Коррекция речи в игре.
план-конспект по теме

Щербатых Надежда Михайловна

Коррекционные игры на самоподготовке в младших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекция речи в игре.22.83 КБ

Предварительный просмотр:

        ГБ(О)С(К)ОУ  С(К)О школа – интернат v вида с. Дмитряшевка

  "Коррекция речи в игре"

     Открытое занятие в группе 2,4 класса.

                                      Подготовила и провела:    

                                       Щербатых Н.М.

 Воспитатель, высшая квалификационная категория.    

                                     

                                       

         

       Коррекция речи в игре.

Цель: создание благоприятных условий для закрепления навыков правильного звукопроизношения у воспитанников младших классов с ТНР в процессе игровой деятельности.

Задачи:

1)Образовательная: формирование и развитие фонематического восприятия, обогащение словарного запаса детей, формирование связной речи, активизация речевого общения.

2) Коррекционная: коррекция звукопроизносительной стороны речи, развитие наблюдательности, внимания, мышления, памяти.

3) Воспитательная: создание благоприятных условий для воспитания речевой культуры, доброго отношения в коллективе, создание условий для успеха в процессе общения со сверстниками и педагогом.

Оборудование: кроссворд, сюжетные и предметные картинки, карточки с рисунками на определённые темы, лото, карточки с буквами, мяч.

   

                         

                              Ход занятия.

  • Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовёт мне, какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Назвать первый месяц весны?

- Каким месяцем заканчивается весна?

- какое сегодня число?

- День недели?

- Какой день недели следует за четвергом?

Сегодня мы с вами поиграем. Игры, в которые мы сегодня будем играть, помогут нам расширить наш словарный запас, развить наблюдательность, внимание , мышление и память.

    2.Основная часть.

- Чтобы игра вносила не только коллективный, но и состязательный характер, для этого, предлагаю поделиться на две команды.

Название для своей команды придумайте сами.

1 задание «Отгадайте загадки».

1.Хоть не шляпа, а с полями,                  2.Чёрные, кривые,

   Не цветок, а с корешками.                        От рожденья все немые.                    

   Разговаривает с нами                                 А как встанут в ряд,

   Терпеливым языком.                                  Так сейчас заговорят.

                           (Книга.)                                                               (Буквы.)

2.Кроссворд.

Задание: разгадать кроссворд, чья команда быстрее это сделает, получает 2 очка.    

(Кроссворд нарисован на доске или на карточках. Все слова начинаются с буквы  А.)

1.Крупная птица.  (Аист.)

2.Исполнитель ролей в театре.  (Актёр.)

3.Приятный запах.   (Аромат.)

4.Не нужны мне провода,

    Могу ездить хоть куда:

    В школу, цирк и летний парк,

    Музей, театр и зоопарк.  (Автобус.)

3.Игра «Буква заблудилась».

- Ребята, эта игра учит различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивает внимание и находчивость. Сейчас я буду читать стихотворение Л.Шибаева, а вы внимательно слушайте все слова и там, где прозвучит ошибка, хором, произнесите правильное слово. Команды отвечают по очереди.

Неизвестно, как случилось,                                          

Только буква заблудилась:                                                                                  

Заскочила в чей – то дом                                                Тает снег, течёт ручей,

И хозяйничает в нём.                                                       На ветвях полно врачей

Но едва туда вошла,                                                          Мы собирали васильки -

Буква – озорница,                                                               На головах у нас щенки.

Очень странные дела                                                         Старый дедушка Пахом

Начали твориться.                                                                На козе скакал верхом.

Закричал охотник: «Ой!»                                                  Жучка будку не доела:

Двери гонятся за мной!».                                                  Неохота, надоело.

На виду у детворы                                                               На пожелтевшую листву

Крысу красят маляры.                                                         Роняет лев свою листву.

Куклу, выбросив из рук,                                                      Мама с бочками пошла

Маша мчится к маме:                                                           По дороге вдоль села.

- Там ползёт зелёный лук                                                 Миша дров не напилил

С длинными усами!                                                                 Печку кепками топил.

Говорят, один рыбак                                                                Синеет море перед нами,

В реке выловил башмак,                                                          Летают майки над волнами.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

 4.Игра «Пятёрки».

Описание. Команды получают карточки со словами и рисунками на определённые темы: «Растения», «Животный мир», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбираются по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих, отыскать карточки с нужными словами, чья команда быстрее это сделает, та и становится победителем. Темы можно объявить, когда карточки розданы. Но можно и не называть -  пусть дети догадаются сами. Игра будет труднее, но интереснее.

5. «Полслова за вами».

