был освящен в честь Онуфрия Великого и Петра Афонского – святых, в день церковной памяти которых (12 июня) русские войска заняли Анапу. Николай I первый лично присутствовал на молебне 23 сентября во время посещения города.

Во времена Крымской войны здание храма, как и большинство зданий Анапы, было полностью разрушено. Сам же город захватили турки, но уже на следующий год русские войска вновь, и уже окончательно, овладели Анапой, построив в одном из зданий Адагумского полка молитвенный дом. Долго находиться без должной церкви люди не могли, поэтому уже в 1871 г. началось строительство нового каменного храма, который был освящен 12 июня 1874 г.[3].

В 1930-е гг. Свято-Онуфриевская церковь была безбожно разорена большевиками, а само здание в 1936 г. было передано под краеведческий музей. Во время немецкой оккупации богослужения в храме были возобновлены, так как оставлять людей без помощи Божией в такие трудные времена было невозможно. Церковь действовала вплоть до 1964 г., после была закрыта властями. Тогда же были демонтированы купола и колокольня, а здание было передано в дар Дому пионеров и школьников.

Позже прихожане храма, организовав сбор средств, приобрели жилой дом на Гребенской улице, в котором устрили церковь, освященную во имя Онуфрия Великого. Люди ждали и уповали на то, что лучшие времена настанут, и храм вновь примет их в свои радушные объятья. Так и произошло в 1991 г., когда здание было возвращено православной общине.

Свято-Онуфриевский храм был вновь освящен 1 декабря того же года, сразу же возобновив богослужения, хотя восстановление внутреннего благоустройства закончилось только в конце 1990-х.

Свято-Михаило-Архангельский храм был основан в станице Крымской. Станица Крымская была образована в 1862 г. как одно из крепостных поселений Крымского полка. В том же году Кубанской епархией сюда был направлен священник – отец Иоанн Вербицкий, а через два года на месте бывших казарм Крымского полка заложили храм Архангела Михаила, строительство которого было окончено в 1868 г.

Почему храм в казачьей станице освятили в честь Архангела Михаила, объясняется просто. Архангелы – небесные учителя, которые наставляют людей, как им устраивать жизнь по законам Божиим. Архангелы участвуют в выборе жизненного пути человека и направляют его на единственно верную дорогу. Первый из верховных ангелов – Поборник Славы Божией Михаил. Именно он возглавляет воинство небесное в битве против темных сил, особенно почитаясь среди служивого народа. Поэтому, видимо, в казачьей станице, где большая часть населения – военные, храм было решено назвать именно так.

Старое здание удачно сочетало в себе черты древнерусских храмов с отдельными элементами, присущими византийскому зодчеству. Купола храма, в отличие от древнерусских луковичных, имели правильную полусферическую форму. Главным украшением храма являлась ажурная кладка стен с углублениями в виде крестов.

В юго-восточной части территории церкви было небольшое церковное кладбище. У стены, у самого алтаря, был похоронен князь Иван Романович Багратион. В звании полковника И.Р. Багратион командовал Северским драгунским полком. На скромную могилу возложили чугунную плиту с литой надписью: «Северский Адагумский Его Императорского Величества Наследника Цесаревича полк – бывшему своему командиру Князю Ивану Романовичу Багратиону, убитому непокорными горцами 7 июня 1860 года». После разрушения храма плита чудом сохранилась и много лет пролежала в подвале здания райисполкома. Сейчас же она хранится в краеведческом музее станицы Северской.

Революция, Гражданская и Великая Отечественная войны страшными кровавыми периодами отразились в трагической истории храма. Храм был вначале разграблен, закрыт для верующих, а после и вовсе уничтожен.

И только 21 июня 1991 г. был заложен первый камень нового, ныне действующего храма Архангела Михаила. В 2001 г. храм был освящен и начал свою новую жизнь. Церковь расположена на возвышенности и прекрасно вписывается в общую панораму города, полностью просматриваясь с трех сторон. В последние годы храм обновился росписью стен и потолков. Убранство храма создает особый молитвенный настрой. В нижнем ярусе располагается крестильный зал, работает воскресная школа, которую возглавляет регент Михайличенко Галина Александровна. Здесь ребята познают азы церковной грамоты, учатся писать иконы и петь на клиросе. Для прихожан всегда открыты двери православной библиотеки.

В 1901 году в г. Темрюке была построена Александро-Невская церковь. Это была пятиглавая церковь из кирпича с отдельной колокольней на столбах. Прошли годы. Волна революционных выступлений захлестнула Тамань. На площади у собора проводились первомайские митинги и демонстрации. Ведь рядом с ней располагался район Пески, где, в основном, жили бедные казаки, портовые грузчики, рабочие плантаций и рыбаки. Площадь в этом районе была центром, к тому же именно здесь поставлен первый в городе памятник жертвам белого террора и гражданской войны 1918 – 1920 гг.[4].

В 1938 г., когда по велению времени и в целях «борьбы с религией» собор в городе разрушали, площадь переименовали в Первомайскую.

1 июня 2005 г. на месте молитвенного дома, расположенного по ул. Таманской, началось строительство храма в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Спустя 2 года усилиями прихожан, жителей города и района храм был построен, и 25 ноября 2007 г. состоялось его освящение и первая Божественная литургия.

Сейчас на территории храма располагается ещё и административное здание, включающее в себя крестильный храм с купелью в виде Креста, освященный в честь праздника Крещения Господня, Богоявления, воскресную школу и благотворительную столовую.

12 мая 2013 г. Праздничную Божественную литургию в храме совершил епископ Новороссийский и Геленджикский. На сегодняшний день храм Александра Невского – главная святыня города и один из самых любимых храмов жителей Темрюкского района.

Таким образом, на территории Новороссийской епархии в течение XIX-XX вв. было возведено и отреставрировано множество храмов, что свидетельствует о росте духовных потребностей населения и укреплении позиций православия на данной территории.


[1] Выступление Путина В.В. на заседании Госсовета по вопросам культуры /Известия от 26.12.2006 / http://www.izvestia.ru/news/390480

[2] Беляев И. Русские миссии на окраинах. СПб., 1900.

[3] Беляев И. Русские миссии на окраинах. СПб., 1900.

[4] Виноградов Б.В. Специфика российской политики на Северном Кавказе в 1783-1816 гг. – Славянск-на-Кубани, 2005.  С. 63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Урок№5 по кубановедению для 6 класса по ФГОС Разработал учитель кубановедения: Орещенко Елена Александровна МБОУ СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко Краснодарский край г. Усть-Лабинск

Тема. природные объекты и памятники природы, истории и культурыПредметные задачи:- познакомить учащихся с классификацией и разнообразием природных объектов и памятников культуры Кубани, своей местност...

Бинарно – интегрированный урок (кубановедение + химия) по теме: «Рельеф и полезные ископаемые».

       Формирование метапредметных знаний и умений учащихся через деятельностный подход на примере изучения темы «Рельеф и полезные ископаемые»....

Интегрированный урок математика и кубановедение

Интегрированный урок по математике и кубановедению создаст условия  виртуально увидеть и понять хрупкость красоты нашего Краснодарского края, подчеркнуть актуальность темы в современном мире, зна...