Ведущий (педагог) по очереди бросает мяч игрокам команд. При этом этом громко говорит половину какого – нибудь слова; тот кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например: мага – зин, теле – фон (телескоп, телеграмма, тележка, телеграф и т.д.) За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры.

Условия игры можно усложнить. Придумать с этими словами предложения.

6.Игра «Два круга».

Две команды строят два круга – внешний и внутренний. Дети из внешнего руга стоят, а из внешнего идут вместе с ведущим (педагогом) и приговаривают:»Мы по кругу идём и с собою берём… сладкое». Игроки первого круга должны быстро назвать что – то сладкое, например, сахар. Игра продолжается (…с собою берём мягкое, жидкое, горькое, твёрдое и т.д.) Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.

7.Игра «придумываем рассказ».

Педагог читает предложения, дети вставляют подлежащие, сказуемое, прил. И др. пояснительные слова.

Апрель – месяц первых цветов и последнего… (чего?) снега, пора вешнего солнца и вешней… (чего?) воды. Ночью заморозит, днём… (что сделает?) распустит. То солнце, то дождь, а то вдруг и… (что?) снег!

Под снегом журчит… (что?) вода, через болото не пройти, вода… (где?) на полях, дождь… (что делает?) моросит – апрель – водолей!

В апреле весна всё переделывает на свой лад. Каждый день новости. Каждый день новые звуки, новые краски, новые…(что?) запахи.

                                                                                                         Н.Сладков.

8.Распространение предложений.

Садовник поливает …(Что? Где? Когда? Зачем?).

Педагог обращает внимание на правильное построение предложений.

9. «Я был в цирке…»

Карточки с буквами. Игроки берут их по очереди.

1 –ый: «Я был в цирке и видел….

Он должен назвать кого – нибудь, начинающегося с буквы на его карточке.

Варианты: «Я был на море…» , «Я был в лесу…» и т.д.

10. Игра «Снежный ком».

Игроки по очереди от каждой команды добавляют к предложенному началу фразы.

Вариант 1. «Собираемся в дорогу».

Ведущий: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан….»

Ребёнок повторяет фразу и добавляет своё слово «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло».

Следующий игрок: «……….. мыло и зубную пасту и т.д.»

Варианты: «Мы собираемся в лес».

                       «Ждём гостей». И т.д.

4.Итог занятия.

- Вам понравилось играть? Сегодня вы все большие молодцы! Вы активно и дружно играли, проявили находчивость, смекалку, пополнили свой словарь новыми словами. Сейчас жюри подведёт итоги и огласит победителей, а в  следующий раз мы поиграем в новые игры, которые помогут нам говорить правильно и красиво!

                         

                          Литература.

1.Н.А.Касаткина  «Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня».    Волгоград: Учитель ,2005г.

2.редактор – Е.М.Васильева, доцент кафедры психологии ЛГПУ  «Развитие мышления и речи младших школьников».  Липецк,2001г.

3.С.А.Шмаков «Игры – потехи, забавы утехи». Липецк «Ориус», 1999г.

4.С.А.шмаков «Её величество – игра». Москва,2002г.

5.Н.П.Мещерякова, Л.К.Жуковская, Е.Б.Терешкова «Коррекция речевых и неречевых расстройств у детей. Диагностика. Упражнения. Занятия. Игры».

Волгоград, издательство «Учитель», 2010г.

6.Р.И.лалаева,л.В.Венедиктова «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников».  Санкт – Петербург, Издательство «Союз»

7.В.В.Волина «Праздник Букваря». Москва: Аст – Пресс,1998г.

8.Научно – методический журнал «Классный руководитель»№2 1998г.

9.Н.И.Сладков «Лесной календарь». «Книги Искателя».Москва,2007 г.

10.О.Е.Жиренко «Праздник - ожидаемое чудо!» Москва: «Вако», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в формировании связной речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лекс...

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

Методическая разработка«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»...

Педагогический проект «Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей от 4-х до 7-и лет с тяжелыми нарушениями речи» (соавтор)

      Основой обучения и воспитания детей с ТНР является создание особых условий для коррекционно-развивающей работы. Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит задач...

Конспект подгруппового занятия по коррекции недостатков лексико-грамматической стороны речи «Мы играем в театр"

Конспект подгруппового занятия по коррекции недостатков лексико-грамматической стороны речи «Мы играем в театр"...

План по самообразованию по теме: "Коррекция речи детей подготовительной группы средствами игровой технологии "Паровозик из Игро-ленда"

Цель: повысить свой профессиональный уровень.Задачи:1.     Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного ...